Петр зверев архиепископ воронежский: житие священномученика, икона и текст молитвы

Петр Зверев архиепископ воронежский: житие священномученика, икона и текст молитвыСкриншот с youtube.com

Сын известного московского протоиерея Константина Зверева, уважаемого самой великой княгиней Елизаветой Романовой, преподобномученицей, Вася Зверев с детства был драчуном. Однажды ночью Васе приснился сон, в котором он увидел Христа, сидящего с ним и его семьей за столом. Под столом была злая голодная собака.

Спаситель взял Васю за руку и протянул ее под стол, обращаясь к собаке: «Ешь ее, она дерется». Мальчик был настолько поражен сновидением, что с того самого дня начал сдерживать себя.

Конечно, этот рецепт не для всех мальчиков. Потому и не всем мальчикам снится такой сон. Но ведь Бог знал, что быть Васе священномучеником, и ему надо учиться драться не с обидчиками, а со своими «хотениями», учиться властвовать собой. Кто этому правильно учился, знает, сколько здесь требуется мужества.

Расширенное богословское образование

Семью протоиерея К.Зверева никак нельзя было назвать «поповской»: в их доме бывало много известных и вполне светских людей, и родители ничуть не противились, когда сын перед Академией решил получить хорошее светское образование и закончил историко-филологический факультет Московского университета. Это пригодилось: в дальнейшем Патриарх Тихон не раз советовался с ним.

Приняв в Академии монашество, иеромонах Петр становится инспектором Новгородской духовной семинарии, где приобретает репутацию «харизмата».

Петр Зверев архиепископ воронежский: житие священномученика, икона и текст молитвыИеромонах Петр. Фото с сайта vob.ru

Харизматичный батюшка

На новом месте почему-то не всем понравился новый батюшка: активный, искренний, самобытный и ученый. Пошли доносы в Синод. Начались разбирательства. Уставший оправдываться отец Петр через два года после назначения написал прошение об увольнении.

Тогда же ему передали анонимное письмо от доносчика, в котором он просил триста рублей, чтобы прекратить «это дело». И предупредил, чтобы батюшка не обращался в полицию.

Поддерживала любовь прихожан и Бог. Отец Петр часто общался с оптинскими старцами, ездил в Дивеево и Саров. Блаженная Паша Саровская предсказала ему, чтобы легкой жизни он и не ждал, что дальше будет хуже и что он будет арестован трижды: впоследствии все исполнилось.

«Что это вы так трудитесь, владыко святый?»

Петр Зверев архиепископ воронежский: житие священномученика, икона и текст молитвыЕпископ Пётр. 1919 год. Фото с сайта wikipedia.org

С 1916 года до февральской революции архимандрит Петр был фронтовым священником. Был и в окопах на передовой, и в лазаретах среди умирающих.

После революции патриарх Тихон рукоположил отца Петра в епископы. Когда владыка Петр впервые зашел в свое новое место служения – Успенский храм монастыря, ему бросились в глаза черные от копоти церковные стены и потолок.

Епископ сам взялся за тряпку, попросив всех желающих оказать помощь, и полез по лестнице отмывать потолок.

Прихожане увидели небывалое – епископа под куполом с тряпкой в руках.

Во время Страстной седмицы епископ Петр вышел с лопатой прочищать снежные завалы. Кто-то с удивлением спросил: «Что это вы так трудитесь, владыко святый?» А епископ в простоте душевной ответил: «Да как же? Надо будет в Великую Субботу с крестным ходом идти, а кругом снег, идти негде!»

Духовных чад у владыки становилось все больше. Он мог ответить на трудный вопрос, а участие и доброта в его глазах словно снимали тяжесть с души.

Благословение ненавидящему

Начальствующий над владыкой Петром архиепископ Евдоким стал завидовать своему викарию и любви к нему людей. Владыка Петр чувствовал это и в Прощеное воскресенье 1920 года пришел к архиепископу Евдокиму просить прощения. Он со смирением поклонился в ноги владыке Евдокиму и поприветствовал словами: «Христос посреди нас!»

В ответ полагается сказать «И есть, и будет», но злоба настолько затмила сердце архиепископа, что он резко ответил: «И нет, и не будет!». Позже архиепископ Евдоким стал раскольником-обновленцем.

Большевики послушались народа

Владыка Петр часто служил в Сормове, рабочем поселке. Рабочие настолько полюбили владыку, что, когда в 1921 году власти его арестовали, они устроили трехдневную забастовку. Власти дали обещание рабочим, что освободят их епископа, но обманули и отправили его на Лубянку.

Владыку Петра обвинили в «разжигании религиозного фанатизма» и посадили в тюрьму. Духовные чада не успевали передавать ему туда кресты, так как каждый раз, когда епископ Петр кого-то втайне крестил, то снимал свой крест и одевал на новоиспеченного христианина.

Когда владыку переводили из Бутырской тюрьмы в Таганскую, то заключенные плакали, а надзиратели вышли его провожать.

Народ продолжал требовать у властей освобождения архипастыря. Их требования были так настойчивы, что власти уступили и освободили владыку, что произошло в день святой Анастасии Узорешительницы.

Избран народом епископом Воронежским

Петр Зверев архиепископ воронежский: житие священномученика, икона и текст молитвыЕпископ Петр. 1919 год. Фото с сайта wikipedia.org

На Воронежскую кафедру епископ Петр был избран народом (обычно епископа назначает патриарх), который успел узнать его и полюбить. Правда, народ поставил условия: о неучастии в политических группировках, чтобы оградить от возможных притеснений власти. Владыка писал: «…не дерзаю отказываться и изъявляю полное согласие на занятие Воронежской кафедры…».

Митрополит Сергий (Страгородский), бывший тогда у власти, признал это избрание и подписал указ о назначении.

А воронежское священство невзлюбило нового епископа. Среди своих собратий владыка был одинок. И чем больше любил его народ, тем холоднее вели себя собратья.

Одним из объяснений такого отношения (кроме всенародного избрания епископом «в обход» других) были и требовательность владыки Петра к служению священников, и обновленческие идеи, будоражащие клир.

«И служит-то долго, и спрашивает-то строго», – говорили о нем священники. Получалось, что владыка Петр фактом своего существования, отношением к делу невольно обличал недостаточность других. Кого-то такое заставляет собраться, кого-то озлобляет.

Но нет ничего не попущенного Богом. Не зря владыка Петр еще мальчиком учился переносить обиды с терпением; выучка с детства пригодилась.

В Воронеже владыку вновь арестовали. Весть разнеслась по городу. Владыку сразу повезли в Москву, верующие бросились к поезду, но перрон был оцеплен чекистами.

Архиепископ Соловецкий

Петр Зверев архиепископ воронежский: житие священномученика, икона и текст молитвыСЛОН – Соловецкий Лагерь Особого Назначения. Фото с сайта solovki.ca

В 1927 году архиепископ Петр прибыл на Соловки отбывать 10-летний срок заключения. Сначала он был сторожем, а потом счетоводом на продовольственном складе. Туда назначали одних священников, так как они не воровали.

Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства.

Владыка возглавлял тайные богослужения, а когда власти отобрали антиминс, то службы совершались на его груди.

В заключении владыка Петр писал: «Слава Богу за все, что пришлось мне за это время пережить и переживать. Нынешний раз как-то особенно грустно и скорбно я встретил и провожу праздники – ведь шестые праздники провожу вне дома, не с теми, с кем бы желалось. Но все это решительно надо терпеть. Ну, что делать. Не так живи, как хочется, а как Бог велит.

У нас, по-видимому, настала настоящая зима, с ветрами и метелями, так что ветер едва не валит с ног: Живу в уединенном и пустынном месте на берегу глубокого морского залива, никого не вижу, кроме живущих вместе, и могу воображать себя пустынножителем.»

На Голгофе 

Петр Зверев архиепископ воронежский: житие священномученика, икона и текст молитвыКрест с могилы епископа Петра (Зверева) в часовне на месте захоронения священномученика. Фото с сайта smv-gimnasia.ru

Стремясь уничтожить влияние владыки на заключенных, власти нашли причину и «в наказание» отправили его на остров Анзер зимой 1928 года. Там владыка потихоньку писал акафист святому Герману Соловецкому и по частям на открытках отправлял его своим духовным чадам. В итоге они смогли собрать полный текст акафиста.

В конце 1928 года владыка заболел тифом, от которого тогда умирало большинство узников Анзера.

Его поместили в тифозный изолятор, находившийся в помещении церкви Распятия Господня на Голгофе.

В одной палате с ним лежал его духовный сын, работавший ветеринарным врачом. Он видел необычное явление в день смерти владыки: великомученица Варвара в сопровождении многих святых явилась и причастила его.

Перед смертью святитель написал карандашом на стене: «Жить я больше не хочу, меня Господь к себе призывает».

Скончался владыка Петр 7 февраля 1929 года. Его духовная дочь, игумения Иулиания, писала: «Владыка умер от тифа последним, после него никто не умирал. Тиф кончился, и настало тепло».

Белый среди черных

Петр Зверев архиепископ воронежский: житие священномученика, икона и текст молитвыПортрет священномученика Петра (Зверева). Память 25 января / 7 февраля н.с. Фото с сайта hramzis.ru

Заключенные добились разрешения властей совершить погребение владыки. Из Москвы прислали мантию и малый омофор. Но тело владыки Петра уже было брошено в общую яму вместе с другими умершими. Когда сняли закрывавшие яму еловые ветки, тело владыки сразу обнаружили: оно единственное было белым, не тронутым разложением посреди остальных черных тел.

Монахиня Арсения, бывшая очевидцем происходящего, говорила: «Все умершие лежали черные, а владыка лежал… в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипенный».

Мощи святителя Петра были обретены 17 июня 1999 года во время археологических раскопок на Соловках. 10 лет они были в Соловецком монастыре, а потом перенесены в Воронеж в Алексиево-Акатов монастырь (честная глава осталась на Соловках в храме святителя Филиппа).

Священномученик Петр, архиепископ Воронежский — Радио ВЕРА

Петр Зверев архиепископ воронежский: житие священномученика, икона и текст молитвы

На Страстной неделе 1919-го года прихожане нижегородской Печерской обители увидели, что монастырский двор от снега чистит епископ Петр:

— Что это вы так трудитесь, владыко святый? — спросил один из нижегородцев.

Епископ, не выпуская лопаты из рук, ответил в душевной простоте:

— Да как же? Надо будет в Великую Субботу с крестным ходом идти, а кругом снег, идти негде…

Епископ Петр всегда был очень прост и обаятелен в общении. Но не только это ценили в нем прихожане. Он был талантливым проповедником и миссионером. Даже в суровые послереволюционные годы на службы к владыке Петру непременно стекалось множество людей.

Будущий епископ Петр — в миру Василий Константинович Зверев — родился в семье священника. До поступления в Казанскую духовную академию и принятия монашества он получил хорошее светское образование. Кстати, к владыке Петру за консультациями по историко-богословским вопросам обращался святой Патриарх Тихон.

Читайте также:  Молитва Анастасии Узорешительнице от суда и тюрьмы: 6 сильных текстов

В 1916-ом году уже известный к тому времени проповедник и миссионер, иеромонах Петр получил предложение отправиться в Северо-Американскую епархию. Но вместо Америки отец Петр принял решение уехать проповедником на фронт Первой мировой, где оставался до февральской революции.

В 1919-ом году патриарх Тихон рукоположил отца Петра в сан епископа. Первым местом архипасторского служения владыки стала Нижегородская губерния. Он поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Епископ Петр не только приводил в порядок обитель, но и вел просветительскую деятельность в разных уездах.

Наблюдения, сделанные в ходе многочисленных поездок, владыка Петр (Зверев) сформулировал в одном из своих докладов. Вот что он писал: «Самое ужасное — это то, что дети повсюду абсолютно не имеют никаких познаний по Закону Божию, мало есть таких, которые знают молитву „Отче наш“…

Когда я смотрел на это подрастающее поколение, я приходил в ужас при мысли, что ведь все они немногим лучше язычников…».

Такие печальные выводы побудили епископа Петра немедленно организовать в Печерской обители преподавание детям Закона Божия, причем он вел уроки сам и дети ждали всегда с нетерпением возможности пообщаться со своим учителем.

Владыку Петра полюбили и в среде рабочих. Он часто служил в пригородах, например, в Сормове. Этот рабочий поселок считался «красным», «пролетарским». Но когда в мае 1921-го года епископ Петр был арестован, рабочие Сормовского завода устроили трехдневную забастовку в поддержку любимого архипастыря.

Власти пообещали выпустить епископа, но вместо этого тайно отправили на Лубянку и священномученик Петр на несколько месяцев оказался в тюрьме. Но и здесь он не прекратил своей проповеди.

Духовные чада не успевали передавать ему нательные кресты, так как каждый раз, когда епископ Петр кого-то втайне крестил, то снимал свой крест и одевал на обращенного.

В январе 1926-го года священномученик Петр был назначен архиепископом Воронежским. Здесь владыка вел активную просветительскую работу, и уже в первый год его служения начался массовый отход верующих от «обновленчества» и возврат целых приходов в лоно Патриаршей Церкви.

Харизматичный, интеллектуально одаренный проповедник, владыка Петр на каждом месте своего служения сталкивался одновременно и с народной любовью, и с ненавистью врагов Церкви.

Каждый очередной арест владыки вызывал народные выступления против большевиков. В результате последовала ссылка на Соловки.

Архиепископ Петр (Зверев) был прославлен в лике новомучеников Архиерейским собором 2000-ого года.

Священномученик Пётр (Зверев), архиепископ Воронежский

?

Даниил Кольцов (watanabe_cdg) wrote, 2021-02-07 17:47:00 Даниил Кольцов watanabe_cdg 2021-02-07 17:47:00 Category: Петр Зверев архиепископ воронежский: житие священномученика, икона и текст молитвыАрхиепископ Воронежский Петр. 1926 год

КАК ХОТЕЛ БЫ Я ОТКРЫТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ …

Памяти священномученика ПЕТРА (Зверева), архиепископа ВоронежскогоИгумен Дамаскин (Орловский)

Журнал «Фома» | № 2 (58) февраль 2008

7 февраля Русская Православная Церковь празднует память священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского.

Сын священника и будущий исповедник родился 18 февраля 1878 года; по окончании Казанской духовной академии принял монашество и был рукоположен во иеромонаха; в 1902 году его назначили на должность московского епархиального миссионера.

Выбрав служение Христу, он беззаветно и самоотверженно исполнял свои обязанности, двери его квартиры всегда были открыты для всех вопрошающих.

В 1906 году иеромонах Петр по рекомендации митрополита Московского Владимира (Богоявленского) был назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. Но дьявол восстал на ревностного подвижника — посыпались клеветы, доносы, угрозы и предупреждения, что его не допустят быть епископом.

«Мы доставим ему счастье проехать на Соловки», — писалось в доносах. Несколько лет продолжались эти нападки, давшие возможность будущему святителю укрепиться в борьбе с врагом рода человеческого, возрасти в мудрости в обращении с людьми, научиться не надеяться на помощь начальства, а только на Бога.

Назначенный наместником Белевского Спасо-Преображенского монастыря, отец Петр неустанно проповедовал слово Божие, стараясь открыть людям глаза на то ужасное положение, в котором они оказались.

Наблюдая с разных сторон надвигающиеся на страну беды еще довоенного, ныне многим кажущегося благополучным года, отец Петр говорил: «И как не быть смертоносным язвам в стране нашей, когда мы отступаем от Бога и навлекаем на себя Его праведный гнев?! Еще удивляться надо безмерному долготерпению Божию, что Он милостиво карает нас, надо горячо благодарить Его, что не погубляет нас окончательно… Покаемся же и исправимся, и обратимся к Богу, от Которого отступили!»

Но не покаялись и не обратились, и наступило время гонений… Как во время паники на тонущем корабле: кто бежит, стараясь спасти свою жизнь, кто договаривается с топящими корабль о предательском сотрудничестве, кто выбирает твердый камень — Христа.

Во время гонений открылись широкие возможности для всех, кто в архиерейской митре видел венец терновый Христа. 14 февраля 1919 года Патриарх Тихон рукоположил архимандрита Петра во епископа.

Государство уже не поддерживало Церковь, а только ее предателей и врагов — обновленцев, и потому вставал вопрос: каков должен быть архиерей, когда нет дружественной власти, почти нет организованной церковной структуры, нет у народа материальных средств и отбираются храмы? Оставалось, как в древности, только одно — борясь за спасение своей души, стать образцом православного архипастыря, религиозным вождем церковного народа своей епархии, ведущим его ко спасению. Святитель Петр служил, стараясь, чтобы во время служб пел весь приход, он отменил клирос — хор, символизирующий церковный народ, возвратив символу его действительное значение. Безбожники ненавидели владыку Петра: тюрьмы следовали за тюрьмами и сменялись ссылками. Но эти гонения воспринимались архипастырем не как какие-то тяготы, а как Божий дар, возводящий на еще большую высоту, ближе к Христу. «Как хотел бы я открыть свое сердце и показать вам, как страдания очищают сердце», — говорил он своим духовным детям после заключения в Бутырской тюрьме.В 1927 году государство, исповедующее своей официальной религией безбожие, выдало архиепископу Воронежскому Петру (Звереву) высшую по тем временам награду за ревностное служение Христовой Церкви — десять лет заключения в Соловецком концлагере. Господь, однако, счел подвижника созревшим раньше назначенного судьями срока — архиепископ Петр скончался в Соловецком концлагере на острове Анзер 7 февраля 1929 года. Призывая Своего славного последователя к Себе, Господь даровал веру свидетелям его смерти и погребения и тем, кому пришлось обретать их 17 июня 1999 года, что мощи святителя будут обязательно явлены. Сейчас мощи священномученика Петра пребывают в Филипповском храме Соловецкого мужского монастыря.

Полный текст жития священномученика Петра (Зверева) опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь». Тверь. 2005.Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71, e-mail: marinagrad@rambler.ru

Текст процитирован с сайта журнала «Фома»: http://foma.ru/kak-xotel-byi-ya-otkryit-svoe-serdcze.html

Фотография, помещенная в публикации, взята с сайта Регионального Общественного Фонда «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ».

Житие и страдания священномученик Петра (Зверева), архиепископа Воронежского

Дни памяти: 25 января (7 февраля); обретение мощей — 4 (17) июня; перенесение св. мощей в Воронеж (2009 г.) – 27 июля (9 августа).

Священномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея Константина Зверева. При крещении был наречен Василием. После обучения на историко-филологическом факультете Московского Императорского Университета Василий поступил в Казанскую Духовную Академию, где в 1900 году, за два года до окончания обучения, принял монашеский постриг с именем Петр. Вскоре он был рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха.

По окончании Академии иеромонаха Петра назначили преподавателем Орловской Духовной семинарии, а затем епархиальным миссионером при Московском епархиальном доме.

В 1907 году он получил назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белев Тульской епархии, в сане архимандрита.

В это время будущий священномученик часто посещал расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Архимандрита Петра очень любили прихожане, поскольку он отличался ласковым и внимательным обращением с ними.

Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Иоанновну. Она подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение.

Во время Первой Мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Отец Петр в 1916 году служил священником в действующей армии.

После февральского переворота благочестивого воина Христова назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. И уже в 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту.

15 февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии Владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги.

Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввел строгую уставную службу.

Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда епископ Петр привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе.

В Печерском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили Владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника.

Однако вскоре Владыка был переведен в Канавино, за Оку, где в мае 1921 года его арестовали.

Верующие, работавшие в местных заводах, по поводу ареста любимого архипастыря устроили трехдневную забастовку и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву.

С декабря он находился в заточении в Московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там Владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. «Я хотел бы открыть им и показать свое сердце, как страдания очищают душу«, — говорил он.

Читайте также:  Елизавета святая: житие и мощи, в чем помогает икона, тексты молитв

С Лубянки Владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда — в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок святителя провожали даже надзиратели.

В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Здесь владыка Петр от истощения заболел и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы.

В декабре Преосвященный Петр был освобожден и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение быть епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Однако вскоре архипастырь вновь был арестован за выпущенное им обращение к Тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву.

На допросах он показал, что признает Патриарха Тихона единственным законным Предстоятелем Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета Высшего церковного управления не подчиняется. В марте 1923 года святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в ссылку в поселок Кызыл-Орду.

Жил он в тяжелых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов.

Летом 1923 года был освобожден из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву.

30 марта 1925 года он подписал Акт о восприятии священномучеником митрополитом Крутицким и Коломенским Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя.

В июле 1925 года владыку направили в Воронеж в помощь престарелому и больному митрополиту Владимиру (Шимковичу). После его кончины Преосвященный Петр в 1926 году был назначен на Воронежскую кафедру правящим архиереем с возведением в сан архиепископа.

Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Храмы, где Владыка служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Он не любил партесного пения: на его богослужениях пела вся церковь. Народ шел к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными.

При владыке Петре началось массовое возвращение из обновленчества. Возвращавшихся священнослужителей он принимал в Православие через всенародное покаяние.

Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого Владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали массовые протесты.

Когда Владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или ГПУ, то по 300 человек мирян сопровождали его, требуя освобождения Святителя. В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV партконференции.

Рассказывали, какое впечатление производил Владыка на служащих ГПУ. Входя в комнату следователя, он оглядывался, как бы ища икону. Но не найдя таковой, он крестился на правый угол, делая поясной поклон, и тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы.

Однако властям удалось в ноябре 1926 года арестовать святителя. Его немедленно вывезли из Воронежа, судили и приговорили к 10 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти».

Поздней осенью священномученик оказался на Соловках. Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу.

После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) владыка Петр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался высоким авторитетом. Там он возглавлял тайные богослужения, а после того как был отобран антиминс, службы совершались на груди у архиепископа Петра.

Нравственная высота святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знаменем.

Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущенного начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку.

Зимой 1928 года священномученик был отослан на остров Анзер «в уединенное и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал акафист преподобному Герману Соловецкому.

В конце 1928 года святитель Петр заболел тифом и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на (острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб и не принимал пищи.

Его духовному сыну, в день кончины святителя, пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн.

Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает«.

7 февраля 1929 года священномученик Петр, архиепископ Воронежский скончался. Первоначально Владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа.

Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а Владыка лежал…

в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный«.

После облачения в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был Владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели Владыку, всех благословившего.

  • 17 июня 1999 года святые мощи священномученика Петра были обретены и пребывали в Соловецком монастыре.
  • Канонизован, как местночтимый святой Воронежской епархии, в 1999-м году.
  • Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в 2009 году мощи священномученика Петра были перенесены из Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в Алексиево-Акатов женский монастырь города Воронежа.

Вечером 9 августа честные мощи священномученика Петра (за исключением честной главы, которая, согласно резолюции Его Святейшества остается на Соловках) были доставлены в Воронеж официальной делегацией Воронежской и Борисоглебской епархии во главе с Правящим Архиереем Воронежской епархии Высокопреосвященнейшим митрополитом Сергием (Фоминым). Перенесение святыни совпало с 80-летием со дня преставления священномученика и 10-летием обретения его честных мощей. (Подробнее о перенесении мощей из Соловецкого монастыря в Воронеж см. на старом сайте Воронежской епархии: http://www.vob.ru/news/2009/august/solovki/main.htm).

5 декабря 2009 года, накануне дня памяти святителя Митрофана Воронежского, мощи священномученика Петра были перенесены из Покровского кафедрального собора города Воронежа в Благовещенский кафедральный собор Воронежской епархии.

Тропарь священномученику Петру, глас 4:

Верою пламенною апостолу Петру подобяся,/ таже и трикратным слышанием воззвания Христова,/ душу твою за Того положил еси,/ святителю отче Петре,/ каменю твердый Церкви Православныя:/ светильниче во мраце беззаконий добродетельми сияяй,/ радостию страдания за Христа претерпети изволил еси,/ со исповедники и страстотерпцы Российскими.// Молися с ними о нас, архиерею Божий, священномучениче Соловецкий.

Кондак священномученику Петру, глас 8:

Во святительстве твоем добро подвизался еси, богомудре,/ и мученичества венцем светло украсился еси,/ прещения врагов Христовых не устрашився,/ кровьми твоими землю во отоце Анзерстем освятил еси:/ сего ради силы небесныя удивишася терпению твоему,/ мы же с верою и любовию притекаем ко святым мощем твоим, досточудне./ Ныне со всеми Соловецкими святыми моли о нас Христа Бога, всеблаженне Петре,// да зовем ти: радуйся, отче приснопамятне.

МОЛИТВА

О досточудне Петре, священномучениче славный, един от сонма новомучеников Соловецких и всея земли Российския, граду Воронежу похвало, пастырю дивный стада Христова, верный служителю Божий, защитителю ревностный Церкве Православныя! Все житие твое любве ко Господу и страданий о Христе исполненно: многи мучения, болезни и скорби, изгнания и заточения Его ради претерпев, исповедник безстрашен явися, венцем нетленныя твоея славы увенчал еси Церковь Русскую. Вся предав в руце Божии, доблественне службу твою на земли совершил еси, в Голгофе Анзерстей кончину мученическую прияти сподобился еси, богоблаженне. Ныне к Небесному лику причтенный, в Царстве Божественныя любве пребываеши, со многими жители горняго Иерусалима исполнения жертвы мученическия за Христа ожидая: егда вся, имже належит быти, совершатся в пределех земных. О пресвятый отче наш Петре, помози нам храмину сердца своего незапустевшу хранити, научи нас радость во страданиих о Христе обретати, озари путь наш крестный сиянием твоея святыни. Буди и ныне нам утверждение в вере, да пришед обретет ю Господь не угаснувшу. Умоли Творца всяческих даровати нам силу и крепость, не устрашившеся страха лукаваго, исповедати твердо Христа, да Его милосердием части злых избавимся в день страшный воздаяния и в радость вечную вселимся, славя о всем Вседержителя Бога и твое благодатное предстательство во веки веков. Аминь.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Петр, архиепископ Воронежский, священномученик

Заказать икону святого

Дни празднования в 2021 году:

Священномученик Петр, архиепископ Воронежский (в миру Зверев Василий Константинович) родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея. После обучения на Историко-Филологическом факультете Московского Императорского Университета, Василий поступил в Казанскую Духовную Академию, где за два года до окончания курса (в 1900-м году) принял монашеский постриг с именем Петр.

Читайте также:  Молитва от блуда: 7 сильных текстов от страстей и прелюбодеяния, к кому обращаться

По окончании Академии иеромонах Петр преподавал в Орловской Духовной Семинарии, а затем исполнял должность епархиального миссионера при Московском епархиальном доме.

С 1907 года он получает назначение на должность инспектора Новгородской Духовной Семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белев Тульской епархии, в сане архимандрита.

В это время он часто посещает расположенную неподалёку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Служения отца Петра очень любили местные крестьяне, поскольку отец Петр, часто служа в их сёлах, отличался ласковым и внимательным обращением с ними.

Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Ивановну. Она и подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение.

Во время Первой мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Сам же настоятель в 1916 году служил священником в действующей Армии.

После февральского переворота отец Петр назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. И уже в 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту.

2 (15) февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии Владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги.

Монастырь находился в упадке, 6ратия была малочисленна, древний Успенский собор пришёл в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввёл строгую уставную службу.

Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда Владыка привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе. Акафистов за всенощной он никогда не читал, но требовал, чтобы вычитывались все кафизмы.

Сокращений он не допускал ни при служении панихид, ни при отпеваниях. Порой, Владыка с грустью говорил: Кто отслужит по мне такую панихиду?. А келейнику так говорил: Во всём твой Петр грешен, только устава никогда не нарушал.

В Печерском монастыре он завёл преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили Владыку, увидев в нём настоящего духовного наставника. Эта слава не понравилась правящему архиепископу Нижегородскому Евдокиму (впоследствии отпавшему в обновленческий раскол).

И вскоре Владыка был переведён в Канавино, за Оку. Там в мае 1921 года его арестовали во второй раз. Рабочие местных заводов по поводу ареста любимого архипастыря устроили трёхдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву.

С декабря он находился в заточении в Московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там Владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, Святитель снимал свой крест и надевал на обращённого. Я хотел бы открыть им и показать своё сердце, как страдания очищают душу.

С Лубянки Владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда в Таганскую. С плачем прощались с ним заключённые, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели.

В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и Святители прямо в камере совершали соборную службу. Там Владыка Петр заболел от истощения и попал в больницу.

В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы. В декабре Владыка был освобождён и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии.

Вскоре Святитель вновь был арестован за выпущенное им обращение к Тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву.

На допросах он показал, что признаёт Патриарха Тихона главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета ВЦУ не подчиняется. В марте 1923 года Святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в посёлок Кызыл-Орду. Жил он в тяжёлых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов.

Летом 1923 года был освобождён из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву.

30 марта 1925 года он подписал Акт о восприятии священномучеником митрополитом Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя.

В июле 1925 года Владыку направили в Воронеж для помощи престарелому митрополиту Владимиру (Шимкевичу). После его кончины Владыка Петр в 1926 году был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Храмы, где Владыка служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Он не любил партесного пения: у него пела вся церковь. Народ шёл к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными.

При Владыке началось массовое возвращение из обновленчества. Возвращавшихся священнослужителей он принимал в Православие через всенародное покаяние.

Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого Владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали массовые протесты. Когда Владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или Г.П.У.

то по 300 человек мирян сопровождали его, требуя освобождения Святителя. В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV-й партконференции.

Рассказывали, какое впечатление производил Владыка на служащих Г.П.У. Входя в комнату следователя, он оглядывался, как бы ища икону. Но не найдя таковой, он крестился на правый угол, делая поясной поклон, и тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы.

Однако властям удалось в ноябре 1926 года арестовать Святителя. Его немедленно вывезли из Воронежа и постановлением О.Г.П.У. от 27 марта 1927 года осудили на 10 лет лагерей за контрреволюцион-ную деятельность против советской власти.

Поздней осенью священномученик после тюрьмы, этапов и Кемского пересыльного лагеря оказался на Соловках. Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу.

После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) Владыка Петр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом.

Там он возглавляет тайные богослужения, а после того как был отобран антиминс, службы совершались на груди у Владыки. Нравственная высота Святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение.

Грубые и наглые вохровцы, привыкшие издеваться над заключёнными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамеиием. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду.

Святитель Петр медленно шествовал мимо смущённого начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку.

После того, как властям стало известно, что он отпел умершую на Соловках белую уборщицу Императрицы Александры Феодоровны Валентину Карловну (по другим сведениям, это случилось после того, как он крестил в Святом озере заключённую эстонку) Святитель с зимы 1928 года был отослан на остров Анзер в уединённое и пустынное местожительство. Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому.

В конце 1928 года Святитель Петр заболел тифом, и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на (острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб и не принимал пищи.

Его духовному сыну, в день кончины Святителя, пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн.

Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает.

25 января (7 февраля н. ст.) 1929 года священномученик Петр скончался. Первоначально Владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключённые тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: Все умершие лежали чёрные, а Владыка лежит… в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный.

После облачения в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был Владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря церкви в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели Владыку, всех благословившего.

  • 17 июня 1999 года святые мощи священномученика Петра были обретены и сейчас пребывают в соборе Соловецкого монастыря.
  • Канонизован, как местночтимый святой Воронежской епархии в 1999-м году.
  • Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector