Святитель феофан затворник: житие и иконография, в чем помогает и молитвы

Святитель Феофан Затворник много потрудился на благо Православной Церкви.

Прирожденный педагог и ученый-богослов употребил свои силы и талант, особенно щедро дарованный ему от Бога, на Просвещение православного народа, воспитание в нем религиозно-нравственного сознания.

Труды Феофана Затворника оказывают огромное влияние на духовное возрождение православного общества. Написанные им книги служат практическим руководством для желающих спасения. Своего рода “методички” Церкви. 

Святитель Феофан Затворник: житие и иконография, в чем помогает и молитвы

Феофан Затворник был причислен к лику святых в 1988 году. Подвиг веры и благочестия святого, его усердие в служении, должны послужить нам примером.

Детство и юность

Мирское имя святителя Феофана — Говоров Георгий Васильевич. Родился он 10 января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии.

Будущий святитель родился в семье глубоко религиозной. Родители, Говоров Василий Тимофеевич и Татьяна Ивановна, воспитывали детей собственным примером. Отец будущего епископа был священником, 30 лет служил благочинным. Мать была настоящей христианкой: кроткой, скромной, глубоко верующей. 

Святитель Феофан Затворник: житие и иконография, в чем помогает и молитвыСело Чернава

Родственники свидетельствовали, что Георгий наследовал любящее, нежное сердце и внешность матери, ее впечатлительность и отцовский ум.

У святителя Феофана были три сестры и три брата. Дети росли, окруженные добротой и любовью. 

Начальное образование детям дали родители: мать учила, отец руководил учебой, проверял выученное. Георгий уже в то время поражал всех любознательностью, жаждой к знаниям, хорошей памятью, быстротой соображения. 

Учеба    

В 1823 году Георгий прошел конкурс в духовное училище г.Ливны. Во время обучения отрок жил в доме одного из учителей этого училища, Петина Ивана Васильевича, который следил за учебой и поведением мальчика. 

В 1829 году Говоров Георгий стал студентом Орловской духовной семинарии. Способному юноше повезло с преподавателями — увлеченными и одаренными людьми. Большое влияние на него оказал профессор Остромысленский, преподаватель философии.

Юноша необыкновенно благоговел к святителю Тихону Задонскому, в то время еще не канонизированному.

В 1837 году преосвященный Никодим, епископ Орловский, лично распорядился выдать Георгию назначение в Киевскую духовную академию.   

Киевская духовная академия

В 30-40-е годы 19 века Киевская духовная академия процветала. В стенах академии царила благоприятная нравственная среда и преподавали талантливые педагоги. Много внимания академии уделял Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Особенно святитель следил за духовным состоянием студентов.

Святитель Феофан Затворник: житие и иконография, в чем помогает и молитвыКиевская духовная академия

Ректор, архимандрит Иннокентий (Борисов), читал лекции по богословским наукам. Ректор был одарённым проповедников, и своих студентов приучал к свободе изложения мыслей, умел увлечь предметом.

Больше всех Говоров полюбил инспектора академии, преподавателя догматического богословия архимандрита Димитрия (Муретова). Будущий святитель считал его наиболее умным, наиболее  образованным и “лучшим по жизни” среди своих современников. 

Огромное влияние оказал на своих студентов и профессор красноречия Яков Кузьмич Амфитеатров. Он учил юношей говорить просто, ясно и убежденно.

Именно в стенах академии будущий святитель приучился письменно выражать свои мысли и полюбил писательство. Его однокурсник, митрополит Макарий (Булгаков), вспоминал, что Георгий Говоров писал лучше всех, но стыдился громко читать свои сочинения.

До конца жизни святитель Филарет вспоминал с глубоким благоговением Киево-Печерскую Лавру, как осколок Неба на бренной земле: “Киевская Лавра — неземная обитель”. 

Святитель Феофан Затворник: житие и иконография, в чем помогает и молитвы

В годы учебы в Киеве Георгий Говоров потерял родителей. Сперва умерла мать, затем отец. Это повлияло на выбор монашеского пути.

Зимой 1841 года Георгий принял постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника. Весной этого же года инока рукоположили в иеродиакона, а летом  — в иеромонаха.

В 1841 году иеромонах Феофан получил степень магистра и в числе лучших закончил академию. 

Важнейший совет выпускник получил от старца Парфения: “одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу”. Этому совету святитель следовал всю жизнь.

Пастырь и педагог

Первое назначение иеромонах Феофан получил в Киево-Софийское духовное назначение — ректором заведения. В первый же год служения открылся незаурядный педагогический талант ученого иеромонаха. Он ценил нравственно-религиозное воспитание наравне с учением, и полагал, что хорошее воспитание невозможно без воцерковления. Главное условие успеха педагога, по мнению свт.Феофана — любовь. 

В конце 1842 года отца Феофана перевели в Новгородскую семинарию. Здесь он преподавал психологию и логику, много времени проводил с учащимися, организовал для них переплетную и столярную мастерские, поощрял занятия живописью, — все ради того, чтобы студенты не пребывали в праздности. 

Личные и служебные достоинства иеромонаха Феофана не остались без внимания высшего начальства. В 1844 года он получил место бакалавра на кафедре богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. Отец Феофан очень тщательно готовил конспект лекций, использовал много литературы для подготовки: Священное Писание, сочинения отцов Церкви, жития святых, труды по психологии. 

Избегая самомнения, будущий святитель показал результат своих трудов Игнатию Брянчанинову, который положительно о нем отозвался. 

За время преподавательской деятельности отец Феофан два раза удостаивался благословения Святейшего Синода, а в 1846 году получил звание соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры. 

Святитель Феофан Затворник: житие и иконография, в чем помогает и молитвыТроицкий собор Александро-Невской Лавры

Отец Феофан добросовестно выполнял свои обязанности, трудился во всю силу. Однако его заветным желанием было уединение в молитве. 

Миссионерская деятельность

В 1847 году иеромонаха Феофана включили в состав Русской духовной миссии и Иерусалиме. Работы Миссии продолжалась до 1953 года. 

В 1856-1857 годах отец архимандрит трудился в Константинополе, был настоятелем Посольской церкви. Цель Миссии заключалась в привлечении к Православию людей слабой веры, отпавших от Церкви по причине нравственного упадка греческого духовенства. 

Святитель Феофан Затворник: житие и иконография, в чем помогает и молитвыРусская Миссия в Иерусалиме

Здесь он много занимался, хорошо изучил греческий язык, в меньшей степени — французский, идиш и арабский язык. Занимался иконописью, ознакомился с аскезой древне-восточных монастырей, аскетическими сочинениями древности, начал перевод греческого Добротолюбия. Эти труды были отмечены новой наградой — золотым крестом. 

Из Иерусалима иеромонах Феофан возвращался в Россию через европейские страны, посещал известные библиотеки, храмы, учебные заведения.

В России  был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Олонецкой семинарии.

Кроме непосредственно воспитания учащихся, архимандрит Феофан вынуждено занимался множеством дел — был цензором проповедей, проповедовал, организовывал строительство здания под семинарию, боролся с расколом.

После возвращения из Константинополя отец Феофан короткое время занимал должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии. 

Служение в Тамбовской епархии

Епископская хиротония над архимандритом Феофаном была совершена 1 июня 1855 года, и уже в начале июля преосвященный Феофан, епископ Тамбовский и Шацкий принял управление епархией.

Его служение в этой местности, исполненное многих трудов и забот, длилось 4 года.

Святитель проявил себя необычайной кротостью, деликатностью и внимательным отношением к потребностям паствы, чем заслужил ее горячую любовь.

Владыка большое внимание уделял проповедованию Евангелия, его проповеди шли от сердца,  пробуждали религиозные чувства у слушающих.

Святитель заботился о вверенном ему священстве, побуждал его повышать уровень образованности. 

Преосвященный навещал семинарии и духовные училища, следил за их благоустройством. Трудами Владыки было открыто училище для девушек из духовного сословия. Для простого народа были открыты церковно-приходские школы, а в больших селах и городах — частные и воскресные школы.

Много забот и внимания Владыка обращал на благоустройство монастырей, в том числе Дивеевский женский. В одну из поездок святитель посетил монастырь в Выше, который понравился ему строгостью устава и красивой местностью.

Святитель Феофан Затворник: житие и иконография, в чем помогает и молитвыТамбовская епархия

В частной жизни Владыка Феофан был очень прост. Он много молился, занимался наукой, писал. Редко имел свободное время, посвящал его физическому труду, любил столярничать и точить по дереву. Любил Феофан Затворник природу, увлекался астрономией. 

Святитель боялся оскорбить человека недоверием, никого не ругал, и всем начальствующим советовал любовь заслуживать любовью, бояться стать страшилищем в глазах других людей. Если необходимо применить строгость, то избегать укоризны и обличительных слов.

Преосвященный Феофан содействовал открытию мощей святителя Тихона Задонского, что и совершилось к радости Владыки в 1861 году. 

В 1863 году Феофан Затворник был переведен на Владимирскую кафедру.

Владимирская епархия

В этих местах было много раскольников, и Феофан Затворник ездил в раскольничьи поселения, проповедуя и раскрывая заблуждения раскола. За эти труды святитель был награжден орденом Анны 1 степени.

Более всего Владыка стремился заниматься духовным писательством, чтобы таким способом послужить спасению людей. Суетная епископская должность приносила много огорчений его любящему сердцу. Через 3 года ревностного служения, преосвященный Феофан подал прошение об увольнении на покой в Вышенскую пустынь. Начальство долго не хотело отпускать Владыку, но затем выполнили его просьбу.

Вышенский затворник

В 1866 году Владыка вышел на покой. Вначале его назначили настоятелем монастыря, но святитель настоял на полном покое. Жил он в деревянном флигеле, построенном специально для него.

6 лет Феофан Затворник посещал братские службы, по воскресеньям и праздникам служил литургию соборно.

Святитель был счастлив, о чем писал в письмах знакомым, о Вышенской пустыни же говорил: “Вышу можно променять только на Царство Небесное”.

Святитель Феофан Затворник: житие и иконография, в чем помогает и молитвыВышенский монастырь

Чтобы не отвлекаться от главной цели пребывания в Выше, святитель стал подумывать о затворе. Вначале преосвященный Феофан провел уединенно Великий пост, затем решил уединиться на год, чтобы испытать себя.

Все прошло удачно, и Владыка принял решение об окончательном затворе. Впрочем, из смирения  он называл затвор запором, говоря, что просто закрылся от всех, а жизнь ведет самую обыкновенную, — ест, пьет, спит, общается с келейником.

Однако за этими словами скрывался немыслимый подвиг и громаднейший труд, который сложно представить. 

Главное дело затворника была — молитва. У него была устроена домовая церковь, в которой он служил по воскресеньям и праздникам, а последнее десятилетие ежедневно.  

Очень много Феофан Затворник читал, не ограничиваясь духовной литературой. Это были исторические, научно-естественные, философские труды, книги по медицине, русские и зарубежные классики.

Занимался Владыка Феофан переводами, он был владельцем древних рукописей святых отцов-аскетов Востока. Феофан Затворник перевел Добротолюбие с греческого языка. 

  • Каждый день святитель Феофан отвечал на письма, писал по 20-40 писем в день. 
  • Кроме литературной и научной деятельности, Феофан Затворник занимался иконописью, музыкой и астрономией, продолжал столярничать, выращивал растения, шил себе одежду. 
  • Затвор святителя Феофана начался в 1873 году, и окончился смертью преосвященного 6 января 1894 года. 
  • Феофан Затворник оставил множество литературных трудов, объединенных мыслью о спасении души. 
Читайте также:  Иоанн лествичник: биография преподобного и о чем просят перед иконой, молитва

Святитель Феофан Затворник. Житие

Книга «Святитель Феофан Затворник. Житие, изречения, святыни»

В каждый период истории Православной Церкви существовали личности, которые были носителями и выразителями лучших идей и стремлений своего времени, к их авторитетному голосу все прислушивались, и потому они неизбежно становились духовными руководителями общества.

Имя святителя Феофана Затворника, подвижника 19 века, являет нам самый глубокий, непререкаемый авторитет учителя духовно-нравственной христианской жизни в ее первоначальной евангельской чистоте, в духе первых веков христианства.

В этом году Святая Церковь празднует двухсотлетие со дня рождения святителя и специально к этой дате Издательство Эксмо выпустило книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу. Она называется — «Святитель Феофан Затворник. Житие, изречения, святыни».

Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Это иллюстрированное издание, по словам издателей, является одним из первых знамений грандиозного празднования Русской Православной Церковью двухсотлетия со дня рождения святителя Феофана Затворника в 2015 году. В него вошло житие и избранные изречения святителя, а также рассказы о местонахождении святынь, связанных с именем Вышенского подвижника.

Кроме книги подарочный комплект содержит освященную икону святителя Феофана. Стоит отметить, что подготовка к юбилею началась 5 лет назад. Именно тогда, осенью 2010 состоялись 4 Феофановские чтения, посвященные осмыслению духовного и богословского наследия Вышенского Затворника.

И сейчас мы обратимся к словам, которые были сказаны в адрес святителя современными архипастырями.

В приветственном обращении Святейшего Патриарха Кирилла к участникам чтений говорилось следующее: «По слову святителя Феофана, «умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои».

Так и творения самого святителя, нашедшие отклик в сердцах его духовных чад, — по мнению Первосвятителя, — вновь оживают в сознании наших современников.

Его вдохновенные писания несут свет Христов в души ищущих спасения, пробуждают от греховного сна людей, увлекшихся «по стихиям мира» (Кол. 2:8).

Неукоснительное следование апостольскому благовестию в согласии с толкованиями отцов Церкви, опыт личной аскезы, подвиг молитвы, простота и проникновенность изложения основ духовной жизни, кротость и смирение сердца — все это убедительные свидетельства святости и проповеднического дара святителя Феофана».

Далее, как отметил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «в своих трудах святитель предстает перед нами как библеист и богослов, который использует анализ текста и филологические исследования в первую очередь для того, чтобы раскрывать догматические и нравственные истины.

Он всегда стремится передать не только общую идею Божественного Откровения, но и дает почувствовать читателю сокрытую в нем духовную силу. Особого внимания заслуживает учение о молитве Иисусовой, изложенное святителем Феофаном.

Благодаря его переводам и собственным сочинениям практическое учение о молитве Иисусовой стало достоянием многих чад Русской Церкви.

 Сегодня, говоря о церковной проповеди, — по мнению владыки Ювеналия, — мы нередко рассуждаем о том, как научить воцерковляющихся людей не только богословским знаниям и сведениям о священной истории, но и приобщить их к духовной жизни, к основам благочестия, опираясь при этом на многовековой опыт Церкви, прежде всего святоотеческое Предание. И в этом неоценимым подспорьем и помощью для нас является духовное наследие святителя Феофана. Таким образом мы видим, что наследие святителя Феофана сохраняет свое непреходящее значение и для духовенства, и для монашествующих, и для мирян, преподавая каждому необходимые уроки жизни во Христе».

По словам митрополита Калужского и Боровского Климента, «святитель Феофан жил в XIX веке — во время, которое, можно сказать, является самым близким к нам из всего дореволюционного периода.

И это человек, который оставил очень много писем разного характера, много произведений. Его жизнь показывает, что он — человек опытный.

Он руководил духовными учебными заведениями, служил в Иерусалиме, служил в Константинополе, был там настоятелем посольской церкви, знал заграницу того времени, служил в разных епархиях на территории России, а сам получил образование на Украине. Это был XIX век.

Сейчас мы смотрим на то время и часто говорим о XIX веке как о Святой почти Руси, но ведь тогда зарождалась и революция, тогда вместе с ним учились, или он встречался с теми людьми, которые потом были идеологами революции».

По мнению Владыки Климента, святитель Феофан «увидел все это и его был шаг — уйти в затвор. Для чего? Удалиться от людей? Нет! — Осмыслить все, что он познал в этом мире. Он пребывал в молитве, он пребывал в трудах, он изучал святоотеческое наследие, изучал древних отцов.

Он стал заниматься переводами древних отцов на русский язык.

Почему это нужно было? Он понимал, что в XIX веке, точнее за XVIII–XIX век, за период «просвещения» Руси наш народ и даже многие богословы нашей Церкви много утратили из святоотеческого наследия, и он пытался вернуть богословскую мысль, а самое главное — жизнь человека в русло, привести их в соответствие с богословской традицией, святоотеческой богословской традицией. Он своими трудами хотел ближе познакомить простого человека со святыми отцами Древней Церкви, но уже на языке конца XIX века. Почему? Потому что он понимал, что в жизнь надо вернуть святоотеческое наследие.

Потому что без знания святых отцов невозможно правильно понимать Святое Евангелие, Священное Писание. Святые отцы — это ключ к пониманию Священного Писания.

Вне святоотеческого слова, которое указывает, как должен проводить жизнь христианин, не может быть нормальной христианской жизни — все остальное будет лишь внешним. Без знания святых отцов, без жизни в соответствии с преданием церковным мы можем оказаться далеко за пределами Церкви.

И очень опасная примета нашего времени — возникновение различных мнений и псевдоучений, когда люди начинают толковать те или иные явления в жизни общества, часто избегая святоотеческого мнения и стараются на основании своего ограниченного опыта, на основании своих якобы «прозрений» делать далеко идущие выводы. Такая самонадеянность, по мнению владыки, является не просто опасной, но гибельной для человека, для его бессмертной души».

В заключение своего слова митрополит Климент отметил, что все духовно-нравственные произведения, всё эпистолярное творчество святителя Феофана было обращено не только и не столько к монашеству и духовенству, сколько к образованной части общества. Поэтому чтение и внимательное изучение сочинений святого отца и сейчас, в начале 21 века является насущной потребностью современных православных христиан.

*** В своих творениях святитель Феофан указывает путь ко спасению как для новоначального, так и для уже воцерковленного христианина. Православные христиане всегда были знакомы с творениями святителя Феофана, они находили в них ответы на острые жизненные вопросы.

Более того — для многих путь к церковной жизни начался именно с внимательного чтения книг, принадлежащих его перу.

И мы надеемся, что по прочтении этой книги, в которой собраны избранные изречения и житие святого, у читателя появится стремление ближе и обстоятельнее познакомиться с замечательной личностью и богатой духовной сокровищницей творений святителя Феофана Затворника. 

Феофан Затворник — святой для новоначальных

Религия » Религии России » Православие

29 июня — день памяти святителя Феофана Затворника Вышенского, которого называют одним из самых влиятельных духовных писателей XIX века, автора более шестидесяти произведений, учителя христианской жизни, письма и сочинения которого сейчас в первую очередь рекомендуют новоначальным. За легкость изложения мысли, близость к простому человеку и в то же время — духовную и житейскую мудрость.

«Пусть не думают, что в области веры нет философии… Нет, совокупность истин веры есть самая стройная, возвышенная философия, утешительная философия, система настоящая, какой не представляет ни одна система философии. Только до созерцания сей системы нельзя взойти вдруг. Надо чисто принимать истину за истиной, как преподается, без суемудрия, и слагать их в сердце…»

Святитель Феофан родился 10 января 1815 года в Орловской губернии. В миру он звался Георгием Васильевичем Говоровым, был сыном священника Владимирской церкви.

Еще в детстве будущего святителя отличали весьма светлый, пытливый ум, быстрота соображения и живая наблюдательность. И впоследствии в своих рассуждениях он всегда был чужд схоластике, сохранял самобытность.

При этом в характере святителя Феофана преобладали такие черты, как мягкосердечие, миролюбие и некоторая даже застенчивость. В общении с людьми он оставлял у них приятное впечатление, нравились его сердечность, своеобразие, чувство юмора, образованность, тонкий ум.

Говорили, что глаза святителя были воистину зеркалом его души: в детстве и юности искрившиеся живым блеском, потом они светились тихим светом глубокой задумчивости, любви и участия к ближнему.

Окончив Ливенское духовное училище, Георгий Говоров поступил в Орловскую духовную семинарию, которую с успехом закончил в 1837 году.

Высшее образование он получил в Киевской Духовной Академии, где его запомнили как скромного и благочестивого юношу.

За несколько месяцев до окончания курса Георгий Васильевич принял монашеский постриг. Вскоре его посвятили в иеродиаконы, а затем — в иеромонахи.

Архиепископ Лука: святой и врач

Получив по окончании курса в Академию титул магистра богословия, иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софийских училищ и преподавателем латинского языка.

«Воспитание из всех святых дел — самое святое…» — так писал он, будучи уверенным в том, что самое главное — воспитать в учащихся живую веру и ни в коем случае не подходить к преподаванию формально и рассудочно.

«Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная о ней забота. Она прямо ввергает в охлаждение и потом навсегда может удержать в нем…»

В 1847 году отец Феофан в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где и пробыл до 1853 года. «Вид Палестины, ее холмов и долин, светлых озер и источников удивительно ярко воскрешает в нашем сознании библейские события, — писал епископ Александр (Милеант) в жизнеописании святителя Феофана Затворника.

Читайте также:  Кирилл святой: житие и икона, о чем просить у равноапостольного, тексты молитв

— Можно представить, как богато питалась душа о. Феофана священными воспоминаниями. Его влекло в древние обители Палестины, в знаменитую Лавру св. Саввы Освященного… Там он мог и слышать поучительные рассказы и сам наблюдать уединенную жизнь подвижников. В 1855 году он стал настоятелем посольской церкви г.

Константинополя, где многое узнал об Афоне и тамошних подвижниках».

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.

В 1859 году архимандрита Феофана посвящают в епископский сан, с назначением на Тамбовскую кафедру, где он и прослужил до 1863 года. Затем его переводят во Владимир.

Здесь он открывает женское епархиальное училище и начинает издавать «Владимирские епархиальные ведомости». Владыка Феофан исполнял служение архипастыря со всей своей добросовестностью.

Он постоянно служил, проповедовал, ездил по епархии с целью личного знакомства с паствой, заботился о храмах и духовно-учебных заведениях, открывал церковно-приходские школы.

Горячо почитавший святителя Тихона Задонского, владыка Феофан сподобился присутствовать при открытии его мощей. И как святитель Тихон, оставив Воронежскую кафедру, удалился в Задонск, в затвор, так и святитель Феофан решил всего себя посвятить монашескому служению.

Протопоп Аввакум — мученик за обряд

Будучи уволенным в 1866 году по своему прошению на покой, в 1871 году владыка Феофан сделался полным затворником в Успенской Вышенской пустыни Тамбовской губернии.

Бедная, затерявшаяся в лесах обитель, тихие монастырские стены… Отделив часть гостиной, святитель Феофан устроил для себя церковку, иконостасом которой служила простая занавесь из дешевой материи. В своей келье он принимал только келейника, духовника и настоятеля обители.

Со временем затвор становился все строже, и даже подышать свежим воздухом на балкон своего флигелька подвижник выходил так, чтобы его никто не видел.

Когда о подвижническом образе жизни затворника разнеслись вести по России, изо всех ее уголков к нему потекли письма. Не нарушая затвора, святитель Феофан писал ежедневно около сорока ответных писем. В них он давал советы, подбадривал, утешал, вразумлял, отвечал на множество вопросов.

«…проследи все, что было с тобою. Увидишь многократные избавления Божии от бед и падений… Сокровенных Божиих благодеяний гораздо более, нежели явных. Сокровенны они потому, что невидимы бывают в то время, когда даются и усматриваются после».

«Умное, с благоговением, обращение к Богу из сердца есть уже молитва».

«Как избегать скуки. 1. Эстетические занятия: музыка, пение, живопись. 2. Какое-нибудь рукоделье — вязанье, вышиванье и подобное. 3. Но лучшее средство против скуки — найти вкус в серьезном чтении и изучении предметов, не узнанных еще».

«Делайте с усердием то, что Вам велят. Но хлопотать — не хлопочите. Хлопоты (забота) сопровождаются всположением всего внутреннего, а это вещь недолжная. Разве нельзя все порученное обсудить спокойно, а потом и делать его, нисколько не полошась, с мыслию собранною?».

«Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?…»

«Детей вразумлять есть долг родителей, — стало, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит».

«Переменчивость чувств так нам свойственна. Ее надобно сносить и перетерпливать, об одном заботясь, чтобы не переменялось, а всегда в силе пребывало главное решение — цель жизни, которую Вы себе избрали».

О жизни святителя в полном затворе мы знаем немного. В первые десять лет он по воскресным и праздничным дням совершал Божественную литургию в келейной церковке во имя Богоявления Господня.

В последующие годы стал служить ежедневно в одиночестве, как сказал один инок — «в сослужении ангелов».

Он постоянно поминал в молитвах тех, кто просил об этом — после смерти святителя в алтаре церковки нашли мешочек, наполненный записками с именами.

 Ликбез: Как не спутать священника и святого

Святитель получал пенсию перед праздниками Рождества Христова и Пасхи, но себе оставлял лишь на самое необходимое, все остальное рассылал по почте нуждающимся. Другим он безвозмездно рассылал свои книги. «Не говори требующему помощи: приди завтра; — наставлял подвижник, — сделай для него сейчас, что можешь. И просить себя долго не заставляй, это похоже на торг».

В находившемся рядом с келейной церковью рабочем кабинете святитель Феофан Затворник изучал святоотеческую литературу, писал письма и собственные сочинения, он истолковывал Священное Писание, переводил творения учителей Церкви.

Святитель отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». И потому-то его письма были так многочисленны, некоторые представляли собой целые трактаты.

Преосвященный Феофан постоянно пополнял свою из без того обширную библиотеку, выписывая русские и иностранные книги.

В ней были «История России» Соловьева, «Всемирная история Шлоссера», сочинения Гегеля, Фихте, Якоби, Ульрици, энциклопедический словарь, богословская энциклопедия на французском языке в 150 томах и многое другое.

Ибо, как говорил святитель, «Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в Слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет читать». Святой Феофан Затворник неустанно следил за развитием современной общественной мысли, особенно церковной.

Матрона Московская: Я услышу всех

Но, конечно преобладали в библиотеке святителя книги духовного содержания — у него было замечательное их собрание.

Так, в молитве и труде проходила жизнь Вышенского затворника. Он был очень неприхотлив, как истинный монах, не только в быту, но и в еде — в последние годы жизни его обед состоял только из яйца и стакана молока.

Сам святитель Феофан глубоко сознавал высоту подвига полного затвора и поэтому других иноков предостерегал от поспешности в его принятии.

«Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату», — писал он в одном из писем.

«В чем все дело заботливости о спасении души?» — спрашивает святитель Феофан. — «В том, чтобы иметь Бога своим Богом и себя сознавать Божиим».

Епископ Феофан признавал в человеке три составные части: дух, душу и тело, и видел в духе образ Божий, запечатленный Творцом в Его создании.

Святитель считал, что дух должен властвовать над душой и телом — в страхе Божием, в совести и стремлению к лучшему: «душа совершает дела не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы».

«На природу никогда не следует ссылаться, или на нее опираться, безусловно, — ибо она совмещает в себе смесь должного с недолжным. Поэтому, перерабатывая себя, надо не на природу смотреть, а на норму совершенства, предлагаемую христианством» (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни).

Заглавия сочинений преосвященного Феофана — «Письма о духовной жизни», «Путь ко спасению», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» — показывают, что главным для него было раскрыть перед людьми важность духовной жизни, явить путь к ней — путь постепенного одухотворения человека.

Святитель Феофан мирно почил 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. Смерть он встретил спокойно — так же, как и ожидал. Во время облачения улыбка просияла на его лице.

Его тело до погребения три дня простояло в его келейной церкви, затем еще три дня в теплой соборной обители — и тление его не коснулось: почивший святитель выглядел, словно спокойно спящий человек. Отовсюду стекались десятки тысяч верующих отдать последний долг усопшему.

Погребен подвижник был в Казанском соборе Вышенской пустыни, над его могилой воздвигли великолепный мраморный памятник с начертанными на нем названиями его главных трудов.

  •  Александр Невский — православный рыцарь
  • За годы советской власти Успенская Вышенская пустынь была практически полностью разрушена, мощи святителя Феофана Затворника перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка.
  • Канонизирован святитель Феофан Затворник был в 1988 году, как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

«Память праведника пребудет благословенна», — говорит премудрый (Притч. 10:7). И сам святитель Феофан сказал в одном из своих сочинений — «Мысли на каждый день»: «Умершие продолжают и на земле жить — в памяти живущих, через добрые дела свои».

Фото превью: pravoslavnaya-biblioteka.ru

Куратор: Ольга Гуманова

О чем просить у святителя феофана затворника?

«Православіє в Україні»

Пребывание частицы святых мощей святителя Феофана Затворника в Киево-Печерской Лавре имеет особое значение, поскольку жизненный путь святителя и становление его как священнослужителя прошло именно в стенах этой древней обители. Об этом «Православию в Украине» рассказала монахиня Иулиания (Муравьева), насельница возрождающегося Свято-Успенского Вышенского монастыря, которая сопровождает вышенские святыни в Украине.

А еще матушка Иулиания, которая также является сотрудницей музея в честь известного подвижника и богослова, созданного во флигеле, некогда служившего кельей святителю-затворнику, поведала, что:2015-ый год будет годом святителя Феофана Затворника

К этой дате приурочен ряд мероприятий. Это крестные ходы по жизненному пути святителя Феофана, издание полного собрания творений подвижника и богослова, подготовка фильмов, теле- и радиопередач о святителе.

А, кроме того, посещение ковчежца с частицей мощей святителя Феофана Затворника и Вышенской иконой Казанской Пресвятой Богородицы городов, в которых святитель нес послушание и к которым имел какое-то отношение.

Так, частица мощей святителя Феофана и чудотворная Вышенская икона Божией Матери уже побывали в Тамбове и Владимире (Россия), а теперь прибыли в Киев (Украина). Именно здесь, в Киевской духовной академии, 170 лет назад учился преподобный Феофан Затворник, тогда еще Георгий Говоров, и здесь принял постриг.

Затем, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, вышенским святыням смогут поклониться верующие Донецка, Запорожья, Тернополя, Почаева и Винницы.Киево-Печерская Лавра и Свято-Успенский Вышенский монастырь в жизни святителя Феофана

Читайте также:  Молитва Иоанну Богослову: 7 текстов и о чем просят, как правильно читать

Молодой Георгий Говоров, сын священника Василия, с отличием окончил Орловскую семинарию и в глубине сердца мечтал об академии, но не надеялся на подобное счастье и уже был занят мыслью о подыскании подходящего сельского прихода. Но неожиданно для него в 1837 году, по распоряжению самого епископа Орловского Никодима, молодой человек получает назначение в Киевскую духовную академию.

В то время академия переживала период настоящего расцвета. Это было благоприятное время для нравственного и духовного развития. Киевским митрополитом тогда был Филарет (Амфитеатров), прозванный за свою благочестивую жизнь Благочестивым, который уделял большое внимание духовно-религиозной жизни студентов.

Святитель Феофан, не окончив еще и полного курса академии, принял решение стать на путь монашества. Однако он смотрел на этот путь как на подвиг служения Церкви, и вступил не сразу, а после духовной борьбы.

В праздник Покрова Богородицы 1840 года он подал прошение о пострижении в монашество.

15 октября студента Георгия постригли с именем Феофан, что значит «Богом явленный», а его небесным покровителем стал преподобный Феофан Исповедник Сигрианский.

Вскоре после этого он и еще два студента академии, которые также принимали постриг, посетили митрополита Филарета. Владыка обратился к ним с напутственным словом, чтобы «они всегда хранили чистоту души и тела, не думали о возвышении и не впускали в голову пустых мечтаний».

С настоятельным словом к юношам обратился и духовник Киевской духовной академии и Киево-Печерской Лавры, известный подвижник иеросхимонах Парфений: «Вот вы, ученые монахи, набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу. Вот чего добивайтесь». Этому правилу святитель Феофан следовал всю свою земную жизнь.

Спустя год инок Феофан был рукоположен во иеродиакона в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, а затем – во иеромонаха. После он напишет: «Киево-Печерская Лавра — неземная обитель».

Тогда же, в 1841 году, иеромонах Феофан окончил академию со степенью магистра. А его дипломное сочинение было отправлено Священному Синоду как лучшее, и иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, где преподавал латинский язык. Это ему принадлежат слова — «Полюбите детей, и они вас полюбят».

Святитель Феофан нес различное послушание — и в Новгороде, и в Санкт-Петербурге, и в Иерусалиме, и в Константинополе… После служения в Русской Духовной Миссии он был епископом Тамбовским и Шацким, затем Владимирским.

Но на 52 году жизни подал прошение об… увольнении на покой. Священный Синод был в недоумении, но потом все же освободил епископа Феофана от управления Владимирской епархией с назначением на должность настоятеля Вышенской пустыни.

Что же скрывалось за так называемым «покоем»?

Святитель Феофан желал лишь уединения, покоя и тишины для того, чтобы заняться трудами духовного писательства и тем послужить Церкви и спасению ближних. Вместе с иноками в течение 6 лет он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал Литургию.

Как ни мало уделял времени преподобный Феофан внешнему миру, и, в частности, приему посетителей, но все же это отвлекало его от главного дела, ради которого он пришел на Вышу.

И тогда явилась мысль о полном затворе. Сначала святитель провел в строгом уединении Великий пост, а затем он уединился на более продолжительное время – от Пасхи до Пасхи, на целый год.

После чего уже бесповоротно был решен вопрос о полном затворе.

Все это происходило в Вышенской пустыни во флигеле, где сейчас музей в честь святителя. Он нес такой подвиг 21 год — ежедневно в молитве и в чтении духовной литературы.

Что же скрывалось за этим так называемым «покоем», за этим затвором? Колоссальный труд, ежедневный подвиг, который современному человеку и представить немыслимо, не то, что примерить на себя. В келиях владыка устроил малую церквушку во имя Крещения Господня, в которой служил последние годы каждый день Литургию.

Но кроме молитвы, богомыслия и чтения духовных книг, он еще занимался переводами, иконописью, музыкой, рукоделием и продолжал писать труды.

Святитель Феофан так полюбил пустынь, что говорил: «Вышу можно променять только на Царство Небесное» или «Нет ничего на свете краше Вышенской пустыни».Почему Вышенская икона Божией Матери чудотворная?

Вышенская икона Божией Матери Казанской очень древняя, это точный список с чудотворного образа, обретенного 8 июля 1579 года в городе Казани. Лик Богоматери на чудотворной иконе Вышенской прекрасного греческого письма, он темного колорита.

Икона была родовой московских дворян Аденковых, ею родители благословили свою дочь Марию на замужество. После смерти мужа молодая вдова, следуя своему давнему влечению, поступила в Московский Зачатьевский Алексеевский женский монастырь.

Начался 1812 год — война с французами, все покидали Москву. Послушница Мария Аденкова также решила навсегда оставить Москву и отправилась в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь, взявши с собой из всего имущества лишь икону Божией Матери.

Ямщик, который вез ее, заподозрил у нее деньги и драгоценности и решил убить и ограбить инокиню. Он свернул лошадей с дороги, но Мария поняла его намерение, начала молиться перед иконой.

Вдруг Пресвятая Богородица ей сказала: «Не бойся, Я твоя Заступница». Эти слова слышала не только Мария, но и ямщик, который в одно мгновение ослеп. Ямщик раскаялся и попросил прощения у девушки.

Они вместе стали молиться перед иконой, и Матерь Божия вернула тому зрение.

В Вознесенском монастыре Мария и прожила до 1829 года. Перед своей кончиной она задалась вопросом: в чьи руки отдать икону? Она постоянно молилась о разрешение этого вопроса, и Царица Небесная явилась ей во сне и повелела передать икону в Вышенскую пустынь, что тогда монахиня Миропия и сделала.

Через некоторое время она приехала в Вышенский монастырь и надела на икону крест с частью крови святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и с частицами мощей святого апостола и евангелиста Матфея, святителя Василия Великого и святителя Спиридона Тримифунтского. Слава о чудотворной иконе и разнеслась по всей округе.

Но особенное почитание Вышенская икона приобрела в 1853-ем и в 1871-ом годах после избавлений жителей Шацка и Тамбова от свирепствовавшей эпидемии холеры. Как только люди понимали, что врачи бессильны в борьбе с этой страшной болезнью, они тотчас вспоминали, что у них есть заступница — чудотворная икона Божией Матери Казанская (Вышенская).

А совсем недавно, перед поездкой в Украину, на глазах у настоятельницы Вышенского монастыря и настоятеля храма в честь преподобного Сергия Радонежского, где ныне хранятся икона Богородицы и мощи святителя, проявились буковки на иконе. Икону Пресвятой Богородицы как раз помещали в ризу.

Святыни находятся в этом храме, что в 3 км от Вышенской пустыни, поскольку на территории Свято-Успенского монастыря с 1938 года и буквально до вчера находилась психиатрическая больница областного значения, где на лечении было 700 человек (всего 3 недели, как из монастыря были выведены больные).

И лишь теперь древняя обитель будет восстанавливаться.О чем просить у святителя?

Люди постоянно задают этот вопрос, на что мы отвечаем: «Он святой, во всем помогает, какие бы нужды у вас не возникали. Но, прежде всего, о мудрости».

Следует заметить, что святитель Феофан Затворник не является чудотворцем, но приводит к вере.

Поклониться мощам святителя приезжают не только православные из России, Украины, Беларуси, Румынии, Сербии, но и верующие других конфессий, к примеру, из Голландии, Индии, Франции, Польши. А его книги переведены на многие языки мира.

Был такой случай. Человек, он не был крещен в Православии, переживал сильное уныние, не ел и не спал, отчего страдали он и его близкие. Как-то во сне ему явился благообразный старец, сел на краешек кровати, ничего не говорил, а просто смотрел сочувственно. Проснувшись, человек понял, что уныние исчезло.

У него на столе лежала книга святителя Феофана Затворника, взял ее и увидел на титульном листе портрет – и узнал в нем старца, который ночью и приходил. Вскоре тот человек поехал в православный монастырь, пожил там и спустя некоторое время крестился.

Когда во время Таинства крещения он обернулся на запад, то увидел, что на том месте икона преподобного Феофана Затворника, который таким образом все время покровительствовал ему.

Второй случай рассказал протоиерей Георгий Глазунов. Одна семья постоянно приезжала в храм, где он настоятель, на богослужения. У них был ребенок, который от рождения не ходил. Каждый раз родители прикладывали малыша к мощам святителя.

И вот как-то на службе мать держала ребенка на руках, он попросился на пол. Женщина не осознавая, что делает, поставила его на ноги. Тут люди стали возмущаться, что ребенок бегает и мешает богослужению. Женщина поняла, что ее ребенок, который не мог ходить, пошел.

От радости у нее полились слезы…

***

В рамках предпразднования 200-летия со дня рождения великого богослова и подвижника – святителя Феофана Затворника Вышенского, по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, из Свято-Успенского Вышенского монастыря (Рязанская обл., Россия) в Киево-Печерскую Лавру впервые принесены ковчежец с частицей мощей святителя Феофана Затворника и чудотворная икона Божией Матери Казанская (Вышенская).

В течение двух недель — с 6 по 20 августа — у киевлян и гостей столицы есть уникальная возможность поклониться вышенским святыням, которые прославились чудесами даже за пределами России и Украины.

Подготовила Ольга Мамона

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector