Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

Историко-художественный музей города Серпухова хорошо известен и безусловно заслуживает посещения. Однако сейчас с частью его собрания можно познакомиться и в Москве. Здесь в Музее русской иконы открылась выставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Мараевой».

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

(источник фото) 

Сама собирательница принадлежала к семье купцов первой гильдии. Купцов-старообрядцев, причем не издавна старообрядцев, а перешедших в беспоповское старообрядческое согласие где-то в 1840-х годах, то есть в период (при Николае I), когда подобное ну уж совсем не могло приветствоваться.

В чем же дело? А в том, что старообрядчество было широко распространено в XIX веке именно в предпринимательской и купеческой среде. Что давало серьезное преимущество, состоявшее во взаимопомощи и прочных деловых связях между своими. Так что Мараевы предпочли пойти на рискованный по тому времени шаг – и не прогадали, добившись в делах изрядных успехов.

Что касается Анны Мараевой: достаточно рано овдовев и оставшись с восемью детьми на руках, она успешно повела дела самостоятельно. Отличалась широкой благотворительностью, которая распространялась не только на Серпухов, но и на Москву. Это, впрочем, для тогдашних купеческих кругов было достаточно традиционно.

Куда менее традиционным было формирование собственной художественной коллекции (тут и иконопись, и светская живопись, русская и западноевропейская).

Достаточно сказать, что на основе мараевского собрания (и в ее же доме) сформировался после национализации серпуховский музей (да и музеи центральные также неплохо поживились).

Нынешняя московская выставка представляет вещи не только из серпуховских фондов, но и из ряда других музеев – происходит своеобразное воссоединение коллекции. Так, из Третьяковской галереи на выставку прибыла византийская икона XIV (!) века, ранее находившаяся в личной молельне Анны Мараевой (что достаточно хорошо дает представление об уровне собрания).

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

Преобладают в старообрядческой иконописной традиции сюжеты, принятые еще до раскола середины XVII века. Есть нюансы – написание «Исус», а не «Иисус», благословляющий жест всегда двуперстный, изображение креста только восьмиконечное. Ну, и некоторые сюжеты особенно любимы – например, «Архангел Михаил, грозных сил воевода».

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

То же можно сказать об «Огненном восхождении пророка Илии» (считалось, что в приверженности этому сюжету еще и память о самосожжениях старообрядцев петровской эпохи). Тут – икона XVI века.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

В нескольких вариантах представлен Николай Чудотворец. Конец XV века, новгородская школа.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

Вот XVI век.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

А вот это уже век XIX.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

Иконы праздничного чина – XVI век, Псков.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

Из пророческого чина – начало XVI века, Новгород. Характерный золотой фон.

  • Также XVI век – «Вход Господень в Иерусалим».

Из начала XVII века – «Святой благоверный царевич Димитрий Угличский». Отметим время появления работы – это как раз период начинающейся Смуты.

Богоматерь «Знамение» – тип Оранты. XVII век. Как и прочее представленное, происходит из старообрядческой церкви в Серпухове.

«Сотворение мира» конца XVI века. Здесь хорошо видна еще одна характерная для старообрядческих икон особенность – многочисленные надписи на полях.

Но нельзя не упомянуть один из самых популярных у старообрядцев сюжетов – «Страшный суд» (обычно бытующий в монументальной живописи, но старообрядцам, в силу полулегального их положения и невозможности строить храмы в открытую, было не до фресок). Здесь он также в нескольких вариантах, но особое внимание привлекает большеформатная икона с расширенной иконографией (подробности которой приведены в экспликации в зале выставки).

  1. А вот другой любопытный вариант «Страшного суда» – это XIX век, и композиция явно не слишком каноническая.

Любопытный экспонат – икона «Омовение ног», демонстрирующаяся в стадии реставрации.

До того предполагалось, что это работа XIX столетия, написанная на древней доске и искусственно «состаренная» (такое бывало в старообрядческой иконописи, поскольку старинные, «дораскольные» иконы в этой среде издавна ценились особо).

Однако уже частичное раскрытие иконы и изучение состава пигментов показали, что это скорее всего подлинник XVI века. Сейчас исследования продолжаются.

Иконописью, однако, экспозиция не ограничивается. Здесь воспроизведена обстановка старообрядческой молельни (с привлечением фондов самого Музея русской иконы). Показана и одежда, в которой придерживавшейся старой традиции даме приличествовало присутствовать на богослужениях.

  • Старообрядческая духовная литература (включая сборники крюковых нот).
  • Показана принятая у старообрядцев меднолитая пластика (запрещенная после раскола, а вот старообрядцами особо почитаемая как «прошедшая очищение огнем»).
  • Меднолитые образки или кресты использовались также как врезки в деревянный ковчег иконы.
  • Примеры окладов старообрядческой работы.
  • Богослужебные предметы – четки-лестовки и кацея (разновидность кадила).

Наконец, еще одна своеобразная разновидность старообрядческого искусства. Характерна она лишь для беспоповцев: священников у них не было, однако у общин были свои наставники – киновиархи. Серия их акварельных портретов представлена в экспозиции (причем они никогда не тиражировались печатно, а исполнились только вручную).

Выставка из собрания Анны Мараевой в Музее русской иконы в Москве продлится до марта. (Одновременно в музее проходит, кстати, выставка еще одной иконописной старообрядческой школы – невьянская икона из музея в Екатеринбурге.)

О самом Серпухове и его музее читаем здесь. И до этого города очень даже стоит добраться.

Старообрядческая иконописная школа

Подобно «иконам суздальского письма», старообрядческая иконописная школа не имеет четкой географической локализации, поскольку иконописцы-старообрядцы обычно переезжали с места на место.

Иконы, обладающие признаками старообрядческих, например изображающие двуперстное крестное знамение, в отличие от более позднего троеперстия, порой проявляют черты различных стилей, так что их невозможно отнести к какой-нибудь конкретной местной школе.

В этом случае икону обычно дифференцируют как принадлежащую старообрядческой иконописной традиции.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия Икона Христа Вседержителя

  • Икона Христа Вседержителя.
  • Сокращение имени Спасителя как IC XC — один из признаков старообрядческой иконы.
  • Иконописцы Гуслиц и Ветки используют цветочные орнаменты, которые прослеживаются и здесь, в орнаментике нимба вокруг головы Иисуса.
  • Красно-белая обводка нимба типична для ветковской иконописи, но черная окантовка иконы — нет.
  • Для старообрядческих икон не характерны световые блики, нанесенные тонкими линиями.
  • Красный цвет надписей — особенность Ветки, а каллиграфичность надписей — всей старообрядческой иконописи.
  • Для икон гуслицкого письма характерно изображение святых на боковых полях. Святые Николай и Лавр стоят на темно-коричневом основании, а фон фигур — насыщенного красного цвета.
  • Старообрядческая школа, XIX в., 46 х 27,5 см.

После раскола, произошедшего в Русской Православной Церкви, оставшиеся в меньшинстве староверы продолжали следовать прежним византийским иконописным канонам. На старообрядческих иконах в меньшей степени отразился натуралистический западный стиль, чем на иконах официальной Православной Церкви, которые после XVII в. претерпели сильное воздействие западных художественных течений.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия Икона святых

  • Икона представляет трех святых: Сергия Радонежского, Николая Чудотворца и Алексия, божьего человека. Все они были канонизированы до раскола 1666-1667 гг. Написание имени Христа выполнено на старообрядческий манер — IС ХС.
  • Изображение Христа Вседержителя на облаке — признак икон Ветки.
  • Темные лики святых характерны для гуслицкого письма.
  • Красные буквы надписей — черта ветковской школы.
  • Особая обработка сусального золота, придающая ему старинный вид, свидетельствует о том, что к иконе приложили руку гуслицкие мастера.
  • Многокрасочность одежд встречается в основном только на иконах ветковского письма.
  • Нимбы и форма голов святых нетипичны ни для одной из иконописных школ.
  • Старообрядческая школа, XIX в., 53 х 45 см.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

THE ONE Stockholm — это бренд, который полностью отражает шведское представление о красоте: смелые образы, вдохновляющие макияжи, последние технологии и актуальные тренды. Выделяйся, вдохновляй, перевоплощайся!

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

Приверженность каноническим формам воспринимается некоторыми искусствоведами как архаизм и консерватизм, однако борьба староверов за сохранение традиции «исконного письма» способствовала тому, что древнерусская иконописная традиция дошла до последующих поколений.

Старообрядцы часто подвергались преследованиям со стороны официальной Церкви, желающей искоренить их убеждения, но приверженцам старой веры в течение веков удавалось сберегать древние иконы и продолжать писать новые в классической старорусской традиции. Старообрядческие иконы узнаваемы по таким признакам, как особое сокращение имени Христа — IC XC, двуперстное крестное знамение, а также выбор религиозных сюжетов и преимущественное изображение определенных святых.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия Покров Пресвятой Богородицы

  • Покров Пресвятой Богородицы — популярный сюжет в России, представленный иконами всех школ. Однако данный сюжет особенно излюблен в среде старообрядцев.
  • Старообрядческая школа узнаваема по тщательности проработки фигур, орнаментике фона, каллиграфичкости надписей.
  • Надписи и окантовка выполнены черным цветом, что затрудняет определение места создания иконы.
  • У святых на боковых полях иконы нет характерного яркого фона.
  • Подобная цветовая гамма иконы встречается в разных регионах России.
  • Изображение национальных русских святых, а также деятелей церковной истории символизирует православную Традицию.
  • Старообрядческая школа, XX в., 72 х53 см.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

THE ONE Stockholm — это бренд, который полностью отражает шведское представление о красоте: смелые образы, вдохновляющие макияжи, последние технологии и актуальные тренды. Выделяйся, вдохновляй, перевоплощайся!

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия
Украинская иконописная традиция

Поиск по сайту

Вышитая бисером икона Богородицы Неувядаемый Цвет

Книга по вышивке икон

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

Если:

  • Никогда не вышивали. Очень хотите попробовать, но боитесь у Вас ничего не получится.
  • «Перекопали» весь интернет, но не нашли схему вышивки нужной иконы.
  • Заполнили вышивкой уже много однообразных и скучных схем, а душе хочется чего то творческого.
  • Хотите вышить по настоящему красивый и уникальный образ, который будет существовать в единственном экземпляре.

Тогда:

Нажимайте «Я хочу вышить икону» и вышивайте, по настоящему, уникальные иконы.

Copyright © 2007-2021 www.ikona2.info — Вышивка икон бисером и камнями. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Старообрядческая икона Ветки

Материал из журнала “Антиквар” №4, 2010

Последние несколько лет в среде наших коллекционеров и большей части арт-дилеров ходят разговоры о том, что антиквариата как такового осталось мало, а во время кризиса достойные предметы и вовсе припрятали. Отчасти это так, но речь здесь может идти лишь о тех раритетных предметах, чей рейтинг необычайно возрос за истекшее десятилетие.

Старообрядческая икона

Если говорить об иконах, то на рынке практически не найдешь памятников XV–XVIII вв., поскольку они адресно попадают прямо к коллекционерам. Да и цены на них давно перевалили за полусотню тысяч (у. е., разумеется).

Предлагаются в основном образа XIX — начала ХХ вв., среди которых часто встречаются иконы старообрядческих школ Урала, Владимиро-Суздальских земель, Юго-Запада России, в частности Ветки.

Последняя из-за территориальной близости к нам представлена довольно широко.

Читайте также:  Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названияСтарообрядческая икона Священномученик Харлампий, в житии. Начало 19 века. Ветка.

На отечественном антикварном рынке цены на иконы «ветковских писем» колеблются от $900 до $10 000 в зависимости от сюжета, размера, состояния и места покупки. Среди них достаточно много интересных экземпляров, из которых вполне можно сформировать не очень дорогую, но достойную в художественном плане самостоятельную коллекцию либо дополнить уже имеющуюся.

Будучи образцом позднего этапа русского иконописания, ветковская икона до недавнего времени мало интересовала исследователей и оставалась неизвестной широкой публике. Научное осмысление старообрядческой иконы XVIII–XIX вв. началось лишь в конце ХХ в.

, а собственно ветковской — с конца 1990 х гг. в первую очередь благодаря искусствоведам Т. Гребенюк и Г. Нечаевой.1 Теперь собрания таких икон есть не только в Ветковском музее2, но и в Государственном Историческом музее в Москве.

Заинтересовались ими и коллекционеры.

Название «ветковская икона» происходит от культурного центра старообрядцев поповского согласия в слободе Ветка, возникшего в конце XVII в.

Спасаясь от притеснений со стороны властей, старообрядцы расселялись в более веротерпимых краях — на Левобережной Украине у пограничной реки Сож, притока Днепра, а также на Гомельщине и Черниговщине, бывших под властью Речи Посполитой. К середине XVIII в.

здесь насчитывалось до 100 тысяч старообрядцев. Ветка становится одним из общерусских духовных центров старообрядчества и крупнейшим центром иконописания.

Наиболее ранние из сохранившихся памятников датируются серединой XVIII в. К этому времени «ветковские письма» распространились по всему старообрядческому миру и оказали влияние на иконописцев волго-донских областей, Урала и юга России, юго-западной Украины, Молдавии и Буковины. Поэтому они стилистически близки, скажем, иконам Новозыбкова и Липовани.

Благодаря обособленности региона, передаче иконописного мастерства из поколения в поколение вплоть до XX в., здесь сформировался оригинальный живописный стиль, по праву принадлежащий одновременно русской, белорусской и украинской культуре. Из-за своей декоративности ветковские иконы легко узнаваемы: они эффектны и праздничны, наполнены светом золота и ярких открытых красок.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названияСвятитель Ипатий Гангрский. Конец 18 – начало 19 века. Ветка.

Отгородившись от мира, старообрядцы ориентировались в своем искусстве на памятники XVI–XVII вв., продолжая тем самым древнюю традицию.

Стилистически ветковцы наследовали ярославско-костромскую икону XVII в.

, опирались на достижения мастеров Оружейной палаты, испытывая в то же время сильное воздействие со стороны местных народных вкусов, барочной иконописи и гравюры соседних украинских земель.

ПРОМЕННЫЕ ОБРАЗА. К ВОПРОСУ О СТОИМОСТИ ИКОНЫ

При атрибутировании икон Ветки следует учитывать особенности личнóго письма, наложения пробелóв, характера орнаментики. Местные мастера использовали традиционные материалы: деревянную основу, паволоку, левкас, темперные краски.

Сохраняя древнюю концепцию золота как символа Божественного света, они покрывали поля и фон иконы золотом или его имитацией. Опушь, как правило, делалась красной и синей красками, внутренняя рамка — красной с тонкой белильной линией, поля заполнялись киноварными надписями.

В личном письме старообрядческие мастера также придерживались традиционных приемов: писали «плавью», «в заливку», «отборкой». В исполнении инкарната прослеживается несколько вариантов. Более ранние темноликие образа, где санкирь и вохрение максимально сближены по тону, продолжают домонгольскую традицию.

Такие иконы с темно-коричневым санкирем, выполненным умброй, и охрением темной охрой сероватого холодного оттенка с подрумянкой киноварью исследователи относят к «северному направлению» ветковских писем.

На протяжении XIX в. в центре Ветковского региона был распространен и другой вариант личного письма — с оливково-коричневым или серовато-коричневым санкирем и контрастными высветлениями в охрениях. Для юга региона на протяжении XIX в.

типична техника сплошной «заливки» теплым тоном охристо-коричневых санкирей. В лучших образцах конца XVIII — начала XIX вв. заметны черты популярной в XVIII в. «живоподобной» манеры. С середины XIX в. моделировка ликов становится более графичной, сухой и однообразной.

Отличительными чертами ветковских ликов являются три световых пятна вокруг рта, сильные высветления над бровями, под глазами и на кончике носа, а также верхняя губа, нависающая над характерной формы раздвоенной нижней.

Нимбы выполнялись в виде точечного орнамента или же обводкой — красной и белой линиями, иногда украшались узором из прямых и зигзагообразных лучей.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названияСвятая великомученица Екатерина, в житии. Начало 19 века. Ветка.

Фигуры трактуются объемно, с широкой, будто наполненной воздухом грудью, и одновременно сохраняют присущую иконописи графичность: силуэты четко выделяются на золоте фона, складки чаще всего прямые. Одежды моделированы золотом, в более примитивных по письму иконах — черным либо белым цветом. Приемы наложения ассиста суммируют опыт различных школ, «оживки» выполнялись разнообразно и легко.

Основу колорита икон составляет сочетание золота и яркой киновари. Преобладают также различные оттенки малиново-красного, синего, голубого и желтого цветов.

Характерной особенностью ветковской школы, безусловно, является орнаментация одежд крупными золотыми растительными мотивами, создающими необыкновенный декоративный эффект. Такой прием вполне мог возникнуть под влиянием украинской барочной иконы северных и приднепровских областей.

Украшенные ветвями розы с бутонами или цветущей яблони с маленькими яблочками, одеяния святых выглядят особенно трогательно и напоминают набивные крестьянские ткани, цветастые вышитые наряды.

В XVIII — первой трети XIX в. популярными были и другие барочные мотивы, воспринятые сквозь призму искусства украинских земель и творчески переработанные ветковскими мастерами: букеты, гирлянды, виноградная лоза, рог изобилия, раковины и т. д.

В этот период надписи на полях иконы помещали в картуши, а сами поля часто украшали прочеканенным на золоте растительно-цветочным орнаментом. Влияние барокко проявлялось и во введении мотивов ордерной архитектуры, в изогнутых элементах мебели, пространственном построении пейзажных фонов. В первой половине XIX в.

барочные формы уступают место более строгим классицистическим. В поздних иконах пространственность исчезает, сменяясь традиционным золотым фоном.

Для Ветки характерно одновременное сочетание большинства распространенных в XVII в. техник и приемов: черневой орнаментальной росписи по листовому золочению, «цировки» и «цвечения золота», «проскребки» рисунка сквозь красочный слой лессировок до золота, реже письма белилами или охрой по золоту.

Ветковский регион в свое время являлся одним из крупнейших центров книгописания. Отголосок этого заметен и на иконах: инициалы в изображениях текста характерны для ветковского книжного орнамента. Например, буквы «В» или «П» в форме цветущей змеящейся ветви на ракрытом Евангелии в образах Святого Николая или Вседержителя могут помочь при атрибуции памятников.

Сохранившиеся иконы позволяют судить о степени распространения тех или иных сюжетов у старообрядцев. Традиционное поясное изображение Вседержителя более редкое, чем, скажем, «Спас Нерукотворный» в типично ветковском изводе с тремя ангелами, держащими убрус, и со сценами сказаний о Нерукотворном Спасе в круглых клеймах.

Необычайно популярны иконографические типы «Спас на престоле с предстоящими» и «Спас Великий Архиерей» («Царь Царем»), представляющие собой эффектные барочные композиции. В общей массе памятников, бесспорно, доминируют образы Богоматери и Николы.

Среди богородичных икон особенно часто встречаются: «Знамение», «Троеручица», «Умягчение злых сердец», «Взыскание погибших душ», «Федоровская», «Утоли моя печали» «Огневидная», «Не рыдай Мене Мати», «От бед страждущих», «Семистрельная», «Неувядаемый цвет», а также «Нечаянная радость», «Живоносный источник».

Как видим, в основном это поздние изводы, появившиеся в русской религиозной живописи в XVII–XVIII вв. Четко прослеживается целительная «специализация» многих из них.

Образ в среднике дополняли и «усиливали» изображениями архангела Рафаила, почитавшегося в народе как целитель (икона «Троеручица»), или ангела-хранителя, которые размещались на левом поле иконы. Среди избранных святых наиболее многочисленны образы Николы, затем идут Архангел Михаил, Иоанн Предтеча, Пророк Илья.

Типично для домашних икон Ветки изображение избранных святых, соименных членам семьи. На более ранних иконах (до начала XIX в.) святые помещались чаще в среднике (например, за плечом Богородицы), как это делалось в древности, а в XIX в. — на полях, причем число святых в поздних иконах могло достигать десятка.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названияБогоматерь Знамение. 1840 год. Ветка.

О творческих поисках в среде ветковских иконописцев и идеологов старообрядчества свидетельствует разработка некоторых новых изводов, получивших распространение в XVIII–XIX вв: «Триипостасное Божество» («Новозаветная Троица»), «Союзом любви связуемы апостолы» («Христос с апостолами»), «Богородица Огневидная», «Никола Отвратный» и др.

Происхождение излюбленной ветковской иконографии «Никола Отвратный» до сих пор остается загадкой. По мнению Т. Гребенюк, это образ Николы-бесоборца, выделенный из клейма житийной иконы, где святитель изображен с характерным взглядом через левое плечо, что отражает традиционные представления о левой стороне.

«Никола Отвратный» изображается в небольшом развороте, скошенным взглядом он строго смотрит на молящегося, «отвращая» его от греховных помыслов. Этот образ привлекал иконописцев Ветки своей динамичностью и крупным «портретным» планом.

На некоторых иконах встречаются надписи, поясняющие смысл образа святителя, способного отвратить от бед, несчастий и бесов.

Помимо традиционных поясных изображений Николы с раскрытым Евангелием получил распространение тип «Никола Можайский» (с мечом и градом в руках).

Ветковские иконы этого извода, равно как и житийные иконы других святых (например, «Огненное восхождение Пророка Илии со сценами жития в пустыне»), впечатляют пространственной широтой пейзажных фонов, обилием включенных в композицию сцен-клем с любопытными подробностями крестьянской жизни. Подобные иконы, отмеченные особым обаянием и разнообразием сюжетов, привлекают простодушием и лирической наивностью.

В иконописи Ветки и Стародубья встречается редкий сюжет «Богородица Огневидная», где Мария изображается с ярко-алым ликом и в красных одеждах. Сведения о происхождении этого образа отсутствуют.

Вероятно, он связан с эсхатологическим комплексом древнерусских изображений, что объясняет его исключительное почитание старообрядцами самых радикальных толков, особенно на раннем этапе, полном трагических случаев самосожжений.

Идея спасения соединяется здесь с идеей божественного огня, символизирующего воскресение и новую жизнь, очищение нетленной плоти. В простонародье образ осмыслялся практически — как спасительный от лихорадок и пожаров.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названияБогоматерь Огневидная. Начало 19 века. Ветка.

Чрезвычайно интересны многочастные иконы, также широко распространенные в Ветке. Благодаря устойчивости вкусов в крестьянской среде в этих иконах сохранились редкие сюжеты и иконографические типы.

Зачастую это четырехчастные иконы, позволяющие объединять в пределах одной доски целый пантеон наиболее чтимых заказчиком святых.

Расчленение иконы изображением «Распятия» либо образом «Спаса Благое молчание» имело не только композиционное, но и символическое значение: центральный образ мыслился как объект предстояния святых.

Привлекательными для коллекционеров являются и так называемые сложносоставные сюжеты: «Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи», «Собор Архангела Михаила», «Покров», «Праздники», «София Премудрость Божия», «Всех скорбящих Радость».

Такие иконы, выполненные в стилистике барокко и классицизма, всегда эффектные, большие (высотой от 40 см), с развернутыми в пространстве архитектурными, пейзажными и интерьерными фонами, массой бытовых подробностей.

В них в наибольшей мере сохраняется впечатляющий космологизм, восходящий к древним храмовым росписям. Некоторые из таких икон имеют интересные особенности. Например, в среднике иконы «Праздники», как правило, помещается сюжет «Воскресение — Сошествие во ад» с типично ветковским арочным завершением.

Эта сложная композиция, совмещающая несколько событий (в их числе «Уверение Фомы», «Шествие праведников в рай», «Хождение по водам», «Чудесный улов»), объединяет вокруг себя все сюжеты.

Для икон «Покров Пресвятой Богородицы» характерно изображение Марии в позе Оранты с двумя покровами (один вверху несут ангелы). Образы икон «Всех скорбящих Радость» могут быть представлены в двух вариантах, заимствованных из западноевропейского искусства.

Читайте также:  Святой олег брянский: история жизни князя, икона и в чем помогает, день памяти

В одном из них Мария изображается с Младенцем и жезлом, во втором Ее поза повторяет схему, восходящую к типу «Мизерикордии»: здесь Богородица изображена с опущенными руками, в одной из них цветок, в другой свиток.

Примерами оригинального ветковского извода служат иконы «Богоматерь Умягчение злых сердец» и «Богоматерь Овсепетая».

В целом иконы Ветки ярко индивидуальны и вместе с тем глубоко традиционны по духу и насыщены фольклорным мироощущением. Исследование памятников ветковской школы убеждает в том, что она представляет собой значительное явление в истории отечественной культуры, расширяющее наши представления об иконописи Нового времени.Автор благодарит Е. и М. Садовских за помощь в подготовке материала.

Иллюстрации взяты с сайта http://starove.ru/.

Примечания: 1 См.: Гребенюк Т. Е. Художественное своеобразие ветковских икон. Технико-технологический аспект. // Мир старообрядчества. Живые традиции: результаты и перспективы. Вып. 4. — М., 1998; Нечаева Г. Г. Ветковская икона. — Минск, 2002. 2 Музей народного творчества в г. Ветка (Белоруссия) открылся в ноябре 1987 г.

Старообрядческая икона

Старообрядческая икона ориентирована на продолжение традиции древнерусской иконы. Поскольку старообрядцы считают, что не они откололись от православия, а Русская Православная Церковь, то со второй половины XVII века старообрядцы позиционируют себя, как продолжатели и главные хранители византийского и древнерусского канона в иконописи.

Школы старообрядческой иконы:

  • Ветковская икона.
  • Невьянская икона.
  • Поморская икона (с тундровым позёмом).
  • Сызранская икона.
  • Сибирская икона.

Рассмотрим некоторые из особо почитаемых старообрядческих образов, старинные старообрядческие иконы.

Спас Благое Молчание.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия Икона Спас Благое Молчание представляет один из сравнительно поздних, редких и сложных в истолковании иконографических типов Христа. Иконография иконы восходит к фреске московского Успенского собора (15-16 вв.). Граф А. С. Уваров, в связи с открытием этих фресок в 1882 году, предположил, что образ Спаса Благое Молчание представляет собой особый иконографический сюжет, имеющий близкое отношение к изображению Христа Ангела Великого Совета (основанного на тексте библейских пророчеств (Ис. 9:6; Мал. 3:1) и его толкованиях. Ссылками для толкования образа Спаса Благое Молчание являются также библейские пророчества (Ис. 42:2, 53:7; Пс. 141:3). «Он изъязвлен был за грехи наши… и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы… и Господь возложил на Него грехи всех нас… как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:5–7). Текст данного ветхозаветного пророчества произносит священник при изъятии «агнца» из просфоры на проскомидии, происходящей в жертвеннике. Такое сопоставление позволяет истолковать образ юного Христа-Ангела, облаченного в белые одежды, как символ света истины, чистоты, нетленности плоти Христа (Откр. 7:9–17; Мф. 17:2–3), как образ Христа-Агнца, Предвечного Логоса-Эммануила, воплотившегося, чтобы взять на себя грехи мира, «пострадать за нас плотью» (1 Петр. 3:4) и явить нам образ жертвенной самоотреченной покорности и сыновнего послушания «даже и до смерти, и смерти крестной». На это указывает и жест его скрещенных на груди и словно поднесенных к сердцу рук. Это жест смиренного принятия благодати Божией, евхаристический жест причастника. Он также напоминает о Христе, которого в сценах «Шествия на Голгофу» изображали с крестообразно связанными руками: «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис. 53:7). Новшеством в образе можно назвать появление крыльев и восьмиконечного нимба, являющихся иконографическими атрибутами Святой Софии Премудрости Божией как символа воплощения Логоса, который, как Мессия, может быть назван и ангелом, т.е. посланником Божиим (Ис. 9:6; Мал. 3:1; Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. 4, 4). Важным элементом иконографии данной иконы является одеяние Господа. Белые одежды присущи ангелам — как символ их чистоты и бесплотности, возвышенности. Одежды Спаса в иконе «Благое молчание» могут быть интерпретированы и как белый стихарь (левкион) — символ пречистой плоти Христа, его Преображения и Воскресения. В образе Спаса Благое Молчание раскрывается вся богословская концепция Домостроительства спасения. В нем слиты воедино и черты Предвечного Логоса-Эммануила, и воплотившегося Логоса — Премудрости Божией, и жертвы Христовой — Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической бескровной жертве. Этот сложный для истолкования, догматически насыщенный иконографический тип, естественно, не мог получить широкого распространения. По-видимому, появление относительно большего числа икон в конце XVIII–XIX веков было связано со средой богословов и книжников, ориентирующихся на древнюю святоотеческую и литургическую традицию, и поэтому нашло распространение в первую очередь в старообрядческих общинах.

Спас Мокрая Брада — образ Спасителя с клинообразной формой бороды и с левым глазом большим, чем правый.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия Этот иконографический тип является одним из вариантов Нерукотворного Спаса. Наименование «Мокрая брада» введено русскими иконописцами по клинообразной форме бороды Христа, действительно напоминающей мокрую. Кончик ее острый, прям или загнут на сторону, бывает чуть раздвоен. Этой особенностью отмечены многие изображения древности.

Спас Ярое Око — образ Спасителя с удлиненной головой, темным ликом без нимба в сине-голубой одежде.

Палитра иконы продиктована византийской традицией. Формы носят несколько грузный характер, а выражение лица достаточно сурово. Также икона полна внутренней динамики и силы.

Всевидец Господь в одном акте Божественного ви́дения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от которого ничто утаиться не может!» 

Св.Иоанн Кронштадтский. 

«Христианская философия 

Мученик Христофор-Псеглавец. Его иконы вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитатьХристофора-Кинокефала, а запрет «официальной церкви лишь усилил это почитание. Мы видим, что святые образы на старообрядческих иконах могут писаться иначе, чем на православных.

Никола Отвратный — образ Святого Николая с косящими влево зрачками.

«Никола отвратный»- иконы с этим образом появились не ранее конца XVIII века и были распространены только в старообрядческой среде, являя собой вновь прославленный чудотворный образ после раскола. Оплечное изображение Св.

Николы Отвратного отличается рядом особенностей: во-первых, Св. Никола представлен с крупными глазами, скошенными влево зрачками и небольшим поворотом головы вправо.

Во-вторых, голова увеличена и приближена к краю доски, что придаёт образу особую психологическую напряжённость и огромную силу воздействия.

Часто на иконе изображаются пальцы благословляющей руки святого, в жесте, который можно рассматривать как напоминание или предупреждение. Значение этого образа как отвращающего припадающих к нему от зла и всякой скверны заложены в его названии «Отвратный»… 

Подобно православным, старообрядцы чтили иконы, посвящённые Страшному Суду и местным святым: Зосимы и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Сергия Радонежского. Обилие надписей на полях — отличительная черта старообрядческих икон. Образцы старообрядцев обычно характеризуются тёмными ликами. Также старообрядцы зачастую изготовляли медные и оловянные «литые иконы». В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон. Отличие старообрядческих икон от православных – предмет для серьезного исследования. Старообрядческая традиция интересна, но ведь и Православная Церковь стремится сохранять иконописный канон. Важно, что в лоне Православной Церкви, в неповрежденном духе истины могут созидаться поистине чудные, молитвенные и духовно-теплые образы…

Заказать или купить готовую икону в каноническом русском или византийском стилях Вы можете в Иконописной мастерской «Мерная икона». Возможно написание и почитаемых старообрядцами образов, не запрещенных Русской Православной Церковью.

Старообрядческие иконы: какие образы относятся к староверческим и их названия

Разногласия в Русской Православной церкви начались в середине XVII века, во время правления патриарха Никона.

Никон решил провести реформу, затрагивающую богослужебные обряды, богословские трактаты и иконопись.

Патриарх, при поддержке царя Алексея Михайловича и Константинопольского патриарха, начал искоренять древние обряды, сложившиеся на Руси в течение столетий.

Были внесены изменения в Священное Писание, литургические службы, запрещено креститься двумя перстами. Часть древних икон была исключена из пользования, как несоответствующая новым каноническим правилам. Эталоном для Русской Православной церкви стали новогреческие и византийские обряды, иконография, богословие.

Русский царь таким способом хотел стать престолонаследником Византийской империи, а Никон – Вселенским патриархом Православной церкви. Часть русского духовенства категорически не согласилась с нововведениями Никона. Для переубеждения несогласных применялись все способы, включая пытки, ссылки, физическое уничтожение.

Священнослужителей, отказавшихся принять никоновскую реформу, объявили раскольниками. Верующих, поддерживающих раскольников, стали называть старообрядцами/староверами. Гонения на староверов продолжались до 1905 года, когда император Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости», уравнявший в правах старообрядцев с католиками, протестантами (но не с православными).

С этого времени в документах слово «раскольники» было заменено на «старообрядцы». Стали открываться старообрядческие церкви, учебные заведения.

Безпоповские храмы

Внешний образ храма

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Крестовоздвиженская церковь федосеевского согласия на Преображенском кладбище

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Внутренний образ храма

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

Восьмиконечный крест

Читайте также:  Акафист Александру Невскому: когда и как читать и полный текст на русском

Предлагаем ознакомиться Молитвы святому Трифону о работе

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений. Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч.

и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм точно не старообрядческий.

И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное почитание.

Крест на новообрядческом храме Крест на старообрядческом храме

Какие иконы относят к старообрядческим

Старообрядцы считают себя хранителями древней христианской религии, в том числе в иконографии. Они не признают иконы, написанные по предписаниям никоновской реформы.

Спасителя

На иконах старообрядцев Господь изображен в рублевском стиле: фигура Спасителя развернута на 270 градусов, пальцы правой руки сложены в двоеперстие, в левой – раскрытое Евангелие.

  Кремация или захоронение? Что лучше для души?

В такой манере выполнены:

  • «Спас Вседержитель»;
  • «Царь Царей»;
  • «Нерукотворный Спас».

В старообрядческом вероучении Христос – Царь Небесный.

Богородицы

Божия Матерь почиталась старообрядцами, как защитница и хранительница истинного православного благочестия. Особенно чтимым в 19 столетии был образ «Тихвинской Богоматери», по преданию, написанный апостолом Лукой. Изображение Младенца Иисуса на иконе с двоеперстным благословением для староверов служило доказательством «правильности» веры для неграмотных верующих.

Образы Богородицы под другими названиями, встречающиеся в храмах и домах староверов:

  • «Владимирская»;
  • «Казанская»;
  • «Иверская»;
  • «Шуйская»;
  • «Троеручица»;
  • «Неопалимая Купина»;
  • «Смоленская»;
  • «Скорбящая».

Староверы почитают богородичные иконы чудотворными.

Другие староверческие иконы

В храмах и домах староверов молятся иконам с изображениями:

  • святого Николая Чудотворца;
  • Иоанна Богослова (молчащего);
  • пророка Илии в «огне»;
  • Иоанна Предтечи;
  • архангела Михаила;
  • мученика Иоанна Воина;
  • великомученицы Парасковии;
  • мучениц Екатерины, Варвары;
  • мученика Уару;
  • святой Феклы;
  • святого Паисия.

Почитаются минейные образа со святыми, дни поминовения которых приходятся в эти дни, а также в честь главных православных праздников, Страшного Суда, местных святых.

Иконы Спасителя, принятые у старообрядцев

Наиболее характерной в этом отношении является икона, именуемая «Спас Благое Молчание». На ней изображён Иисус Христос в образе ангела, увенчанного восьмиконечной короной Бога Отца и облачённого в царский хитон. Своё название она получила благодаря соответствующим нанесённым на неё надписям.

Такая икона встречается исключительно в среде старообрядцев, так как каноны официальной церкви запрещают изображать Христа – Творца вселенной — в виде тварного, то есть сотворённого им же существа, каковым является ангел. Как известно из Священного Писания, Господь создал весь видимый и невидимый мир, включивший в себя как ангельский чин, так и духов тьмы.

Кроме того, к запрещённым официальной церковью, но распространённым в среде старообрядцев, относятся ещё два изображения – «Спас Мокрая Борода» и «Спас Ярое Око».

На первом из них Христос представлен с бородой клинообразной формы и левым глазом, большим чем правый, а также клиновидной бородой.

На второй иконе Он написан без нимба, что полностью противоречит принятым нормам, а также с удлинённой головой и тёмным, слабо различимым ликом.

Подручники

Во многих старообрядческих храмах можно встретить подручники — специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

Подручники для земных поклонов

Вопреки расхожему мнению, что в старообрядческих храмах никогда не бывает лавок или иных сидений(как у католиков или униатов), на самом деле такие сиденья имеются в ряде старообрядческих безпоповских храмов прибалтийских стран.

Cтарообрядческий безпоповский храм

Предлагаем ознакомиться Можно ли дарить иконы в подарок на день рождения мужчине или женщине

.Церковное песнопение

Если в храме совершается Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих. Многоголосное знаменного распева характерное для современной никонианской церкви и прочие аккорды, трезвучия, да и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены.

Конечно песнопение очень красивое, но церковное песнопение не должно превращаться в концерт, завораживать, очаровывать красивыми голосами и гармониями, ибо это молитва и ничто не должно мешать молитвенному духу на Литургии, во время которой Бог совершает великие таинства.

Одежда верующих стоящих на службе

В храмах Московской Патриархии одежда прихожан имеет вольный характер, особенно это заметно при взгляде на женщин, стоящих на службе. Они могут быть одеты в одежду любого фасона, стильную или небрежную, быть в юбке или брюках, а на голове иметь платок, небрежно накинутый шарф, оголяющий шею, или кружевную шапочку, едва прикрывающую затылок, из под которой кокетливо выпадают пряди волос.

Исповедь в храме РПЦ МП. Платки у девушек накинуты небрежно, слева одна из девушек вообще без платка.

  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на богослужении в Храме Христа Спасителя благословляет детей — девочки с непокрытой головой.
  • Подобная вольность в одежде недопустима в старообрядческом храме, ибо старообрядцы придерживаются особой, можно сказать культовой, строгости в одежде.
  • Женщины старообрядческой церкви знают, что в храм на праздничную службу надо приходить в длинной юбке, в белом платке и без макияжа В будни любой другой однотонный платок (не яркий), так же и одежда не должна быть пестрой или нескромной.
  • Женщины на молитве в храме РПСЦ

Мужчины молятся в старообрядческом храме Покрова Пресвятой Богородицы. Во время молитвы они подпоясывают свои чресла поясом.

Часто задаваемые вопросы

Некоторых христиан, и также и старообрядцев, могут интересовать масса вопросов, которые в повседневной жизни встречаются довольно часто. Рассмотрим некоторые из них.

Посещать Божий храм старообрядцам разрешается, а если же приверженцы старой веры изъявляют желание быть православными, то сперва им необходимо принять Миропомазание, то бишь Таинство, которое соединит человека с христианским новым верованием.

  1. Креститься же двумя или тремя перстами на сегодняшний день не имеет какого-либо особого значения, так как эти два обряда были признаны равночестными. Но все же стоит заметить, что если посещать Божий храм и креститься там двоеперстием, когда все остальные крестятся лишь темя перстами, будет выглядеть нелепо и даже некрасиво;
  2. Не стоит, полностью отвергать возможность присутствия в качестве крестного неправославного христианина во время выполнения православного обряда Крещения, однако это возможно лишь в том случае если старообрядец будет лишь одним из крестным, а второй крестный родитель обязательно будет христианином нового верования.
  3. Также имеется еще одно условие при котором старообрядцу разрешается принимать участие в церемонии, если он не будет предпринимать каких-либо попыток воспитания дитя в неправославных традициях.

Господь всегда с Вами!

Сравнение двух направлений

Казалось бы, и православные, и староверы – христиане одной ветви. И все же, между ними есть разница, которая часто вызывает в прихожанах и священниках негативные эмоции. Ряд отличий этих верований делают Православную Церковь настолько же далекой от старообрядцев, как и от католиков.

Обратите внимание, если вам придется увидеть старообрядческое служение, что для литургии в их церквях не используется агнец, хлеб для проведения Литургии. Православные священники используют его в процессе проскомидии. Обычай достаточно новый, поскольку возник в 19-м веке, соответственно, не может использоваться старообрядцами.

Те, кто следует старой традиции, начинают служение и оканчивают его земными поклонами. Кроме того, в течение всей службы они совершают земные поклоны. В православии начальные поклоны, как и конечные, не используются. Земные поклоны во время служения были заменены на поясные.

Перста

Первое, что отличает православного от староверного христианина, – это крестное знамение. Старовер, совершая его, складывает пальцы (персты) так, что знак этот у него производится всего лишь двумя пальцами.

Для православного христианина это недопустимо. Данный символ для него заключает в себе осенение и обращение ко всем трем ипостасям Бога: Отцу и Сыну, и Святому Духу.

В связи с этим, крестное знамение у православных производится тремя пальцами.

  Остромирово евангелие 1056-1057

Образ Иисуса

Изменения касаются также образа Спасителя. В книгах и на изображениях Христа вместо Исус (как у староверов) стали использовать другую, более современную форму, которая выглядит как Иисус.

При этом изменились и начертания, которые изображаются на кресте в верхней части. На иконах староверов данная надпись выглядит как ЦРЬ СЛВЫ (что должно обозначать Царь Славы) и ИС ХС (Исус Христос).

Православные иконы на восьмиконечном кресте имеют надпись ИНЦИ (что расшифровывается как Иисус Назарей Царь Иудейский) и ІИС ХС (Иисус Христос).

Сами иконы могут тоже выглядеть по-разному. Старообрядцы продолжают творить их в стиле, который сформировался в Древней Руси и Византии. Образы Православной Церкви немного отличаются, приняв веяния иконописцев запада.

Еще одна особенность иконописного мастерства – литье образов. В православии это категорически запрещено. Староверы же нередко пользуются данным методом обработки материалов для создания икон.

Символы веры

«Символ Веры» – одна из главных православных молитв. Читая ее ежедневно, христиане открывают душу свою и помыслы о Вере своей, дабы быть ближе к Нему. Как оказалось, данная молитва у православных христиан несколько отличается от того варианта, который привычен для старообрядцев.

Православная «Верую» звучит намного мелодичней, ее слова не мешают друг другу, не спотыкаются. Противопоставление понятий происходит без лишних связок. В старообрядческой форме данные связки присутствуют. Не заметить их невозможно. Понятия «рожденна, несотворенна», как это использовано в православной молитве, у староверов звучит как «рожденна, а не сотворенна».

https://www.youtube.com/watch?v=_lAXLQgrjkY{amp}amp;modestbranding=0{amp}amp;controls=1{amp}amp;rel=0{amp}amp;showinfo=1{amp}amp;enablejsapi=1{amp}amp;origin=

Кроме этого, староверы не принимают утверждение православных о необходимости исповедоваться Духу Святому, поскольку он – истинная суть. Православный вариант указывает лишь на «Бога истинна от Бога истинна», что говорит лишь об Отце и Сыне.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *