Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения

Иногда изображения святых на древнерусских фресках или мозаиках называют иконами. Это, конечно, неправильно. Но фигуры на фресках и иконах в самом деле похожи. Это потому, что в древнерусской живописи существовали строгие правила, или каноны, как изображать святых и библейские сюжеты, одинаковые для икон, фресок и мозаик.

 Основой для возникновения русской живописи послужили образцы византийского искусства. Именно оттуда пришли на Русь и каноны.

  • Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения
    Царь Авгарь получает от апостола Фаддея Нерукотворный образ Христа.
  • Створка складня (X век).

Для восприятия иконописи современным зрителем важно помнить, что икона – очень сложное произведение по своей внутренней организации, художественному языку, не менее сложная, чем, например, картина эпохи Возрождения. Однако иконописец мыслил совершенно иными категориями, следовал иной эстетике.

Что такое иконописный канон?

После трудного периода иконоборчества росписи церквей в Византии были приведены в единую, упорядоченную систему. Все догматы и обряды Греко-Восточной Церкви полностью сформировались и были признаны боговдохновенными и неизменяемыми. Церковное искусство должно было придерживаться определенных схем основных композиций, совокупность которых принято называть «иконографическим каноном».

Канон — совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида.

Целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а отображение художественными средствами сверхъестественного мира, существование которого утверждало христианство. Отсюда — главные канонические требования к иконографии:

  • образы на иконах должны подчеркивать их духовный, неземной, сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность, спокойная созерцательность и внутреннее величие;
  • поскольку сверхъестественный мир — это мир вечный, неизменяемый, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными;
  • икона предъявляла специфические требования к отображению пространства и времени.

Византийский иконографический канон регламентировал круг композиций и сюжетов священного писания, изображение пропорций фигур, общий тип и общее выражение лица святых, тип внешности отдельных святых и их позы, палитру цветов и технику живописи.

Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения

Откуда брались образцы, которым иконописец обязан был подражать? Первоисточники были, такие иконы называют «первоявленными». Каждая «первоявленная» икона — результат религиозного озарения, видений.

Икона «Христос-Пантократор» из монастыря Святой Екатерины на Афоне выполнена в технике энкаустики. Она создана в VI веке — задолго до оформления канона.

Но вот уже 14 столетий Христа-Пантократора

в основном пишут именно так.

Как изображались святые на иконах

Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты.

В основе иконографического канона лежало представление об истинности изображаемого. Если евангельские события были в действительности, их следовало изображать так, как они и происходили.

Но книги Нового Завета крайне скупы на описания обстановки тех или иных сцен, обычно евангелисты дают лишь перечень действий персонажей, опуская характеристики внешности, одежды, места действия и тому подобное.

Поэтому наряду с каноническими текстами образовались и канонические схемы изображения различных священных сюжетов, ставшие опорой для иконописца.

Например, святых, архангелов, Деву Марию и Христа следовало рисовать строго в фас или в три четверти, с широко раскрытыми глазами, устремленными на верующего.

Некоторые мастера для усиления эффекта писали глаза так, что они словно следили за человеком, с какой бы стороны он ни смотрел на икону.

Иконография предписывала, как передавать внешность различных святых. Например, святителя Иоанна Златоуста полагалось изображать русым и короткобородым, а святитель Василий Великий представал темноволосым мужем с длинной заостренной бородой. Благодаря этому фигуры святых были легко узнаваемы даже на большом расстоянии, когда не было видно сопровождающих надписей.

Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения
«Сергий и Вакх», VI век (Государственный музей западного и восточного искусства, Киев). На этой одной из ранних византийских икон запечатлены святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз.

В этих образах особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.

Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.

Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот — мелкими, глаза — большими, миндалевидными. Взгляд — строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.

Чтобы персонажи иконы выглядели бестелесными, подобными ангелам, византийские мастера делали их плоскими, практически сводили к простым силуэтам.

Цветовая палитра

Основные цвета имели символическое значение, изложенное в трактате VI века «О небесной иерархии».

Например, фон иконы (его еще называли «свет»), символизирующий ту или иную божественную сущность, мог быть золотым, то есть обозначал Божественный свет, белым — это чистота Христа и сияние его Божественной славы, зеленый фон символизировал юность и бодрость, красный — знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников. Пустое пространство фона заполняется надписями — именем святого, словами божественного писания.

Произошел отказ от многопланового пейзажного или архитектурного фона, который постепенно превращался в своеобразные знаки архитектурного ландшафта или пейзажа, а зачастую и вовсе уступал место чистой однотонной плоскости.

Иконописцы также отказались от полутонов, цветовых переходов, отражений одного цвета в другом. Плоскости закрашивались локально: красный плащ писался исключительно киноварью (так называлась краска, содержавшая все оттенки красного цвета), желтая горка — желтой охрой.

  1. Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения
    Григорий Чудотворец, вторая половина XII века. Блестящий образец византийской иконы того периода
  2. (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Так как фон иконы писался одной интенсивности, то даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень.

Поэтому, чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли: например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги.

Возникла особая техника последовательного наложения друг на друга высветляющихся слоев краски, при этом самой светлой оказывалась как раз та самая выпуклая точка поверхности, независимо от ее расположения.

Сами краски тоже стали другими: на смену энкаустике (в этой технике живописи связующим веществом красок является воск) пришла темпера (водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов).

«Обратная» перспектива

Также произошли изменения и в отношениях изображенных на иконе персонажей друг с другом и со зрителем. Зрителя сменил молящийся, который не созерцал произведение живописи, а предстоял перед своим Небесным Заступником. Изображение было направлено на человека, стоящего перед иконой, что повлияло на смену перспективных систем.

Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения
Благовещение (конец XII века, Синай). Золотой фон в христианской символике означал Божественный свет. Мерцающая позолота создавала впечатление нематериальности, погруженности фигур в некое мистическое пространство, напоминавшее о сиянии небес горнего мира. Причем это золотое сияние исключало какой-либо иной источник света. А если на иконе и были изображены  солнце или свеча, они не влияли на освещение других предметов,

поэтому византийские живописцы не использовали светотень.

Линейная перспектива античности («прямая» перспектива), которая создавала иллюзию «глубины» изображенного пространства, была утрачена. Ее место заняла так называемая «обратная» перспектива: линии сходились не за плоскостью иконы, а перед ней — как бы в глазах у зрителя, в его реальном мире.

Изображение представлялось как будто бы опрокинутым, нацеленным на смотрящего, зритель включался в систему живописного произведения, а не заглядывал в него, как случайный прохожий в чужое окно.

Помимо «эффекта включения» обратная перспектива способствовала также уплощению трехмерных объектов — они словно распластывались по поверхности расписанной стены или же доски. Формы становились стилизованными, освобождались от «ненужных» деталей. Теперь художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета.

У пятиглавого храма, например, все пять куполов выстраивались в прямую линию, без учета того факта, что в реальности две главы были бы заслонены. У стола должно быть изображено четыре ножки, несмотря на то, что задние ножки не видны.

Предмет на иконе должен открываться человеку во всей полноте, таким, каким он доступен Божественному Оку.

Особенности отображения времени

Передача времени в пространстве иконы также имеет свои особенности. Святой, на которого смотрит молящийся, вообще находится вне времени, ведь он обитает в ином мире.

Но сюжеты его земной жизни разворачиваются и во времени, и в пространстве: в житийных иконах показано рождение будущего святого, его крещение, обучение, иногда путешествия, иногда страдания, чудеса, погребение и перенесение мощей.

Формой объединения временного и вечного стала житийная икона с клеймами — небольшими картинками, образующими раму вокруг крупной фигуры святого.

Читайте также:  Сретение господне: что означает и какого числа празднуется, история и приметы

Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения
Святой Пантелеимон в житии. (XIII век, монастырь святой Екатерины на Синае).

И все же пространство и время на византийской иконе достаточно условны. Например, в сцене казни может быть изображен палач, который занес меч над склонившим голову мучеником, и тут же, рядом — отрубленная голова, лежащая на земле. Часто более важные персонажи оказываются крупнее остальных или повторяются несколько раз на одном изображении.

Жесткие рамки или свобода творчества?

С одной стороны, иконографический канон ограничивал свободу художника: он не мог свободно построить композицию и даже выбрать краски по своему усмотрению.

С другой стороны, канон дисциплинировал живописца, заставлял тщательное внимание уделять деталям.

Жесткие рамки, в которые были поставлены византийские иконописцы, заставляли мастеров совершенствоваться внутри этих границ — изменять оттенки цвета, детали композиций, ритмическое решение сцен.

Благодаря этой системе условностей возник язык византийской живописи, хорошо понятный всем верующим. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. А символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это и есть язык иконы.

Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения
Владимирская Богоматерь (начало XII века, Государственная Третьяковская галерея), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 году, по праву считается шедевром византийской иконописи. Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа — левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом,
что видна подошва ступни.

Канонические требования вошли в систему художественных средств византийского искусства, благодаря которым оно достигло такой отточенности и совершенства.

Эти иконы уже не вызывали упреков в язычестве и идолопоклонстве.

Получается, что годы иконоборчества не прошли даром — они способствовали напряженным размышлениям о сути священного образа и формах церковной живописи, а в конечном итоге — о создании искусства нового типа. 

Каноническая и неканоническая икона — 1 Августа 2014 — Православный сайт

Итак, рассмотрим икону каноническую (правильную) и неканоническую (неправильную). Каноническая икона может использоваться для молитвы и в церковных обрядах, неканоническая может максимально быть иллюстрацией к книжке.

Канонические иконы

Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения
Смотрите — на иконе Петр и Феврония изображены в полный рост, в монашеском облачении. В руках у Петра — свиток. (ниже будут приведены некоторые каноны иконописи) Над ними изображен благословляющий Христос.
Для святости более важно не то, что они были супругами, а то, что скончались монахами: …ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. (Матф.22:30)
Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения
На иконе Петр и Феврония изображены в полный рост, в монашеском облачении. Для изображения совершившегося чуда они слегка повернуты друг к другу, над ними изображен благословляющий Христос. Сзади изображен монастырь. Обратите внимание, смотрят святые не друг на друга, а на Христа. Некоторые правила:
Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении; правая рука — в именном благословляющем перстосложении; в левой — может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток; характерная деталь иконографии преподобных — четки — символ монашеского молитвенного труда.

Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.

Добавлено (26.05.2011, 00:24)
———————————————

Неканонические иконы

Не канонические иконы — это иконы нарисованные неправильно.
Всвязи с появлением светского праздника 8 июля: День любви, семьи и верности появилось и появится еще больше неканонических изображений. Канонические изображения Петра и Февронии представлены выше.Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения 1) Ярко выраженная чувственность и эмоциональность, граничащая с эротизмом
2) Отсутствие Иисуса Христа или его подмена ангелочком
3) Многочисленные лишние детали, относящиеся к земному
Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения
Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения
На неканонических иконах часто отсутствуют важные символические элементы, например, здесь счастливым супругам не нужен Христос Добавлено (26.05.2011, 00:27)
———————————————

Маразм от средних веков до наших дней

Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения
Собственно, это финал обмирвщления. В католической Европе в средние века было модно писать святых с заказчика. Например, зовут заказчицу — Елена — с нее рисуют Царицу Елену. Заказчица — Екатерина — с нее рисуют великомученицу Екатерину.

Первый шаг у этому уже сделан. В центре Москвы установлена такая оригинальная скамья примирения. Типа лодочка с крыльями, сзади два колечка. Если правильно сесть и правильно сфотографировать — получится как нимб (см. фото вверху). Осталось толко малое: слева разместить икону Февронии, справа икону Петра. Впрочем фотография и надпись про 8 июля — уже достаточно.

«Эволюция» иконы, или Как не попутать святое с грешным

Как кременчугские служители православной церкви относятся к неканоническим образам, как пишутся канонические иконы и существуют ли нормы относительно их количества в храме, узнавала «Кременчугская газета».

На фоне быстро реформирующегося «западного» христианства православие остается незыблемой глыбой. Христиане с запада называют православных ортодоксами, и непонятно, чего в этом слове больше – снисходительности к нашей «дремучести» или уважения к твердости веры.

Да, у нас до сих пор невозможно, например, посвящение в сан священнослужителя женщины или благословение церковью однополого брака. При этом православие продолжает испытывать давление человеческих страстей. И их проявления могут быть самыми разными.

Например, появление так называемых неканонических икон. 

Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения

Пример неканонической иконы – «Святая Матрона и тиран»: по легенде, Святая Матрона и Сталин общались во время Второй мировой войны. Появился образ несколько лет назад в пригороде Санкт-Петербурга. Но разгорелся скандал, руководство церкви назвало сектантом священника, который повесил «икону» в храме, и её убрали.

Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения

Неканонический образ «Донецкая Богородица с нардепами». Висел в одном из храмов УГКЦ (Украинская греко-католическая церковь) в Донецке. На нем рядом с Богородицей изображены два бывших «регионала»: слева – Владимир Рыбак, справа – Виктор Янукович.

Сразу отметим: «икона» писалась в 2000-м году в честь миллениума, и помимо библейских персонажей на ней изображены люди, которыми гордился город: шахтеры, металлурги, врачи. А вышеупомянутые политики в то время были соответственно мэром и губернатором.

Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения

Еще одно неканоническое изображение – «Адольф Гитлер: Атаульф Мюнхенский, великомученик Берлинский»  (на фото справа)– творчество адептов «Русской катакомбной церкви истинных православных христиан». Уже само название секты звучит, как диагноз. Психические заболевания, похоже, «заразны»: существует три вида «иконы» с Атаульфом, списки (копии) которых расходятся по России.

«Это за пределами добра и зла. Без комментариев. Хотя пару слов можно сказать. Думают ли православные, защищающие Власова, Гитлера, о том, какая судьба была бы уготована им в Третьем рейхе?» – говорят священники.

О том, как в Кременчуге относятся к неканоническим образам, как пишутся канонические иконы и существуют ли нормы относительно их количества в храме, Кременчугская газета поинтересовалась у священника Кременчугского Свято-Троицкого храма, протоиерея Евгения Паламаря. Отец Евгений рассказал об иконах.

Неканонические иконы: описание и сравнение с каноническими, правила изображения

— По церковным преданиям, какая икона была первой?

— Первой иконой традиционно считается Спас Нерукотворный – лик Христа, который остался на полотенце, переданном Иисусом царю Авгарию. Это чудесное изображение, нерукотворное. Образ Божьей Матери писал Апостол Лука – по преданию, это первая рукописная икона.

В Ветхом Завете, в книге «Исход», Моисею было предписано сделать изображение херувимов над крышкой ковчега.  В храме Соломона (первый храм в Иерусалиме – ред.) также были изображения ангелов («Книга Царств»). Так что традиция священных изображений – очень древняя.

— Иконы, которые мы видим в вашей церкви, где писались?

— По-разному. Есть и местные художники, которые умеют писать иконы.

— Есть ли иконописцы в Кременчуге? Есть ли у них на это благословение? Как это происходит?

— Есть люди, которые делают это сами, по своему усмотрению, без благословления церкви, не зная тонкостей иконописи. Это, конечно, не совсем правильно. У нас в Горишних Плавнях, в Миссионерской духовной семинарии, есть отделение иконописи, где этому специально учат.

В иконописи очень много тонкостей: богословских, символических и просто технических. Вплоть до того, как правильно приготовить доску, какие краски использовать – все это очень серьезно.  Есть определенные каноны, правила. Не зная их, многие хорошие художники берутся за дело и попадают впросак.

Не говоря уже о том, что иконописец должен быть верующим человеком, вести соответствующий образ жизни.

— Есть иконы, вышитые бисером – соответствует ли это  церковным правилам?

— Да, это допускается. Есть еще и мозаика, и другие варианты. Лишь бы это было канонически выверено, допустимо по смыслу. Потому что икона – не просто украшение: она должна выражать духовный, молитвенный опыт Церкви. 

— В 2009 году, когда Украина начала готовиться к Евро-2012, появилась икона с изображением Богородицы и Иисуса на фоне футбольного поля с мячом над ним. Как Святая Церковь относится к таким иконам?

Читайте также:  Парастас: что это за служба, отличия от панихиды и полный текст

— Это из разряда курьезов. Православная Церковь такие вещи не благословляет.

— А сами вы видели такие иконы? Например, в храмах?

— Видел, но в храмах – нет.

— Есть скандальные «иконы»: «Сталин и святая», образ с изображением Януковича. Приветствуются ли такие?

— Не приветствуются и не благословляются. Есть иконы Спасителя, святых. Если человек не причислен к лику святых, его изображение – это просто картинка.  В храме  это недопустимо.

— А есть какие-то нормы относительно определенного количества икон в храме? 

— В храме нет жестких правил относительно количества икон.  Должен быть иконостас – это часть, которая отделяет алтарь от храма.

Для иконостаса  есть определенные требования: должны быть иконы Спасителя, Божьей Матери, Апостолов, ветхозаветных Пророков, Святого Храма,  Двунадесятых праздников. Все зависит от величины  храма  и иконостаса. Чем больше  иконостас, тем больше ярусов.

В храме обязательно должны быть храмовые иконы: если это Троицкая церковь – значит, икона Святой Троицы, если храм Божьей Матери – то Её изображение. 

Обычно храмовые иконы находятся посреди церкви, на центральном аналое (высокий четырёхугольный столик с покатым верхом, используемый при богослужении). Все остальное зависит от предпочтений духовенства и прихожан.  

Иконостас, главные иконы – это обязательно, остальное – по возможности.

— Храм покупает эти иконы, их дарят или безвозмездно выдает епархия?

— По-разному. Часто приход заказывает написание икон при открытии храма. Бывает, иконы жертвуют. Люди после тех страшных времен, когда в 30-е годы храмы рушили, приносят, возвращают иконы. Вот недавно вернули  в Козельщину икону Александра Невского, которую спасли в 30-е годы.

Её сохранила благочестивая семья, а теперь возвратила в монастырь. В те годы над иконами просто издевались. Я знаю случай, когда прекрасные иконы, произведения искусства, оказались в сельсовете. Ими выстлали пол, перевернув ликами вниз, и люди десятилетиями ходили по ним. Это такое кощунство! А потом образы нашли. Очень красивые иконы.

Они находятся в Полтавском Кресто-Воздвиженском монастыре. 

Признаки канонической иконы

— Условность изображения. Изображается не предмет, как он видится физическому зрению, а идея, духовный смысл. Портретные сходства условны. По каноническим требованиям православной иконографии на иконах нет признаков чувственной и плотской привлекательности.

— Для канонической иконы характерна обратная перспектива: точка схода располагается не на линии горизонта (в глубине образа), а в стоящем перед иконой человеке.

При этом удаленные предметы увеличиваются в размерах, а в прямой перспективе наоборот. По мнению богословов, это облегчает молитву.

Восприятие изображения получается панорамным, напряжение с глаз снимается, и образ воспринимается сердцем.

— Нет внешнего источника освещения. Свет идет из глубины, свечение образа «внутреннее».

— В канонических иконах изображение единовременно, композиция статична. Если необходимо изобразить движение, иконописец делает его малореалистичным, подчеркивая статику образа.

Напомним, со 2 по 10 августа на территории Свято-Троицкого храма (район электростанции) пройдет выставка-ярмарка. Посетившие храм в эти даты смогут преклониться к величайшей святыне христианского мира -мощам святого Великомученика и Победоносца Георгия.

Олег Булашев

Иконография и канон, Секреты иконописного мастерства — Ю. П. Сергеев

Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым.

Ответ на эти вопросы поможет найти нам иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография – это «азбука церковного искусства».

Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов Библии, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов.

Иконографический канон – это критерий истинности изображения, соответствия его тексту и смыслу «Священного Писания».

К выработке таких устойчивых схем привели многовековые традиции, повторяемость композиций религиозных сюжетов. Иконографические каноны, как их называли в России – «изводы», отражали не только общехристианские традиции, но и местные особенности, присущие тем или иным художественным школам.

Постоянство в изображении религиозных сюжетов, в неизменности идей, которые могут быть выражены только в соответствующей форме, – в этом кроется секрет канона. С помощью его закреплялась символика иконы, что в свою очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной.

Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. В композиционной схеме были зафиксированы признаки и атрибуты, присущие иконе того или иного вида. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет.

Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь.

Зеленый цвет обозначал земное цветение, синий – небесную сферу, пурпур употреблялся для изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над смертью.

Основные персонажи религиозной живописи – это Богоматерь, Христос, Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными, оплечными, поясными и в полный рост.

Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Существует более двухсот типов иконографических изображений Бого матери, так называемых «изводов». Они имеют названия: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Знамение и другие.

Самым распространенным типом изображения является Одигитрия (Путеводительница), (рис. 1). Это поясное изображение Богоматери с Христом на руках. Они изображаются во фронтальном развороте, пристально глядящими на молящегося.

Христос покоится на левой руке Марии, правую руку она держит перед грудью, как бы указывая ею на своего сына. В свою очередь, Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке он держит бумажный свиток.

Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились или где они особо были почитаемы. Например, широко известны иконы Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и так далее.

Другим, не менее известным, видом является изображение Богоматери под названием Елеуса (Умиление). Характерным примером иконы типа Елеуса является широко известная и любимая всеми верующими Владимирская Богоматерь.

Икона представляет собой изображение Марии с младенцем на руках. Во всем облике Богоматери чувствуется материнская любовь и полное духовное единение с Иисусом.

Это выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к щеке матери (рис. 2).

Впечатляющ образ Богоматери, известный под названием Оранта (Молительница). В этом случае она изображается без Иисуса, с воздетыми вверх руками, что означает «предстояние Богу», (рис. 3).

Иногда на груди Оранты помещают «круг Славы», в котором изображают Христа в младенческом возрасте. В этом случае икону называют «Великая Панагия» (Всесвятая). Подобную икону, но в поясном изображении принято называть Богоматерь-Знамение (Воплощение).

Здесь диск с образом Христа обозначает земное существо богочеловека (рис. 4).

Образы Христа более консервативны, чем образы Богоматери. Чаще всего Христос изображается в виде Пантократора (Вседержителя). Он изображается фронтально, или поясно, или в полный рост.

При этом пальцы его правой, приподнятой, руки сложены в благословляющем двуперстном жесте. Встречается также сложение пальцев, которое называется «именословное».

Оно образуется скрещенными средним и большим пальцами, а также отставленным мизинцем, символизирует инициалы имени Христа. В левой руке он держит открытое или закрытое Евангелие (рис. 5).

Другим, наиболее часто встречающимся образом является «Спас на престоле» и «Спас в силах» (рис. 6).

Икона под названием «Спас Нерукотворный» – одна из древнейших, где изображается иконографический образ Христа. В основу изображения положено поверье о запечатленном отпечатке лица Христа на полотенце – убрусе. Спас Нерукотворный в древние времена изображался не только на иконах, но и на знаменах-хоругвях, которые русские воины брали в боевые походы (рис. 7).

Еще одним встречающимся образом Христа является его изображение в полный рост с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой – Иисус Христос Спаситель (рис. 8). Часто можно видеть изображение Вседержителя в одеждах византийского императора, которое принято называть «Царь царем», означающее, что он Царь всех царей (рис. 9).

Интересны сведения о характере одежд и облачений, в которые одеваются персонажи икон. С точки зрения художественной, одежда иконописных персонажей весьма выразительна. Как правило, она строится на византийских мотивах. Каждый образ имеет одежду, характерную и присущую только ему. Так, одежда Богоматери – это мафорий, туника и чепец.

Мафорий – покрывало, окутывает голову, плечи и спускается вниз до пола. Он имеет украшение в виде каймы. Темно-вишневый цвет мафория означает великий и царственный род. Мафорий одевается на тунику – длинное платье с рукавами и орнаментом на обшлагах («нарукавьях»). Туника окрашивается в темно-синий цвет, что символизирует целомудрие и небесную чистоту.

Иногда Богоматерь предстает в одеждах не византийских императриц, а русских цариц XVII века.

На голове Богоматери под мафорием рисуется чепец зеленого или синего цвета, украшенный белыми полосками орнамента (рис. 10).

Читайте также:  Вечери твоея тайныя молитва: полный текст, в чем помогает и когда нужно читать

Женские образы в иконе в большинстве одеты в тунику и плащ, застегнуты застежкой-фибулой. На голове изображается убор—плат.

Поверх туники надевается длинное платье, украшенное снизу подольником и передником, идущим сверху вниз. Эта одежда называется долматиком.

Иногда вместо долматика может быть изображена стола, которая хотя и похожа на долматик, но не имеет передника (рис. 11).

В одеяние Христа входит хитон, длинная рубаха с широкими рукавами. Хитон окрашивается в пурпурный или красно-коричневый цвет. Он украшается двумя параллельными полосами, идущими от плеча до подола.

Это клавий, который в старинные времена обозначал принадлежность к патрицианскому сословию. На хитон набрасывается гима- тий. Он полностью закрывает правое плечо и частично левое. Цвет гиматия синий (рис.

12).

Народная одежда украшается оплечьем, расшитым драгоценными каменьями.

На иконах более позднего периода можно видеть и гражданскую одежду: боярские шубы, кафтаны и разнообразные одеяния простолюдинов.

Преподобные, то есть монахи, одеты в рясы, мантии, схимы, клобуки и так далее. На головах монашек изображался апостольник (накидка), закрывающий голову и плечи (рис. 13).

Воины пишутся в доспехах, с копьем, мечом, щитом и другим оружием (рис. 14).

При написании царей их головы украшались венцом или короной (рис. 15).

Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление». Липа, паволока, левкас, темпера. Первая половина XV века. Третьяковская галерея.

Неканонические иконы

  • «По мере того, как я воцерковляюсь, а это, я так понимаю, вопрос пожизненный, возникают все новые и новые вопросы. Знаю, что Церковью не благословлено изображение Бога Отца, но был период, когда такие иконы писались».

Да.

  • «Так получилось, что несколько лет назад в храм к нам принесли из какого-то дома иконы, прихожане стали их разбирать. Мне очень приглянулась икона, на которой написано ʺГосподь Саваофʺ, изображен старец с младенцем на коленях и Дух Святой в виде голубя».

Да, знаю такие иконы.

  • «Икону я эту забрала. Могу ли я держать такую икону в своем домашнем иконостасе?»

Да, можете. Конечно, это изображение неканоническое. Есть даже указание, что это вроде как нельзя делать. Тем не менее, практика распространена, и такие иконы тоже распространены.

Зайдите в храм Христа Спасителя, поднимите голову в центральный купол. Вы увидите то, что Вы здесь мне описываете.

Если в храме Христа Спасителя такое изображение с купола на Вас смотрит, то почему Вам у себя дома такое не иметь? Хотя официально это запрещено.

В нашем храме также есть икона над Царскими вратами с изображением Троицы: Бог Отец по правую руку, Бог Сын и Дух Святой в виде голубя. Это нормально? Как это сообразуется с запретом на изображение Бога Отца? Я Вам только сейчас привел в пример храм Христа Спасителя. Куда главнее!

Как говорил отец Андрей Кураев, мы церковные каноны чтим, берем их с полочки, целуем и обратно туда кладем. Может быть, не дословная цитата, но смысл такой. Действительно, каноны эти являются некими вешками, указателями, путеводителями для нас, куда нельзя заходить.

Но практика показывает, что сплошь и рядом мы заворачиваем за эти указатели, где-то проходим или совсем рядышком с границей, или уже за территорией. Тем не менее, как-то допускается это с известными оговорками, что так-то можно, но имейте в виду, что нельзя.

Я не думаю, что нужно ревностно на все это смотреть и с этим бороться. Кому-то нравится, кому-то не нравится.

  • «В моем домашнем иконостасе есть икона Богородицы ʺДостойно естьʺ. Она довольно старая. Видимо, писалась кем-то в советские времена и досталась мне как бы в наследство от родственников, которые, будучи православными, много лет молились перед ней. Но на ней нет буквенных надписей, как положено, как в иконографии.Вопрос: могу ли я ее оставить в иконостасе, ведь должны быть по правилам надписи? Или это не распространяется на иконы Богородицы, так как Ее образ и без того узнаваем? Благодарю».

Нет. На иконы Богородицы распространяется. Там есть четкий канон, какие именно буквы должны быть написаны у Божьей Матери. У нее должны быть три звезды на плечах и во лбу, и обязательно буквенное обозначение. Это должно быть выполнено по канонам. Если невозможно исправить, пусть оно так будет, ничего страшного, если для домашнего употребления. Я тоже не вижу никакой крамолы в этом.

Хотя каноны четко прописывают, что должно быть, а чего быть не должно, но, видите, они нарушаются. Когда у Вас такая икона дома, она уже освящена тем, что Вы на нее молитесь.

Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ

Дорогие друзья! В статьях с тегом «до запрета» используются вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, в них затронутые, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.Храм Христа Спасителя. МоскваХрам Христа Спасителя. Москва

Каких икон боялись на Руси

 depositphotosdepositphotos

Однако, в народной среде, склонной к языческому мировосприятию, с иконами, как и прочей церковной атрибутикой всегда было связано множество суеверий, а сами изображения непременно наделялись в народном сознании магическими свойствами.

«Адописные иконы»

На Руси примерно с XVI века весьма распространился страх перед так называемыми «адописными иконами». Факт их существования никем из исследователей до сих пор не доказан, однако слухи об их «силе» и опасности в народе ходили очень упорно.

«Адописными» их звали потому, что они, якобы, имели в себе два изображения: под ликом любого святого или Христа мог быть сокрыт какой-либо демонический образ, которому на самом деле и молился ничего не ведающий человек.

Впервые упоминание о подобном образе встречается в житии Василия Блаженного, а затем, уже в XVII веке, слухи о наличии и хождении подобных икон активно распространялись старообрядцами, которые не принимали новой «живоподобной» иконописи, возникшей под влиянием западноевропейского искусства.

«Неканонические» иконы: «Всевидящее око»

В широком смысле «неканоническими» принято обычно называть иконы, которые имеют какие-либо противоречия с богословско-догматической стороной христианского учения, или вызывают серьёзные сомнения относительно своих эстетических достоинств. Подобные иконы существовали с древнейших времён и существуют в наши дни.

Одной из таких спорных с точки зрения каноничности являлась икона «Всевидящее око». Икона иллюстрирует слова Псалтири: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18) и имеет сложную необычную композицию, в основе которой лежит идея круга.

В центральной окружности изображён Христос (Спас Эммануил), от неё отходят четыре луча, имеющие в себе изображения евангелистов или их символы. В следующем круге расположены части человеческого лица — глаза, нос, губы, а над ними в центре – Богородица.

Иконописных вариаций этого образа довольно много, считается, что подобное изображение – плод народного творчества, своеобразно воспринявшего и переработавшего христианскую символику и богословие.

Происхождение иконы относят примерно к концу XVII века, к периоду заката традиционной русской школы иконописания, потому, вполне вероятно, что идея была отчасти навеяна традициями западноевропейской школы.

Помимо этого, изображение «Всевидящего ока», вписанного в треугольник, часто можно увидеть в росписи и оформлении православных храмов конца XVIII века. Как ни странно, образ получил довольно широкое распространение в среде старообрядцев. В народе вообще эту икону (как и всё «необычное») любили, но Православная церковь всегда относилась к ней скептически и не одобряла её использование.

Смесоипостасная «Святая Троица»

Другим необычным образом является так называемая « смесоипостасная «Святая Троица», на которой изображён Христос с тремя лицами. «Смесоипостасной» она называется исследователями потому, что все три ипостаси Бога изображены на иконе в виде лика Христа, что противоречит христианской догматике.

Этот образ был довольно распространён в Западной Европе в средние века, однако уже к XVII веку католическая церковь признала его еретическим. В России такая иконография, судя по всему, только стала популярна в XVII- XVIII веке – во всяком случае, дошедшие до нас русские образы датируются именно этим периодом.

К тому же, именно в XVIII веке Священный Синод распорядился запретить подобную иконографию, что косвенно подтверждает факт её популярности.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector