Нектарий оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитва

Преподобный Нектарий — последний Оптинский старец, принявший на себя подвиги затворничества и юродства. Прозорливый, задолго предсказавший ужасы репрессий Советской власти, от которой сам пострадал, и умер в изгнании.

Когда обрели святые мощи старца, его нетленное тело янтарного цвета — источало небесное благоухание.

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваПортрет преподобного Нектария Оптинского

Детство и юность святого. Круглое сиротство, труд и молитва

Родился будущий старец в городе Елец, Орловской губернии, в 1853 году. Звали его Николай Васильевич Тихонов. Семья жила бедно. Отец мальчика Василий — умер, когда Николаю исполнилось семь лет. Перед смертью Василий благословил сына иконой святителя Николая, с которой он не расставался до конца своих дней.

С матерью Еленой у мальчика сложились теплые и трогательные отношения. С кротостью и любовью воспитывала она сына. Преподобный с нежностью вспоминал ее в своих рассказах. Мать умерла через 3 года после отца, и мальчику пришлось работать с раннего возраста.

В 11 лет он работал в лавке у богатого купца. Старательного и трудолюбивого Николая, в 17 лет назначили младшим приказчиком. В свободное от работы время, юноша читал церковные книги. Он любил ходить в храм и молиться. Кроткий, скромный, чистый душой, — он нравился окружающим.

Старший приказчик решил женить Николая на своей дочери. Когда юноше исполнилось двадцать лет, приказчик отправил его за благословением на брак к старице, духовной дочери святителя Тихона Задонского, которая жила в Ельце.

Эта столетняя схимница отправила Николая к старцу Илариону, в Оптину пустынь. Взяв с собой одно Евангелие, — юноша отправился в путь. В монастыре Николай остался навсегда.

Жизнь в Оптиной пустыни. Первые послушания

Прибыв в монастырь, юноша сразу пошел к преподобному Илариону, который отправил Николая к старцу Амвросию. Несмотря на большую занятость, преподобный принял юношу, и проговорил с ним 2 часа. После беседы, Николай навсегда остался в скиту, и никогда не рассказывал об этой беседе.

Духовным отцом Николая назначен преподобный Анатолий (Зерцалов). Советовался он и с преподобным Амвросием.

Вначале молодой послушник ухаживал за цветами. Затем его назначили пономарем. На этом послушании он часто просыпал, и опаздывал в церковь. Старец Амвросий говорил братии, которая жаловалась на пономаря: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится».

Под руководством великих старцев, послушник духовно возрастал. После пострижения в мантию, через 7 лет Нектария посвятили в иеродиакона, а через 4 года рукоположили в иеромонахи. На то время, ему исполнилось 34 года.

Несмотря на молодой возраст, отец Нектарий обладал прозорливостью, чудотворением и даром рассуждения. По смирению, эти духовные дары он скрывал юродством, на которое имел благословение старцев.

Старчество, как крест послушания. Прозорливость, чудотворения и юродство

Оптинская братия, в 1912 году избрала Нектария старцем обители. Преподобный отказывался, но ему пришлось смириться перед послушанием. Он усилил подвиг юродства. Играл перед посетителями игрушками, читал детские книжки.

Юродство преподобного Нектария

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваСтарец часто ходил по келии с фонариком, освещая им внутренние углы шкафов, надевал красный бант. Складывая всякий хлам в шкафчик, называл это музеем

Иногда он разыгрывал целый спектакль с куклами.

Допрашивал их, бил, и многих сажал в тюрьму. Впоследствии, за детскими шалостями, посетители увидели пророчества, которые касались их судеб, и судьбы монастыря. Обыски, насилия революционеров в красных бантах, разорение обители, — которую превратили в музей.

Калужский владыка Феофан зашел к старцу, и наблюдал кукольный спектакль. Он не верил в святость старца. и утвердился в своей мысли о нем. Но в будущем, когда владыку посадили в тюрьму, он говорил:

«Грешен я перед Богом и перед Старцем. Всё, что он мне показывал тогда, было про меня, а я решил, что он ненормальный».

Чудотворения и прозорливость

Очевидцы описывают случай, когда матери умирающей дочери, которая еще не успела старцу произнести ни слова, преподобный сказал:

«Ты пришла молиться о больной дочери? Она будет здорова».

Нектарий дал матери семь пряников со словами:

«Пусть каждый день дочь съедает по одному и почаще причащается, будет здорова».

После того, как дочь съела последний пряник, по милости Божией болезнь прошла, и никогда не возвращалась.

Исцелил преподобный тяжело болящего отрока. Он велел съесть яблочко, и когда выпьет кипяточку — исцелится. Отрок все выполнил, и полностью выздоровел.

Батюшка часто исцелял от болезней, порой смертельных и неизлечимых.

Преподобный Нектарий принимал в «хибарке» святого Амвросия, в приемной которой оставлял книги. Ожидавшие посетители, листая их, к своему удивлению, часто находили ответы на вопросы, ради которых приехали к преподобному старцу.

Нектарий, по смирению говорил, что за него отвечает сама келия преподобного Амвросия. Свидетели рассказывали, как Нектарий Оптинский разбирал целые стопки писем, не распечатывая. Он видел духовным взором их содержание.

Некоторые из писем целовал и благословлял, а многие, на которые нужно ответить — откладывал отдельно.

Батюшка любил рассказывать о кошках

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваПреподобный любил животных, особенно кошек. Это связано с воспоминаниями детства

У него жил кот, который все время ходил за старцем, и во всем его слушался. Батюшка часто повторял:

«Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев, а мы малы — и у нас кот».

О кошках старец любил рассказывать шуточную сказку о том, как на Ноевом ковчеге нечистый дух вошел в мышь, и хотел прогрызть дно корабля. Кот поймал эту мышь, и съел. За это все кошки будут в Раю.

Любовь старца к людям. Важность послушания

Преподобный любил людей. Его живое эмоциональное лицо светилось любовью, и детской чистотой. Согбенный, невысокого роста, он ходил скользящей и легкой походкой. К каждому человеку старец подбирал особый подход, в зависимости от его душевного и духовного состояния.

Иных он оставлял наедине, побыть со своими мыслями и грехами. С другими радушно и подолгу беседовал. После общения со старцем, все уходили с душевной пользой. Нигде не учась, преподобный говорил о высших материях с образованными людьми.

Многие не могли поверить, что старец нигде не учился. «Где же старец окончил университет?» — удивлялись они. Старец высоко ценил послушание. Наставлял он следующими словами:

«Примите совет на всю вашу жизнь: если начальники или старшие вам предложат что-нибудь, то, как бы трудно ни было или как бы высоко не казалось, не отказывайтесь. Иисус Христос за послушание поможет».

Протоиерей Василий Шустин, будучи студентом, прислуживал батюшке.

Старец учил его пользоваться самоваром. По его словам, — придет время, прислуги не будет, и Василию придется самому ставить себе самовар. Юноша не понимал, куда денется богатое состояние его семьи с прислугой.

Однажды, Василий не мог поднять большой кувшин воды, чтобы налить в самовар. Отец Нектарий перекрестил кувшин, и юноша с легкостью его поднял.

«Так вот, — сказал батюшка, — всякое послушание, которое нам кажется тяжёлым, при исполнении бывает очень лёгким, потому что делается как послушание».

О молитве. Чем дольше молитва, тем больше утешение

Батюшка говорил, что если Господь сразу не исполняет прошение на молитве, то это хорошо. Он утешал приходящих к нему такими словами:

«Молитва — это капитал. Чем дольше лежит, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно, когда нам полезно её принять… Иногда через год Господь исполняет прошение… Пример надо брать с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, и какое Господь послал им утешение!»

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваФотография старца Нектария Оптинского

Старец учил, что нужно постоянно молиться и не унывать. В этом есть проявление любви к Богу. Молиться он учил просто:

«Господи, даруй мне благодать Твою!»

Силу благодати батюшка приводил на примере грехов, которые приносит человек на исповедь. Тяжесть этих грехов ощущал старец на себе.

«И вот чувствуешь иногда, что на тебе словно гора камней — так много греха и боли принесли тебе, и прямо не можешь снести её. Тогда приходит благодать и размётывает эту гору камней, как гору сухих листьев. И можешь принимать снова» — рассказывал он.

Закрытие монастыря. Арест и мытарства преподобного Нектария

В 1923 году, на Вербное воскресение, монастырь закрыли. Хлебный монастырский корпус превратили в тюрьму. Морозным мартовским днем повели туда преподобного. Старец шел, падая. Распухшие, сочившиеся сукровицей ноги от многолетнего молитвенного стояния, передвигались с трудом.

На Страстный Четверг, батюшку перевезли в козельскую тюрьму. Оттуда, из-за болезни глаз, перевели в больницу, под охрану. По требованию властей, старец покинул Калужскую область, и переехал жить в Брянскую, в село Холмищи.

Хозяина, который приютил старца, власти обложили тяжелыми налогами.

Для отца Нектария наступил тяжелый период. Он пребывал в душевной борьбе, хотел покинуть старчество, и предаться одной молитве.

Ему явились почившие Оптинские старцы и сказали: «Если хочешь быть с нами, не оставляй своих духовных чад». После этого явления он умиротворился, и продолжил старчество. Со всех концов России людской поток к старцу не прекращался до конца его дней.

Через своих посланников, советовался с преподобным Патриарх Тихон. Чтобы добраться до отца Нектария, посетители преодолевали тяжелый путь. Весной речные разливы вынуждали путников идти в обход, до 75 верст. В лесах водилось много волков. Но по молитвам батюшки, они никого не трогали.

Предсмертные болезни и пророчества Нектария. Блаженная кончина

С 1927 года, силы старца стали заметно угасать. Обострились болезни. В декабре состояние настолько ухудшилось, что все решили, — старец умирает. Но неожиданно наступило облегчение, и преподобный прожил четыре месяца.

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваПоследняя фотография старца Нектария

Похоронить себя он велел не возле храма, а на сельском кладбище. Преподобный предвидел, что храм будет разрушен, а на храмовой площади устроят танцплощадку и ярмарку.

Батюшка после революции 1917 года, оставил пророчества о судьбе России и Оптиной Пустыни. Он говорил:

«Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

В апреле здоровье отца Нектария ухудшилось. К нему приехал отец Адриан, и преподобный умер у него на руках. 29 апреля 1928 года дата смерти святого Нектария. Погребли старца на местном кладбище села Холмищи.

Читайте также:  Елена дивеевская мантурова: житие и иконография преподобной, тексты молитв

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваМесто погребения преподобного старца Нектария

В 1935 году могилу раскопали грабители. Они думали, что в могиле содержаться драгоценности. Утром работники увидели открытый гроб, прислоненный к дереву. В гробу лежало нетленное тело старца с мягкой кожей воскового цвета. Под пение молитвы «Святый Боже», гроб вновь опустили в землю.

Перенесение мощей, канонизация и день памяти преподобного

Обретение и перенесение святых мощей старца состоялось 16 июля 1989 года. Мощи так и остались нетленными, янтарного цвета. При перенесении, от мощей исходило необыкновенное благоухание.

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваТоржественная встреча мощей святого старца Нектария в Оптиной Пустыни

Причислен преподобный к лику местночтимых святых в 1996 году. Август 2000 года — причислен к лику святых для общецерковного почитания.

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваИкона святого Нектария Оптинского

День памяти преподобного — 12 мая и 24 октября по новому стилю. Рака с мощами святого находится во Введенском соборе Оптинской обители, где почивают другие Оптинские старцы.

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваРака с мощами преподобного Нектария во Введенском соборе Оптиной Пустыни

Старец помогает всем, прибегающих к нему с молитвенными просьбами. Помогает он в сложных житейских ситуациях, исцеляет душевные и телесные болезни.

Преподобный Нектарий Оптинский. Непредсказуемый святой

«Неисследимы пути души твоея, непостижимы тайны сердца твоего, преподобне отче Нектарие, но яко лучи пресветлые словеса твоя благовествуют нам Царствие Божие, еже внутрь себе сокрыл еси. Темже Христа Бога моли спасти и просветити души наша».

Этот тропарь преподобному Нектарию Оптинскому был найден среди других набросков в духовном дневнике оптинского новомученика иеромонаха Василия.

Его акафист старцам оптинским остался незавершенным, но мы верим, что там, где уже нет смерти, оба они, и монах-мученик, и старец, сохранивший веру среди гонений, славят Господа и молятся о нас, о России, о Церкви земной.

«Неисследимы пути души твоея»  

 Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитва…Пожалуй, лучше и не выразить. Преподобный отец Нектарий был, возможно, самым «сокровенным» из оптинских старцев. Ведь что видели случайные посетители, что оставалось в памяти о внешнем? Игрушечки: крошечные автомобили, самолетики и поезда, подаренные ему кем-то когда-то, цветные кофточки, надетые поверх подрясника, странные обувные «пары» – башмак на одной ноге, валенок – на другой. Молодых братиев же смущали его музыкальные ящики и граммофон, пластинки с духовными песнопениями…Одним словом, «странным» и уж очень непредсказуемым был этот батюшка.

Он почти никогда не выходил за ворота Иоанно-Предтеченского скита, и его появление в самом монастыре могло быть вызвано лишь необходимостью оказать послушание настойчиво приглашавшему его для беседы настоятелю монастырей Калужской епархии.

Однако подолгу живший в Оптиной писатель Сергей Нилус вспоминал и о неожиданных «вмешательствах» отца Нектария в их «дачную» жизнь, когда, вернувшись вместе с женой к себе, после случившегося им во время паломничества искушения, они вдруг обнаруживали завершенные рукой старца оставленные на время без присмотра свежие картины.

То солнечный пейзаж «окунется» в дождь и небо на нем прорежут молнии, то во всю ширь небесную появится сделанная угольком по-французски печальная надпись « le nuage » (туча).

– Ах, батюшка, ну и проказник!

А «проказник» порой и сам дожидался их на террасе, посматривая, что выйдет из его затеи. Смахнет рукавом подрясника угольную пыль, и, глядишь, ничего не осталось от душевной смуты.

…Игрушки, забавные сказочки – о том, например, как кот спас Ноев ковчег от зловредной мыши, задумавшей по внушению лукавого прогрызть пол, и заслужил тем всему кошачьему роду особое почтение и «право на блаженство», – шутки, присказки. Казалось, в этом — он весь. И немногим удавалось рассмотреть, почувствовать сразу, что, чудачествуя, о. Нектарий скрывает данное ему Богом второе зрение – дар прозорливости, предвидения.

Случалось, ошибались на его счет и опытные священники. Однажды владыка Феофан Калужский, посетивший Оптину, с изумлением наблюдая за тем, как старец одну за другой стал своих куколок «сажать в тюрьму», «побивать» и выговаривать им что-то невнятное, отнес все это к возрастной немощи.

Смысл же всех этих таинственных манипуляций прояснился для него намного позднее, когда большевики заключили его в тюрьму, подвергли унижениям, а после   – ссылке, где владыка очень страдал от хозяина – владельца дома.

Слова, сказанные старцем и показавшиеся тогда невразумительными, относились к тому, что ожидало епископа в будущем.

Сам же отец Нектарий отзывался о себе так , чтобы у посетителей и мысли не возникло об его духовной одаренности : «Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев. А мы малы – у нас кот». Или: «Как могу я быть наследником прежних старцев? Я слаб и немощен. У них благодать была целыми караваями, а у меня ломтик».

Такими и подобными этим словами он не только ограждал людей от чувств неполезных, но и себя – от всего ложного и выспренного. За странноватой формой была постоянная духовная собранность, трезвость – «оружие», необходимое монаху в «невидимой брани». Внутренняя же его жизнь оставалась тайной, известной одному лишь Богу.

«Благовествуя Царствие»

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитва

Мудрость о. Нектария проистекала из опыта его жизни. Оставшись семи лет от роду без отца и долгие годы проживший в услужении у чужих людей, он еще прежде поступления в монастырь навык и трудолюбию, и терпению.

Через внешне случайные обстоятельства – старший приказчик хозяина задумал женить его на своей дочери и надо было получить благословение на этот важный шаг – еще в юности попал он в Оптину.

Однако поездка эта изменила всю его жизнь: после беседы со старцем Амвросием он был принят скитоначальником, о. Иларионом, в братию и уже не возвращался в мир.

«Круглый сирота, совершенно нищий», – как вспоминал сам он много лет спустя,   – отец Нектарий чувствовал себя в монастыре, где было множество образованных братиев, «последним из учеников». И только с годами оценил это неожиданное «преимущество».

Как важно для монаха сохранить это самое чувство – ученичества и недостоинства, ведь оно одно способно защитить душу от духовной гордости – «самоцена». Но именно его выделил из числа других послушников опытный взгляд отца Амвросия.

«Подождите, Николка проспится, всем пригодится», – по привычке рифмой отвечал он жаловавшимся на о. Нектария старшим братиям.

Лишь спустя одиннадцать лет после поступления в монастырь Господь удостоил его монашеской мантии. Пройдет еще время, и уже к нему начнут направлять старцы за духовным советом и наставлениями.

Краткие слова о. Нектария, дошедшие до нас, благодаря письмам и воспоминаниям о нем, поражают ясностью. В них – мудрость духовная, ум высшего свойства. Вот только некоторые из них: «Человеку дана жизнь для того, чтобы она ему служила, а не он ей, т.е. человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему.

Служа жизни, человек теряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недоумение; он не сознает, зачем живет».   Словно «выжимка», сердцевина из духовных сочинений свт.

 Феофана Затворника! Такое вот простое напоминание о том, что Господь призывает человека к жизни разумно-свободной и бессмертной, такой, где Дух проницает и наполняет смыслом   все — и душевное, и относящееся к заботам плоти.

Или еще: «Молитвой, словом Божиим всякая скверна очищается. Душа не может примириться с жизнью и утешается лишь молитвой, без молитвы душа мертва перед благодатию». О высшей потребности души, о голоде духовном, который может удовлетворить только пища того же свойства – духовная.

Дар рассуждения соединялся у о. Нектария с дарованиями и более поразительными: молитвой необыкновенной силы и прозорливостью. Одним он предсказывал монашеское призвание, других же, напротив, удерживал от поспешных шагов, благословляя на создание семьи, что и исполнялось вскоре. Свидетельств такого рода сохранилось достаточно.

И при этом одним из самых ярких, индивидуальных его качеств оставался интерес к внешнему течению жизни. Не покидая скита, он с удовольствием читал научные журналы, изучал отдельные дисциплины, даже брал уроки французского языка и живописи, нередко говоря о себе: «Я к научности приникаю».

Потому-то и молодежь, обращающуюся к нему, он никогда не удерживал от возможности получения высшего образования, напоминая только о том, что необходимо правильно соотносить ценности веры и знания: «Юноши, если вы будете жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность научности, то получится полный успех в вашей жизни».

В самом деле, какова будет научность, велика ли ей цена, если дух поврежден и сердце нечисто? Уважительное, и вместе с тем далекое от культовости, поощрения пристрастий отношение к науке привлекало к отцу Нектарию духовных воспитанников из числа интеллигенции и ученых. Часто люди просто не могли поверить в то, что у старца нет не только университетского, нет никакого образования. На недоумения он отвечал обычно: «Вся наша образованность от Писания».

И так – всю жизнь: между преумножением знаний, опытности духовной и сохранением простоты с оттенком юродства, которая удерживала его от того, чтобы хотя бы на минуту войти в роль «старшего брата», не имеющего нужды ни в смирении перед Отцом, ни в покаянии. Когда в 1903 г .

братия единогласно избрали о.

Нектария духовником обители и старцем, батюшка и на этот раз явился в собрание, в чем был застигнут – в разной обуви, и долго отказывался принять на себя возложенную на него обязанность «по скудоумию», смирившись с ней лишь за послушание архимандриту.

Тяжелый крест

Дар пророчества   считается не только одним из самых высоких (недаром, о нем говорит и апостол, как о том, к чему должно стремиться больше всего), но и одним из самых нелегких. Задолго до событий 1917 г .

Читайте также:  Евфимия всехвальная: житие святой, о чем просить перед иконой и текст молитвы

в монастыре стали замечать, что юродство батюшки все чаще принимало характер «подсказок», смысл которых, однако, не так-то просто было разгадать.

Он то вдруг начинал ходить в халатике, из-под которого «светились» оголенные голени, то устраивал вдруг у себя целый склад из стеклышек, камешков и разных бросовых вещей со словами: «Это у меня музей».

Все это вспомнилось уже в 20-е – 30-е годы, когда граждане стали ходить и в присутственные места, на службу, по новой моде без чулок и без нижнего белья, а в Оптиной, в самом деле, был организован музей, с помощью которого еще удавалось какое-то время спасать обитель от разгрома. Каково же было старцу при этом знании, когда каждый день был для него приближением к той черте, за которой не будет их великой России?

Очень редко батюшка говорил открыто. Так, он произнес однажды: «…1918 год будет еще тяжелее. Царь будет убит вместе с семьей. Замучен».  

Многих монахов тогда ожидали этапы, лагеря, а некоторых   – тюремные истязания и смерть за Христа. В 1923 году арестовали и отца Нектария. Но Господь уберег его для поддержки и утешения людей в годы гонений на Православие.

По выходе из тюрьмы старец поселился у одного из жителей села Холмищи Брянской области. Люди съезжались к нему отовсюду.

И в те годы, когда, казалось, все было потеряно безвозвратно, ободряюще, уверенно звучали его слова: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

До конца 20-х держал он молитву за Россию, за тех, кто жил в миру, в постоянной опасности, и за тех, кто томился в заключении, за живых и усопших, за убиенных и пропавших без вести. Скончался он в 1928-м, на чужбине, далеко от своей родной обители, «вне града».

А десятилетия спустя мощи его были перенесены «домой», в Оптину, еще прежде, чем были восстановлены храмы, и внешний вид монастыря утратил признаки разорения.

Как будто антиминс на престоле, они были положены у основания поднимавшейся из руин обители.

И уже новое поколение монахов, глядя на конец последних оптинских подвижников, черпало силы для того, чтобы понести и трудности первых лет, и испытание, выпавшее на долю монастыря в 1993 году.

Но в ту Пасху, через пролившуюся кровь мучеников, новая Оптина вступила в наследство с прежней, претерпевшей поругание, видевшей изгнание и смерть ее воспитанников. Три монаха, наших современника, стали участниками духовной вечери Господней, где святость говорит уже не прикровенно и где земные ризы уничижения сменяют одежды, сотканные из света.

Полное житие преподобного нектария старца оптинского

Двое нас было на белом светеБлагословение схимницыСловно в раюЗдесь он обрел свое истинное назначениеСтарческое руководствоНиколка проспится, всем пригодитсяГоды иноческого подвигаВидишь, как нужна иногда учёностьСтарец Нектарий и живописьБыстро возрастал духовноИз уединенной кельи к общественному служениюДуховная высота и юродство старцаСтарец Нектарий о молитвеСоветы старца НектарияМы стали точно родными по душеАрест и тюрьмаПрежний старец во всей силе духаСо всех концов РоссииСилы старца угасалиВ лике святых

Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия. Он нёс крест старческого служения в годы тяжёлых испытаний для Русской Православной Церкви, для всей России.

Пятьдесят лет Старец Нектарий провёл в Скиту Оптиной Пустыни, из них двадцать – в затворе. Он восходил по духовной лестнице от затвора к общественному служению и был достойным продолжателем Оптинского старчества.

Наделённый Богом великим даром пророчества и прозорливости, он задолго до революции и гражданской войны видел грядущие беды и скорби людей. Старец Нектарий молился за всю Россию, утешал людей, укреплял их в вере. В годы тяжёлых искушений преподобный Нектарий брал на себя бремя людских грехов.

Он разделил участь многих своих верующих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании. О его жизненном пути — в связи с гонениями на Церковь, преследованием монашества – известно меньше, чем о его прославленных предшественниках.

Двое нас было на белом свете

Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье Василия и Елены Тихоновых. Отец его был рабочим на мельнице и умер, когда сыну было всего семь лет. Перед кончиной он благословил сына иконой Святителя Николая, поручая его попечительству своё чадо. С этой иконой Старец не расставался всю жизнь.

Позднее преподобный Нектарий рассказы о своём детстве часто начинал словами: «Было это в младенчестве моём, когда жил я с маменькой. Двое нас было на белом свете, да ещё кот жил с нами. Мы низкого были звания и притом бедные. Кому нужны такие?» С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце.

Отрок рос кротким, тихим, был умным и любознательным, но из-за крайней нужды учиться ему пришлось не в городской, а в сельской церковно-приходской школе. Там научился он читать, писать и считать, изучал Закон Божий.

Но и мать его умерла рано. Остался мальчик круглым сиротой. С 11 лет он стал работать в лавке богатого купца. Был Николай трудолюбив и к 17 годам дослужился до младшего приказчика. В свободное время юноша очень любил ходить в храм и читать церковные книги. Его отличали кротость, скромность, душевная чистота.

Благословение схимницы

Когда юноше исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его на своей дочери. В то время в Ельце жила почти столетняя схимница, старица Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского.

И у горожан был благочестивый обычай советоваться с ней во всех важных делах. Хозяин отправил к ней юношу за благословением на брак. А схимница благословила его пойти в Оптину Пустынь к старцу Илариону. Перекрестила его и дала на дорогу чай.

Хозяин отпустил юношу в Оптину, и Николай отправился в путь.

Словно в раю

В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Дело было весной. Вокруг монастыря – красота несказанная. Луга – в первых цветах, и среди них течёт серебристая Жиздра. За рекой виднеются белые монастырские стены и башни. А вокруг – сады и огромный мачтовый сосновый бор.

Много лет спустя старец Нектарий так вспоминал о своём первом впечатлении от Оптиной: «Какая красота здесь! Солнышко с самой зари, и какие цветы, словно в раю». Как пришёл в Оптину, сразу отправился в Скит. Дорога от монастыря шла среди вековых сосен. Со скитских врат на него строго смотрели лики древних подвижников благочестия.

Скит представлял собой просторный сад с приютившимися возле ограды белыми домиками келий. В центре – Иоанно-Предтеченский храм, вокруг цветы. Обычай разводить цветы в скиту завёл ещё старец Макарий, утешая братию их красотой.

Направо и налево от входа – два почти одинаковых домика, у каждого по два крыльца, с внутренней и внешней стороны Скита. В одном из них жил старец Амвросий.

Здесь он обрел свое истинное назначение

Здесь, в Оптиной, Промыслом Божиим, будущий старец обрел свое истинное назначение. «Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10, 23). Сначала юноша пошёл к скитоначальнику старцу Илариону, он рассказал старцу о матушке Феоктисте и попросил решения своей судьбы. Отец Иларион внимательно выслушал юношу и отправил его к преподобному Амвросию.

Уже старцем, вспоминая об отце Иларионе, батюшка Нектарий писал: «Я ему всем обязан. Он меня принял в Скит пятьдесят лет назад, когда я пришёл, не имея, где главу приклонить. Круглый сирота, совсем нищий, а братия тогда вся была – много образованных. И вот я был самым что ни на есть последним».

В то время к великому старцу Амвросию приходило так много людей, что дожидаться приёма приходилось неделями. Но Николая он принял сразу и говорил с ним два часа. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.

Старческое руководство

С 1874 года по 1894 год, то есть, в течение двадцати лет, до самой кончины старца Анатолия (Зерцалова), Николай был его духовным сыном. Позднее он говорил о своём духовном отце так: « Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чём и сейчас плачу.

К старцу же Амвросию я обращался в редких и исключительных случаях. При всём этом я питал к нему великую любовь и веру. Бывало, придёшь к нему, и он после нескольких слов моих обнаружит всю мою сердечную глубину, разрешит все недоумения, умиротворит и утешит.

Попечительность и любовь ко мне, недостойному, со стороны старцев нередко изумляли меня, ибо я сознавал, что их недостоин.

На мой вопрос об этом духовный отец мой, иеромонах Анатолий, отвечал, что причина сему – моя вера и любовь к старцу, и что если он относится к другим не с такой любовью, как ко мне, то это происходит от недостатка в них веры и любви, как человек относится к старцу, так точно и старец относится к нему».

В годы первых послушаний юноша не раз ощущал проявление любви старца и его благодатной помощи. Так, года через два по поступлении Николая в Скит, вышло распоряжение властей о высылке из обители всех послушников, подлежащих воинскому призыву.

Читайте также:  Молитва сорокоуст: полный текст сильного обращения и как правильно читать

«И мне, — рассказывал отец Нектарий, — вместе с другими объявили о высылке из Скита.

Но, к счастью моему, по святым молитвам старца Амвросия, эта опасность миновала» Пришёл Николай к Батюшке благодарить за молитвенную помощь, а тот отвечает: «Если будешь жить по-монашески, то и на будущее время никто тебя не потревожит». Так и случилось.

Отец Нектарий всегда очень высоко ставил старческое руководство. Когда его как-то раз спросили, не возмущался ли он против своих учителей, он отвечал: «Нет! Мне это и в голову не приходило.

Только раз провинился я в чём-то, и послали меня к старцу Амвросию на вразумление. А у того палочка была. Как провинишься, он и побьёт (не так, как я вас!). А я, конечно, не хочу, чтобы меня били.

Как увидел, что Старец за палочку берётся, я бежать, а потом прощения просил».

Молодого послушника старцы вели истинно монашеским путём. Отец Амвросий и отец Анатолий, провидя в юноше своего достойного преемника, прикрывая свою святую любовь к нему полуюродством и шутками, обучали юного послушника высшей и спасительной добродетели – смирению.

По воспоминаниям тех, кто знал отца Нектария в годы его юности, он был очень красив. И старец Амвросий для смирения называл его «губошлеп». Юный послушник всегда с любовью и смирением принимал укоризны своего Старца.

Так, братия Скита часто получала посылки от родственников с «утешениями» — печеньем, вареньем, чаем. Николаю некому было присылать эти «утешения», и сами великие старцы потчевали его, но при этом смиряли.

Придёт он к старцу Амвросию, просит сладостей к чаю, а тот ему строго: «Как, ты уже всё съел? Ах ты, губошлеп!»

Или, случалось, придёт юный послушник к батюшке Амвросию, а тот скажет: «Ты чего без дела ходишь? Сидел бы в своей келье да молился!» Больно станет Николаю, идёт к духовному отцу своему батюшке Анатолию.

А он: «Ты чего без дела шатаешься? Празднословить пришёл?» Уйдёт Николай в свою келью, упадёт перед образом Спасителя и всю ночь плачет: «Господи! Какой же я великий грешник, если и старцы меня не принимают!»

Уроки старцев не прошли даром. И в начале своего пребывания в Скиту, и будучи уже опытным духовным наставником, преподобный Нектарий со смирением говорил о себе: «Я в новоначалии, я учусь… Я наистарейший в обители летами, а наименьший по добродетели».

И еще: «Я мравий, ползаю по земле и вижу все выбоины и ямы, а братия очень высоко, до облаков подымается». Любимая поговорка его была: «Всюду нужно терпение и смирение».Впоследствии отец Нектарий и своих духовных детей особенно приучал к терпению и смирению.

Воспитывая терпение у духовных чад своих, заставлял ждать приёма часами, а порой и днями.

Николка проспится, всем пригодится

Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами. Порой ему приходилось выходить из Скита в монастырь и под большие праздники вместе с шамординскими монахинями плести венки на иконы.

При этом, как потом вспоминали сёстры, молодой послушник часто краснел и старался не поднимать на них глаза. Ревностный ученик великих старцев «хранил зрение», чтобы достигнуть евангельской чистоты.

Вскоре его назначили на пономарское послушание, прислуживать священнику в алтаре. У преподобного Нектария была келья, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из кельи — в храм да в могилу.

По ночам постоянно виднелся у него свет, послушник читал или молился. А утром должен был первым, до прихода братии прийти в храм, подготовить алтарь к богослужению. Утреня в Скиту начиналась около часа ночи и продолжалась до половины четвёртого утра.

Нелегко было мирскому юноше привыкать к строгому уставу святой обители. Простояв на молитве ночь, он приходил в храм полусонный. Случалось, опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится».

Так преподобный Амвросий предсказывал его будущее старческое служение.

Годы иноческого подвига

Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию.

При монашеском постриге ему было дано имя Нектарий в честь преподобного Нектария Киево-Печерского. Принятие ангельского чина стало для инока великой радостью.

Будучи старцем, он вспоминал: «Целый год после этого я словно крылышки за плечами чувствовал».

Получив мантию, отец Нектарий почти перестал покидать свою келью, не говоря уже об ограде Скита. Несколько лет даже окна его кельи были закрыты синей бумагой. В своём полузатворе отец Нектарий неустанно молился и пребывал в постоянном покаянии. Об этих годах иноческого подвига уже в старости он говорил: «Сидел я в своей келье и каялся, а потом ещё тридцать лет отмаливал свои грехи».

Видишь, как нужна иногда учёность

По благословению старцев, в затворе отец Нектарий читал духовные книги. В те годы в Оптиной была большая библиотека, в которой насчитывалось более тридцати тысяч книг. Он познакомился с творениями святых отцов: аввы Дорофея, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Макария Великого, святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского.

Через десять лет пребывания в затворе духовные отцы благословили его читать светских авторов и изучать светские науки, видимо, с целью приобрести те познания, которые могли ему помочь приводить к спасению мятущиеся души ищущей интеллигенции. Он читал Данте и Шекспира, Пушкина, Гоголя, Достоевского.

Занимался географией, математикой, изучал иностранные языки, латынь. В единственный час отдыха, после обеда, он читал Пушкина или народные сказки. Мог прочитать наизусть Пушкина и Державина.

Как-то сказал: «Многие говорят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвросий любил стихи, особенно басни Крылова». И до последних дней своей жизни Старец просил привозить ему книги, интересовался направлениями современного искусства, расспрашивал о постановке образования в новое время.

Окончив лишь сельскую церковно-приходскую школу, он мог легко общаться с писателями, учёными.

Одна духовная дочь отца Нектария говорила подруге в его приёмной: «Не знаю, может быть, образование вообще не нужно, и от него только вред.

Как его совместить с православием?» Старец, выходя из своей кельи, возразил: « Ко мне однажды пришёл человек, который никак не мог поверить в то, что был потоп.

Тогда я рассказал ему, что на самых высоких горах в песках находятся раковины и другие остатки морского дна, и как геология свидетельствует о потопе. И он уразумел. Видишь, как нужна иногда учёность».

Старец говорил, что Бог не только разрешает, но и требует, чтобы человек возрастал в познании. Пример тому и Божественное творчество, где нет остановки, всё движется, и ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень, получая новые откровения. Человек должен учиться и идти к новым и новым познаниям.

Однажды пришли к Батюшке семинаристы со своими преподавателями и попросили сказать слово на пользу. И Старец посоветовал им жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию, а благочестие — учености.

При этом отец Нектарий уточнил, что науки приближают человека к истинному знанию, но глубина его не поддаётся разуму человека. Он советовал читать святоотеческую литературу, жития святых, но прежде всего, учил пристальному и внимательному чтению Священного Писания.

Не раз повторял, что не может быть ничего в мире выше истин Божественного Писания: «Все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания».

Старец Нектарий и живопись

Живопись, к которой старец Нектарий имел способность, была ему особенно близка. У академика Болотова, принявшего монашество, он учился живописи и до последних дней своей жизни следил за ней, интересовался новейшими течениями в искусстве и делал эскизы икон. Например, эскиз Благовещения он сделал в последний год своей жизни в Оптиной.

«Теперь живописное искусство в упадке, — говорил он, — Раньше художник готовился к написанию картины — и внутренне, и внешне.

Прежде чем сесть за работу, он приготавливал все необходимое: холст, краски, кисти и так далее, а картину писал не несколько дней, а годы, иногда всю жизнь, как, например, художник Иванов свое «Явление Христа народу». И тогда создавались великие произведения.

А сейчас художники пишут второпях, не продумав, не прочувствовав… Например, когда пишешь духовную картину, нужно, чтобы свет не на Ангела падал, а из него струился.»

Старцу очень хотелось, чтобы была создана картина Рождества Христова. «Нужно, чтобы мир вспоминал об этом величайшем событии, ведь оно произошло только один раз в истории! … Пастухи в коротких, изодранных по краям одеждах стоят лицом к свету, спиной к зрителю.

А свет не белый, а слегка золотистый, без всяких теней и не лучами или снопами, а сплошь, только в самом дальнем краю картины слегка сумрак, чтобы напомнить, что это ночь. Свет весь из ангельских очертаний, нежных, едва уловимых, и чтобы ясно было, что это красота не земная — небесная, чтобы не человеческое это было!» — прибавил батюшка с особой силой.

А в другом случае старец сказал одной девушке: «Почему пастухи удостоились в эту ночь увидеть ангелов? — Потому, что они бодрствовали».

Однажды старцу показали икону Преображения Господня, где яркость Фаворского света достигалась контрастом с черными узловатыми деревьями на переднем плане. Старец велел их стереть, объясняя, что где Фаворский свет, там нет места никакой черноте… Когда загорается этот свет, каждая трещинка начинает светиться.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector