Пророк Исайя: биография и житие, чудеса и значение в православии, иконы

Кто такой пророк? Что должен сделать обычный человек, чтобы стать пророком? Или, может быть, это удел избранных? В нашем понимании пророк — это провидец, прозорливец, или человек, способный точно предсказать будущее.

Митрополит Иларион в своём очерке о пророческих школах древнего Израиля даёт самое ёмкое и историчное объяснение такого явления, как пророчество: «Самый же глагол naba (который переводится на русский язык «пророчествовать») имеет и активное значение – «возвещать, произносить вдохновенную речь, научать».

Пророк … может означать «наученный»; пророки иногда и называются учениками и учащимися (Исаия 8, 16, 54:13; Иеремия 32, 33).» История Христианской Церкви сохранила много имён пророков. Мы почитаем не только тех, кто служил со Христом, но также и ветхозаветных пророков.

Пророк Исайя: биография и житие, чудеса и значение в православии, иконыВетхозаветные пророки. Икона «Похвала Божией Матери». images.icon-art.info

Исаия — пророк, который остался преданным Богу

Пророк Исаия один из ветхозаветных пророков, который глубоко почитается Православной Церковью. Его житие всегда было любимым чтением для православных христиан. Ему довелось жить в очень трудное время в Иудее. На его глазах сменилось несколько царей. Он видел, как люди отвергли своего Бога, Который хранил народ столько веков и стали поклоняться богам плодородия и разврата.

Пророки, которые должны были вразумлять народ, шли на поводу безрассудных правителей и говорили ложь, чтобы угодить им, тем самым, уводили народ всё дальше от Бога.

Пророк Исайя: биография и житие, чудеса и значение в православии, иконыПророк Исаия за его мессианские пророчества был назван Ветхозаветным евангелистом. pravoslavie.ru

Биография этого преданного Богу человека известна из 3-й книги Царств. Исаия родился в седьмом веке до нашей эры. По сведениям, сохранившимся в еврейских преданиях, он был сыном пророка Амоса и воспитывался в пророческой школе пророка Елисея. И в брак он вступил с девушкой-пророчицей.

В видении пророку Исаии было показано служение в Небесном храме

Однажды, когда Исаие исполнилось 20 лет, он вошёл в храм и увидел великое и удивительное видение, служение в небесном храме. Вот как это описывает книга пророка Исаии:

«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

Молодой человек был очень напуган, потому что, как он сказал о себе «я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.» (Исаия6:5) Один из Серафимов взял с жертвенника горящий уголь, приблизился к пророку, коснулся его губ углём и сказал:

«Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.»

Исаия услыхал, как Господь спрашивал: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» Исаия сказал: «Вот я! Пошли меня.» Так, Исаия стал не только тем, кто научается от пророка, так он был сам призван на пророческое служение.

Пророк Исайя: биография и житие, чудеса и значение в православии, иконыВидение пророка Исаии. Роспись храма Санта Мария в Ане в Каталонии. Конец XI в. pravmir.ru

В книге пророка Исаии собрано больше всего мессианских пророчеств-предсказаний о Христе.

Исаия предрёк разрушение Иерусалима, гибель Иудейского царства, но его же устами Бог возвестил о великой надежде, о рождении Спасителя от Девы. Он изрёк мессианские пророчества:

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.»

«Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.»

Пророк Исайя: биография и житие, чудеса и значение в православии, иконыВ книге пророка Исаии содержатся пророчества о месте и обстоятельствах рождения и жизни Мессии. pravoslavie.ru

Бог обращался через Исаию не только к древним евреям, но и к нам

Когда Исаия обличал царей и народ, его слова были обращены в века, потому что страсти и грехи на протяжении веков остаются прежними. Точно так же, как в те древние времена, слова, сказанные через пророка Богом, справедливы и для нашего времени.

«И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь.

Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как во́лну убелю.»

Начало пророческого служения Исаии пришлось на время отступления иудеев от Бога

В дни правления царя Ахаза дом Божий пришёл в запустение. За воротами Иерусалима в долине Енномовой был поставлен идол Молоха, которому приносили в жертву своих младенцев и пример в этом беззаконии подал сам царь, «проведя» своего сына через огонь, то есть, принеся его в жертву.

Процветало поклонение богине плодородия, которое было связано со всякой нравственной нечистотой, люди за советом больше не обращались к Богу, а ходили к гадалкам и вопрошающим мёртвых.

Отступившие от Бога иудеи шли за советом к астрологам и приносили своих детей в жертву Молоху.

Закон был извращён так, что слабые больше не могли найти защиты в суде. Пророк Исаия мужественно обличал нечестивых:

«Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.»

Когда, после смерти Ахаза, царём стал его сын Езекия, поклонение единому истинному Богу было восстановлено. По молитвам пророка Исаии Иерусалим был спасён от разорения ассирийцами в VIII в. до н.э.

Пророк Исайя: биография и житие, чудеса и значение в православии, иконыАнгел, посланный Богом, уничтожил более 180 тысяч ассирийских воинов. epizodsspace.airbase.ru

Около 713 года до н.э. войска Ассирии осадили Иерусалим. Казалось, что не было никакого спасения. Царь Езекия пришёл в храм и молился Богу. Он послал своих слуг к пророку Исаии, чтобы тот спросил Господа.

«И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. … Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.»

Так и случилось по слову пророка. Вечером под стенами Иерусалима стояло двухсот тысячное войско. Утром почти все они были мертвы.

 «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые.»

Престарелый пророк принял мученическую кончину в дни правления нечестивого Манассии

Царь иудейский Езекия был воспитанником пророка Исаии. В дни его правления Бог благословлял Иудейское царство миром. Но, когда Езекия умер, на его место пришёл Манассия, который «делал неугодное в очах Господних».

Он вернул всё самое мерзкое в религиозную жизнь евреев, пророков же, которые обличали его нечестие, он убивал. Святой пророк Исаия тоже не избежал этой участи и, по преданию, был перепилен пилой.

День памяти пророка Исаии 22 мая по новому стилю.

В книге исайи описана жизнь «будущего века», или божьего царства

Пророку Исаие довелось жить в очень трудное время, время отступления от Творца. Он без устали и страха обличал не только простых людей, но даже царей. И, не смотря на все трудности, он не отчаивался, потому что доверял Богу.

Именно ему Бог открыл чудное пророчество, которое утешает верующих людей до сих пор:

«Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. … И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь.»

Молитва пророку Исаие

Тропарь

глас 2

  • Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующе,/
  • тем Тя молим:/
  • спаси души наша.

Кондак

глас 2

  1. Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие Богопроповедниче,/
  2. всем изъяснил еси вочеловечение Господне,/
  3. возгласив велегласно концем:/
  4. се Дева во чреве приимет.

Пророк Исайя — житие, чудеса и предсказания

Пророк Исайя: биография и житие, чудеса и значение в православии, иконы

В разных мировых религиях встречаются люди, которые предсказывали события будущего. Дар им был открыт Господом для того, чтобы те применяли его во благо человечества. Одним из самых известных является пророк Исайя, который написал книгу со своими пророчествами.

Кто такой пророк Исайя?

Один из самых великих библейских пророков, который предсказывал на древнееврейском языке – Исаия. Он известен в большей степени своими пророчествами, касающимися Мессии. Почитают его в иудаизме, исламе и христианстве.

Выясняя, кто такой Исайя, важно отметить тот факт, то он входит в число четырех великих ветхозаветных пророков. Церковь почитает пророка 22 мая.

Известно много чудес, когда пророк Исайя своими молитвами помог исцелиться многим людям и даже царю.

Когда жил пророк Исайя?

Святые отцы, описывая прорицателя, использовали разные эпитеты, такие как великий, чудный, мудрейший и даже божественный. Ветхозаветный пророк Исайя проживал в Израиле в VIII веке до Рождества Христова.

Согласно существующей информации родился он в 780 году и входил в род царей Иудейских. Благодаря своей семье он имел возможность получить образование и на протяжении всей своей жизни влиять на дела государства.

Святой пророк Исайя в 20 лет получил свои пророческие способности по благодати Господней.

Пророк Исайя: биография и житие, чудеса и значение в православии, иконы

Житие пророка Исайи

Начал прорицатель свое служение, после того, как он увидел Бога, сидящего в величественном храме на престоле. Вокруг него находились Серафимы, у которых было по шесть крыльев. Один из них спустился к Исайю и принес с собой раскаленный уголь, взятый от алтаря Господа. Он коснулся им губ пророка и сказал, что тот будет рассказывать о силе Всевышнего и учить людей вести праведную жизнь.

Читайте также:  Акафист Митрофану Воронежскому: история и значение, о чем просят святителя и текст

Жизнь пророка Исайи изменилась, когда царем стал Езекия, поскольку он был ему близким другом и советником. Он создал пророческую школу, которая служила духовно-нравственному просвещению народа.

Исайя не один раз доказывал на деле силу своей молитвы. Известен пророк сотворенными чудесами (он спас царя от смертельной болезни), которые заставляли людей уверовать в Господа.

Мучения он потерпел, когда сменился правитель.

Легенду о мученической смерти известного прорицателя описали христианские писатели первых веков. Какой-либо ценности для истории она не имеет, но при этом она дает шанс лучше понять такую личность, как Исайя.

В акафисте описано, как в дни Манассии слуги царя схватили его и заставляли отречься от сделанных предсказаний. Смерть пророка Исайи наступила из-за того, что тот не отказался от своих слов и тогда его подвергли пыткам и распилили надвое пилой из дерева.

При этом он не кричал, а разговаривал со Святым духом.

Молитва пророка Исайи

Прорицатель является неким посыльным между верующими людьми и Богом. Считается, что к нему можно обращаться с разными просьбами, главное, чтобы они имели благие намерения.

Библейский пророк Исайя поможет наладить личную жизнь, избавиться от финансовых проблем и исцелиться от разных заболеваний. Главное, чтобы желание было искренним и шло от чистого сердца.

Для начала необходимо прочитать молитву, а потом произнести свое прошение.

Пророк Исайя: биография и житие, чудеса и значение в православии, иконы

Пророк Исайя – пророчества

После себя прорицатель оставил книгу, где он обличает иудеев за их неверность Богу, предсказывает скитания иудеев и восстановление Иерусалима, а еще пророчит судьбу других народов. В этом произведении можно найти факты многих событий. Священнослужители уверяют, что толкования Исайя при правильном и осознанном прочтении помогают понять смысл жизни и разные важные понятия.

Книга пророка считается одним из самых известных и значимых шедевров христианства. Она включает определенные речи святого, которые систематизированы. Ее считают главной ценностью людей, которые стремятся к духовному совершенству.

Самые главные пророчества сделал пророк Исайя о Мессии. Он предсказал пришествие Христа, причем все было описано в мельчайших подробностях. Предвещал прорицатель рождение Иисуса и его страдания за грехи человечества.

Делал он и другие пророчества, вот некоторые из них:

  1. Описал видение Нового Иерусалима, который символизирует Царство Божие.
  2. Осуждал иудеев за беззаконие и предсказывал, что часть из них будет отвержена Господом и вместо них придут уверовавшие языческие народы Египта и Ассирии.
  3. Говорил пророк Исайя о Сирии, и он предсказывал, что там начнется третья мировая война. Писал он о том, что от Дамаска останутся только развалины.

ИСАИЯ

[евр.  ,  ], ветхозаветный пророк (пам. 9 мая), согласно традиции, автор названной его именем книги (см. Исаии пророка книга). Род. в Иерусалиме ок. 765 г. до Р. Х.

Библейское и апокрифическое предания об И.

Видение И. в храме, когда Господь призвал его на служение, по словам самого пророка, произошло в год смерти царя Озии (Ис 6. 1). И. проповедовал, как следует из свидетельства Книги прор. Исаии (Ис 6. 1; 7. 1-9; 14. 28; 20. 1; 36-39), во время правления иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (Ис 1. 1).

При переводе указанного в Ис 6. 1 года смерти Озии (года призвания пророка) на современное летосчисление время служения пророка (по причине разногласий данных о правлении царей Израиля и Иудеи в 3-4-й книгах Царств) приходится на период с 747/6 до 735/4 г. до Р. Х. (более вероятно — между 740/39 и 735/4) (Kaiser О. Jesaja/Jesajabuch // TRE.

1987. Bd. 16. S. 636-658).

Прор. Исаия. Мозаика кафоликона Неа Мони на Хиосе. 1042–1056 гг.Прор. Исаия. Мозаика кафоликона Неа Мони на Хиосе. 1042–1056 гг.

В 7-й гл. книги говорится, что пророк выступил на проповедь во время т. н. сирийско-эфраимитской войны. Ход и цели этой войны остаются во многом неизвестными, т. к. сообщения о ней в основном отражают богословское осмысление этих событий (4 Цар 15. 37; Ис 7; 4 Цар 16; 2 Пар 28; Ис 8; Ос 5. 8 — 7. 16). Ассир.

держава стремилась в эти годы к мировому господству. Египет, пытаясь остановить ее продвижение, втягивал в борьбу с ней гос-ва Сирии и Палестины. И. был последовательным противником участия Иудеи в этой борьбе и призывал царей сосредоточиться на религиозно-общественных преобразованиях.

Когда Дамаск и Самария пошли войной на Иерусалим, чтобы принудить его к вступлению в антиассир. коалицию, И. изрек перед царем Ахазом (735-715) 1-е мессианское пророчество (Ис 7; ок. 734 г.).

Но Ахаз, вместо того чтобы положиться на помощь Божию, как советовал пророк, вступил в союз с ассирийцами, которые осадили Дамаск и вторглись в Галилею. После войны Иудейское царство попало под власть Ассирии, Северное царство потеряло значительную часть территории, сократилось до границ колена Ефрема, Дамаск также был разрушен.

Война закончилась не ранее завоевания Дамаска Тиглатпаласаром III в 732 г. (см. также в ст. Израиль древний). Приблизительно в это время И. записал 2-е мессианское пророчество — о чудесном Младенце, Который принесет мир на землю (Ис 9. 2-7). Т. к. в Ис 28.

1-4 предсказано завоевание Самарии, к-рая пала после 4-летней осады воинами Салманасара V (723/2), И. должен был продолжать служение с 732 по 722 г. В Ис 20. 1-6 говорится о слове Господа к И. в связи с антиассирийским восстанием в Ашдоде против Саргона II, пославшего на подавление бунта военачальника в 713-711 гг.

После падения Самарии колено Ефрема перестало существовать как самостоятельное царство; события священной истории сосредоточиваются в Иудее, находящейся под контролем Ассирии. При дворе благочестивого царя Езекии (715-687) влияние И. возросло.

В 705 г. умер ассирийский царь Саргон II и власть перешла к Синаххерибу (705-681).

Предсказанный в Ис 36-37 поход Синаххериба против Иудеи лишил Езекию возможности поддержать южносирийское восстание 703-701 гг. против Ассирии. Упомянутое в Ис 39.

1-8 посольство вавилонского царя Меродаха Валадана датируют либо 713-711 гг., либо, что менее вероятно, 703 г. (Kaiser. Jesaja/Jesajabuch // TRE. 1987. Bd. 16. S. 636).

Влияние И. при дворе стремилась ослабить партия «князей» во главе с царедворцем Севной. Эфиоп.

царь Шабака, правивший в Египте (XXV (Нубийская) династия), был встревожен мирной политикой Езекии и сумел настроить «князей» на войну против Ассирии. Узнав об этом, И. вышел на улицу, изображая пленного раба.

Он предсказывал неминуемый крах всех политических сговоров. Но в конце концов Севна сумел добиться своего.

Синаххериб легко расправился с противниками и осадил Иерусалим (701). Езекия смог спастись, лишь заплатив огромную контрибуцию. Возможно, в это время пророк произнес знаменитую обличительную речь, к-рой открывается его книга (Ис 1. 2-3). Раскаявшийся Езекия тяжело заболел, но был исцелен по молитве пророка.

Пророк Исайя: биография и житие, чудеса и значение в православии, иконыОбличительная речь и видение прор. Исаии. Миниатюра из Книги пророков с толкованием. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. № 187. Л. 8 об.)Обличительная речь и видение прор. Исаии. Миниатюра из Книги пророков с толкованием. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. № 187. Л. 8 об.)

Во 2-й осаде Иерусалима ассирийцами (4 Цар 18. 17; Ис 36. 1-2) Езекия был неповинен, поэтому И. не обличал его, а предрек поражение завоевателям. Это произошло ок. 690 г. Только чудо спасло город.

Царь и пророк скончались после этих событий. Предание утверждает, что И. дожил до правления нечестивого Манассии (696-641) и принял мученическую смерть. 3-е мессианское пророчество (Ис 11. 1-9) И.

записал, вероятно, незадолго до смерти.

из его книги известно очень мало. В традиции стало общим местом отождествлять его отца с прор. Амосом, но совр. исследователи в своем большинстве не видят оснований для этого. Из того, что свидетелем символического действия И.

мог быть иерусалимский первосвященник Урия (Ис 8. 2; 4 Цар 16. 10), делают вывод, что И. принадлежал к иерусалимской аристократии. Согласно Ис 7. 1-9, И. имел доступ к царю, Езекия обращался к нему в опасный момент осады Иерусалима в 701 г. (4 Цар 19. 1-5; ср.: Ис 37.

1-4) и был исцелен по молитве пророка (4 Цар 20. 7; Ис 38. 21). Вывод об очень тесной связи пророка с царским двором нек-рые исследователи делают на основании указаний о присутствии филистимских (Ис 14. 32a) и эфиоп. торговцев (Ис 18.

2) в Иерусалиме, а также об иудейском посольстве в Египет (Ис 30. 1-2, 7; 31. 1).

До 732 г. у И. родились 2 сына, к-рым пророк дал символические имена Шеар-ясув («остаток, который вернется» — Ис 7. 3) и Магер-шелал-хаш-баз («спешит грабеж, ускоряет добыча» — Ис 8. 3), предрекая первым именем, видимо, закат могущества иудейского народа, а вторым — завоевание Дамаска и Израиля ассирийским царем. Мать Магер-шелал-хаш-база в Ис 8. 3 также названа пророчицей.

Несгибаемый Исайя. Жизнь и смерть пророка Исайи Среднее время прочтения:

Читатель вправе нам не поверить, и, тем не менее, мы заявляем: пророк Исайя был известен каждому советскому школьнику.

Не знакомясь специально с историей древней Иудеи, не штудируя Ветхий Завет, оставаясь бодрым пионером, активистом и тимуровцем – знал.

Хотя о подспудном своём знании не догадывался, а про Исайю думал, что имя это презабавное и из употребления вышло. И все же – знал, как знает и читатель. А все потому, что сочинение Пушкина «Пророк» входит в школьную программу.

— Salik.biz

Когда родился пророк Исайя

Исайя родился в Иерусалиме примерно в 765 году до н.э. и мог почитаться счастливым уже потому, что, в отличие от многих других пророков, прожил в этом городе всю жизнь, не зная изгнания и плена. Он вышел из аристократической среды, близок ко двору и пережил четырёх царей Иудейских: Озию, Иоафама, Ахаза и Езикею.

В год смерти первого царя, в 740 году до н. э., когда Исайя молился в храме, было ему видение. На высоком престоле восседал Господь, и края Его риз заполняли весь храм. Возле Него находились Серафимы, двумя крылами прикрывавшие ноги, двумя другими закрывшие лицо и, наконец, с помощью последней пары летавшие.

Исайя не на шутку испугался: он не имел столь особых заслуг, чтобы сподобиться подобного зрелища. «Горе мне! Погиб я! – закричал он. – Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа».

Вот тут-то на помощь скромному богомольцу и подлетел серафим. Неожиданно обнаружив ещё и руки, он взял клещами с жертвенника уголь и коснулся им уст Исайи. Этим, собственно, и ограничилась картина «членовредительства» (остальные мучения, выпавшие на долю пушкинского пророка, целиком болезненности этой операции он и не упоминает, ему важнее неправоту и нести им Свою волю).

Читайте также:  Акафист Взыскание погибших: текст и как молиться перед иконой Божией Матери

«Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски»

В те годы Иудеей правил, молодой царь Ахаз. Говорят, он предавался столь крайнему нечестию, что понастроил всюду алтарей языческих и даже собственных детей приносил в жертву чужеродным идолам. Об эту пору соседняя Сирия стала поглядывать на Иудейские земли с нескрываемым аппетитом, и нечестивый царь не на шутку обеспокоился. Он решил обратиться за помощью к Ассирии.

Желая предостеречь Ахаза, к нему явился Исайя. Он предрёк скорую гибель сирийскому царю, а собственному советовал рассчитывать не на силу оружия, а на помощь Божью. И для подкрепления своих слов предложил просить у Господа знамения.

Однако Ахаз, выждав малое время, все же послал за ассирийцами. Те не стали ломаться и тут же заняли Сирию. А заодно и Галилею. Иудея оказалась в полной зависимости от своей «спасительницы».

Ничто уже не сдерживало языческих симпатий иудейского царя, и вскоре многие из его подданных забыли о своём предназначении и Боге.

«Не носите больше даров тщетных!»

Однако некоторые элегантно совмещали новомодные верования и некое подобие прежней веры. Они приносили жертвы и Саваофу, скрупулёзно соблюдали обряды и ритуалы. И тогда устами Исайи вновь заговорил Бог.

Причём сказал такое, на что решится мало кто из церковных реформаторов: «К чему мне множество жертв ваших? Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев… не хочу.

И когда вы простираете руки ваши, я закрываю от вас очи мои… ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, престаньте делать зло… ищите правды; спасайте угнетённого; защищайте сироту; вступайтесь за вдову.

Тогда придите, и рассудим».

«Вот отрок мой»

Согласимся, для восьмого века до нашей эры (для сравнения: об эту пору в Греции творил Гомер) установка довольна неожиданная. И все же славу в веках Исайя стяжал иным: своим знаменитым мессианским пророчеством – о грядущем рождении Младенца из рода Давидова: «Се Дева во чреве примет и родит Сына».

Скорее всего, сам он полагал, что Спаситель рода иудейского явится в царской семье. Возможно, даже имел в виду следующего царя, Езекию, с которым связывал (и небезосновательно) надежды на восстановления веры.

И уж конечно, не предполагал, как сбудется его предсказание в далёком будущем. Удивительно, (так в еврейском оригинале) как «деву», никто за язык не тянул, однако задолго до рождения Христа они допустили в свои тексты эту странную «ошибку».

Так пророчества Исайи оказались основными ветхозаветными текстами о пришествии Христа.

Все не слава богу

Тридцати шести лет от роду царь Ахаз внезапно умер. Наследовал ему сын, Езекия. Он приблизил к себе Исайю, тем более что сам был ярым ревнителем старой, истиной веры. Царь не только боролся с язычеством – он разрушил даже многие жертвенники Яхве, опасаясь, что поклонение идолу лишь помешает чистому религиозному чувству.

Однако по мере того, как в стране наводился порядок, ее границы становились все более беспокойными. Прежний ассирийский царь умер, подчинённые ему правители стали выходить из повиновения. Однако Сеннахирим, новый ассирийский царь, не желал сдавать прежних позиций.

Он разорил мятежный Вавилон и двинулся на Иудею. Многие города были взяты, сотни тысяч уведены в плен. Про Езекию он хвастливо писал: «Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер».

Езекия откупился огромной контрибуцией, но через 10 лет ассирияне вернулись и осадили Иерусалим.

Каждому по вере его

К тому времени положение Исайи при дворе значительно упрочнилось: ему удалось излечить умиравшего царя, и тот доверял ему абсолютно. Однако совет Исайи смутил Езекио. Тот, как и прежде, велел во всем положиться на веру, о превосходящих силах противника не кручиниться и планы грядущего сражения не обдумывать. Езекие поступил именно так.

Ассирийские послы были удивлены неуступчивостью «запертого в клетке» иудея и не без иронии спрашивали: «Что это за упование, на которое ты надеешься?.. А если скажешь: на Господа Бога нашего, мы уповаем, то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия?» (Надо полагать, слух о более чем решительных действиях Езекии на ниве религиозных реформ дошёл и до Ассирии.)

… В окрестностях Иерусалима в соответствующих временных пластах археологи обнаружили единовременное захоронение огромного войска – загубленного отнюдь не искусством противника, а, по-видимому, какой-то страшной эпидемией. Так полагают современные учёные. У Исайи же на этот счёт была иная точка зрения: «Ангел Господень поразил в стане, ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек… и отступил Сеннахирим».

Добавим к этому, что когда ассирийский царь молился в храме перед идолом, то был зарублен собственными сыновьями.

«Сойди и сядь на прах, дочь Вавилона»

Последнее, впрочем, для Исайи никак не могло оказаться неожиданностью. Мы помним, как он относился к идолопоклонникам: кусок дерева или золота, как бы искусно ни был он обработан руками человеческими, ни спасти, ни защитить не может. А то, что язычник пал непосредственно ку подножия своего бессильного божка, — что ж, в этом была своя, пусть ироническая логика.

И хотя нашему читателю это, быть может, и не понравится, но Исайя оказался столь последовательным, что не жаловал и вавилонские увлечения астрологией и даже предрекал Вавилону гибель за его пагубные и нечестивые пристрастия.

«Оставайся же с твоим волшебством и со множеством чародейств твоих, — обращался он от Божьего имени к соседней стране, — которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь.

Ты утомлена множеством советов твоих, пусть же выступят наблюдатели небес, и звездочёты, и предвещатели по новолуниям и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе». Увы, могучий Вавилон, как знаем, не устоял…

«Когда народы, распри позабыв…»

О кончине Исайи мы можем судить по более поздним, уже христианским текстам. Говорят, она была мучительна. После смерти благонравного Езекии трон наследовал Манассия, которого суровые наставления пророка и его постоянные упрёки сильно раздражали. Желая заставить Исайю отречься от своих слов, царёвы слуги его пытали и, не преуспев, распилили надвое деревянной пилой.

Исайя о пощаде не молил, «не кричал и не плакал, ибо уста его говорили с Духом Святым».

И все же, даже приняв на веру этот апокриф, не спешите сокрушаться духом, говорить, что таков общих путь достойных людей в мире, где все «страх, петля и яма». Ведь утешение нам дал сам Исайя.

Говоря о будущих судьбах мира, он провидел то время, когда «волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их».

Все это случится, когда на землю придёт Спаситель.

В ряду иных ветхозаветных пророков Исайя стоит особняком. Он не жалует язычников, не щадит врагов Израиля, но ожидает не того времени, когда истинно верующие блаженно воссияют на костях неверных – не это, по его словам, судьба и роль избранного Богом народа.

… Нью-Йорке, на стене против здания Организации Объединённых Наций, начертаны удивительные слова – то ли пророчество, то ли мечта: «И перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

Их автор – ветхозаветный пророк Исайя, который задолго до Христа заявил, что Бог – не гневливый учитель, наказывающий нерадивого ученика, а суровый отец, иногда тяжёлый на руку, но неизменно верящий в Своё дитя, способный его простить и, главное, очень его любящий.

Екатерина Деточкина

О биографии пророка исайи

Имя Исайя в переводе с еврейского языка означает «спасение Яхве». Иисус, сын Сирахов, в своем восхвалении «мужей славных» приносит такую хвалу пророку Исайи (Сирах. 48:25 – 26).Пророк Исайя был сын Амосов.

Блаженный Августин («О граде Божьем», книга XVIII, глава 27)[1] и Климент Александрийский («Строматы», книга 1)[2] полагали, что отцом Исаии был пророк Амос из числа двенадцати.

Но как происхождение пророка Амоса, так и изображение его имени в подлинном тексте не позволяют считать его отцом Исаии: «Но это не тот Амос, который в числе 12 меньших пророков, ибо и произношение их имен не одинаково (в еврейском чтении их) и означаемое ими не одно и то же.

Надлежит заметить, что из пророков одни указывают своих отцов, а другие нет. Может быть, умолчали о своих отцах пророки, происходившие от родителей незнатных» (Святитель Василий Великий).[3]

Исайя выделяется среди первого поколения пророков-писателей. Исайя принадлежал к аристократической семье, близкой ко двору. Он родился около 765 года в Иерусалиме и провел в этом городе всю жизнь.

Юношей он слышит на паперти Иерусалимского храма пламенные проповеди Амоса, исполненные мужества блестящие боговдохновенные образцы ораторского искусства. Он покорен лирической силой его речи, изысканностью канвы его мысли и мелодикой легко складывающихся в его устах в прихотливый узор слов.

Исайя воспримет многое от Амоса: он возьмет от него непримиримость, прибавит к ней неуловимую хрупкость Осии и придаст своему стилю небывалую утонченность.[4] Господь призвал его на служение еще в молодые годы; время, когда Ассирийская империя стала расширять свои границы на запад, угрожая Израилю, о чем Исайя возвестил как о Божьем предупреждении.

Самое раннее событие в его жизни – призыв к пророчеству – описано в 6-й главе книги Исайи. Оно произошло приблизительно в 740 году. Видение, сделавшее его пророком (в Иерусалимском Храме), описывается в повествовании от первого лица. Согласно этому описанию, Исайя видел Бога и от встречи с ним преисполнился божественной славой и святостью.

Он стал мучительно осознавать, что Богу нужен посланник к народу Израиля, и хотя считая себя недостойным такой чести, предложил себя для службы Богу: «Вот я, пошли меня», и был послан возгласить Божественное слово. Это было нелегко; он должен был осудить собственный народ и наблюдать за тем, как рушится страна.

Исайя понимал, что неся слово Божье людям, встретит на своем пути недоверие, и что он должен быть крепок духом для того, чтобы противостоять такому отношению. Божье видение стало внезапным, твердым и неизменным на протяжении всей жизни решением.[5]

Читайте также:  Святой олег брянский: история жизни князя, икона и в чем помогает, день памяти

«Исайя представляет собой тип пламенного религиозного гения и вместе с тем трезвого, реалистического политического деятеля, который своим словом, своим влиянием имел решающее значение в судьбе Иудеи» (протоиерей о. Сергий Булгаков). Южное царство в ту эпоху было меньше и слабее, чем Ефремово.

Оно стояло перед выбором: либо смириться с неизбежным господством великой державы Ассирии, либо вступить в союз против нее. Коалиция возглавлялась царями Сирии и Ефрема. Молодой царь иерусалимский Ахаз избрал поначалу разумный путь и пытался остаться в стороне от военно-политических заговоров.

Но главы коалиции решили покарать его за принятую позицию нейтралитета, их войска двинулись на Иерусалим (4 Цар. 16; 2 Пар. 28). В это время пророк Исайя впервые выступил перед царем и обещал ему знамение от Бога. Ахаз должен полагаться не на силу оружия, а на помощь Божию. Господь дарует спасение верным.

Однако Ахаз проявил малодушие и сделал роковой шаг: призвал на помощь ассирийцев. Тиглатпаласар III использовал этот предлог и вторгся в Сирию. Он разгромил войска сирийцев и занял Галилею. В результате и сама Иудея попала в полную зависимость от Ассирии.

Из политических соображений Ахаз стал вводить языческие обычаи и приносить жертвы богам.[6]

В эти годы основной темой проповеди Исайи является неверность народа и его вождей Богу. Еще до войны с ефремо-сирийской коалицией он говорил о грядущей катастрофе, которая постигнет страну в случае измены Богу. Свои пророчества он записывал и свитки отдавал на хранение ученикам. Последователи появились у Исайи рано. Именно они сберегли для будущего писания учителя.

В 722 году после долгой осады пала Самария. Согласно переписи Ахава, в Самарии, не считая иноплеменников, было 7 тысяч жителей. А через полтораста лет, в 720 году, Саргон Ассирийский (если верть его надписи) депортировал из Самарии 27290 человек. Впрочем, не ясно, относится ли эта цифра к пленным жителям одной Самарии или всей ее округи.

[7] Но известно одно, конец Северному, Израильскому, царство как независимому государству пришел довольно быстро. Южное царство просуществовало заметно дольше Северного. Оно тоже не избегло ассирийских вторжений 732, 720 и 701 годов, но вторжения эти были для него не столь фатальными, как для Израиля.

Государство сохранило независимость, и VII век явился для него временем относительной стабильности и активного строительства. Но начало самостоятельного существования царства было отнюдь не спокойным: за вторжением фараона 22-й династии Шешонка I, разграбившего Иерусалим и прорвавшегося далеко на север, последовали фактически постоянное противоборство с Израилем и цепь местных войн.

[8] Итак, единственный очаг богооткровенной веры была теперь маленькая Иудея. Пророк Исайя возлагал надежду на тот «святой Остаток», который обратится и спасется в День Господень. Тогда же, в конце правления Ахаза, он произнес свое второе мессианское пророчество (9:2 – 7) о рождении Младенца из рода Давидова. В 715 году на престол вступил сын Ахаза Езекия.

Благочестивый царь приблизил к себе Исайю и часто пользовался его советами. Пророк вдохновил его на реформу культа, которая очистила храмовое богослужение от пережитков язычества (4 Цар. 18:1 – 8).[9]

После смерти ассирийского царя Саргона (705 год) подчиненные ему цари стали вновь готовиться к войне против империи. В этом был заинтересован и Египет, вторая великая держава, соперник Ассирии. Езекия, невзирая на протесты пророка Исайи, включился в эту опасную игру.

При его дворе приобрел большое влияние князь Шевна, который толкал царя на войну, уверяя его, что объединенная коалиция с помощью Египта одолеет Ассирию, тем более что против нее начал военные действия царь Вавилона Мардук-аплуиддин.

В конце концов, Езекия согласился возглавить борьбу, собрав под свои знамена царства и княжества Сирии-Палестины. Тем временем новый царь Ассирии Синахериб готовился к ответному удару. Он осуществил карательную экспедицию в Вавилон и двинулся на запад. В 701 году он оккупировал Иудею и осадил Иерусалим.

4 книга Царств повествует об этом походе кратко (18:13 – 16). Дальнейшее же повествование (18:17 – 19:37) относится ко второму походу Синаххериба на Иерусалим (около 688 года). Езекия откупился огромной контрибуцией. Часть его территории была отнята. Страна погрузилась в траур. Пр.

Исайя воспользовался этим моментом, чтобы призвать народ к покаянию. К этому периоду относятся его главные обличительные речи (глава 1-я). По молитве пророка царь был исцелен от смертельной болезни. Теперь он во всем повиновался своему наставнику.[10]

Через десять лет Синаххериб решил окончательно искоренить очаги возможных восстаний. Он вторгся в Вавилон (689 год), и ассирийские солдаты до основания разрушили древнюю столицу Востока. Затем настал час Иудеи. Заняв Лахиш, Синахериб выслал оттуда войска осадить Иерусалим (Ис. 36:2 – 37:37). На сей раз Езекия в глазах пророка Исайи был невиновен.

Пророк послал к царю учеников ободрить его: враг не вступит в святой город. Напрасно военачальник ассирийцев «рабшак» вел переговоры о сдаче, напрасно похвалялся Синаххериб, что сразил всех богов и сразит Ягве, Езекия держался с мужеством отчаяния. Фараон попытался было помочь Иерусалиму, но его армия потерпела поражение. Оставалось только уповать на Бога.

Предсказание пророка исполнилось. Ассирийцы внезапно сняли осаду и покинули Иудею. В Ис. 37:36 мы читаем: «И вышел Ангел Господень, и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвы».

Иосиф Флавий указывает, что в лагере ассирийцев вспыхнула «смертоносная язва», а греческий историк Геродот (II, 141) полагает, что на войско Синаххериба напало полчище мышей (символ чумы). К этому последнему периоду служения пророка Исайи относится его третье мессианское пророчество об «Отрасли от корня Иесеева» (11:1 – 10). Точная дата смерти пророка неизвестна.

Согласно позднейшим легендам, он пережил царя Езекию и умер мучеником в дни Манассии, гонителя пророков. Память пр. Исайи празднуется Церковью 9 мая.[11]

Легенда о мученической кончине пророка Исайи была известна уже христианским писателям первых веков (Иустин Мученик, Тертуллиан, Ориген, Епифаний, блаженный Иероним).[12] Текст апокрифа был впервые опубликован в Оксфорде Лоренсом (1819) на эфиопском языке. Сохранились также греческий и латинский переводы.

По мнению большинства библеистов, апокриф возник в иудейской среде I – II века по Р.Х. и впоследствии подвергся христианской обработке. Исторической ценности он не имеет, но дает представление о легендах, которые складывались в древности вокруг личности великого пророка.

В апокрифе рассказывается, как в дни Манассии царские слуги схватили Исайю и пытали его, заставляя отречься от произнесенных им пророчеств. Поскольку Исайя остался тверд, его предали пыткам и распилили надвое деревянной пилой.

Умирая в муках, пророк «не кричал и не плакал, – читаем мы в апокрифе, – ибо уста его говорили с Духом Святым».[13]

[1] См.: Блаженный Августин Иппонийский. О Граде Божием. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.

[2] См.: Климент Александрийский. Строматы. / Отцы и учители Церкви 3 века. Антология. Сост. иером. Илариона (Алфеева). Том 1-й. – М., 1996.

[3] Цит. по: Олесницкий А. А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. СПб., 1894, 11+224 с. / Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. — 1 электрон, диск(CD-ROM). С. 91.

[4] Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии / А. Шураки; пер. А. Е. Винник. – М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2004. С. 202 – 203.

[5] Всемирная энциклопедия: Мифология / Гл. ред. М. В. Адамчик; науч. ред. В. В. Адамчик. – Минск: Современный литератор, 2004. С. 363.

[6] См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II. / А. Мень. – М.

, 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

[7] Мерперт Н. Я Очерки археологии библейских стран. / Н. Я. Мерперт. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2000. С. 285.

[8] Мерперт Н. Я Очерки археологии библейских стран. / Н. Я. Мерперт. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2000. С. 290.

[9] См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II. / А. Мень. – М.

, 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

[10] См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II. / А. Мень. – М.

, 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

[11] См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II. / А. Мень. – М.

, 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

[12] Олесницкий А. А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. СПб., 1894, 11+224 с. / Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. — 1 электрон, диск(CD-ROM). С. 92.

[13] Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II. / А. Мень. – М., 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства.; Мень А. Библиологический словарь. Т. I. / А. Мень. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 79.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *