Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Об этом древнехристианском святом отце написано немало текстов, но особое место занимает сочинение Афанасия Великого «Житие Антония Великого». Это произведение считается одним из лучших благодаря поучительным описаниям аскетической жизни святого подвижника.

Преподобный Антоний стал основателем христианского отшельнического монашества.

Это когда несколько отшельников под руководством аввы (одного наставника) живут в пещерах (скитах) или хижинах отдельно друг от друга и постоянно предаются молитве, посту и трудам.

Несколько скитов под управлением аввы назывались лаврой, отсюда происходит и название, сохранившиеся до сих пор: Киево-Печерская, Свято-Троицкая Сергиева лавра и т. д.

Прежде чем разобраться, в чем помогает святой Антоний Великий, окунемся в историю его жизни, так как именно там мы найдем все ответы на интересующие вопросы.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Житие

Преподобный Антоний родился в Египте, в селении Кома, что рядом с Гелиополем, в 251 году. Семья его — из знатного рода, родители были христианами, поэтому он воспитывался по Христовым заповедям. Все его детство прошло в родительском доме. Ближе к отрочеству его хотели отдать учиться грамоте, но юный отрок отказался покидать отчий дом. Да и со сверстниками он практически не общался.

Антоний рос послушным сыном и любил ходить в храм Божий с отцом и матерью. Все, что там читалось и проповедовалось, он внимательно слушал. Несмотря на то что его семья была богатой, мальчик был скромным и не требовал изысканных нарядов, яств и других излишеств, все было умеренно, в педагогических целях.

Судьба

Когда родители Святого Антония Великого умерли, он остался за старшего и сам стал заботиться о большом хозяйстве и о младшей сестре. К тому времени ему было около двадцати лет. Спустя некоторое время с ним произошел случай, который и определил всю его дальнейшую судьбу.

Однажды, как обычно он это делал, Антоний собрался идти в храм. По дороге он всегда размышлял. Ему на ум приходили апостолы и верующие люди, которые, продавая свое имущество и оставляя все мирское, полагали перед учениками Господа все свои средства и шли за Ним.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Божье провидение

Переступив порог храма, богатый юноша услышал обращенные к нему слова из Евангелия (Мф., 19:21). У него сразу создалось такое впечатление, как будто с ним говорил сам Спаситель.

Это был отрывок из Евангелия, где Иисус Христос разговаривает с юношей, который исполнял заветы Христа, но все-таки хотел узнать, чего еще ему недостает в духовной жизни.

Иисус ответил, что если он хочет быть совершенным, пусть продаст все свое имущество, полученные деньги раздаст бедным и тогда будет иметь все блага на небесах, а потом пусть приходит и идет за Ним.

Услышав эти слова, юноша опечалился и пошел прочь, потому что у него было большое имение, и продавать его он не собирался.

В этом евангельском отрывке Господь говорит об одном из важнейших обетов монахов — нестяжании. Эти слова Антоний воспринял близко к сердцу. Как будто это говорилось для него лично.

В житии святого Антония Великого написано, что он сразу продал имение и десятки гектаров плодородной земли. Одну часть вырученных средств он раздал местным людям, чтобы они не беспокоили его, а другую часть — нищим.

Третью часть получила сестра, которая была отдана на попечение проживавших в обители добродетельных дев. Сам Антоний предался уединенной молитве недалеко от отчего дома.

Монашество

Начав свой отшельнический путь, Антоний стал понимать, что ему не хватает духовного наставника, поэтому он иногда покидал свое уединенное место и отправлялся на поиски мудрых людей, чтобы от них получить мудрое наставление. Но потом он опять возвращался на прежнее место. Так шаг за шагом свой подвижнический путь он обогащал светом божественного служения и молитвы.

Будущий святой не забывал и про физический труд, так как старался заработать себе на пропитание, а остатки пожитков жертвовал обездоленным людям.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Трудности

Все жители окрестностей видели добрые дела Антония и очень уважительно к нему относились. Но это его интересовало меньше всего, так как он постоянно предавался более трудному подвигу — молитвенному бдению, которое мог проводить целыми ночами. Питался он один раз в день — после захода солнца. Пища у него была самая простая — хлеб с солью и простая вода.

Спал святой отшельник в основном на голой земле, а одеялом ему служила рогожка. Потом он решил усугубить свой подвижнический подвиг и удалился к гробницам. В одной из них он заточил себя и завалил вход большим валуном, заранее договорившись со своим знакомым, что тот будет приносить ему хлеб.

В гробнице святой испытал немало искушений, но все это он достойно выдерживал и только укреплялся духом. Около пятнадцати лет святой Антоний провел в своем добровольном заточении. Затем в 285 году он удалился на восток от реки Нил и нашел там гору, чтобы уединиться для молитвы. Там он провел еще двадцать лет.

Новое место для отшельничества

Он вскоре нашел место, где люди давно не жили, но оно было заполнено всяческими земными гадами. Однако как только преподобный заселился в него, они куда-то исчезли, как будто их изгнала какая-то мощная сила. Антоний, подготовив себе полугодовой запас хлеба (воду он добывал у себя в жилище), укрылся внутри. Хлеб ему приносили два раза в год.

Иногда к нему приходили люди, чтобы поговорить с ним, но он никого не допускал к своей ограде. Но если понимал, что это воля Божья, то беседовал с этим человеком через небольшое окошко своей, так сказать, затворнической кельи.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Козни врагов

Посетители иногда слышали из его комнаты странные звуки, похожие на вопли, рык, стоны и стенания, кто-то навязчиво просил преподобного покинуть это место. Людям стало интересно, что же там происходит.

Подобравшись ближе к окошку, они увидели вопиющих демонов. От страха люди стали кричать и звать Антония.

Тот, подойдя к двери с внутренней стороны, сразу порекомендовал им как можно скорее покинуть это место и, положившись на волю Господа, ничего не бояться.

Святой преподобный Антоний Великий в этой келье провел двадцать лет жизни. Постепенно народ опять протоптал к нему дорогу, ведь некоторые из них хотели подражать ему.

Однажды люди, сильно желавшие увидеть святого отшельника, решили выбить у него двери. Святой сразу вышел к ним. По молитвам святого Антония Великого тогда многие из присутствующих исцелились от своих недугов, а из некоторых были изгнаны бесы.

Максимиан

Святой Антоний Великий умел говорить вдохновенные речи и тем самым утешал страждущих, примирял враждующих, а кое-кто из них вставал на иноческий путь. Рядом с кельей отшельника со временем стали селиться другие монахи. И слушая волю Божью, он стал их духовным наставником. Монастыри на то время устраивались по подобию таких скитов.

Но в 308 году император Максимиан устроил жестокие гонения христиан, кровь которых потекла реками. Святых мучеников отправляли на суд в Александрию, за ними пошел и Антоний, чтобы участвовать в споре с арианами. Он хотел умереть за Христа, однако не хотел специально провоцировать правителей на казнь. И это было вопреки промыслу Божьему.

В этот период он помогал, чем мог, мужественным исповедникам, заточенным в темницах. Но главное — он поддерживал их духовно, призывал к стойкости веры.

Отместка

Такое поведение Антония и окружавших его иноков очень не понравилось судье, и тогда тот повелел, чтобы они покинули город. Некоторые из его подопечных решили удалиться, но Антоний на другой день, выстирав свои одежды, во всем чистом вновь предстал перед игемоном, демонстративно бросая мучителям вызов. За это скорая смерть грозила ему, но это не было угодно Богу.

Когда мученически скончался епископ Петр Александрийский, святой Антоний уехал из этого злосчастного города обратно к себе в монастырь, чтобы опять уединиться в молитве.

Новый приют отшельника

Молитва святого Антония Великого была настолько сильна и боговдохновенна, что люди, чувствуя ее, не оставляли монаха в покое и толпами приходили к нему. И опять он утешал их, давал наставления и исцелял. От этого людей к нему стало приходить все больше и больше. Не желая, чтобы о нем высоко думали, он решил отправиться в Верхнюю Фиваиду, где его не знали.

Но в ожидании корабля, сидя на берегу, он услышал слова Господа, чтобы он шел во внутреннюю пустыню. Святой не знал дороги туда, но Господь сказал ему, чтобы он пристал к сарацинам. Проведя в пути три дня, Антоний увидел гору, которую окружала равнина с несколькими пальмами, и протекавший у ее подножья прохладный источник.

Он сразу понял, что именно про это место говорил ему Господь.

В скале он нашел небольшую пещеру и предался богомыслию. Эта гора впоследствии стала называться Антониевой. Сарацины, иногда наведывавшиеся в эту местность, приносили ему хлеб.

Для того чтобы не обременять их, он нашел участок земли и засеял его пшеницей.

Однако народ опять нашел его, и тогда он понял, что от людей невозможно укрыться, и начал выращивать овощи, чтобы подкреплять силы своих подопечных.

Борьба с дикими зверями

В огород к святому Антонию Великому сразу стали приходить незваные гости — дикие звери. Однажды, поймав одного из них, он милосердно попросил его, чтобы он рассказал всем остальным собратьям, чтоб они в это место не наведывались и не наносили вреда грядкам. Так и случилось — больше здесь дикие звери не появлялись.

Время шло, и Антоний состарился. Из-за слабости здоровья монахи выпросили у него дозволения приносить ему овощи, маслины и елей. А он отдавал им взамен собственноручно плетенные корзины (так он хотел как бы отплатить им за их заботу).

Новые испытания и чудеса

Однажды благочестивая братия попросила Антония навестить их монастырь, и он согласился. По пути у них закончилась вода, и стали они умирать от жажды, но по чудодейственной молитве преподобного из земли вдруг пробился источник чистой воды.

Еще некоторое время пробыв с иноками, святой праведник вернулся к себе на внутреннюю гору, чтобы опять в полном смирении и безмолвии совершать свои молитвы.

Но люди все равно не оставляли его в покое, и так волна слухов о чудотворце докатилась и до самого царя Константина Великого и его сыновей, которые написали ему письмо. Благочестивый старец не стал принимать его, объяснив посланникам, что ему удивляться вниманию царя не стоит, а лучше — Богу, открывшемуся через Своего Сына Единородного.

Но тут вмешались другие иноки и рассказали, как эти цари помогают и защищают христианство, и если их послания проигнорировать, они могут соблазниться.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Отход в мир иной

День своей смерти святой Антоний Великий знал заранее. Перед этим он посетил монахов на внешней горе и предупредил, что скоро покинет этот мир. Расстроенные таким известием иноки стали слезно просить, чтобы он принял смерть у них в монастыре. Но он отказался, дав им напутствие.

Прошло несколько месяцев, и Антоний заболел. Перед днем своей кончины он позвал двух иноков, живших с ним и помогавшим ему по причине его старости, простился с ними и завещал похоронить свое тело в земле.

В житии святого Антония Великого написано, что прожил он почти 106 лет, и в 356 году преподобный преставился перед Господом.

Преследования дьявола

В его жизни действительно случались удивительные вещи. С ним в борьбу вступил сам дьявол, который начал чинить ему всякие козни, выгоняя его из этих мест и расставляя свои мерзкие сети.

Сначала он искушал монаха воспоминаниями о беспечном прошлом, о богатстве, об оставленной сестре, изысках в еде и удобствах, нагонял страх немощи тела и трудностей на пути иноческой жизни.

Читайте также:  Молитва Николаю Чудотворцу на удачу: 2 сильных текста на везение и успех

Но святой отшельник знал, как бороться с такими искушениями. Оружием в делах его была вера, сильный дух, сердечная молитва, любовь и надежда на Господа.

Испытание страстями

Именно в этих отрывках из его жизни можно понять, в чем помогает святой Антоний Великий. Тогда лукавый решил действовать другим образом. Он принял женское обличье и в ночи пришел к Антонию. Но блудная страсть не угасила ревностной веры святого монаха в Господа, который привел на ум мысли об огне в аду. И тогда погас жар сатанинского обольщения.

Видя, что этот монах ревностный подвижник, сатана призвал своих смердных и злых духов. Ночью они пришли и исколотили монаха до полусмерти. По свидетельству преподобного Антония, боль, которую он испытывал, была невозможной, ее даже нельзя было сравнить с болью, причиняемой людьми. Но милостивый Бог не оставил без утешения и помощи Антония, которого Он исцелил и поставил на ноги.

Незваные посетители

И опять сатана льстивый разозлился, никак не оставлял в покое бедного монаха и вновь подверг его страшному испытанию. Лукавый хотел сломить волю святого и страстно желал довести его до полного отчаяния.

Ночью ударил такой гром, от которого стены затворнической кельи преподобного дрожали и чуть не распались. А потом со всех сторон к нему ринулись слуги сатаны в виде диких зверей. Они рычали, выли и шипели, и все хотели наброситься на Антония, чтобы растерзать.

Лев готов был в любую минуту броситься и застыл в прыжке, волк оскалился, змей извивался, а вол бодался.

Уязвленный нападками незваных посетителей, Антоний корчился от мучительной боли, ведь она была невыносимой, но страха он не испытывал.

Он начал обличать злых духов и сказал им, что если бы они действительно были сильными и обладали могуществом, то даже один смог бы справиться с ним, но их много, а значит, Господь отобрал все у них.

Потом под щитом божественной веры он добавил, чтобы они не пугали его, а быстрее напали, но если у них такой власти нет, то не стоит и стараться. И отшельник предался молитве.

Очередное спасение

После этих смелых слов кровля его кельи как будто разверзлась, и световой луч проник через освобожденное пространство. Демоны сразу исчезли, боль прекратилась, а жилище стало прежним. Антоний продолжал молиться, ободренный Господом, а вся эта нечисть рассеялась, как черный дым.

Но опять дьявол никак не успокаивался, и на этот раз он решил испытать монаха на сребролюбие, подав ему серебряное блюдо. Но когда монах понял, для чего все это делается, подумал, что блюдо само будет в погибель дьяволу. И оно действительно сразу куда-то исчезло.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Благодатная вера

В следующий раз сатана назвался Богом и промыслом Божьим (так хитро он хотел сломить дух преподобного). Но этого сделать ему никак не удавалось. Потом он наслал на святого гиен свирепых. Но и тогда святой отшельник не дрогнул, а Господь уберег и отправил зло туда, откуда оно пришло.

Много, очень много коварных испытаний устраивал ему враг, но благодаря своей непоколебимой вере святой никогда не опускал руки, так как надежным оружием его была молитва Спасителю, который всегда оберегал своего праведного слугу.

Теперь 30 января церковь чтит день памяти Антония Великого. Антоний Великий оставил много своих поучений для христиан, но составляли их разные добролюбцы, так как сам он не был церковным писателем. В наставлениях святого Антония Великого есть целый устав отшельнической жизни и ее внешние порядки.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Икона Антония Великого (фото)

Интересен тот факт, что святой до глубокой старости выглядел довольно моложаво, хоть на иконах и изображают его старцем. На иконе Антония Великого можно увидеть, что у него густая окладистая борода и пронизывающий взгляд. На иконах он может изображаться по пояс или в полный рост.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

На иконе святого Антония Великого также можно увидеть, что в руках он держит посох в виде креста и Святое Писание. Иногда рядом могут изображаться колокольчики для отпугивания бесов и свинья.

Кстати, старейший монастырь и храм преподобного Антония Великого до сих пор сохранился в Египте. Находится он в северной Аравийской пустыне и относится к Коптской православной церкви.

Перед иконой святого Антония Великого молятся о душевном и физическом здоровье своих близких. Интересным фактом является то, что и сам святой обладал удивительным здоровьем, несмотря на свою тяжелую аскетическую жизнь.

Многих интересуют вопросы по поводу того, в чем помогает святой Антоний Великий и как ему молиться. Преподобному старцу молятся для того, чтобы он укрепил в вере, научил смирению, избавил от бесовских нападений, спас от разного рода искушений: зависимости от пьянства и курения. Говорят, он помогает легче переносить возрастные болезни и люди, молящиеся ему, дольше живут.

Молитва Антонию Великому начинается со слов «О, великий угодниче Божий, преподобне отче Антоние!»

Панькова Оксана Владимировна

Житие Афанасия Великого — жизнь и труды, правила и творения, дни памяти

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков. Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На иконе Афанасий Великий изображен в образе благообразного старца в одеянии архиепископа. На духовное воспитание будущего Александрийского архиепископа оказали влияние два человека. Это Патриарх Александр и Антоний Великий. Дни почитания 31 января и 15 мая.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Сто́лп бы́л еси́ правосла́вия,/ Боже́ственными догма́ты подтвержда́я Це́рковь,/ священнонача́льниче Афана́сие:/ Отцу́ бо Сы́на Единосу́щна пропове́дав,/ посрами́л еси́ А́рия./ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

  • Тропарь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 3
  • Де́лы возсия́вше правосла́вия,/ все́ погаси́вши злосла́вие,/ победи́телие, победоно́сцы бы́сте,/ благоче́стием вся́ обогати́вше,/ Це́рковь вельми́ украси́вше,/ досто́йно обрето́сте Христа́ Бо́га,// да́рующаго на́м ве́лию ми́лость.
  • Кондак, глас 2

,Правосла́вия насади́в уче́ния,/ злосла́вия те́рния изсе́кл еси́,/ умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,// те́мже тя́ пое́м, Афана́сие.Кондак свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 4

Священнонача́льницы велича́йшии благоче́стия/ и до́блии побо́рницы Це́ркве Христо́вы,/ вся́ соблюди́те, пою́щия:/ спаси́, Ще́дре,// ве́рою чту́щия Тя́.

Иконография[ | ]

Святители Кирилл Александрийский, Афанасий Великий, Леонтий Ростовский. Новгородская икона конца XV века, была храмовым образом разобранной в 1950-х годах церкви Кирилла и Афанасия Мало-Кириллова монастыря.

Новгородский музей-заповедник Афанасий Великий обычно изображается седовласым старцем с большими залысинами на лбу; борода седая широкая, средней длины, разделена на несколько витых прядей.

Как святитель, облачён в фелонь (обычно в крещатую), омофор, на поясе палица, в руках Евангелие или развёрнутый свиток. Иногда изображается в митре[5].

Часто изображается вместе со святителем Кириллом Александрийским, память которого приходится также на 31 января[5].

Творения

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном — против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию.

Его «История ариан для монахов» написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.).

Дополнением к ним служит второй том «Bibliotheca patrum» Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей «Bibliotheca patrum graecorum dogmatica» (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения Афанасия.

Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: «Описания праздников», составленные Афанасием.

Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого, с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие.

На русском языке издано:

  1. Творения. Части 1-4. Под ред. проф. А. П. Шостьина. М., 1851-1854. ( «Творения святых отцев в рус. пер.», изд. при МДА, тт. 17, 19, 21, 22). То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Части 1, 2, СТСЛ, 1902. Части 3, 4. СТСЛ, 1903 (Отд. пригож. к ж. «Богословский вестник», 1902, 1903).
  2. О пользе чтения Священного Писания. В кн.: «Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания». Изд. А. фон Эссом. Пер. с нем. СПб., 1817.
  3. Из ХХХIХ письма о праздниках. В кн.: «Сочинения и переводы Евсевия, архиепископа Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев.» СПб., 1858. То же. «Христианское чтение», 1838, III, с. 188 слл.
  4. Из беседы на слова: «Вся мне предана суть Отцем Моим». — Из беседы о слепорожденном. — В кн.: Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877. То же: «Христианское чтение», 1835, II, с. 119 слл.; 1837, III, c. 150 слл. 5. Краткое обозрение Святого Писания Ветхого Завета. — «Христианское чтение», 1841, IV, с. 217 слл.; с. 324 слл.
  5. Обозрение Посланий Святых Апостолов и Откровения Иоанна. — Там же, 1842, I, с. 157.
  6. О девстве или о подвижничестве. — Там же, 1833, III, с. 117 слл.
  7. О начале и распространении идолопоклонства. — Там же, 1837, IV, c. 3 слл. 9. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна. — Там же, 1837, IV, с. 113 слл.
  8. О причинах воплощения Бога-Слова. — Там же, 1837, IV, с. 275 слл.
  9. О воплотившемся Боге-Слове против ариан. — Там же, 1840, III, с. 165 слл.
  10. О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. — Там же, 1841, II, с. 84 слл.
  11. О терпении. — Там же, 1837, II, с. 120 слл.
  12. О происхождении нравственного зла. — Там же, 1837, III, с. 25 слл.
  13. О крестной смерти Иисуса Христа. — Там же, 1838, II, с. 132 слл.
  14. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. — Там же, 1831, ХVII, с. 127 слл.
  15. Жизнь преп. Синклитикии. — Там же, 1824, ХVI, с. 3 слл.
  16. Письма. — Там же, 1838, IV, с. 118 слл.; 1839, IV, с. 133; 1842, II, с. 212 слл., 236 слл.
  17. На богомерзких и проклятых злохульных ариан. — В кн.: Богодухновенные книги великих пастырей церковных и учителей всея Вселенныя. Пер. с эллиногреч. яз. на славянорос. иером. Епифания (Славинецкого). М., 1656.

Житие святого Афанасия Великого

Афанасий жил в Египте город Александрия в христианской богатой семье. Он был высокообразованной личностью и глубоко изучил Святое Писание. С детских лет познакомился с патриархом Александром.

Дети как-то играли у моря, среди них был Афанасий, который взял на себя роль епископа и окрестил детей идолопоклонников. Это видел Патриарх, который попросил привести детей.

Читайте также:  Святая Арина в православии: значение имени и икона, о чем просят и молитва

Он долго разговаривал с ними и убедился, что крещение было проведено правильно, завершил миропомазанием. С тех пор Александр следил за духовным развитием Афанасия и сделал его чтецом, а затем посвятил в чин диакона.

На Вселенском соборе, где он сопровождал Александра, выступил с осуждением арианской ереси.

Противники православной веры ненавидели Афанасия и преследовали его всю жизнь.

  Жития святых. Преподобный Антоний Киево-Печерский.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона «Экономисса» в чем помогает

После кончины Патриарха Афанасий в возрасте двадцать восемь лет был посвящен в чин епископа и возглавил церковь Александрии. Больше сорока лет подвергался гонениям, испытал много клеветы, скрывался в пустыне. На лжесоборе его лишили сана архиепископа, но он продолжал борьбу с еретиками.

Константин Великий был покровителем православной веры, но колебался между арианами и христианами. Этим пользовались еретики. Они нашептали императору:

  • что Афанасий берет налоги, минуя царскую казну;
  • что он колдун;
  • преступник и распутник.

Константин видел вражду и предложил архиепископу временно скрыться. Большую часть жизни святитель провел в ссылках и изгнании.

Ненависть ариан против Афанасия не знала предела. Они подкупили женщину, чтобы она оклеветала архиепископа. Когда состоялся суд, женщина утверждала, что Афанасий поступил с ней беззаконно. Пресвитер Тимофей, неожиданно вошел и спросил, он ли виновник акта насилия. На что женщина ответила утвердительно. Она даже в глаза не видела святого Афанасия. Судьи в ответ только рассмеялись.

Враги не унимались и обвинили его в убийстве Арсения. Как доказательство принесли в суд руку мертвого человека. Многие судьи подтвердили, что это рука Арсения. Тогда Афанасий попросил войти невредимого Арсения.

Когда скончался Константин, на трон взошел его сын Констанций, приверженец ариан. Архиепископ Александрийский скрылся в Риме, где жил три года.

Император погиб, но новый повелитель Юлиан продолжил угнетать православных, злость обрушил на Афанасия. Юлиан хотел убить его, но погиб от стрелы в бою.

Его последователь Валент много зла содеял православным, но боялся мятежа местных жителей Александрии и разрешил архиепископу вернуться.

Лучшая статья для Вас, переходите: Толгская икона Божией Матери в чем помогает и о чем молятся

Использованные материалы

Написание фамилии разнится – так, кириллицей пишется также Пателяр, Пателар, Пателарий; латиницей – Patellaros, Pattelaras, Patelaros.

“23 Июля праздник всех Ватопедских святых”, информационный портал Святая Гора Афон

, , память указана на графическом изображении греческого списка Ватопедских святых, источник неизвестен. См. также календарь на Православии.Ru –

  1. “Άγιος Αθανάσιος ο Πατελλάρος, ο Καθήμενος, Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως”, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов)
  2. , .
  3. По другим источникам, в или году.
  4. См. Αθανασιοσ Γ΄, Πατριαρχησ Κωνσταντινουπολεωσ Ο Πατελαροσ

  Троицкий собор — прекрасный архитектурный ансамбль в Брянске

на официальном сайта Рефимнской епархии:

По другой датировке свт. Афанасий пребывал на патриаршем престоле с 25 февраля по 5 апреля года. См. список Цереградских патриархов: .

По другой датировке – в последней трети июня года. См. список Цереградских патриархов: .

Бантыш-Каменский Н. Н., Реестры Греческим Делам Московского Архива Коллегии Иностанных Дел

, «Индрик», Москва, 2001, с. 115.

греч. оригинал, написанный рукой Афанасия — ГИМ. Син. греч. No 245. См. Желтов, М. С., «Архиерейское Богослужение», .

Арий

Тщеславный Арий говорил всякую хулу и уничижительные слова про Иисуса и Матерь Божию, считая, что Христос не равен Богу. Он также учил народ неприемлемым для Церкви Христовой вещам, тем самым возмущая народные массы. Количество последователей этой ереси увеличивалось, и поэтому их стали звать арианами. Распространяемое ими лжеучение захлестнуло всю Христианскую Церковь.

В 326 году Патриарх Александр скончался. Вместо него был избран епископ Афанасий. Он очень серьезно относился к своему делу, много выступал перед народом, обличая ариан и борясь с их нехристианскими вероучениями. Ариане же, в свою очередь, стали на него клеветать.

Божий суд

Со временем Господь рассудил все своим справедливым судом: Арий и сподвижники-еретики были наказаны, а нечестивый царь погиб.

После ему на смену пришел Юлиан Отступник, за ним править стал Иовиниан Благочестивый, после Валент, который хоть во многом и навредил Церкви, но испугавшись мятежа, позволил Афанасию вернуться на Александрийскую кафедру и мирно и спокойно управлять ею до конца своих дней. Почил епископ Афанасий Великий 2 мая 373 года в возрасте 76 лет.

Целых 46 лет он был епископом Александрийским, гонимыми и оклеветанным. Но всегда возвращался, чтобы проповедовать Евангельскую правду о Христе Спасителе.

Ранние годы и начало служения

На основании послания коптов было доказано, что местом рождения святого была Александрия. Афанасий Великий, житие которого исследовано многими священниками, родился в 293 году, о его семье и первых годах жизни не сохранилось никакой информации.

Святитель Афанасий Великий, Александрийский

По рассказу писателя Руфина епископ Александр обратил внимание на мальчика, который старался подражать священничеству и в игровой форме производил крещение сверстников – язычников, рассказывая им о Христе. Александр признал крещение действительным и помазал крещаемых миром

С 313 года на протяжении шести лет молодой христианин известен, как опытный чтец. 319 год фигурирует, как время рукоположения в диакона епископом Александрийским своего подопечного.

Сопровождавший епископа Александрийского диакон Афанасий был секретарем Первого Никейского Собора. Его активное участие в спорах было учтено при формулировке Символа Веры, принятого в Никее.

Чудеса по молитвам

К раке с мощами святого приходят многие верующие и просят о помощи в разных сложных жизненных ситуациях, находя утешение в молитве. При жизни святитель всячески помогал людям в их скорбях.

Однажды в храме прихожане заметили, что владыка выходит из алтаря над полом — его как будто вынесла оттуда невидимая волна. Некоторые утверждали, что он обладал даром прозорливости, но использовал его только в случае крайней необходимости, чтобы помочь человеку.

Жизнь Афанасия Ковровского — это пример высокой духовности и большой веры в Бога. Несмотря на тяжелейшие испытания, святой не впадал в отчаяние и все принимал с благодарностью, считая, что трудности — это возможность проявить силу своей веры и послужить во имя Господа.

Исповеднический путь святителя Афанасия (Сахарова)

Господство арианской ереси

Афанасий с триумфом вернулся из ссылки в 337 году. Закрутился новый виток борьбы с арианами. В этот раз их поддержал египетский префект Филагрий, который хотел поставить на кафедру своего ставленника Григория Каппадокийца.

Афанасий написал по этому поводу «Окружное послание к епископам». Цитаты из «Послания» дают представление об установлении власти ариан:

С таким насилием градоправитель отнимал церкви, и отняв, передавал Григорию и арианам.

И отлученные нами за нечестие радуются похищению церквей; а народ Божий и служители соборной церкви принуждены — или приобщиться к нечестию еретиков ариан, или не входить в церкви.

Послание к епископам

  Храм иконы Божией Матери Знамение в Захарьино г. Москвы

икона

В 341 г. Афанасий был вынужден отправиться в Рим, к римскому папе Юлию. Юлий повелел собрать церковный собор (точные сведения о нем до нас не дошли), где Афанасий вновь смог себя защитить ото всех обвинений.

Примечания[ | ]

  1. История Патриархов Коптской церкви Александрии. — Ч. VIII (англ.)
  2. 1 2 Александрийская Православная Церковь (Александрийский Патриархат). Православная энциклопедия.
  3. Edward Siecienski The Filioque: History of a Doctrinal Controversy. — P. 37.
  4. Мильков В. В.

    Осмысление истории в Древней Руси. — СПб.: Алетейя, 2000. — 385 с. — ISBN 5-89329-227-8.

  5. 123 Православная энциклопедия, 2002.
  6. ПСРЛ. — Т. 15. — Стб. 83.
  7. ПСРЛ. — Т. 18. — С. 154—155.
  8. Фильтры — Престол Афанасия Александрийского (неопр.) .

    Соборы.

    Ру

    . Народный каталог православной архитектуры. Дата обращения 31 марта 2020.

Жизнь в монастыре

Святой основатель делал все возможное для того, что основанный им монастырь созревал и процветал. Эти места привлекали все больше искренних приверженцев христианства.

Преподобный ни на мгновение не останавливал внутреннюю молитву перед Господом и трудился, не жалея сил. Из его глаз постоянно текли слезы, которыми он пропитывал свой платок.

Эта ткань впоследствии исцеляла многие болезни.

Несмотря на пост настоятеля, он с каждым человеком общался на равных и стремился оказать посильную услугу. Святитель не брезговал общения с прокаженными, долго простаивал рядом с умирающими и вселял в них надежду на Царствие Небесное.

Икона святого Афанасия Афонского

Афанасий поощрял братию в рукоделии, говорил, что праздность губительна и порождает все пороки. Святой отец учил: «Цель иночества состоит в умении стяжать Божественное естество через практику очищения разума и тела».

Основатель Лавры был чрезвычайно близок с Творцом, который наделил своего преданного слугу нескончаемой мудростью. Беспорочность и знание Истины помогали Афанасию безукоризненно руководить обителью, исправлять греховное мировоззрение иноков.

Он держался строго с простым народом, но с монахами был более мягок.

Он исцелял людей силою молитвы, но, чтобы скрыть свою силу, прописывал им лекарственные снадобья. После непосредственного диалога со святым подвижником человек возвращался домой свободным от грубых недостатков мировоззрения.

Святой афанасий великий о чем молятся

Среди всех святых отцов одним из самых ярких и лучезарных светил был преподобный Афанасий Афонский. Он родился примерно в 930 году. Его крестили с именем Авраамий.

И был он родом из благороднейшей семьи, жившей тогда в Трапезунде (совр. Турция, еще раньше — греческая колония). Родители рано умерли, и мальчик остался круглым сиротой.

Поэтому его воспитанием занялась родственница мамы, Канита, которая была супругой одного из уважаемых горожан Трапезунда.

Когда он немного повзрослел, его заметил один императорский вельможа. Он приехал в город по делам и взял юношу с собой в Константинополь. Авраамия приняли в дом стратига Зифинизера.

С ним стал заниматься известнейший учитель Афанасий, которому он вскоре стал помощником. Со временем у него появилось большое количество собственных учеников. К нему даже стали переходить подопечные Афанасия.

Это случилось не потому, что он был более умным или образованным, просто он имел богоподобный облик и с каждым общался ласково и приветливо.

Император Константин VII захотел перевести его в другое учебное заведение. Однако за ним везде следовали его ученики, которые не хотели отпускать своего учителя. Подопечные были очень привязаны к ему. Авраамий стыдился всяких почестей и попечений. Тогда он решил отказаться от учительства, чтобы избежать ссоры и соперничества с бывшим учителем Афанасием.

В течение трех лет Авраамий и Зифинизер находились на берегах Эгейского моря. Затем вернулись в Константинополь, где стратиг познакомил юношу со святым Михаилом Малеином. Тот был игуменом мужского монастыря на Киминской горе. Его уважала вся византийская знать. Все эти люди были покорены Авраамием.

И тогда тот рассказал о своем желании стать иноком. После этой беседы пришел к преподобному Михаилу его племянник Никифор Фока, бывший на то время стратегом фемы Анатолик, которому тоже сразу понравился благочестивый юноша. И тут Авраамий наконец-то обрел себе духовника — святого старца Михаила. За ним он отправился на Киминскую гору.

Там принял постриг с именем Афанасий.

Афанасий Афонский через свою великую подвижническую жизнь от Господа получил начатки созерцания и счел перейти к жизни в полном безмолвии.

Отец Михаил благословил инока удалиться в отшельническую келью, расположенную в 1,5 км от монастыря, через день принимать сухари и воду, а по ночам бодрствовать. В таком уединении застал Афанасия Никифор Фока.

Он тоже захотел подвизаться вместе с ним, как только сложатся благоприятные обстоятельства.

Однажды отец Михаил дал понять всем другим монахам, что собирается сделать из Афанасия своего преемника. Некоторым из братии эта идея пришлась не по нраву. Они стали докучать хвалебными и льстивыми речами молодому послушнику.

Тот же, чуждаясь всяких почестей и стремясь к безмолвию, сбегает из монастыря, прихватив с собой только самое необходимое. Он держал путь на Святую Гору Афон.

Ею он любовался еще во время своего путешествия на остров Лемнос по Эгейскому морю.

Афанасий стал жить на полуострове Зигос. Чтобы сохранить в тайне свое происхождение, представился моряком Варнавою, выжившим после кораблекрушения, и даже притворился безграмотным.

Однако Никифор Фока, уже будучи в сане доместика схол, стал повсюду искать инока Афанасия. Судья Фессалоники получил письмо от него, где тот просил устроить розыск на Горе Афон.

И спросил у настоятеля монастыря (прота) Афона Стефана об иноке Афанасии, на что он ответил, что такого человека у них нет.

Но на Рождество 958 года в сочельник по традиции все афонские монахи должны были собраться в церкви Протата в Карее. Священник Стефан, приглядевшись к благородному облику Варнавы, понял, что это именно тот, кого разыскивают.

Он заставил прочитать священный текст Григория Богослова. Молодой монах сначала сильно запинался, но отец Стефан попросил его читать, как он может.

И тогда Афанасий Афонский больше не стал притворяться — все монахи преклонились перед ним от восхищения.

Почтеннейший святой отец Павел из обители Ксиропотам сказал пророческие слова: «Кто позже всех придет на Святую Гору, тот окажется впереди всех монахов в Царстве Небесном, и многие захотят быть у него под руководством». После этого прот Павел вызвал Афанасия на откровенный разговор. Узнав всю правду, он определил ему уединенную келью в 4 км от Кареи, чтобы тот мог находиться наедине с Богом. И пообещал, что не выдаст его.

Но иноки не давали ему покоя. Они постоянно ждали от него советов. Тогда он решил уйти на южный мыс Горы Афон Мелана, там было пустынно и очень ветрено. Здесь он стал подвергаться нападкам сатаны. Афанасий долго держался, но потом все же не выдержал и решил покинуть это место. Вдруг его пронзил небесный свет, наполнивший его радостью и пославший ему дар умиления.

Через своего брата Льва Никифор Фока узнал об Афанасии. Когда он принял командование византийскими войсками для освобождения Крита от арабских пиратов, отправил послание на Афон, чтобы ему прислали иноков-молитвенников. И вскоре по их усердным молитвам была одержана победа. Никифор стал умолять Афанасия приступить к созданию монастыря недалеко от их пустыни. И святой занялся этим.

Вскоре были отстроены часовни Иоанна Предтечи с двумя уединенными кельями для Афанасия и Никифора. А еще через некоторое время — храм во имя Божьей Матери и лавра, которую назвали Миланской. Она была построена именно на том месте, где отшельничал Афанасий, который вскоре принял схиму.

И тут наступил жуткий голод (962-963 гг.). Строительство остановили. Но Афанасию было видение Богоматери, которая успокоила его и сказала, что теперь она сама станет Домостроительницей обители. После этого святой увидел, что все закрома забиты всем необходимым.

Строительство продолжилось, число иноков росло.

Однажды Афанасий Афонский узнал, что Никифор взошел на императорский престол. Тогда он свои обязанности игумена обители поручает Феодоту.

И с монахом Антонием убегает из монастыря на Кипр в обитель Пресвитеров. Лавра постепенно пришла в упадок. Когда об этом узнал Афанасий, он решил вернуться обратно. Император же разыскивал их повсюду.

Афанасий вернулся. После этого жизнь в монастыре опять возродилась.

Встреча Афанасия и Никифора состоялась в Константинополе. Император просил его подождать с обетом, когда позволят обстоятельства. Афанасий предрек ему смерть на троне. И призвал его быть справедливым и милосердным правителем. Лавра Афанасия получила статус царской.

Правитель передавал на ее развитие значительные пособия. Но вскоре Никифора убил соперник, занявший его престол. Это был Иоанн Цимисхием (969-976 гг.). После встречи с мудрым святым он назначил пособия в два раза больше, чем прежний правитель.

К концу жизни Афанасия насельников монастыря насчитывалось 120 человек. Он для всех стал наставником и духовным отцом. Все его любили. Он был очень внимательным в руководстве общиной. Преподобный исцелил многих больных.

Однако, скрывая свои чудодейственные молитвенные силы, он просто раздавал им лекарственные травы.

Лаврский храм решили расширить. Оставалось только возвести купол, как святому отцу было Божественное откровение о том, что он скоро отойдет в мир иной. Тогда Афанасий Афонский собрал всех своих учеников. Он облачился в праздничные одежды и отправился на площадку, чтобы посмотреть, как идет строительство.

В это время купол рухнул и накрыл собой Афанасия и шестерых монахов. В итоге пятеро оказались мертвы. Долго оставались живыми каменщик Даниил и игумен Афанасий, которые три часа были под обломками и молились Богу. Когда их освободили, они уже были мертвы. У Афанасия была только одна рана на ноге и крестообразно сложены руки. Его тело было нетленно.

А из ран точилась живая кровь. Ее собрали, и потом она исцеляла людей.

Преподобный умер в 980 году. Его память Церковь чтит 5 (18) июля. После кончины прошло уже много сотен лет, но святой Афанасий Афонский и сейчас помогает людям. У его могилы постоянно горит неугасимая лампада.

5 июля 1981 года Великая лавра отмечала празднование возвращения к общежительному уставу после многовековой идиоритмии.

В это время на могиле святого на стекле киота иконы выступило благоуханное миро, которое говорило об одобрении преподобного.

Часто верующим людям приходится бороться с болезнью близкого человека, потому что смириться с неминуемым концом родных невозможно. Когда силы на исходе и вы не знаете к кому обратиться за помощью, когда уже ничего не помогает, наибольшую пользу оказывает молитва Афанасию Афонскому.

Будущий святой при рождении в X в. был назван Авраамием, рано оставшись сиротой, он был взят на воспитание монахиней, отсюда развивалось стремление к уединению, выразившееся в дальнейшем решении покинуть мир.

Авраамий получил прекрасное образование в Византии, вскоре он был пострижен в монашество с новым именем — Афанасий. Сначала он совершал духовные подвиги в Малой Азии, а затем оказался на Святой Горе в Греции, отчего и был прозван Афонским.

На Афоне преподобный вёл отшельническую жизнь, строго соблюдая посты и ведя в безмолвии постоянную борьбу со своими страстями. Его одолевали искушения покинуть выбранное место, но молитвой он побеждал эти помыслы.

Аскетические подвиги Афанасия Афонского удивляли и восхищали современников: он мог предвидеть будущее и исцелять больных, ему являлась Богоматерь, за это его стали называть преподобным, многие монахи из соседних областей приходили посмотреть на него.

На заре жизни отец Афанасий Афонский встал во главе общежительного монастыря, в котором неукоснительно соблюдался строгий устав. Монастырь стал местом усиленной молитвы, обучения монахов и активного паломничества. Свою кончину святой предвидел: при строительстве храма в самом начале XI в. его и других братьев завалило камнями.

Уже во время погребения начались чудеса: из раны преподобного Афанасия потекла кровь, которая была собрана, от неё впоследствии происходили многочисленные исцеления. Тело святого не подвергалось тлению, прикосновение к его мощам исцеляло тяжелобольных людей. Память преподобного отмечается 18 июля.

При жизни преподобный Афанасий Афонский особое внимание уделял страждущим людям, он собственноручно ухаживал за монахами, больными проказой. Делал он это с большой любовью, желая послужить ближнему.

Не всегда больным удавалось выздороветь, в безнадёжных случаях Афанасий читал молитву о скорейшем определении участи болящего человека. Также известны многочисленные случаи исцеления им при жизни страшных недугов.

Сейчас молитва преподобному Афанасию Афонскому возносится в следующих случаях:

Многие люди молятся святым при тяжёлом состоянии своих родных и близких, но не знают, в каких случаях, молиться преподобному Афанасию Афонскому.

Это нужно делать, когда человек долго болеет, мучается, непонятно, выздоровеет он или нет. Такая молитва возможна только после получения благословения священника, читать её нужно ежедневно, если возможно, то не один раз.

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче, во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и во царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, подающым руку помощи подавый и всем любезен, милостив и сострадален отец бывый! Ты и ныне, в небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в мори житейстем различие бедствующым, искушаемым духом злобы и страстьми, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити: искушения же вражия победити и свирепое страстей море да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кроме молитвы, можно читать акафист преподобному. Также не стоит пренебрегать другими духовными текстами, в т. ч. акафистами:

Необходимо не только читать молитву преподобному Афанасию Афонскому, но и пригласить на дом священника, чтобы он исповедовал, причастил и пособоровал болящего человека, это облегчит его физические и душевные страдания.

Близким больного тоже желательно участвовать в таинствах и верить, что такая молитва поможет их родному человеку, облегчит его физическое и душевное состояние, улучшит его загробную участь. Верьте, все будет хорошо, как бы ни было тяжко.

Искренне произнесенная молитва Афанасию Афонскому отворяет небесные двери и уничтожает душевные сомнения. Преподобный старец свои земные дни провел в смирении, в спокойствии, в восхвалении Создателя.

Он никогда не отказывал тем, кто обращался за помощью . Своим примером многим помог достичь душевного равновесия и согласия.

Неоднократно Афанасий исцелял больных. И даже, когда святого не стало, он не переставал прислушиваться к мольбам страждущих.

Ныне около места захоронения горит вечная лампада, которая символизирует бессмертие души великого человека.

Не раз на иконе преподобного проступало святое миро, которое свидетельствует о том, что Афанасий не прекращает считать своим долгом даровать спокойствие и мир всем нуждающимся.

Святой помогает в наиболее трудные мгновения – его великая сила вселяет веру. Он возвращает интерес к жизни и является истинным спасителем для страждущих, сбившихся с пути.

Давно известно, что молитвенное обращение к Афанасию Афонскому поддерживает тех, кто пытается побороть внутренние искушения.

Священный текст подбадривает и избавляет от боли. Часто преподобный исцеляет людей, потерявших рассудок.

Молитва об исцелении , вознесенная к святому, придает сил больному и помогает уверовать в светлое будущее. Бывает так, что недуг полностью завладел телом человека и надежды на улучшение состояния нет.

В этом случае Афанасий протягивает руку к страждущему и переносит его в мир иной, избавляя от страданий.

В условиях современной жизни, когда работа и карьера занимают большую часть суток, хроническая усталость перестала быть редким явлением. Ежедневно обращаясь к святому, можно забыть о внутреннем напряжении.

Многие задаются вопросом — когда читать молитву святому? Неотъемлемая помощь молитвенного обращения к Преподобному важна в момент самого большого отчаяния, когда человек не видит выхода из ситуации. Святой исцеляет душевные муки и помогает принять верное решение, которое изменит жизнь к лучшему.

Когда ваш близкий человек давно страдает от смертельного недуга и мучается ежедневно, попросите Афанасия избавить его от ненужных испытаний. Преподобный обязательно попросит у Господа за вашего родственника.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *