Страшный суд икона: история появления и описание сюжета, значение и молитвы

Страшный суд икона: история появления и описание сюжета, значение и молитвы

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы затронем тему Страшного суда в следующих вопросах-ответах:

Что такое Страшный Суд? Почему Суд? И почему он Страшный?

  • Надо ли бояться Страшного Суда?
  • Как жить с осознанием того, что приговор тебе в будущем уже готов?
  • Как не отчаяться, как не сойти с ума?
  • Не выдумана ли байка про Страшный Суд (одни идут в ад, другие — в Рай) ради того, чтобы держать в страхе «овец», которые, панически боясь ада, во всем слушаются «пастырей»?

Страшный суд икона: история появления и описание сюжета, значение и молитвы

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Страшным Судом в Церкви принято называть последнее событие в истории Земли и человечества. Именно в истории, так как и Земля, и человечество, кардинально изменившись, будут продолжать существовать и после Страшного Суда, но уже за границами времени, а значит, и вне истории.

Суд предваряется Всеобщим Воскресением: все когда-либо жившие и живущие на тот момент люди, предстанут перед Богом, чтобы принять от Него последнее и окончательное решение о своей вечной участи. Каждого человека, в зависимости от его нравственного содержания, ожидает либо вечная радость, либо вечные мучения.

Яркую картину Страшного Суда дает Сам Христос в Евангелии от Матфея (25, 31- 46). Позволю себе большую цитату без комментариев.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили. Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Почему Суд?

Когда мы вынуждены описывать отношения человека и Бога, то неизбежно делаем это через сравнения с тем или иным явлением в нашей земной реальности. Сравнение с судом родилось, видимо, в уме чрезвычайно совестливого человека.

И правда, если по совести, то кто мы перед Богом, как не преступники? Он дал нам заповеди — закон, а мы его нарушаем. Преступники и есть. А как веревочка ни вейся, все равно конец придет. И понятно, что нас, как преступников, неизбежно ожидает Суд.

Страшный суд икона: история появления и описание сюжета, значение и молитвы

Почему — «Страшный»?

У многих святых Отцов встречается мысль, что Суд этот страшен потому, что обвинителем, требующим максимального наказания на этом судебном процессе, будет наша совесть.

Не кто-нибудь другой, а мы сами будем выносить себе приговор перед лицом Божиим.

Как дождь пробуждает скрытую в земле животворную силу, которая неудержимо и необратимо заставляет растения стремиться к жизни, так и присутствие Божие неудержимо пробуждает в человеке совесть, как бы глубоко она ни была запрятана.

Каждый из нас увидит себя во всей своей неприглядности, более того, наш духовный портрет будет очевиден не только для нас самих, но и для всех окружающих. Никакой возможности оправдаться совесть нам не даст: она возьмет реванш за все измывательства, которые мы себе над ней позволяли.

Действительно страшно. Ведь это только с виду мы белые и пушистые, а каково наше нутро? Вспоминается фильм Андрея Тарковского «Сталкер».

Там именно страх перед своей глубинной сущностью остановил героев, и они не вошли в комнату, которая исполняет заветное желание каждого человека.

Ведь исполняет она не то, что человек декларирует, а то, что он действительно хочет, — «Хочу, хочу, хочу всего и побольше».

 — Надо ли бояться Страшного Суда?

— Да, надо, и любой нормальный человек Страшного Суда страшится. Естественно, что церковные люди страшатся его гораздо больше, чем околоцерковные и «в душе верующие». Но как же жить с осознанием того, что приговор тебе в будущем уже готов? Как не отчаяться, как не сойти с ума?

Мы знаем, что судит Господь не только поступки, но более того — произволение человеческое. Одно дело, когда человек грешит и думает, что так и надо, и совсем другое, когда стремится, пытается не грешить, но не получается. Так вот, в жизни верующего человека такое стремление есть: да, грешим, да, не святые. Но! пытаемся не грешить, каемся в грехах, не миримся с ними.

Ничто нечистое в Рай не войдет: грязь человеческая остается за его порогом, и если человек к этой грязи намертво прирос, то он останется там же; но, если он сознательно и целенаправленно пытался от этой грязи избавиться — Всемогущий Господь осуществит его стремление: оставив грязь на пороге, сам человек войдет в Рай. И пока остается зазор между мной и моим грехом, пока я не сросся с ним окончательно — есть для Бога возможность отделить мою нечистоту от меня самого.

Это дает надежду на помилование на Страшном Суде. Это побуждает никогда не опускать руки, не оправдывать себя, не привыкать ко греху, бороться с ним, даже если и в перспективе победы не видно.

 — Не выдумана ли байка про Страшный Суд (одни идут в ад, другие — в Рай) ради того, чтобы держать в страхе «овец», которые, панически боясь ада, во всем слушаются «пастырей»?

— Конечно, мы, люди, можем использовать идею Страшного Суда для того, чтобы запугивать кого-либо и использовать его в своих интересах. Так, кстати, и поступают в большинстве сект. Но это противно Православию, которое говорит, что обращение к Богу должно быть свободным, что в деле проповеди недопустимо принуждение, даже психологическое, в том числе и запугивание Страшным Судом.

И тут для нас пример — Сам Христос.

Если почитать Евангелие, то можно увидеть, что Он неоднократно возвращался к теме ада и Рая, вечных мучений, и никогда при этом не сюсюкал, не старался смягчить впечатление, и в то же время нельзя сказать, что Он запугивал человека: нет этакой экзальтированной эмоциональности в словах Спасителя. Видимо, Он просто описывал все так, как оно будет, не больше и не меньше.

Так и Церковь не может размахивать этим фактом будущего, как дубиной, загоняя всех в свою ограду. Но не может и умалчивать о Страшном Суде, ради сохранения ложного душевного комфорта. Как говорится: «Платон мне друг, но истина дороже».

А насчет того, выдуман ли Страшный Суд, что я могу сказать? Мы Христу верим. Верим, что Совершивший столько добра людям и Принявший за них мучительную смерть, не будет лгать тем, за кого распялся».

Страшный суд икона: история появления и описание сюжета, значение и молитвы

Слово о Страшном суде

Как может Всеблагой Бог допустить вечность мук?

Страшный суд икона: история появления и описание сюжета, значение и молитвы

 >

Композиция "Страшный суд" в православном храме

Росписи каждой православной церкви, в большинстве случаев, следуют канону. Канон — это правило или строгие правила. Они предписывают способы изображения священных сюжетов. То есть художник чётко должен понимать, как изображать и где изображать библейские мотивы. Не скажу, что регламент неукоснительно соблюдается. Есть и исключения из правил.

Отступления от канона в православных храмах

Например, храмовая икона церкви по канону должна располагаться второй справа от царских врат. Предписание соблюдается в 90% древних православных церквей. Взгляните на иконостас Успенского собора Московского Кремля. Видите вторую справа от царских врат икону? Она главная, храмовая — «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконостас церкви Успения Пресвятой Богородицы Московского Кремля. Фрагмент

Но есть и исключения. Показываю фрагмент иконостаса Рождественской Строгановской церкви Нижнего Новгорода. По логике вещей второй иконой справа от царских врат должна быть икона Рождества. Но её переместили в другое место.

Нижний Новгород. Иконостас Рождественской Строгановской церкви

Ещё классический пример отступления от канона — иконостас Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Та икона, которую писал для храма Андрей Рублёв тоже помещена с небольшим сдвигом — не второй, а первой от царских врат.

Читайте также:  Сорок дней после смерти: традиции и порядок проведения поминок усопшего, служба

Интерьер Троицкого собора Свято-Троицкой лавры

А в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря храмовая икона и вовсе слева от царских врат.

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона Одигитрия Смоленская — слева от царских врат.

Простите за отступление от темы. Хотелось показать, что даже в строгом церковном уставе случаются изменения. И если вы не увидели композицию «Страшный суд» на западной стене храма, поищите её в других местах. Возможно, она написана на галерее, или есть икона страшного суда.

Страшный суд в Успенском соборе

В Успенском соборе Московского Кремля композиция «Страшный суд» — это огромная фреска. Она занимает всю западную стену.

Композиция Страшный суд в Успенском соборе Московского Кремля

Фреска многофигурная, четырёхъярусная, со множеством деталей. Давайте рассмотрим её подробнее. В центре второго яруса восседает Христос — Царь Небесный и Судия земной. Он будет судить мир во время Второго Пришествия. Рука внизу держит весы.

Христос восседает на радуге

На верхнем снимке внизу видны головы мужчины и женщины. Это наши прародители, Адам и Ева. Их изображают коленопреклонёнными.

Адам и Ева

Адама и Еву первыми призовут на суд Христа, как людей, совершивших первородный грех. Грех символически изображают в виде змея. с кольцами. Кольца — разные человеческие грехи.

Змей в композиции Страшный суд

Обратите внимание, что змей лижет пятку Адама, искушая его.

Змей искушает Адама

Теперь посмотрим в левую часть композиции.

Наверху изображают апостолов — они сидят с книгами в руках. Их шесть, другие шесть изображены в правой части фрески.

Апостолы — фреска Страшный суд

Внизу увидим шатёр. Это врата рая. Слева от врат поместили праотца Авраама.

Фрагмент композиции Страшный суд в Успенском соборе Московского Кремля

Рядом с райскими вратами изображают апостола Петра с ключами.

Апостол Пётр

Правая часть композиции изображает преисподнюю. Но наверху продолжается тема праведников, там мы увидим шесть других апостолов по левую руку от Христа.

Правая часть фрески Страшный суд

Чуть ниже изображены грешники. Древний мастер одел их в иноземные одеяния. Здесь разглядим и восточную чалму, и европейское жабо.

фрагмент правой части композиции Страшный суд

Ещё один интересный персонаж правой части сцены — сатана с фигуркой Иуды на коленях.

Фрагмент фрески Страшный суд

Если быть совсем внимательным, то можно увидеть неприкаянного, который ещё только ожидает своего приговора, ждёт какие мучения ему уготованы за совершённые грехи. Заметили человека в белой набедренной повязке слева у столба? Он стоит, как неприкаянный.

Есть в композиции изображение греховных царств — Римского, Персидского, Вавилонского и Македонского. Их показывают в виде их чудовищ.

Если со всеми подробностями рассматривать композицию, то можно увидеть, как земля и вода отдают своих мертвецов. Часто на фреске изображают архангела Михаила, пророка Даниила и других библейских персонажей. О них я подробно рассказала в статье «Страшный суд» в Успенском соборе Московского Кремля.

Это пробная статья на тему православной живописи. Если будет интерес, расскажу о других росписях и сюжетах икон. Лайк?

Страшный суд: значение и описание, свойства, как проходит и где находится душа до него, будет или нет, мнение святых

На священном полотне изображается будущий апокалипсис (конец света), который осуществит во время своего Второго пришествия Сын Божий.

На православной иконе также демонстрируется последний суд над человеческим родом, сюжет чудесного воскресения от рук Спасителя, сцены мучений в областях ада и блаженства в раю.

Православная Церковь утверждает, что эти предзнаменования относятся к каждому, ибо любое деяние имеет свою причину и следствие согласно моральной окраске поступка.

Священнослужители заботятся о спасении душ своей паствы и часто напоминают ей о Страшном суде.

Сюжет иконы Судного дня

История, рисованная на иконах, в первую очередь будто является изобразительным цитированием Апокалипсиса, который служит основой для сюжета. Описание иконы страшного суда является также каноном древних русских и византийских текстов, на самом деле считается написанной на основе откровений почитаемого святого пророка Даниила.

Первые иконы, вышедшие из-под рук мастеров, имеют очень древнее происхождение. Их относят еще к годам существования великого государства – Византия. Так несколько икон Суда Божьего датируются IV веком.

Они изображали известную на тот момент притчу, где разделялись козлы и овцы, и также повествование шлось о десяти девах. Однако сегодняшнее понимание Страшного суда возникло немного позже, но все еще в Византии. Это произошло на грани XVIII века.

Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь.

Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.

Сюжет триптиха[править | править код]

Сюжет не нуждается в пояснениях.

Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.

На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Это особенно видно по изображению преисподней.

Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.

Основные сцены иконы Страшного суда

Икона Страшный суд Божий в первую очередь отличается от остального наличия «светлых» сюжетов, которые пророчит Апокалипсис. На ней изображены и Адам с Евой – первые люди на земле, и апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами.

В руках неземных существ – свиток, коей знаменует завершение, финал истории на земле. Они, небесные жители, окружили Даниила, толкуя его пророчество. Кроме того, икона Судный день единственная среди всех православных икон, которая показывает Создателя с сединой, в образе старца.

В сопровождении святых Петра и Павла, которые возглавляют ходу, шествуют беспорочные праведники. Этим заканчиваются основные «светлые» сцены и после них следуют «темные».

К ним относится Змей (огненная река, где горят человеческие души) – олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, держащий иногда в ладонях душу Иуды, и также четыре царства погибели, вместо которых явится Царство Небесное.

Не лишена икона Второе пришествие Христа сцен, носящих нейтральное значение, где грешники и праведные стоят перед судом. Первые убраны в этнические костюмы, как символ всех народностей мира, а святые распределены по чинам в два ряда.

Рай и ад, сцены борьбы бесов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море – воскрешение мертвых. Добро и зло, но иногда бывает промежуточное явление, и это помогает понять заблудший человек, который не попал ни в рай, ни в ад.

Что говорит о Страшном Суде Евангелие

Наиболее полно суть грядущего раскрывает нам апостол Матфей в 25 главе. Христос детально описывает признаки Своего пришествия, которое в этот раз будет совершенно иным, в славе и с силой. Если о первом приходе Мессии в мир первыми узнали только лишь пастухи, то второе пришествие будет сразу для всех народов, и невозможно будет не увидеть происходящего.

Притча о Страшном суде записана в Евангелии от Матфея

Страшный Суд начнется с того, что все люди, когда-либо жившие на Земле, воскреснут в новом обновленном теле и предстанут пред Господом. Те же, кто физически доживет до этих времен — переменятся, ибо невозможно будет в тленном страстном теле предстоять перед величием Божьей Славы.

Господь взойдет во всей Своей Славе, а Ангелы небесные соберут на Его суд все породы земные. Праведников он отделит и поставит от Себя с правой стороны, а грешников — с левой. И скажет Господь праведникам, чтобы они шли в чертоги Отца Небесного, поскольку накормили Христа, когда Он был голоден, напоили, когда хотел пить и одели, когда Он в этом нуждался.

Возникнет неподдельное удивление — когда, Господи, мы накормили Тебя, когда одели? И Господь объяснит, что все, что вы сделали милостивого для каждого человека, вы сделали для Меня.

Когда подали нищему — подали Мне. Когда приютили странника — приютили Меня. Когда помогли вдове или сироте — помогли Мне. Так идите теперь и наследуйте Царство Небесное.

Так говорит Евангелие об участи праведников.

Далее Господь обращает свое внимание на тех, кто стоит по левую руку. Им Он скажет — а вы отказали Мне, когда Я был голоден и хотел пить. Вы не помогли Мне и бросили Меня. Идите теперь прочь во тьму вечную и мучение!

Читайте также:  Акафист Феодоровской Божьей Матери: история и значение иконы, текст молитвы

И те, кто стоял по левую руку, с удивлением будут спрашивать — а когда это мы видели Тебя, и не помогли? Когда не дали есть и пить, когда Ты нуждался? И Господь объяснит им, что когда отказали в помощи ближнему, когда прошли мимо нуждающегося, когда не накормили голодного — вот тогда оттолкнули от себя Самого Господа.

Так, с помощью языка притч, Господь показывает своим ученикам, насколько важны добрые дела и милосердие для спасения человеческой души.

Важно! Можно сказать, что на Страшном Суде будет оцениваться общая направленность человеческой души — повернут ли был человек в земной жизни к добру, или же ко злу.

Если человек всю свою жизнь жил нечестиво, не соблюдал Заповеди, не каялся — то и после своей смерти он просто не сможет вынести света Славы Господа.

Значение иконы

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния. Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.

  Иконостас. Происхождение, структура, современное состояние.

Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.

Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.

Великие художники

  • Иероним Босх «Страшный суд», 1504
  • Академия изобразительных искусств, Вена
  • Возрождение

Сюжет не нуждается в пояснениях.

Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.

На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Это особенно видно по изображению преисподней.

Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.

(2 картина)

Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Явление Христа-Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы.

Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей; он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Например, на блюдце установлен мельничный жёрнов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления.

На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заострённых стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.

В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши; убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге — и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы.

Левая створка — «Рай» (1 картина)

Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.

Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов.

В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Эти ангелы грешили, и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.

В более поздних преданиях приводится иная версия — Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов. На этой картине Босх запечатлел пришествие греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного суда.

Правая створка — «Ад» (3 картина)

Осуждённых Богом — а по мнению Босха, они составят большую часть рода людского — ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь, которую Бог уготовил человечеству. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха.

  Монастырская богадельня

Здесь наличествует характерная для Босха образность, хотя общее впечатление несколько разрозненное. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию.

Поделиться

Тэги: Босх,возрождение,искусство,картины

Как проходит Божий суд

Во многих религиозных верований суд после смерти осуществляется безличностной Кармой, отстраненным и непререкаемым Космическим законом или Фемидой с повязкой на глазах. В христианстве же человек встречается с Богом, который прожил жизнь в ипостаси Спасителя.

Сын Господний получил опыт бытия простым смертным, с нашими страстями, сомнениями, болью. А значит, и итоговое решение о судьбе людей будет приниматься, исходя из глубокого осознания их природы.

Он прошел через страдания, чтобы спасти души, исцелить их, а не осудить и расправиться.

[править | править код]

Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Явление Христа-Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы.

Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей; он использует, собственно, приём «отстранения

», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Например, на блюдце установлен мельничный жёрнов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления.

На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заострённых стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.

В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши; убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге — и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы.

Заповеди Блаженства

Необходимо усмирить гордость и понять, что Всевышний отнесется к нам со снисхождением, даруя то, что мы не заслужили. Смиренность является путем в рай. В Заповедях Блаженства перечисляются качества, соответствие которым позволяет избежать Судилища:

  • «нищие духом» — осознают свое несовершенство; только понимая, что ты болен и греховен, ты можешь просить помощи у Отца и получить ее;
  • плачущие;
  • кроткие,
  • алчущие правды,
  • милостивые,
  • чистые сердцем,
  • миротворцы,
  • изгнанные за правду,
  • гонимые за прославление имени Христа.

Левая створка — «Рай»[править | править код]

Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.

Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов.

В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Эти ангелы грешили, и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.

В более поздних преданиях приводится иная версия — Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов. На этой картине Босх запечатлел пришествие греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного суда.

Где душа находится до этого момента

После смерти умерший проходит следующие испытания:

  • Первые два дня вместе с ангелами он путешествует по памятным местам земной жизни, вспоминает свои радости и горести.
  • На третий день попадает в Царство Господнее и его милостью может 6 дней пребывать в раю.
  • Потом в течение 30 дней душа проводит в аду, наблюдая за страданиями грешников и перенося соблазны демонов.
  • На сороковой день решается судьба человека до Второго Пришествия Иисуса, когда и определится его участь на веки вечные.
Читайте также:  Можно ли быть крестным у нескольких детей: функции и обязанности духовных родителей

Вот почему так важно молиться за усопших и подавать милостыню в память о них. Сами они уже не могут после смерти покаяться и совершить добрые дела. Но мы добавляем на чашу весов свою память и мольбы, и они могут перевесить грехи.

Во время крещения мы становимся частью Церкви, а она является воплощением Тела Христова. И обращая свои мольбы, мы просим, чтобы умершего не отождествляли с его дурными поступками, а воспринимали как частичку Создателя. Творец может восполнить своим совершенством нашу душу, созданную по образу и подобию Его.

На протяжении нашей жизни мы совершаем множество деяний: добрых и злых. В православии считается, что согрешение — это нарушение изначального замысла.

Вот почему Воздаяние — это не строгое взвешивание хорошего и плохого, как это делается в понятной нам юридической практике. Скорее это медицинская операция, которая позволяет восстановить гармонию, отсекая пороки.

Главное, чтобы в грешнике осталось хоть немного веры и смирения.

Икона «Страшный суд» — Новгородская иконописная школа

Описание иконы.

Икона «Страшный суд», написанная новгородскими мастерами в XV веке, поступила в собрание Третьяковской Галереи из Государственного исторического музея в 1930 году. До этого она находилась в собрании А.В.Морозова.

Образ написан яичной темперой по левкасу, на сосновой доске размером 162 × 115см с врезными односторонними шпонками, покрытой паволокой. Икона поделена на четыре регистра, отделённые друг от друга дугообразными линиями.

В самом верхнем регистре, по центру, изображена поясная фигура Бога Саваофа в кругах славы, вокруг — фигуры серафимов и символы евангелистов. В небольших кругах, на светлой славе, изображены силы небесные – ангелы по двое, в семи медальонах и престол – в восьмом.

По наружному большому кругу серо-зелёного цвета, размещены двенадцать медальонов с головами в коронах, которые символизируют небесные светила по зодиакальным знакам. Чередование розовой и зеленой красок на медальонах означает, по всей видимости, смену дневных и ночных периодов.

В этот же круг, слева, вписан праотец Енох (по мнению других специалистов — Иоанн Богослов), получивший от Бога откровение о конце мира, и вознесённый живым на небо. На самом верху облачного круга изображён сосуд, вероятно, с кровью. Это может быть Соломонова чаша, древний прообраз Евхаристии.

Справа от кругов славы, под ангелами, закатывающими небесный свиток (эта композиция символизирует наступление Конца Мира), три круга. В центральном круге – Христос на троне, передний — с Ангелами Света, последний, за Ним — черный.

Под этим кругом написаны три ангела, летящие к Голгофе, на которой можно видеть крест, копье, трость и пещеру с останками Адама. В верхнем левом углу этого регистра изображен Горний Иерусалим и праведники.

В центре второго регистра помещён Христос, Судия мира, также в кругах славы. Справа и слева от Него – Божия Матерь и Иоанн Предтеча, ходатайствующие за род людской, у их ног Адам и Ева.

К Адаму из ада поднимается змий, символизирующий грех.

По сторонам от центральной группы фигур, справа и слева, сидят двенадцать апостолов с раскрытыми книгами, за ними находятся ангелы, стражи небесных врат.

Ниже, в третьем регистре, изображены народы, идущие на суд, праведники подходят справа, грешники слева. Среди грешников, судя по оставшимся в некоторых композициях надписям — немцы, русь, ляхи, эллины, ефиопы, жиди и другие. Впереди грешников идёт евангелист Иоанн Богослов, указывающий на Христа Судию.

В ногах грешников виднеется черная полоса, символизирующая наступление тьмы на Земле. Под центральной фигурой Христа написан престол с Его крестом, одеждой, орудиями страстей и Книгой Бытия, в которой есть все слова и дела людские. Под престолом, в круге, изображена рука, держащая на подставке сосудом, вероятно, с кровью Христовой.

Рядом находятся весы, меряющие дела людские, около них идёт схватка ангелов и бесов за душу человека.

В самом нижнем регистре из адской пасти поднимается змий, на нем алые кольца, символизирующие будущие мытарства грешников, и маленькие фигурки чертей. Справа от змия темный круг рядом с ангелами, возвещающими о наступлении Судного дня для праведных и грешных.

В этом круге находятся Земля и Море со зверями и рыбами, изрыгающими мертвецов для Страшного суда. Ниже написана разверстая пасть ада с сатаной, вцепившимся в душу Иуды. Рядом ангел трезубцем сталкивает в пылающий ад трех грешников — архиепископа, царя и монаха (версия новгородских иконописцев).

Под адом нарисованы семь клейм, на каждом из них изображена сцена мучения за определённый смертный грех.

Слева от змия-греха находится Рай, представленный светлым медальоном с Богоматерью, ангелами и облагоразумившимся разбойником, и алыми райскими вратами в его основании, пока закрытыми.

Слева от круга Божией Матери изображено Лоно Авраамово — старцы Авраам, Исаак и Иаков вместе с душами праведников, сидящие среди райских кущ. Слева к воротам Рая подлетают схимники с крыльями, справа идут, во главе с апостолом Петром, который держит ключ от ворот, земные праведники.

Над группой праведников находится небольшой алый круг с четырьмя зверями, символизирующими, по видению пророка Даниила, погибельные царства – Вавилонское в образе медведя, Македонское в образе грифона, Персидское в образе льва и Римское (антихристово) в образе рогатого зверя.

В самом низу иконы, посередине, между сценами ада и рая, находится фигура обнаженного человека, прикованного к столбу. Это «милостивый блудник», который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен царства небесного».

Цветовой колорит «Страшного суда» яркий, с преобладающими киноварным, светло-голубым и зелёным тонами, а также цветом охры и белил. Иногда встречаются коричневые и сиреневые цветовые пятна.

Вохрение светлое, по коричневому санкирю, с высветлением и подрумянкой. Фон и поля иконы с остатками золота. Сохранность образа хорошая.

При реставрации иконы в начале XX века, были сделаны тонировки с небольшими дополнениями рисунка.

При сравнении с начальными, византийскими изображениями Страшного суда, можно видеть, что новгородская икона содержит много дополнительных эпизодов. А также, характеризуется более вольным распределением по плоскости и более свободной трактовкой традиционных сюжетов.

История образа.

В композиции Страшного суда представлены темы из Евангелия и Апокалипсиса, из «Слова Ефрема Сирина», «Слова Палладия Мниха», «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы. Образ Страшного суда включает картины Конца Мира, Последнего Суда над человечеством, Воскресения мертвых, сцены адских мучений и райского блаженства.

Истоки сюжетов Страшного суда восходят к фресковой катакомбной живописи IV века. «Страшный суд» входил в систему настенных росписей византийских и русских храмов, был широко представлен на Западе. Известно наиболее раннее. фресковое изображение Страшного суда в Кирилловском монастыре Киева, выполненное в XII веке.

Сохранились также картины «Страшного суда», написанные Андреем Рублевым и Даниилом Черным на стенах Успенского собора города Владимира. Наиболее раннее известное иконописное изображение, относящееся к XV веку, можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля. Сюжеты Страшного суда создавались не для того, чтобы запугать, скорее — заставить задуматься над своими грехами.

«Не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния» – этот посыл присутствует и в новгородской иконе.

Особенности иконописной школы.

Избежавший монголо-татарского нашествия, свободный Новгород испытывал в XIV – XV веках экономический и культурный подъём. Самым значимым периодом в развитии иконописи был рубеж XV века.

Краски образов приобретают чистоту, палитра светлеет, из неё исчезают остатки былой сумрачности. Излюбленным цветом мастеров-иконописцев становится киноварь, определяющая мажорный характер всей палитры.

Киноварь даётся в сочетании с золотом фона, с белыми, зелеными и оливковыми красками.

Новгородская иконопись того времени не любит замысловатых сюжетов. Упрощаются традиционные иконографические типы, отбрасываются все лишние фигуры. Композиции легко обозримы, в них нет вредящей сюжету дробности. Основная сюжетная линия не затемняется второстепенными эпизодами.

Скупость в композиционной разработке составляет отличительную черту новгородцев. Они предпочитают простые иконографические изводы традиционных праздников, изображают святых стоящими в ряд.

Предпочтение отдаётся полуфигурным образам и житейским иконам с бытовыми подробностями, в которых с наглядностью передаются сцены из жизни святых.

Композиции новгородской живописи, даже многофигурные — просты, гармонично вписаны в плоскости и согласованы с формами. Все элементы распределены в них равномерно и согласно их значимости, нет ни перегруженных, ни пустых мест.

Фоновые пространства между изображениями имеют красивые формы, играя значительную роль во всей композиции. Фигуры часто располагаются симметрично, так они получают полное завершение.

Однако симметрия разбивается поворотами и наклонами фигур, формами гор, зданий, деревьев и других изображений.

Композиции новгородского письма XV века всегда строятся в одной плоскости, декоративно. Сложные композиции делаются иногда в несколько ярусов, но всегда в одном плане, при этом строго соблюдается принцип мягких темных и светлых силуэтов. Для них характерна монументальность и спокойствие образов, стремление к лаконизму.

Фигуры человека в новгородской живописи обычно несколько удлиненных пропорций, что придает им стройность и величие. Они всегда имеют глубокое внутреннее содержание. В их изображениях характерен строгий графический рисунок рук, ног и тела.

В фигурах и в их одеждах содержатся яркие и темные детали, которые оживляют все спокойные тона.

Составитель текста: Марина Румянцева.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector