Святой Диомид: житие и икона мученика, почитание и тексты молитв

Святой Диомид был родом из города Тарса Киликийского, по занятию он был врачом, верою же – христианин, и врачевал он не только тела, но и души людские.

Cвятой Диомид входит в число тех святых, которые призываются на каждом богослужении при освящении елея. Связано такое особое почитание святого Диомида с тем, что по церковной традиции он входит в число врачей бессребреников, которые в своей земной жизни, исцеляя людей, врачевали не только тело, но и души к ним обращавшихся.

Святой Диомид: житие и икона мученика, почитание и тексты молитв

Святой Диомид. Фреска.(Изображение с сайта mospat.ru)

Местом рождения святого Диомида является город Тарс Киликийский (сейчас это город Тарсус в Турции. В этом же городе когда-то рожден был и один из двенадцати призванных к особому служению апостолов – Павел). В Тарсе Диомид получил образование врача и в нем же стал исповедником учения Христова.

Известно, что лечил своих пациентов Диомид бесплатно, при этом исцелял не только с помощью лекарств, но в большинстве случаев – лишь призыванием в молитвах цельбоносного и всесильного имени Господнего и наложением на больного исцеляющего душу и тела честного крестного знамения, восставляющего даже обреченных больных.

Богом было назначено святому Диомиду не только стать известным в городе Тарсе, но и быть прославленному в лике святых Божиих.

Поэтому промыслом Божиим, по примеру апостола Павла, святой Диомид, покинув Тарсу, отправился с проповедью Христа в великое путешествие, посещая разные города, и везде нес свой крест, дарованный Господом, исцеляя страждущих и проповедуя своим лечением имя Христово.

Не стало препятствием для святого Диомида и то, что в Малой Азии в это время императором Диоклетианом воздвигались гонения на христиан.

Схвачен святой был в городе Никее (сейчас это город Изник в Турции) по приказу Диоклетиана, прослышавшего о многих чудесах и исцелениях, творимых Диомидом, и о том, что этим приводил святой многих людей к вере во Иисуса Христа. Специально отправленными для этого воинами Диомид был схвачен в Никее. Для суда над ним повезли его схватившие слуги в Никомидию (сейчас это город Измит в Турции) – близ Константинополя.

Но по промыслу Божию, святому Диомиду не довелось достигнуть суда языческого: по дороге во время одной из остановок после свершения молитвы Господь забрал к Себе душу его. Испугавшись произошедшего, воины императора решили отсечь голову святого, чтобы представить ее в доказательство императору о том, что исполнили порученное.

Однако сразу после того, как отсекли они голову уже мертвому святому Диомиду, оба ослепли. Приведены к императору ослепшие воины с головой святого Диомида были другими воинами. Когда императору ослепшие воины показали главу святого, то Диоклетиан приказал немедленно отправиться к месту расправы и приложить голову к телу Диомида.

Как только приказанное было исполнено, и голова святого была приложена к телу его, воины прозрели и уверовали в Господа Иисуса Христа.

Святой Диомид: житие и икона мученика, почитание и тексты молитв

Орест Тианский и Диомид Тарсянин, мч. целители. Фреска(Изображение с сайта www.ruicon.ru)

Несмотря на то, что святой Диомид так и не был мучим Диоклетианом, Церковь почитает его святым мучеником, потому что несением своего креста – проповеди Христа – не убоялся святой мучений, ожидающих его. 

Прославляя святого Диомида в службе, посвященной ему, святая Церковь называет целителя непобедимым страстотерпцем, хранителем тайн действия благодати Божией, устроившем свой путь ко Господу ученическим подвигом.

Призывают Христова воина Диомида христиане в болезнях тела, с просьбой об исцелении души и тела, в нуждах, связанных с воздействием природных сил: землетрясений, паводков, огня, в прекращении междоусобных браней и при нашествии иноплеменников.

Молитвами святого Диомида даруются Господом призывающим имя святого мир в помыслах, духовные силы на воздержание от различных пагубных страстей, одержащих страждущих, и от всякой скверны.

Получают исцеление тела по молитвам ко святому люди, решившиеся на благочестивую жизнь в дальнейшем, желающие с верой и усердием достичь блаженства вечной жизни, обещанной Господом всякому соблюдающему заповеди Божии, через даруемую без меры Божию благодать.

Темы: житие , святой , святые целители , целитель

В начало страницы.

Молитва Святой наталии никомидийской

Святой Диомид: житие и икона мученика, почитание и тексты молитв

Наталья, что в переводе с латыни означает «родная», – одно из самых популярных в России и в мире русских имен. Для каждой девочки, девушки, женщины, носящей это имя, икона «Наталья» станет хранительницей, защитницей и поразительным примером верности своей вере и своему мужу. Замечательным подарком станет такая икона для Натальи-новорожденной. Чем же спустя столько веков продолжает привлекать нас эта святая мученица?

День памяти великомучеников Адриана и Натальи 26 августа (8 сентября).

Подвиг святой Натальи

Святая Наталья не подвергалась пыткам, не была казнена, но ее бескровное мученичество заставляет испытывать перед этой удивительной женщиной настоящее преклонение. Ее подвиг относится к временам императора Галерия (293-311 годы). Оставалось не так много лет до эдикта императора Константина Великого о веротерпимости, но при Галерии гонения на христиан продолжались.

Прибыв в Никомидию, он потребовал от христиан жертвоприношений языческим богам, в противном случае их обрекали на смерть. Священные книги и христианские храмы сжигали, поэтому неудивительно, что многие христиане утаивали свое вероисповедание. Наталья, жена высокопоставленного римского чиновника Адриана, поступила так же, не открывшись даже своему мужу.

Адриана поразило, на какие муки готовы были пойти христиане ради своего Спасителя. Он много беседовал с ними и в конце концов уверовал и сам. Адриан не стал скрывать свое обращение, и тут же был брошен в темницу. Так из высокопоставленного чиновника он в мгновение ока превратился в обреченного на мучения христианина.

Когда Наталье стало известно об обращении ее мужа в Истинную Веру, ее душа исполнилась ликования. Она тут же пришла в темницу и поведала Адриану, что теперь они одной веры.

Муж ее после пыток был в ужасном состоянии, с перебитыми ногами, и Наталья осталась, чтобы ухаживать за ним.

Помогала она и другим единоверцам, выносившим нечеловеческие пытки, но остававшимся стойкими в вере, омывая их раны, принося им еду и молясь вместе с ними.

Трудно представить себе душевное состояние этой женщины, которая терпела неимоверную боль, только не физическую, а душевную. Когда мучения ее мужа закончились казнью, Наталья очень боялась, что ее могут заставить снова выйти замуж, ведь она была не только молода и красива, но и очень богата.

О том, как скончалась святая Наталья, существуют две версии. Согласно одной, она умерла на могиле мужа через три дня после казни; согласно другой, бежала в Византию, где вскоре скончалась. Нередко эти никомидийские мученики изображаются вместе на иконе Адриана и Наталии, и их совместное празднование установлено в один день.

Описание иконы

Когда смотришь на православную икону «Святая Наталия», то она поражает трагическим и, вместе с тем, непреклонным взглядом великомученицы. Обычно ее изображают в темно-красном одеянии, с крестом в правой руке и свитком с молитвой в левой. Иногда в левой руке она держит платок, символизирующий ее преданный уход за мужем.

Значение иконы святой Натальи

Значение иконы великомученицы Натальи заключается в том, что она служит вечным напоминанием о верности – верности своей вере и своему супругу. Она была с ним «в горе и в радости», но даже смерть не смогла их разлучить, ведь их поддерживала вера в Единого Бога, и только благодаря этой вере великомученица смогла вынести душевные пытки, когда муж переносил пытки физические.

Икона святой Натальи напоминает о том, что супружество – это не только общая постель и общее хозяйство, но и глубочайшее единение в вере, в мыслях и поступках, поддержка друг друга в самых безвыходных ситуациях.

В чем помогает икона святой Натальи

Святая Наталья явила пример беззаветной супружеской преданности и преданности Истинной Вере, поэтому к ней обращают молитвы о крепости в вере, о стойкости перед лицом несправедливых обвинений.

Она помогает молодым парам не только создать крепкий союз, но и сохранять в семейной жизни взаимную любовь, взаимопонимание и верность.

Если на пути карьерного роста возникли препятствия, молитва святой Наталье тоже может помочь.

Молитва иконе

О, святая угоднича Божия Наталия, подвигом добрым подвизався на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.

Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитвы святым мученикам Адриану и Наталии

В Библейской истории приведено немало историй, когда христианам приходилось идти на мученическую смерть и страдания во имя постулатов своей веры. Многие годы общины христиан на территории римской империи были вынуждены скрываться от властей, сохраняя Библейские заповеди.

Читайте так же:  Молитва на притягивание клиентов

Не избежали печальной участи и молодые супруги, Наталия и Адриан, жившие в начале 4-го столетия после Рождества Христова в Малой Азии. Через год после свадьбы на их долю выпала печальная судьба. Читая молитву мученикам Адриану и Наталии, мы все должны помнить историю их крепкой любви и смерти во имя веры.

Житие Наталии и Адриана

Наталия была тайной христианкой, а супруг её, Адриан, язычником, причем, он служил чиновником при самом императоре Максимиане. В один из дней римские солдаты обнаружили пещеру, где скрывались 23 христианина.

Их долго пытали и истязали, добиваясь того, чтобы они отказались от христианской веры и вернулись в язычество.

Записывал их имена 28–летний начальник палаты Адриан, который был поражен стойкостью и преданностью своей вере заключенных.

Поинтересовавшись у них, что ждут они от Бога своего за такие нечеловеческие страдания, он услышал ответ, который коренным образом изменил его взгляды: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Пораженный в самое сердце стойкостью мучеников и их преданностью христианскому Богу, Адриан принял решение разделить с ними участь и объявил себя христианином. Приняв нечеловеческие муки с истязуемыми, уверовав в Бога, он был казнен на городской площади.

Читайте также:  Пророк Захария: житие святого и в чем помогает икона, тексты молитв

Его супруга, Наталия до последнего его вдоха поддерживала его, укрепляла в вере, надеясь, что он не отречется от избранной веры. Когда палачи сжигали тела казненных, внезапно налетела гроза, затушив пламя печи, а некоторые стражники погибли от удара молнии.

Наталия скончалась на могиле своего любимого супруга через некоторое время.

Супруги были причислены к лику святых, ибо Адриан пострадал за веру, а жена его – за сострадание к мужу и целеустремленность в пути, который они избрали.

В чем помогают молитвы мученикам Наталии и Адриану?

Вознося молитву Наталии и Адриану, верующие поклоняются их супружеской вере и единению. Ведь любовь в семье – это пример верности Христу, и жить надо, уважая друг друга, разделяя взгляды и преданность вере. Именно это и доказали своим примером святые мученики Наталия и Адриан Никомидийские.

День памяти отмечается 8 сентября.

Читая слова молитвы Адриану и Наталье о любви, многие верующие просят сохранить мир и согласие в своей семье.

Можно просить перед иконой с изображением святых и о том, чтобы они помогли обратить свою вторую половину к вере Христа. Молятся им и о счастье в семейной жизни, о согласии между супругами. Молодожёны просят у иконы помощи в создании новой семьи и о скорой женитьбе.

Молитва к мученикам Адриану и Наталии

О священная двоице, святии мученицы Христовы Адриане и Наталие, блаженнии супрузи и доблии страдальцы! Услышите нас, молящихся вам со слезами, и низпослите на ны вся благопотребная душам и телесем нашим, и молите Христа Бога, да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей, да не погибнем во гресех наших.

Ей, святии мученицы! Приимите глас моления нашего, и избавите ны молитвами вашими от глада, губителъства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от внезапныя смерти и от всех бед, печалей и болезней, да присно вашими молитвами и предстательством укрепляеми, прославим Господа Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, святи́и му́ченицы Адриа́не и Ната́лие! Услы́шите нас, раб Бо́жиих (имена), в час сей к вам моля́щихся: помоли́теся о нас Влады́це Христу́ Бо́гу, мно́го бо дерзнове́ние к Нему́ стяжа́ли есте́, и́скреннии моле́бницы о нас су́ще. Умоли́те Го́спода отпусти́ти на́ша грехи́ и Небе́снаго Ца́рствия сподо́бити нас, да ку́пно с ва́ми просла́вим великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва святой Наталии

О, святая угоднича Божия Наталия, подвигом добрым подвизався на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.

Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь и кондак мученикам Адриану и Наталии Никомидийским

Тропарь, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 3

Бога́тство неиждиву́щее вмени́л еси́/ ве́ру спасе́нную, треблаже́нне,/ оста́вль оте́ческое нече́стие/ и Влады́ки стопа́ми ше́ствуя,/ Боже́ственными дарова́нии обогати́лся еси́,/ Адриа́не сла́вне;/ Христа́ Бо́га моли́// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Му́ченик возсия́ Боже́ственная па́мять/ и земны́я озари́ вся концы́ све́тло, с весе́лием зову́щих:// Ты еси́ му́чеников, Христе́, ра́дование.

Ин кондак, глас 4

Жены́ Богому́дрыя Боже́ственная словеса́ в се́рдце положи́в,/ Адриа́не, му́чениче Христо́в, к муче́нием усе́рдно устреми́лся еси́,// с супру́гою вене́ц прие́мь.

Молитвы мученикам Адриану и Наталии

Тропарь, глас 4 *

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Читайте так же:  Матронушка анемнясевская молитва

Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак, глас 4 *

Му́ченик возсия́ Боже́ственная па́мять/ и земны́я озари́ вся концы́ све́тло, с весе́лием зову́щих:// Ты еси́ му́чеников, Христе́, ра́дование.

Перевод: Воссияла священная память мучеников и ярко озарила все концы земли для всех, торжественно взывающих: «Христос, Ты радость мучеников».

Молитва 1-я *

О, свяще́нная дво́ице, святи́и му́ченицы Христо́ви, Адриа́не и Ната́лие, блаже́ннии супру́зи и до́блии страда́льцы! Услы́шите нас, моля́щихся вам со слеза́ми, и низпосли́те на ны вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим, и моли́те Христа́ Бо́га, да поми́лует нас и сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й, да не поги́бнем во гресе́х на́ших. Ей, святи́и му́ченицы, приими́те глас моле́ния на́шего и изба́вите ны моли́твами ва́шими от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, гра́да, меча́, на́шествия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от напра́сныя сме́рти и от всех бед, печа́лей и боле́зней, да вы́ну, ва́шими моли́твами и предста́тельством укрепля́емии, просла́вим Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая Сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, во ве́ки веков. Ами́нь.

Молитва 2-я

О, святи́и му́ченицы Адриа́не и Ната́лие! Услы́шите нас, раб Бо́жиих (имена), в час сей к вам моля́щихся: помоли́теся о нас Влады́це Христу́ Бо́гу, мно́го бо дерзнове́ние к Нему́ стяжа́ли есте́, и́скреннии моле́бницы о нас су́ще. Умоли́те Го́спода отпусти́ти на́ша грехи́ и Небе́снаго Ца́рствия сподо́бити нас, да ку́пно с ва́ми просла́вим великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 3-я

О, многострада́льные и всехва́льнии му́ченицы Христо́вы Адриа́не и Ната́лие! К ва́шему всеми́лостивому заступле́нию ны́не прибега́ю аз, недосто́йный (имя).

Умоли́те великодарови́таго Бо́га, да воздви́гнет нас из глубины́ грехо́вныя, просвети́т наш ум, прекрати́т за́висть, вражду́ и раздо́ры, в нас живу́щие.

Да ниспосле́т раба́м Бо́жиим (имена) супру́жеский мир и согла́сие и да огради́т ополче́нием святы́х Свои́х А́нгелов от ко́зней лука́ваго. Ами́нь.

Краткое житие

День памяти 26 августа/8 сентября

Когда св. Адриана взяли на мучения за исповедание христианской веры, его жена Наталья убеждала супруга сохранять твердость. После же мученической кончины супруга она сохраняла верность ему, отвергая все предложения и понуждения к новому супружеству. Почитаются как помощники в благочестивом христианском супружестве, молитвенники о верности и согласии между мужем и женой.

Православные молитвы ☦

3 сильных молитвы святым мученикам Адриану и Наталии

Нервность: её духовные причины и проявления

На всех путях жизни, во всех скорбях и болезнях, в радости и в горе, во всякое время и на всяком месте, христиане молятся ко Господу, к Пречистой Его Матери – усердной Заступнице рода христианского, святым ангелам и человекам, которых мы называем угодниками Божиими, то есть тех, кто жизнью, подвигами, добродетелями или страданиями угодил Богу.

Промыслу Божиему было угодно наделять святых дарами разнообразной помощи людям, в том числе и исцелять недуги, врачевать немощи и страсти, примирять враждующих, умирять нашу жизнь.

Читая жития святых, порой можно заметить некоторое сходство их земной жизни, подвигов или страданий с теми чудесами, той благодатной помощью, которая совершается по их благомощному ходатайству ко Господу за нас, нашего ради спасения. Этот благодатный дар исцелять душевные и телесные недуги некоторые святые получали от Владыки Вседержителя еще на земле, иные – в Царствии Небесном.

Издревле русские люди шли к мощам преподобного Сергия Радонежского, молились у чудотворных икон Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского – да и перечислить ли всех угодников Божиих, к кому обращался страждущий люд за целебной помощью и не был оставлен без оной.

От всех недугов молятся святому великомученику и целителю Пантелеимону; вообще в болезнях – святителю Спиридону чудотворцу, епископу Тримифунтскому, преподобному Пимену многоболезненному, мученику Диомиду врачу, бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским, бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, мученикам Фотию и Аниките, Фалалею и Трифону.

Все святые, молите Бога о нас!

Молитва об исцелении святым врачам великомученику Пантелеимону, мученикам Косме и Дамиану, Киру и Иоанну, священномученику Ермолаю, мученикам Диомиду, Фотию и Аниките

О великие Христовы угодницы и чудотворцы Пантелеимоне, Космо и Дамиане, Кире и Иоанне, Ермолае, Диомиде, Фотие и Аникито! Услышите нас, вам молящихся (имена). Вы весте наши скорби и недуги, слышите воздыхания множества к вам притекающих. Сего ради к вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам нашим, зовем: не оставляйте нас вашим у Бога ходатайством.

Мы присно заблуждаем от пути спасения, руководите нас, милостивые наставницы. Мы немощны есмы в вере, утвердите нас, правоверия учители. Мы зело убози сотворихомся добрых дел, обогатите нас, благосердия сокровища. Мы присно наветуеми есмы от враг видимых и невидимых и озлобляеми, помозите нам, безпомощных заступницы.

Гнев праведный, движимый на ны за беззакония наша, отвратите от нас вашим ходатайством у престола Судии Бога, Емуже вы предстоите на небеси, святые праведницы. Услышите, молим вас, велиции Христовы угодницы, вас с верою призывающия и испросите молитвами вашими у Отца Небеснаго всем нам прощение грехов наших и от бед избавление.

Вы бо помощницы, заступницы и молитвенницы, и о вас славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Архангел гавриил: наиболее почитаемые иконы святого, молитвы и в чем помогает

Читать

Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы

Предисловие

Что такое Православие? Что такое Церковь? Что такое вера? Многие люди в наше время задаются этими вопросами. За десятилетия официального атеизма нарушилась вековая традиция передачи религиозного знания и духовного опыта в нашем народе.

Многие люди, которые сегодня хотят приобщиться к вере, стать частью Церкви, этого единого живого организма, не имеют достаточной духовной основы, не имеют необходимых навыков и даже зачастую плохо представляют себе традиции и обряды Православия.

От этого незнания и неумения рождаются предрассудки, суеверия, неверные толкования вероучения и церковной жизни.

В другом случае, напротив, люди погружаются в теоретическое изучение основ Православия, отметаясь от практического, молитвенного и духовного опыта веры.

Как сказано в книге Георгия Чистякова «Размышления с Евангелием в руках»: «Так рождается христианство ума или православные идеи, иными словами, православная не вера, а идеология».

Человеку необходима жизнь души, постоянная внутренняя работа, труд, делание. Однако нельзя обходиться и без знания основ вероучения – знания того, во что ты веришь.

Многие говорят: я верю в душе, зачем мне ходить в церковь? Бог даст мне то, что мне нужно, подарит мне Свое знание и благословение. Но не нужно забывать, что Господь ждет наших шагов к Себе.

В притче про блудного сына Отец, олицетворяющий Бога, стоял и ждал раскаявшегося грешника, но тот встретился с Отцом только тогда, когда сам раскаялся и вернулся домой.

Один священник сказал: «Я не могу считать себя православным человеком?»

Другими словами, как я могу не знать и не прочувствовать то, во что верю?

Не многие знают и вполне понимают, что духовная жизнь невозможна без Церкви и ее Таинств. И это не новая мысль. Таинства установлены Самим Господом Иисусом Христом. И только в них и через них осуществляется переход от Бога к человеку Божественной благодати.

Все правила, обряды, которые есть в церковной жизни, не случайны. Каждое движение священника на службе имеет свой смысл. И если мы хотя бы постараемся немного узнать о вере, поклоны, молитвы, песнопения, требования к внешнему виду и т. д.

 – все станет не пустой традицией и обрядом, а осознанным поведением по отношению к Богу. Тогда станет очевидным, например, что посещение каждого воскресного богослужения – это исполнение заповеди, данной еще в Ветхом Завете, о седьмом дне, который человек должен отдать Богу.

А вечернее богослужение накануне – это неотъемлемая часть воскресной службы, и раньше они были едины.

  • Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:
  • 1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;
  • 2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца;
  • 3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла.

Лунно-солнечный календарь лежит в основе христианской пасхалии (системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год). Зависимые от

Пасхи праздники и покаянные дни (это Пасхальный цикл) фиксируются у нас по календарю, который именуется подвижным (потому что его дни передвигаются каждый год по числам месяца). Еще он называется триодным, потому что богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим названием Триодь.

Календарь, по-другому называется месяцесловом. Месяцеслов, или святцы, – церковный календарь с указанием памятей святых и круга церковных праздников. Месяцеслов содержит только неподвижные праздники годового богослужебного круга.

Целью нашего календаря, собственно, является описание каждого дня года. Чем знаменателен тот или иной день: память каких святых празднуется данного числа, какой отмечается великий, двунадесятый или иной праздник и т. д. Месяцеслов может содержать также указания на особенности богослужения в тот или иной день.

В описание каждого дня входит: дата – по новому стилю и в скобках по старому; перечень святых, а также указание праздника и празднования иконе Божией Матери – если они есть в этот день.

Например:

3 июня (21 мая ст. ст.)

Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327).

Владимирской иконы Божией Матери (1521)…

В некоторых случаях курсивом обозначены евангельские чтения, которые принято читать на службе в память того или иного праздника или святого:

Богородицы: Флп., 240 зач., II, 511. Лк., 54 зач., X, 3842; XI, 27—28.

В дни непереходящих праздников (дата которых каждый год не меняется) и особо почитаемых святых дано описание события праздника или жизни Божьего угодника.

Например, 19 января (6 января ст. ст.) – Святое Богоявление. Крещение Господне. А 2 мая (19 апреля ст. ст.) совершается память блаженной Матроны Московской.

В праздничные дни также приводятся молитвы (тропари, кондаки), посвященные празднику, иконе или святому.

Сокращения, принятые в церковных календарях

  1. Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы.
  2. Пример:
  3. св. – святой,

свв. – святые.

  • ап. – апостол
  • апп. – апостолы
  • архиеп. – архиепископ
  • архиепп. – архиепископы
  • архим. – архимандрит
  • архимм. – архимандриты
  • бесср. – бессребреник, бессребреники
  • блгв. – благоверный (благоверная)
  • блгвв. – благоверные
  • блж. – блаженная, блаженный
  • блжж. – блаженные
  • вел. – великий, великая
  • вмц. – великомученица
  • вмцц. – великомученицы
  • вмч. – великомученик
  • вмчч. – великомученики
  • диак. – диакон
  • ев. – евангелист
  • еп. – епископ
  • епп. – епископы
  • игум. – игумен
  • иером. – иеромонах
  • иеросхим. – иеросхимонах
  • имп. – император
  • исп. – исповедник, исповедница
  • кн. – князь
  • кнн. – князья
  • кнг. – княгиня
  • кнж. – княжна
  • митр. – митрополит
  • митрр. – митрополиты
  • мч. – мученик
  • мчч. – мученики
  • мц. – мученица
  • мцц. – мученицы

новмч. (новомуч.) – новомученик

  1. новосвщмч. – новосвященномученик
  2. патр. – патриарх
  3. патрр. – патриархи
  4. прав. – праведный
  5. правв. – праведные
  6. пресвит. – пресвитер
  7. прор. – пророк
  8. прорр. – пророки
  9. пророчц. – пророчица
  10. просвет. – просветитель, просветительница
  11. прот. – протоиерей
  12. протопресв. – протопресвитер
  13. прмч. – преподобномученик
  14. прмчч. – преподобномученики
  15. прмц. – преподобномученица
  16. прмцц. – преподобномученицы

прп. (вне календаря допустимо преп.) – преподобный

  • прпп. – преподобные
  • равноап. – равноапостольный, равноапостольная
  • равноапп. – равноапостольные
  • св. – святой, святая
  • свв. – святые
  • свт. – святитель
  • свтт. – святители
  • свящ. (вне календаря) – священник
  • сщмч. – священномученик
  • сщмчч. – священномученики
  • столпн. – столпник
  • страст. – страстотерпец
  • схим. – схимонах
  • чудотв. – чудотворец
  • юрод. – юродивый

Календарь с указанием праздничных дней, именин, молитвами святым

1 января (19 декабря ст. ст.)

Мч. Вонифатия (290). Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мчч. Полиевкта и Тимофея диакона (IV). Свт. Григория, еп. Омиритского (ок. 552). Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI). Прп. Илии Муромца, Печерского (1188).

Анатолий Никомидийский — Святцы

Память мучеников Анатолия и Протолеона отмечается в один день со святым великомучеником Георгием и царицей Александрой. Видя веру и мужество св. Георгия, эти воины уверовали во Христа и открыто заявили об этом. Их тут же обезглавили.

Великомученик Георгий Победоносец, мученики Анатолий и Протолеон Никомидийские и иные

Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284–305) и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников.

Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим своё наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат.

Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» – повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», – отвечал святой.

Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу».

Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого.

Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою».

Затем воссиял дивный свет, и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» – как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак.

Читайте также:  Евфросиния Колюпановская: житие и день памяти блаженной, в чем помогает и молитвы

В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом.

Познала истину и царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но её удержал один из слуг императора и увел во дворец.

Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым.

Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги.

Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным.

Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое – умертвить. Но и зелья не действовали – святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога.

На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, – я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою.

Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин.14:12). Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы.

– «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим – слух, изгонять бесов, воскрешать умерших».

Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего.

На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение».

И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее.

Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении.

Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу.

Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни.

Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен.

Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона.

В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал.

Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».

Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание – он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона.

Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам.

Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь.

Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?» – спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.

Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни.

На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им.

Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась.

Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч.

Это было 23 апреля 303 года.

В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет – и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши».

Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух.

По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей, и когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа.

Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем.

Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом.

Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.

Святой Георгий Победоносец был Ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во Святом Крещении Георгий (†  1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви.

Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве.

День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».

Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского.

В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович († 1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити.

Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах.

Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович († 1325) – сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец – всадник, поражающий змия – стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией – страной Георгия).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *