Сошествие во ад икона: описание изображения спуска Христа и молитвы

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения.

На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Именно этот иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения.

В последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты, в частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы . Однако этот образ не традиционен для Православия.

Сюжет иконы «Сошествие Христа в ад»

Компоновка складывалась постепенно и изображения могут различаться, хотя сейчас мы явно можем говорить об устоявшемся православном каноне. Одни из самых первых древнерусских икон, где Христос спускается в ад, относятся к творчеству иконописцев Дионисия и Андрея Рублева. На них запечатлевается канонический сюжет, когда Христос предстает с распростертыми руками по центру изображения.

Сошествие во ад икона: описание изображения спуска Христа и молитвы

Также известны изображения, характерные для эпохи ренессанса (используются по большей части в католическом христианстве) где Спаситель увлекает ветхозаветных праведников за собой. Есть и иконы, на которых Христос идет на встречу к Адаму, которые символически говорят об освобождении обитателей ада.

Остановимся более подробно на сюжете характерном для православного христианства. В центральной части располагается Христос в сияющих одеждах, он изображается в сфере синего цвета, который указывает на небесную благодать. В этой сфере также присутствуют серафимы и херувимы (ангельские чины) в золотых отблесках, ангелы также освящают тьму ада.

Символически изображаются разломанные врата ада, разрушенные гробы. Царство небесное вторгается во ад и остается неудержимым, тьма не может поглотить его, преграды не останавливают.

Сошествие во ад икона: описание изображения спуска Христа и молитвы

Итак, в центре иконы Сошествие Христа в ад располагается сам Спаситель, а чуть ниже, те, кто ждал его прихода. На передней части по две стороны Адам и Ева. Чаще всего Христос обхватывает Адама за кисть, а Ева смиренно устремляет на него взор и ждет, когда тот обратит внимание и на нее. Помимо этого тут много самых разнообразных людей, композиция может различаться.

Под ногами Иисуса Христа лежат сломанные замки и адские врата, части которых, как правило, складываются накрест. Спаситель наступает на поверженного, раздавленного Сатану, часто последнего изображают закованным крепкими цепями. Преисподняя традиционно выглядит как символический раскол земли, из которого выглядывает устрашающая, загадочная бездна.

Условно пространство каждой иконы, изображающей сошествие Мессии в ад, можно разделить на три части:

  • преисподняя;
  • промежуточная зона не от мира сего;
  • место для вывода праведных душ.

Тем не менее, практически всегда изображаются святые, которые также ожидали, когда Спаситель снова откроет путь в Царствие небесное. Например, тут стоит Иоанн Креститель, с которым он совсем недавно виделся на земле, но также есть и те, кто ждет намного больше. С нимбами изображаются цари Давид и Соломон.

Этим сошествие Христа во ад на иконе подчеркивает особое значение его подвига. Ведь, если бы не он, то и святым пришлось бы остаться без рая. Поэтому данная икона имеет такую высокую ценность и особо почитается в православном каноне.

Сошествие во ад икона: описание изображения спуска Христа и молитвы

По положению фигуры Христа на иконе различают несколько типов изображений:

  • Иисус идет навстречу Адаму (нарративный).
  • Спаситель ведет Адама за собой (ренессансный).
  • Фронтальное изображение Сына Божьего, который раскинул руки ко всем присутствующим, является догматическим (гимнологическим). В этом случае фигура Христа окружена светлым светящимся ореолом – силой.
  • Комбинированное положение.

В верхней части иконы ангелы, которые поддерживают крест, который в свою очередь символизирует не только спасение, но и церковь, которая отныне на земле позволяет каждому избегнуть гиены огненной через веру во Христа.

Значение иконы «Сошествия во ад» заключается в том, что эта икона – вечное напоминание людям вплоть до исхода времен – теперь путь в рай открыт.

Библейские упоминания о посещении Христом ада

Точного и подробного описания сошествия Иисуса Христа в ад не существует. Составить картину можно только по отдельным штрихам, упоминаниям апостолов Нового Завета. Например:

  • Послание от Петра содержит слова о том, что Спаситель после смерти ожил духом и проповедовал грешным, сойдя к темой бездне.
  • Сам Христос, обращаясь к ученикам, предсказывал судьбу: сравнивал свое будущее («Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи») с Ионой, который 3 дня находился в темном чреве кита.
  • Пророчества из Ветхого Завета о том, что Сын Божий сломает железные запоры, сокрушит двери, чтобы отдать Всевышнему богатства и сокровища, хранимые во тьме.

Достаточно прозрачная аллегоричность высказываний позволяет восстановить картину на холсте, дополнив ее своей особенной трактовкой. Епископ Иларион сформулировал основные выводы из информации, которую содержат различные тексты Библии.

Также существуют различные мнения по вопросу, кому проповедовал Иисус во время схождения и освобождения заточенных из подземного мира. Слова о том, что Сын Божий сошел в ад, победил смерть и уничтожил (или разрушил) подземный мир, по-разному объясняются различными религиозными классическими направлениями.

Изображение сошествия Мессии в русской традиции

Вместе с принятием христианства из Византии сложившийся там образ Воскрешения или Сошествия Христа во ад перешел к иконописцам на Руси. До сегодняшних дней сохранились старые изображения Анастасиса, относящиеся к XI – началу XV века.

Фреска «Анастасис» в Софийском соборе

Христос ступает по сломанным адовым вратам. Левой рукой он держит крест, а правой выводит из преисподней опустившегося на колено Адама. Около Адама изображена фигура Евы. Сейчас сложно утверждать, что присутствие в группе пророка Исайи и Симеона было изначальным. Возможно, это дополнение, внесенное при реставрации.

Справа от Христа находятся (в саркофаге) Соломон, Давид, Иоанн Креститель, указывающий рукой на Мессию. Изображение носит застылый и торжественный характер, который присущ многим подобным творениям, демонстрирующим Воскресение Христово на иконах и фресках храмов Болгарии, Грузии, Сербии, Македонии, Армении, Коптской Церкви.

Прохор с Городца

Под именем Про́хор с Городца известен старец-иконописец, представитель московской школы живописи начала XV века. Предположительно этот человек являлся учителем знаменитого Андрея Рублёва. Летопись называет иконописца Прохора «старцем».

Икона Про́хора с Городца «Сошествие во ад» находится сегодня в экспозиции Благовещенского cобора Московского Кремля. Эксперты датируют ее концом XIV – началом XV века.

Андрей Рублев

Работа Андрея Рублева о сошествии в ад создана художником около 1408 года. Сегодня она экспонат сокровищницы Государственной Третьяковской галереи.

Сошествие во ад икона: описание изображения спуска Христа и молитвы

Главное отличие художественных произведений Андрея Рублева – это тщательная детальная прорисовка лиц всех персонажей. Перед нами живые люди с чувствами, мыслями, переживаниями. Христос наступает на сломанные врата ада, немного склонившись, чтобы взять коленопреклоненного Адама за руку.

Адам стоит на гробнице из камня, а рядом с ним выпрямилась, повернувшись к Мессии, маленькая Ева, выделенная ярким красным одеянием. За ней тесной группой собрались праотцы с сыном Симеона-Богоприимца, который повествует об этом событии. Слева от Иисуса находятся цари Соломон, Давид и массивная фигура Иоанна Предтечи. Все склоняют головы перед Сыном Божьим.

Иисус Христос изображен с крыльями, от его силуэта распространяется светло-голубое свечение – слава, которая четко выделяется на фоне черного зева пещеры. Работы Рублева отличает яркость и эмоциональность. Икона излучает радость и оптимизм, передавая эти впечатления от описанного события зрителю. На полотне изображен не строгий судья, а заботливый и добрый отец.

Дионисий

Икона «Сошествие Христа во ад» была написана Дионисием в 1502-1503 годах. Композиция картины включает несколько частей. Центр полотна занимает фигура Мессии, сияющая золотыми одеждами.

Сошествие во ад икона: описание изображения спуска Христа и молитвы

Такой цвет выбран не случайно, он олицетворяет Солнце Воскресения, празднует победу над смертью. Под ступнями Сына Божьего разверзлась огромная черная пещера преисподней. Там корчатся пораженные страхом бесы. Их очертания, серые на черном, напоминают темные дымные тучи.

Христос изображен окруженным голубым сиянием славы, которое наполнено двенадцатью ангелами. Ангелы своими длинными копьями настигают бесов, каждый из которых является олицетворением конкретного порока. Добродетели побеждают пороки. В самом низу композиции ангелы связывают поверженного, сокрушенного Сатану.

Врата ада сломлены и сложены крестом, на них ступает нога Спасителя. Мессия держит за руки, помогая встать из гробов, Адама и Еву. Сразу за первыми людьми мученики, пророки, праведные люди, праотцы. Все они устремлены к Иисусу Христу, жаждут спасения. Нимбами выделены цари Соломон и Давид, Иоанн Предтеча, пророки Ветхого Завета.

Молитвословия

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего.

Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя.

Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе.

И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху.

И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

  • Тропарь Воскресению Христову, глас 5
  • смертию смерть поправ, /
  • и сущим во гробех живот даровав.
Читайте также:  Архангел михаил: в чем помогает и от чего защищает святой, значение иконы и где ставить

Духовный смысл праздника

Помимо того, что учение о сошествии Христа во ад является одной из важнейших тем православной христологии, осмысливаемое как последняя ступень кенозиса (умаления), которое совершил ради нас Господь, оно имеет также несомненное вневременное, универсальное значение. Плоды данного события распространяются не только на тех, кто на момент сошествия Христа во ад находился там, но и на последующие поколения людей.

Достаточно часто в песнопениях Октоиха встречается отождествление всей Церкви или, еще шире, всего человечества с теми, на кого в свое время распространилось спасительное дело Христа в момент Его сошествия во ад.

В частности, когда говорится о том, что Христос воскресил и вывел из ада первозданного Адама, то имя праотца здесь означает не конкретную личность, а символ всего падшего человечества: “Воскресл еси днесь из гроба Щедре, и нас возвел еси от врат смертных, днесь Адам ликует, и радуется Ева, вкупе же и пророцы с патриарха воспевают непрестанно божественную державу власти Твоея“ (воскресный кондак 3 гласа).

Икона «Сошествие во ад» Диониссия: сюжет и образы известного шедевра

Updated: 12.02.2020

Знаменитая икона «Сошествие во ад» отсылает нас к одному из самых значимых событий для православных христиан — Воскресению Христа.

В основе сюжета, запечатленного на иконе, лежит история, рассказанная одним из апостолов, Петром. Есть и другие литературные источники, которые могли вдохновить Дионисия на создание иконы.

Например, Псалтырь или апокрифическое Евангелие, написанное Никодимом. О том, как Спаситель сошел в ад, упоминается в акафистах.

Сошествие во ад икона: описание изображения спуска Христа и молитвы

Образы, воплощенные в художественном творчестве Дионисия, напрямую перекликаются с песнопениями, которые можно услышать во время пасхальной службы во всех православных храмах. В центре сложной композиции выделяется фигура Иисуса Христа, облаченного в золотые одежды. Читается: Спаситель — Солнце Воскресения, над которым не властна смерть.

По бокам Христа окружают пророки. Видим мы также и баталию ангелов с демонами. Это символизирует победу добра над злом, притаившемся в каждой человеческой душе…

Под ногами Сына Божьего — разверзшаяся пещера ада. В ней — бесы, их силуэты чем-то напоминают сизые туманные облака. Главная идея иконы — Свет всегда побеждает Мрак. Человек в течение жизни сражается с многочисленными личными демонами: жадностью, ленью, отчаянием, ненавистью…

Сюжет иконы рассказывает нам о том, как Христос добровольно отправился в подземное царство для того, чтобы спасти ветхозаветных праведников, освободить от оков.

Не зря икона высоко ценится христианами и высоко почитается в православном каноне.

Сошествие во ад икона: описание изображения спуска Христа и молитвы

Считается, что «Сошествие во ад» написано известным иконописцем Дионисием. Его относят к продолжателям традиций Андрея Рублева. Прославился росписями московских храмов и созданием иконостасов. Сохранилось несколько созданных им икон, в их числе и «Сошествие во ад». Увидеть этот шедевр иконописи можно в Санкт-Петербурге, в Русском музее.

Сошествие Христа во ад — описание иконы

Дионисий. Сошествие во ад, 1503. Государственный Русский музей.

     Иконой Великой Субботы является икона «Сошествие во ад», которая очень долго на православном востоке была единственным изображением Воскресения Христова. Ведь «сам момент Воскресения как таковой не может быть изображен, ибо он нигде не описан в Евангелиях. Это возможно только к эпизодам, о которых мы имеем сообщения: апостол Петр у гроба, явления Воскресшего Марии Магдалине, апостолам, Фоме, на берегу Тивериадского озера и Мироносицам. Но удивительно, что первая икона Пасхи – икона Великой Субботы, которая открывает глубокий духовный смысл праздника» /1/. Икона «Сошествие во ад» наполнена символами и это не случайно. «Как прочесть духовное содержание Воскресения, Тайны тайн, если не через символ? В православии он является не просто воспроизведением этой реальности, символ – сам по себе есть её проявление. Следовательно, полное прочтение этой иконы может произойти только через символизм, исполненный великой силы, через открытие разума и сердца для неисчерпаемого сокровенного смысла» /2/.

      Достаточно полное описание иконы «Сошествие во ад» и духовный смысл её символики приводит Мишель Кено в своей книге «Воскресение и икона»: «В момент Его смерти «земля потряслась; и камни расселись» (Мф 27.51).

Разве это не знак богоявления, в некотором роде – преображение наоборот, которое совершается в этот раз – не на горе Фавор, но в середине земли и мира, освобождённых от всякого географического значения? Господь жизни, сопричастный живым в течение Своей земной жизни, блистая светом, являет ту же сопричастность по отношению к мёртвым Своим проникновением к самым последним пределам подземного мира, где царствует мрак. Как и в иконах Преображения, Вознесения и Успения, сверкающая мандорла обозначает Его тело славы, Его одухотворённость. Зачастую мандорла создаётся игрой концентрических кругов, число которых – часто три, их цвет – голубой, иногда зелёный, усиливается от первого внешнего круга, до срединного – очень тёмного. Это – как бы иллюстрация апофатического описания Бога как «блистающего мрака». В этом случае лучи света исходят от Христа, облачённого в золочёную или ослепительно белую одежду. Одеяние, украшенное золотыми штрихами, струится светом, оно – атрибут Божества, как, впрочем, и белая одежда. Подобно тому, как блеск молнии разрывает трепещущую ночь, так Христос «струится» в динамизме, выражающем одновременно вездесущие и могущество. Когда он «восставляет» (от греческого слова άνάστασις – «восстание, воскресение») Адама, энергично беря его за руку, то Он воскрешает именно человечество… Внимательный наблюдатель заметит, что часто рукав у Адама более светлого цвета, чем остальная одежда, это – доказательство преображения, или обожения в действии, которое совершено Самим Христом, исполненным Духа.       

Это движение поднятия первого человека, его души, одушевляющее тело, сосредотачивает на себе одном содержание искупления. Воплощение, как и «сошествие во ад», не имеет другой цели, и событие является не физическим, но всецело духовным.

Просторная одежда Христа, край которой часто взвивается вверх, явно показывает нисходящее движение, столь прекрасно отражённое в пасхальном богослужении. Действительно, оно не говорит, что врата ада просто открылись, но что они сокрушились, так же, как и затворы.

Отныне их невозможно закрыть вновь! Освобождение – событие не уникальное, не ограниченное во времени, но – решающее, это – потрясающая победа, о которой свидетельствуют стопы Христа, попирающие врата ада. Свиток в Его правой руке символизирует проповедь «духам во аде» (1 Пет 3.

19), и замещение свитка крестом, под западным влиянием, подчёркивает знак победы, средство, которым победил Христос и сокрушил «врата медные».  Сошествие во ад. Новгород. Середина-вторая половина XV века

       Немного позади от Адама, с венцами на голове, стоят два предка Спасителя: Соломон – без бороды, и с бородой – его отец, Давид, основатель Иерусалима, который поёт в псалмах «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, услыши глас мой!» (Пс 129). Рядом с ними – святой Иоанн Предтеча показывает рукой на Освободителя, о котором он благовествовал миру горе и долу. Как не уделить значительное место тому, кто был обезглавлен, чтобы «благовестити пришествие Спасово даже до Ада» (Канон на Усекновение главы Иоанна Предтечи. Песнь 7). Порядок действующих лиц варьируется. Часто персонажи Ветхого Завета стоят справа от Христа, Его современники и последователи – слева, за Евой, которая поднимает свои руки, скрытые под полой одежды в смиренном жесте восприятия вечной жизни. Этот жест восходит к обычаю византийского двора, который требовал, чтобы при встрече с высшими люди прятали свои руки в знак подчинения. Первая женщина, сотворённая чистой, освобождена Тем, Кто без греха, Кто рождён новой Евой – Девой, Матерью Божией. 

       Присутствие пророков кажется само собой разумеющимся. Разве они не ожидали Воскресения и не благовествовали первыми о нём? А что сказать об Авеле, первой жертве беззакония? Моисей, с фригийским колпаком на голове, как и другие пророки, присутствует для того, чтобы представить Первый Завет и свидетеля Первой Пасхи.

Цари, пророки и праведники, стоящие на заднем плане, как бы образуют свиту Воскресшего, Которого они носили в своём сердце, к Которому они взывали всем своем существом.

Асимметрия этой сцены выражает бурный поток жизни, и то, что позади Евы часто появляется апостол Павел, подчёркивает, что событие касается всех времен и всех мест, всего мира в его совокупности.   

        Побеждённая смерть, иногда изображаемая как черный силуэт, по сторонам от которого – вечные служители, лежит в бездне; под створками её руки и ноги связаны одной верёвкой, заканчивающейся петлёй на шее. Смерть предана смерти! Сатана, отец лжи, соблазнитель первого человека, иногда изображается с двумя лицами, что является впечатляющим знаком отсутствия в нём единства, его распадения, ибо цельность – удел святых. Последний элемент, скалы, символизируют то, что весь мир отражает свет, поднимающийся из глубин земли. Видимый и невидимый мир участвует в Воскресении Христа, Которого надо лишь принять и за Которым надо лишь последовать, чтобы спастись» /3/.Сошествие во Ад. Фреска церкви святого Георгия в Курбиново. Сербия. 1191 г.

Читайте также:  Молитва вдовы об усопшем муже: какие тексты и как правильно читать на русском

    Очень важно, чтобы икона праздника была каноничной, т.е. соответствовала церковному преданию.

«Необходимо также, чтобы икона давала видение, гармонирующее с «керигмой» (проповедью спасения), которая наделяет её могущественным визуальным резонансом, и чтобы тот, кто почитает её, воспринимал если не благодать Святого Духа, то, по крайней мере, «научение», поучение, более чем необходимое для понимания его основ и смысла.

Часто икона позволяет во мгновение ока постигнуть то, что, как оказывается, не выражают полностью самые богатые тексты. Отсюда – значимость иконы, написанной с полным уважением к Преданию, плоду многовекового богословского творчества, так и всякий отход от него неизбежно порождает извращение истины» /4/.

Известно, что «на византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается само воскресение — выход Христа из гроба…Хотя в последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты (в частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы), именно описанный иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения» /5/. 

          Изображение Христа, выходящего из гроба, которое сейчас часто можно увидеть в храмах, не соответствует православному преданию, это — игнорирование тайны, выраженной и в предании, и в литургических текстах. Иконография праздника тесно связана с богослужебными текстами, особенно гимнографией, а также с древними источниками предания церкви о сошествии Христа во ад (о них будет сказано ниже). «Утреня и вечерня Великой субботы…являются истинной словесной иконой «Сошествия во ад… Богослужебные тексты находят отклик в иконографии, она питается ими и становится их иконой, так как они сами становятся иконой празднуемого таинства. Нет никакого сомнения в том, что «Пасхальный канон» и гимны святого Иоанна Дамаскина, вместе с гимнами Андрея Критского и Косьмы Маиумского, внесли большой вклад в развитие иконографической темы «Сошествие во ад» /6/.             

——————————————————————————

1 — Кено М. Воскресение и икона — М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 2001г. с. 83.2 — Кено М. Указ. соч. с. 94.

3 — Кено М. Указ. соч. с.94-96.

4 — Кено М. Указ. соч. с. 47.

5 — Одно из наиболее ранних дошедших до нас иконографических изображений «Сошествия во ад», находящееся в Соборе св. Марка в Венеции, относится к VI в. См.: Л. Успенский. Православные иконы Пасхи.

— Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата № 10, 1958, с. 28; по: Игумен Илларион (Алфеев) ХРИСТОС ПОБЕДИТЕЛЬ АДА Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции/ Серия «Византийская библиотека», исследования – СПб.

: изд. «Алетейя», 2001. с.5-6.

6 — Кено М. Указ. соч. с. 91-92.             

PS: Текст — отрывок из моей курсовой работы по литургике «Внутренний смысл Пасхи в богослужении Великой Субботы», СФИ, 2005 г.)

Икона “Сошествие во ад” как традиционное изображение Воскресения Христа

Икона “Сошествие во ад” как традиционное изображение Воскресения Христа. Севостьянова Юля.

Русь, приняв крещение от Византии, унаследовала от нее представление о том, что задача живописи — воплотить в образы христианское вероучение.

Церковное искусство православных государств, входящих в сферу культурного влияния Византии справилось с такой задачей. Система восточноправославной эстетики позволила полно и ясно изложить христианское вероучение в живописных образах.

Настоящая работа посвящена сюжету Сошествие Христа во ад, его изображению в русской иконописи. Этот сюжет евангелисты не описывают, а только сообщают о Воскресении Господа, которому не было свидетелей.

В росписях римских катакомб Воскресение Христово изображалось через ветхозаветный прообраз исхождения Ионы из чрева кита (на основании слов Спасителя о знамении пророка Ионы).

Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф 12, 39— 42; 16,4; Лк 11, 29—32 ).

В византийском литургическом понимании Воскресение Христа обозначалось изображением женщин, пришедших к гробу Иисуса Христа и ангела, сообщающего, что Иисус воскрес.

Во II веке новой эры стал известен апокриф, получивший впоследствии название Евангелие от Никодима (тайного ученика Иисуса Христа).

Тексты апокрифа и повлияли на сложение иконографии “Сошествия во ад”, которая служит идее изображения Воскресения Христа как победы над смертью, вызволение праведников из ада, спасения уверовавших в него “от тлена в адской бездне”.

С течением времени византийское искусство разработало приемы, позволяющие передать суть рассказа в едином живописном образе, в котором это событие представало таким, каким оно должно соответствовать византийскому богословию.

Иисус Христос на иконах обычно изображается как солнце спустившееся во ад. Все в нем исполнено стремительного движения. Он попирает сокрушенные врата ада, в левой руке держит крест, а правую руку протягивает Адаму. Спаситель с силой вырывает обессиленного Адама из гроба, за Адамом встает, протягивая к Спасителю руки, с надеждой вглядываясь в него, Ева.

С правой стороны от Христа стоят, поднявшиеся в гробах, во главе с Иоанном Предтечей ветхозаветные цари и пророки. С левой стороны от Него расположен сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два ангела, возносящие орудия страстей: Крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье.

Это лишь общее описание изображения данного сюжета.

Главные черты первых русских икон “Воскресения Христова”, имевших основным изображением Христа, сошедшего во Ад, оставались без изменений, но к ним добавлялись другие, почерпнутые из преданий детали. Тогда в каждой иконе сюжет изображался по-особенному.

Примером могут служить псковские иконы “Сошествия во ад”. Для них характерна симметричная схема расположения коленопреклоненных фигур Адама и Евы относительно Спасителя, которых он, держа за руки, выводит из “смертной сени”. Такая схема достаточно редка для византийской и древнерусской иконографии.

Еще одной особенностью псковской иконографии является то, что Адам, Ева, все ветхозаветные цари и пророки изображены на них с нимбами. Среди византийских икон такие изображения встречаются, но редко.

Знак святости – нимб свидетельствует об уже совершившемся искуплении греха первых людей, их воскрешении, но их коленопреклоненные позы отчетливо напоминают композиции “Страшного суда”, где прародители стоят в том же положении перед “Престолом Уготованным”.

Традиционная форма изображения Воскресения Христа как “Сошествия во ад” всегда сохранялась в древнерусском искусстве, но с XVII века на русских иконах получило распространение изображение шествия праведников в рай. В это время Евангелие Никодима было включено в состав сборника “Страсти Христовы”.

В XVII веке была введена специальная вечерняя великопостная служба Страстям Христовым (Пассии). Под влиянием западной традиции, Воскресение Христово стали рисовать как выход Христа из гроба. Но этот новый способ изображения не удовлетворял русских иконописцев и они соединили его с привычным им образом “Сошествия во ад”.

Такую композицию можно видеть на примере иконы “Воскресение. Сошествие во ад” из церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680 г.) В верхней части иконы, в центре, из гроба поднимается Иисус Христос. Перед гробом – отваленный камень. Внизу, окруженный мандорлой Иисус Христос спускается в ад, попирая его врата, и выводит из гроба Адама.

Вслед за Адамом из адской бездны поднимается толпа праведников, идущих в рай. Иконописец, кроме этих двух сюжетов, изображал и события из жизни Иисуса Христа: в левом верхнем углу – Распятие, а вверху в центре – Вознесение Христово.

Такие иконы получались очень подробными, и за мелкими подробностями утрачивали глубину образа, которая была присуща ранним спискам Воскресения Христа.

Икона “Сошествие во ад” с первохристианских времен сохраняет основное значение как изображение праздника Воскресения Христова, и в русских иконостасах она помещается в праздничном ряду. Если же храм освящен в память Воскресения Христа, икона помещается второй справа от Царских врат.

Литературы:

  1. Барская Н. А. 1993. Сюжеты и образны древнерусской живописи. Москва: Просвещение.
  2. Григорий (Круг). 1998. Сошествие во ад //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
  3. Шиллина Н. Н. 1999.

    Псковские иконы “Сошествие во ад” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.

  4. Чугреева Н. Н. 1998. “Тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.

Севостьянова Юля 10 класс, Аничков лицей Руководитель: Бианки А.М., Ранне А.А.

Иконы России: Воскресение Христово — Сошествие во ад

  • Воскресение — Сошествие во Ад Икона из праздничного ряда повторяет один из вариантов иконографии, известный в византийском и древнерусском искусстве XIV-XV веков. Его характерные особенности – симметричное построение композиции с фигурами Адама и Евы, располагающимися по обе стороны от центральной фигуры Христа, который представлен в круглой славе, стоящим на сокрушенных адских вратах в трехчетвертном повороте к Адаму. Кроме того, икона имеет и редкие, очевидно, местные особенности. Прежде всего, это изображение ада со скованным сатаной, поза Адама, припадающего к деснице Христа
  • Воскресение — Сошествие во ад Икона из праздничного чина. В центре композиции фронтально представленный Христос обеими руками поднимает из гробниц коленопреклоненных Адама и Еву, изображенных симметрично, по обе стороны от Спасителя. В правой части расположены фигуры праведного Авеля и трех ветхозаветных пророков, беседующих между собой. В левой — пророки Давид и Соломон с Иоанном Предтечей.
  • Воскресение – Сошествие во ад Из праздничного чина. В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. По сторонам от него коленопреклоненные Адам и Ева.
  • Воскресение – Сошествие во ад В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. По обе стороны от Него расположены две группы персонажей на фоне симметричных горок: справа представлены ветхозаветные цари и пророки Давид и Соломон с Иоанном Предтечей, а слева – прародители человечества Адам и Ева с праведным Авелем.
  • Воскресение Христа с избранными святыми и Чудом Георгия о змие Изображения на иконе представлены в три ряда, верхний и нижний разделены на три сегмента. В центральном сегменте верхнего ряда расположена сцена Воскресения Христа. Слева изображена Богоматерь с Младенцем. Справа – святитель Николай. В среднем ряду изображён архангел Гавриил с избранными святыми. В левом сегменте нижнего ряда расположена сцена Чуда Георгия о змие, в среднем и правом – также избранные святые.  
  • Воскресение Христово В центре композиции – Христос, стоящий на скрещенных вратах ада на фоне зеленой мандорлы, в обрамлении розовых облаков.
  • Воскресение Христово — Сошествие во ад В православной традиции Воскресение Христа изображается в виде Сошествия во ад. Это событие списывается в «Евангелии Никодима» и других апокрифических сочинениях. Композиция с развернутой сценой ада, включающей фигуры восстающих из гробов праведников. Спаситель стоит на разрушенных вратах ада, правой рукой он держит за руку Адама.
  • Воскресение-сошествие во ад, с праздниками В среднике помещено Воскресение в типе Сошествие во ад, включающее Христа, сокрушающего врата ада и выводящего Адама и Еву, а также Иоанна Предтечу, ветхозаветных царей и пророков на фоне симметричных горок.
  • Воскресение. Апостол Павел В верхней части иконы изображена сцена Воскресения Христа. В нижней части доски изображен апостол Павел
  • Воскресение. Сошествие во Ад. В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.
  • Воскрешение. Сошествие во Ад В центре композиции представлен Христос с крестом в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.
  • Сошествие во ад В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.
  • Сошествие во ад В центре композиции на фоне «сквозной» миндалевидной «славы» изображен Христос, облаченный в красные одежды. Спаситель, попирающий врата ада, выводит за руки Адама и Еву.  В нижнем регистре композиции присутствует подробное изображение пленения сатаны и освобождения праведников.

    На верхнем поле иконы введено изображение полуфигурного деисуса, в центре которого, на традиционном месте Христа, представлен святитель Николай Чудотворец, к которому обращены мученик Никита и преподобный Варлаам Хутынский, святые целители Косьма и Дамиан, мученицы Варвара и Ульяна, святители Власий и Нифон(?), архангел Михаил и мученица Параскева Пятница.

  • Сошествие во ад На фоне мандорлы изображен Христос, попирающий сломанные врата ада. Он выводит коленопреклоненных Адама и Еву. По сторонам от Христа две группы ветхозаветных пророков. В нижней части композиции — изображение ада со скованным ангелами сатаной.
  • Сошествие во ад Из Праздничного ряда. В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.
  • Сошествие во Ад В центре композиции представлен Христос в круглой славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым стоят ветхозаветные цари и пророки во главе с Давидом и Соломоном, а слева – Иоанн Предтеча, праотцы, праматери и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории. Достаточно редкая деталь — изображение трех праматерей, окружающих фигуру Евы. В нижней части иконы изображены ангелы, сковывающие стану в адской пещере. По обе стороны от этой группы изображены праведники в белых одеждах, выходящие из гробов.
  • Сошествие во ад В центре композиции изображен Христос со свитком в руке, попирающий сломанные врата ада. В мандорле и над ней – небесные чины. По обе стороны от Него расположены Адам и Ева, ветхозаветные цари и пророки, среди которых цари Давид и  Соломон, Иоанн Предтеча, пророки Даниил и Моисей, праматери, Авель, Захария. В разломе ада представлены дьяволы, поражаемые копьями ангелов.
  • Сошествие во ад В центре композиции изображен Христос со свитком в руке, попирающий сломанные врата ада. В мандорле и над ней – небесные чины. По обе стороны от Него расположены Адам и Ева, ветхозаветные цари пророки, среди которых Давид, Соломон, Иоанн Предтеча. В нижнем регистре изображен ад в виде темной зияющей бездны Ангелы заковывают сатану, изображенного в виде чудовищного зверя. Души праведников, одетые в белое ожидают освобождения, простирая руки к Христу.
  • Сошествие во ад На иконе представлено сошествие воскресшего Иисуса Христа во ад.
  • Сошествие во ад Икона из праздничного чина. В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада. Он выводит за руки из гробницы  коленопреклоненных Адама и Еву. По обе стороны от Него расположены две группы персонажей на фоне горок: справа представлены ветхозаветные цари и пророки.
  • Сошествие во ад Икона из праздничного чина.  В центре иконы изображен Иисус Христос, выводящий из ада Адама и Еву. На фоне горок по сторонам от Христа ветхозаветные пророки и праведники.
  • Сошествие во ад В центре композиции изображен Иисус Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада. По сторонам от него коленопреклоненные Адам и Ева. По сторонам от Христа ветхозаветные пророки и праведники.
  • Сошествие во ад На иконе представлен евангельский сюжет сошествия воскресшего Христа в ад.
  • Сошествие во ад с избранными святыми На фоне миндалевидной сквозной мандорлы Христос в редких для иконографии красно-золотых одеждах спускается в преисподнюю, распростерши себя для принятия праведников. Симметрично коленопреклоненные фигуры Адама и Евы, которых Иисус выводит из ада. По сторонам – многочисленные фигуры пророков и праведников. Под ногами Христа адская бездна с поверженными вратами ада и сценами побивания сатаны и иудеев, следуемых за Моисеем. Нижний фриз включает фронтальные фигуры: мученица Екатерина, Анастасия, мученик Фотий, святители Никола, Василий Великий, Иоанн Милостивый, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, мученик Никита, Варвара и Параскева Пятница.
  • Сошествие во ад. Богоматерь «Живоносный Источник». Чудо Георгия о змии. Единородный Сыне Четырехчастная икона. В верхнем левом углу представлено Сошествие Христа во ад с шествием праведников в рай, выше расположена сцена беседы благоразумного разбойника  с Илией и Енохом в раю. В верхнем правом углу – Богоматерь «Живоносный источник». Богородица с Младенцем Христом изображена в фиале в виде потира, по сторонам от них – фигуры ангелов на облаках. Вокруг бассейна в форме квадрифолия страждущие, пьющие воду из источника. В нижнем левом углу – Чудо Георгия о змии, включающее изображение Георгия на коне, поражающего змия, которого на привязи держит царевна Елисава, а также царя и придворных за стенами города. В нижнем правом углу – Единородный сыне. В центре изображены: Господь Саваоф в славе с духом святым в виде голубя на лоне; ниже – Спас Эммануил, восседающий на херувимах, в славе, поддерживаемой двумя ангелами. По сторонам от Господа Саваофа – небесные светила, в верхних углах иконы на фоне построек фигуры Богоматери и ангела.
    В центре, между двух горок, расположена композиция «Не рыдай Мене Мати». В нижнем левом углу — фигура Христа на Кресте, который поставлен над фигурой поверженного, скованного архангелом Михаилом сатаны.  Правее разворачивается шествие Смерти. Сидящая на белом апокалиптическом звере, с колчаном и стрелами за спиной, Смерть косит грешников, чьи тела безжалостно терзают звери и птицы. Выше изображен Огненный херувим с мечом.
  • Сошествие во ад. Воскресение Из Праздничного ряда. В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в круглой славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector