Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Поминовение усопших родственников является одним из важнейших элементов православной культуры.
К сожалению, этой культурой владеют не все люди. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно побывать в праздник Светлого Христова Воскресения на любом кладбище. На каждом шагу видны следы поминовения, которое трудно назвать православным.

А между тем православная Церковь многое делает для возрождения культуры поминовения и обеспечения возможности любому верующему человеку благочестиво помянуть усопших родственников в храме или на кладбище.

В определенные дни года Церковь совершает поминовение всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и вере».

В эти дни в Церкви служат вселенские панихиды, а сами дни поминовения называют вселенскими родительскими субботами.

Такими вселенскими родительскими субботами являются:
1. Суббота мясопустная — накануне Недели о Страшном Суде.
2. Три родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого Поста.
3. Радоница — во вторник на второй неделе после Пасхи.
4. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы.
5.

Димитриевская родительская суббота — накануне дня памяти Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов — 9 мая.

Как видно, значительная часть вселенских родительских суббот приурочена к периоду подготовки и проведения Великого Поста и Пасхи Христовой, что хорошо согласуется с сугубым молитвенным трудом и настроением православных людей в этот период.

  • Кроме этих дней общецерковного поминовения, следует поминать усопших в дни рождения, кончины и в день именин.
  • Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы
  • Накануне вселенских родительских суббот во время вечерних Богослужений в храме служатся особые заупокойные службы, а после литургии на утренней службе в храме совершаются вселенские панихиды, на которых Церковь особенно молится об умерших внезапной смертью, умерших на чужбине, в море, от мора и голода, погибших на войне, в пожарах и от стихийных бедствий.
  • Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

В дни поминовения усопших — вселенские родительские субботы, обычный ход утренних Богослужений несколько изменяется.
В эти дни перед амвоном напротив Царских Врат размещается подсвечник с изображением Голгофы, который называется «канун».

  1. Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы
  2. Прихожане затепляют большие поминальные свечи, которые остаются затепленными до конца продолжительного утреннего Богослужения, включающего литургию и панихиду.
  3. Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Многие прихожане приносят в храм и оставляют на специальных столах хлеб, печенье и сладости, другие продукты.
Иногда приходится слышать, что «это — приношение нашим усопшим сродникам, которым тоже хочется вкусить наших земных яств».

Не следует слишком строго судить о таких высказываниях — такие слова идут от простоты и доброты сердечной. На самом деле наши усопшие сродники, находящиеся после кончины в духовном мире, не нуждаются и не могут воспользоваться продуктами нашего материального мира.

Приношение в храм продуктов в дни поминовения имеет совсем другой смысл.

Издревле сложился обычай после завершения Богослужения и благословения приношений отдавать продукты, приносимые в храм, нищим и нуждающимся, которые, вкушая эти продукты, молятся за тех, в память которых эти продукты приносятся в храм. В современных условиях такие приношения являются разновидностью милостыни, раздаваемой в память об усопших.

  • Таким образом, приношение в храм продуктов имеет своей целью умножение молитв об усопших, а это именно то, в чем действительно нуждаются наши усопшие сродники.
  • Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы
  • Утреннее Богослужение в день поминовения начинается с Божественной литургии.
  • Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы
  • Во время литургии читается Евангелие, Апостол.
  • Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы
  • Священник читает молитвы в алтаре.
  • Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы
  • Проводится каждение.
  • Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы
  • Великий вход со Святыми Дарами, которые переносятся на престол для совершения таинства евхаристии.
  • Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы
  • Перед началом причащения священник выносит Святую Чашу и читает молитву причащения.
  • Начинается принятие Святых Христовых Таин.

Молитвы о поминовении становятся действеннее, если поминающий сам причастится Тела и Крови Христовой во вселенскую родительскую субботу. Это объясняет, почему на вселенских родительских субботах так много причастников.

Основными причастниками в эти дни являются взрослые. По сложившейся в приходе традиции дети причащаются, в большинстве своем, на воскресной утренней литургии.

  1. После окончания причащения священник читает молитву благодарения.
  2. Сразу после завершения литургии начинается вселенская панихида.

Во время панихиды прочитываются многочисленные молитвы об усопших.
«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих …».

  • Церковь молится обо всех усопших чадах своих, в том числе и об
    «убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианского лишенных…»
  • Во время панихиды проводится каждение

Поминовение и чтение записок во время совместной молитвы открывает возможность для каждого человека проявить свою любовь к усопшим и подать им реальную помощь.
«Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит…».

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них в храме. Это им всегда необходимо.
«Проливая тихия слезы на могилах сродников наших, молимся с надеждою и с упованием взываем: скажи нам, Господи, яко оставил еси грехи их! Даждь о сем откровение таинственное духу нашему…».

В конце вселенской панихиды священник проводит окропление святой водой приношений прихожан. Этим Церковь благословляет пожертвования прихожан нищим, голодным и малоимущим, которым и раздаются эти приношения прихожан, и которые также поминают и молятся за усопших.

К сожалению, все еще очень живуч обычай, в дни празднования Пасхи Христовой пить и есть на кладбище, оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего», а то и выливать водку в могильный холм.

Эти языческие традиции имеют мало общего с православной традицией поминовения.

В своей книге «Душа после смерти» иеромонах Серафим Роуз пишет:
«О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах.

Используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе.

Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим…».

  1. Утреннее Богослужение во вселенскую родительскую субботу завершает отпуст.
  2. На отпусте прихожане прикладываются ко кресту.
  3. Причащение, участие в совместной молитве и поминовении усопших сродников создают в душах прихожан ощущение мира и духовной связи с почившими родными и близкими.
  4. Участие в поминовении усопших способствует усвоению такого миропонимания, в котором находятся правильные оценки и духовного и материального мира.

Участие в различных Богослужениях Великого Поста способствует осмыслению православными людьми роли Бога в своей жизни и своей связи с духовным миром. Великий Пост дарит православному человеку ощущение возможности стать в земной жизни выше своих человеческих слабостей ради будущей жизни в духовном мире.

Поминовение усопших воинов

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Мир Вам, дорогие посетители сайта «Семья и Вера»!

Почти 20 лет назад, в декабре 1994 г., Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Поминовение усопших воинов в истории

Ранее церковный календарь знал только два дня особого поминовения воинов: Димитриевскую субботу и день усекновения главы Иоанна Крестителя. Появление в церковном календаре Димитриевской субботы связано с именем блгв. кн.

Димитрия Донского. Князь, совершив после Куликовской битвы поминовение павших воинов, с благословения прп. Сергия Радонежского установил делать это ежегодно накануне 26 октября, дня памяти своего небесного покровителя вмч. Димитрия Солунского.

Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших. Поминовение в день усекновения главы Иоанна Крестителя было установлено в 1769 г. во время войны с Турцией и Польшей. Предтеча Господень пострадал за истину как добрый воин Небесного Отечества. Его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад-воинов, подвизавшихся за истину и добро и жизнь свою положивших за Отечество.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Великая победа началась с победы духовной

В годы Великой Отечественной войны Православная Русь в неимоверном напряжении сил всего народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не жалевшего и самой жизни ради спасения Отечества, совершила беспримерный бранный подвиг.

Великая наша победа над сильнейшим врагом началась с победы духовной: с благословения Русской Православной Церкви, с горячих молитв архипастырей, пастырей и простых верующих.

Именно поэтому Господь даровал нам меч, которым Он, по словам патриарха Алексия 1, посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников и свершил праведный суд Свой над злейшими врагами человечества.

Таким образом, подвиг тех, кто отдал свою жизнь за родную землю и ближних, бессмертен в очах Божиих, потому Русская Церковь с особенным усердием молится об упокоении душ, погибших в той войне, а усопшие, мы верим, молятся за нас.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

В честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. воздвигнут храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Молиться за усопших – дело нашего милосердия

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Поминовение усопших

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы
   Самое правильное и наилучшее поминовение
усопшего  —  творить за него частые молитвы и раздавать
милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в
монастыре.

Читайте также:  Молитва на удачу в работе и материальном благополучии: к кому и как обращаться, тексты

Почему
поминовение усопшего молитвою лучшая помощь ему?

 Молитва о тех, кто оставил бренный мир и
перешёл в жизнь вечную, является древнейшей традицией Церкви, освященной
веками. Оставляя тело, человек уходит из видимого материального мира, но он не
покидает Церковь, а остается ее членом, и наш долг, оставшихся на земле,  молиться за него.

Церковь учит, что молитва
облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в
грехах, исповедоваться и творить добро. Но после смерти душа лишается такой
возможности, остается лишь надежда на молитвы живых.

После смерти тела и
частного суда душа усопшего находится в преддверии вечного блаженства или
вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Однако,
очень многое зависит и от молитвы за усопшего.

Жития святых угодников Божиих описывают
множество случаев того, как по молитве праведников облегчалась посмертная
участь грешников — вплоть до их полного оправдания.

Молитва об усопших — это
наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной.

Покойник не нуждается,
по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в
поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма
благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в
постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в
состоянии умилостивить Господа. Молитва за усопших — долг всякого православного
христианина.

Сразу после смерти,
желательно в этот день или на следующий, для поминовения усопшего заказать в
Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в
течение первых сорока дней, до частного суда, определяющего участь души до
Судного Дня.

Особую силу имеет
поминовение усопших на Литургии. Вот и сорокоуст —  поминовение на сорока Литургиях: сорок раз
приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и
погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного.

Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего
Литургию, ради поминаемых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того,
что можно сделать для души усопшего.

После сорока дней, по православной
традиции, заказать годовое поминовение усопших, и по­том каждый год, на
годовщину смерти, вновь заказывать его. Можно заказать и более долговремен­ное
поминовение в монастырях.

Есть благочестивый обычай — заказывать поминовение в
нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет зна­чения). Чем больше будет
молитвенников за усопшего, тем лучше.

Очень хорошо, для
поминовения усопших, по субботам заказывать чин панихиды и самому принять
участие в службе, своим присутствием. И, конечно же, обязательно делай так в
поминальные дни, определённые Церковью.

В любой день, когда вы проходите мимо
храма, не поленитесь и зайдите, поставьте свечу на канун, это будет настоящее
поминовение усопшего. Канун (или канунник) — это специальный стол квадратной
или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки
для свечей.

Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поставить свечи и
положить продукты для поминовения усопших.

Прихожане приносят в храм
различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за
трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за усопших.

В старые
и благочестивые времена во дворе дома, где жил усопший, в наиболее значимые для
души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили
нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за усопшего. За молитву
и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная
участь.

Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского
поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью — помянуть
усопших.

Продукты можно ставить
любые, кроме мясных и, разумеется, алкоголя.

Святая Церковь строго
возбраняет поминовение усопших алкоголем! Поминовение алкоголем усугубляет
участь усопшего, и он терпит дополнительные муки из-за этого, вы причиняете ему
дополнительную боль. Это всё равно, как, если бы вы били его плетью, каждым
вашим тостом. Если, поминовение усопшего совпадает с постным днём или
многодневным постом, пища на столе должна быть строго постная!

Что
такое поминальная или родительская суббота?

В определенные субботние дни
года Церковь поминает всех усопших христиан. Панихиды, которые совершаются в
такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — Вселенскими родительскими
субботами.

Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все прежде
усопшие христиане.

Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас
(в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») —
последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.

Почти все Вселенские
родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем
празднования Пасхи. Так, Суббота мясопустная родительская бывает за восемь дней
до начала Великого поста.

Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах
Великого поста. Затем, Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой
Троицы, на девятый день после Вознесения.

В субботу, предшествующую дню памяти
великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская
родительская суббота.

Особый поминальный день и
праздник поминовения усопших, Радоница — через девять дней после Пасхи, во
вторник после Светлой седмицы.

В Радоницу с усопшими, все хрисиане, делятся
радостью Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, выражая надежду и на их
воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел
оттуда души ветхозаветных праведников.

От этой великой духовной радости день
этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

ДНИ
ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Особые дни поминовений
усопших — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым).
Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с
учением Церкви о состоянии души за гробом.

ТРЕТИЙ
ДЕНЬ

Поминовение усопшего в
третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса
Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа
преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее
Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и
горестей, злых и добрых дел.

Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в
котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе
гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение
творить правду.

В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса
для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение
души, представшей пред лицем Правосудного.

ДЕВЯТЫЙ
ДЕНЬ

Поминовение умершего в этот
день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного
и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в
сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную
красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает
скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него.

Но если
она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и
укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую
часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне
удостоиться сей благодати и славы.

Увы мне, бедной!» В девятый день Господь
повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и
трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего.

Но и в это время святая
Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со
святыми души своего чада.

СОРОКОВОЙ
ДЕНЬ

Сорокадневный период весьма
знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для
приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца
Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить
от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста.

Израильтяне достигли
земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос
вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем.

Принимая все это за
основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после
смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая,
удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась
в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения
Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся
грешников.

В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу,
и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до
Страшного суда.

Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот
день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в
раю со святыми.

Как
поминать усопших на годовщину смерти?

Главными днями памяти
усопшего являются годовщины смерти и тезоименитства. В годовщину смерти
умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти
человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день
перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет
места земным болезням, печалям и воздыханиям.

В этот день очень хорошо и
правильно, посетить кладбище, но прежде следует прийти в храм к началу службы,
подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это
будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, самому
помолиться на Литургии, когда священник поминает усопших,  после чтения Евангелия.

Читайте также:  Киприан Карфагенский: житие святителя и творческое наследие епископа, икона

Придя на кладбище, надо,
прежде всего, прибрать могилу. Хорошо бы зажечь свечу. Почитайте краткий чин литии, брошюрку можно купить в любом храме, или найти в интернете. По желанию
можно прочитать акафист о упокоении усопших. Более продвинутые христиане могут молиться
о усопших чином Панихиды.

Что
кушать на кладбище, поминая усопшего?

Кроме освященной в храме
кутии, на кладбище не должно ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить
водку в могильный холм — этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять
на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком
язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле
еду — лучше отдать ее нищему или голодному.

Как
подавать записку об усопшем?

Поминать усопшего в Церкви
нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в
любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан
Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву
Богу.

Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в
церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На
проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце
литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия.

Будем помнить,
что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог.

Вверху записки обычно
помещают восьмиконечный православный крест.

Затем указывается вид поминовения —
«О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена
поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми
упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени
монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея
Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в
церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови,
а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не
имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник
имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько
записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин
вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений
следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает
лишь разницу в сумме пожертвования.

Не стоит смущаться также, если вы не
услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше,
главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор.
Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о
близких.

Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится
Тела и Крови Христовой.

Молитвы
о усопших

Упокой,
Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена
их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и
невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по
помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших
сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая
которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших
предков.

Короткая
поминальная молитва об усопших

«Упокой,
Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (ой, ых)
(имя), и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и
даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь».

Как поминать усопших воинов 9 мая молитвой и не только

В православном календаре на 9 мая установлен важный поминальный день. Мы молимся обо всех усопших воинах.

Ежегодно в день большого светского праздника День Победы 9 мая установлен в православном календаре день поминовения усопших воинов. Очень важно помнить о такой дате даже в том случае, если к вашей семье лично этот праздник не относится.

Источник: Яндекс

Дело в том, что воины — это люди, которые отдали свои жизни на службе, которую несли ради других людей. И об их подвиге следует помнить.

Несмотря на то, что памятный день установлен на 9 мая — победа в Великой Отечественной войне, мы поминаем всех воинов. И не только тех, кто погиб на полях сражения в военный период, но и в мирный тоже.

Во всех православных храмах 9 мая будет проходить служба «за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех мученически погибших в годы Великой Отечественной войны».

К этой службе в текущем году мы можем присоединиться онлайн, потому что, напоминаю, вся страна находится на самоизоляции дома и вирус пока продолжает распространяться. Пока что в церковь все еще ходить нельзя.

Церковь и прихожане тоже помогали в период ВОВ!

Этот день был установлен поминальным в православном календаре только 25 лет назад (1994 год), когда разрушилось советское государство, отрицающее религию. Но, несмотря на запрет и порицание, религия была в жизни и сердцах людей.

Источник: Яндекс

Нам этого не рассказывали в школе (по крайней мере мне, потому что я училась большую часть времени еще в советской школе), но в день начала войны 22 июня 1941 года митрополит Сергий обратился к верующим. Послание было напечатано на машинке и передавалось верующими тайно из рук в руки.

Тогда силами верующих собрали средства на помощь армии. Благодаря этим средствам была сформирована танковая колония им. Дмитрия Донского. Интересно, что после этого сбора средств Сталин разрешил провести Собор, на котором избрали патриарха в советское время! Им и стал Сергий.

Источник: Яндекс

Также во многих исторических источниках можно найти информацию, что священники сами отправлялись на фронт и выполняли там самые разные работы.

Короткая молитва (можно читать дома)

Источник: Яндекс

Мне кажется, в этот день нужно обязательно вспомнить всех павших воинов и поблагодарить за то, что они героически отдали свою жизнь во благо людей. Война — это дело очень сложное и спорное, но кровавое и всегда бедственное для простых людей.

Не хочется углубляться в конкретику, разбирать личности и поступки. Просто, лично мне, хочется сказать спасибо за подвиг. Отдать свою жизнь — это подвиг. И в такие дни как 9 мая об этом подвиге мы вспоминаем особенно трепетно.

Также читайте у меня на канале:

  • Родительская молитва за сына и дочку в трудный час
  • Какие поминальные молитвы читать дома, чтобы поддержать усопших (актуально накануне 9 мая)
  • Как молиться Богородице, чтобы Она помогала

Если вам понравилась моя статья, ставьте ???? и подписывайтесь на мой канал ✏️! Давайте дружить и оставаться на связи.

Поминовение усопших воинов в Русской православной церкви. Справка

Военное духовенство делило с армией и флотом все тяготы военной службы, помогало не только религиозному, но и нравственному воспитанию воинов, укреплению патриотизма, верности долгу.

В военное время полковые священники проявляли подлинную доблесть, поддерживали дух войск на полях сражений.

Нередко бывало, что в критические моменты боя с крестом в руке священники шли впереди солдат, собственным примером увлекая их в атаку.

За четверть века, последовавших после революции 1917 г., советская власть приложила немало усилий, чтобы уничтожить веру и церковь. Тысячи священников были репрессированы, уничтожались храмы, запрещались богослужения. Однако когда началась Великая Отечественная война, рядом с воинами снова оказались духовные пастыри.

Призванные в ряды Красной армии или пришедшие на помощь партизанам и подпольщикам, они с честью выполнили свой гражданский и христианский долг.

26 июня 1941 г. в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен «о даровании победы». С этого времени во всех храмах Московской патриархии, а затем всей страны стали совершаться подобные молебны по специально для них составленным текстам: «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской православной церкви в дни Отечественной войны».

Кроме того, каждый день, за каждой Литургией в храмах Русской православной церкви возносились молитвы о даровании победы над врагом, о благопоспешении нашим воинам, о упокоении тех, кто положил свою жизнь на алтарь грядущей Победы. По приказу немецкого командования, патриотические послания и обращения митрополита Сергия у людей отбирали, за их хранение карали.

С первых месяцев войны практически все православные приходы начали сбор средств в созданный фонд обороны.

Верующие жертвовали не только деньги и облигации, но и изделия (а также лом) из драгоценных и цветных металлов, вещи, обувь, полотно, шерсть и многое другое.

На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского, танковая колонна «Димитрий Донской».

В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы.

Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной Литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ.

Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях.

День Победы — 9 мая 1945 г. — пришелся на Пасхальные дни. Для православных людей пасхальная радость усугублялась радостью долгожданной Победы. Но радость Победы никогда не позволяла верующим людям забывать о молитвенном поминовении усопших воинов — защитников Отечества.

Определением Архиерейского Собора Русской православной церкви (29 ноября — 4 декабря 1994 г.

) установлено совершать в День Победы 9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, то есть всех пострадавших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В этот день совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Как поминать усопших?

В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том, как правильно поминать усопших.

Умерших христиане поминают каждый день. В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь.

Когда живы — мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие, но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем.

Лучший способ изменить посмертную участь усопшего — это молитва о нем.

Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи.

  • Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, — так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату:
  •       Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 13 марта 2021 года
  •       Суббота 2-й седмицы Великого поста 27 марта 2021 года
  •       Суббота 3-й седмицы Великого поста 3 апреля 2021 года
  •       Суббота 4-й седмицы Великого поста 10 апреля 2021 года
  •       Радоница 11 мая 2021 года
  •       9 мая — Поминовение усопших воинов
  •       Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы) – 19 июня 2021 года
  •       Суббота Димитриевская (суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского, который отмечается 8 ноября – 7 ноября 2021 года

Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением — на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.

Девятый и сороковой дни со дня смерти — особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом.

Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь.

Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам.

Полгода — такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться.

Годовщина — это день памяти, когда мы — те, кто любил человека, — собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18 20). И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, — это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят.

Да, я считаю, что на день рождения человека поминать нужно. Момент рождения — один из значимых, великих этапов в жизни каждого, поэтому будет хорошо, если вы сходите в храм, помолитесь дома, съездите на кладбище, чтобы помянуть человека.

Вопрос по поводу отпевания и церковного поминовения самоубийц — очень неоднозначный. Дело в том, что грех самоубийства — один из тяжких. Это знак недоверия человека к Богу.

Каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно, потому что самоубийства бывают разные — осознанные или неосознанные, то есть в состоянии тяжелого психического расстройства.

Вопрос, можно ли отпевать и поминать в храме крещеного человека, который покончил с собой, целиком лежит на ответственности правящего архиерея.

Если трагедия случилась с кем-то из ваших близких, вам необходимо прийти к правящему архиерею той области, где жил почивший, и попросить разрешение на отпевание. Архиерей рассмотрит этот вопрос и даст вам ответ.

Что касается домашней молитвы, то вы, безусловно, можете поминать человека, который покончил с собой. Но самое важное — в его честь и память творить добрые дела.

Тризны, поминальные трапезы, пришли к нам из глубины веков. Но в древности они выглядели по-другому. Это было угощение, застолье не для родственников умершего, а для нищих, калек, сирот, то есть тех, кто нуждается в помощи и никогда сам себе не сможет устроить подобную трапезу.

К сожалению, со временем тризна превратилась из дела милосердия в обычное домашнее застолье, причем часто с обильным употреблением алкоголя…

Разумеется, такие возлияния никакого отношения к настоящему христианскому поминовению не имеют и никак на посмертную судьбу покойного повлиять не могут.

Человек, который не захотел соединить себя с Церковью Христовой, естественно, в храме поминаться не может. Его посмертная участь остается на усмотрение Господа, и мы здесь повлиять на ситуацию никак не можем.

Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их честь и память. Стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верными Христу, вспоминая все хорошее, что сделал за свою жизнь тот, кто умер некрещеным.

В этом вопросе нет разницы, мусульманин ли был умерший, католик или иудей. Они не находятся в лоне Православной Церкви, поэтому поминаются как некрещеные.

Их имена нельзя писать в записках на проскомидию (проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет), но в их память можно творить добрые дела и молиться дома.

В храме поминаются все те умершие, кто сочетал себя с Христовой Церковью в Таинстве Крещения. Даже если человек по каким-то причинам не ходил в храм в течение жизни, но крещен был, его можно и нужно поминать. Вы можете перед Божественной Литургией подать записочку «на проскомидию».

Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок.

Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».

В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

Также в храмах проходят специальные поминальные службы — панихиды.

 Можно подать отдельно записку на панихиду. Но важно не только подать записку, но и постараться лично присутствовать на службе, где она будет читаться. О времени этой службы можно узнать у служителей храма, которым подается записка.

В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Во время поста бывают особые дни поминовения усопших — Родительские субботы и воскресный день, когда служатся полные (в отличие от сокращенных в другие дни поста) Божественные Литургии. Во время этих богослужений совершается проскомидийное поминовение умерших, когда за каждого человека из большой просфоры вынимается частичка, символизирующая его душу.

С первого дня упокоения человека над его телом читается Псалтирь. Если умерший — священник, то читается Евангелие. Псалтирь надо продолжать читать и после похорон — до сорокового дня.

Также новопреставленный поминается на отпевании. Отпевание положено совершать на третий день после смерти, и важно, чтобы проводилось оно не заочно, а над телом почившего. Дело в том, что на отпевание приходят все те, кто любил человека, и молитва их — особая, соборная.Помянуть новопреставленного можно и жертвой.

Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи — одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.

Особых дней, когда нужно поминать именно родителей, тех, кто дал нам жизнь, в Церкви нет. Родителей можно поминать всегда. И на Родительские субботы в храме, и ежедневно дома, и подавая записочки «на проскомидию».

К Господу можно обращаться в любой день и час, Он обязательно вас услышит.

Животных в христианстве поминать не принято. Учение Церкви говорит о том, что жизнь вечная уготована только человеку, так как душа, о которой мы молимся, есть лишь у человека.

Задать вопрос (181

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector