Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила

ГлавнаяПохороны

Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила

В какие дни хоронят а в какие нет должен знать каждый, кто провожает в последний путь умерших близких или знакомых. Нужно правильно организовать и провести похоронную процессию при определенных жизненных обстоятельств.

На какой день после смерти хоронят православных

Обряд захоронения умершего человека — старинная процедура, к которой прибегают все народы мира. Христиане верят, что после смерти тело остается на земле, а

душа улетает в рай или ад. Церковь считает, что смерть является определенным этапом вечного существования человека. Провести душу в царство небесное необходимо правильно.

По православным традициям и верованиям хоронят покойника на третий день после смерти по причинам:

  1. Обрываются связи души и тела. С ангелом-хранителем нематериальная составляющая человека отправляется в родительский дом к Господу.
  2. Третьи сутки имеют связь с Троицей. По церковным канонам поминки разрешается проводить после захоронения усопшего.
  3. В течение трех дней шок у родственников уменьшается, проясняется ум, возвращается способность здраво мыслить.

На первый и второй день после смерти не хоронят умерших по двум причинам:

  1. Душа не успела отделиться от материальной составляющей человека. После раннего проведения ритуала она будет испытывать шок.
  2. За короткий промежуток времени невозможно успеть подготовиться к обряду по причине организационных причин, нестабильного эмоционального состояния родственников.

Летом церковь разрешает хоронить усопших на 1-2 день.

4-7 день выбирается для похорон, если:

  1. Человек умер при странных обстоятельствах, требующих проведения вскрытия. Тело из морга можно забрать через 4-7 дней.
  2. Смерть произошла после ДТП, тяжелого заболевания. По причине бумажной работы родственники получают тело усопшего через несколько дней.

По христианским законам лучше не тревожить лишний раз душу, проводить ритуал погребения вовремя.

Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила

В какие дни недели не принято хоронить

При погребении мертвого ориентироваться на день недели.

День недели Хоронят ли
Понедельник Первый день недели считался несчастливым. Не рекомендовалось начинать новые дела, проводить поминки. Хоронить в понедельник разрешается только самоубийц.
Вторник Второй день недели считается благоприятным для проведения ритуала захоронения. Главное условие — отсутствие церковного праздника.
Среда Нет запрета хоронить усопших.
Четверг Церковь разрешает хоронить умерших естественной смертью.
Пятница Пятница — поминальный день. Церковь разрешает проводить захоронения. Исключением является Страстная пятница, большие православные праздники. Чтобы не набраться греха, нужно подождать до следующего дня.
Суббота Умерших хоронят в субботу.
Воскресенье По поводу воскресенья существует множество спорных вопросов. Бытует мнение, что Бог седьмого дня недели отдыхает. Нельзя нарушать его покой. Церковь скептически ставится к мнению незнающих христиан. Хоронить в воскресенье по православным традициям не запрещено. Исключение составляют большие праздники, которые совпали с выходным днем недели (Троица, Покрова Пресвятой Богородицы, Пасха, Рождество).

Существуют правила проведения обряда. Чтобы правильно провести душу в небесное царство, необходимо посоветоваться с представителями церкви.

Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила

В каких случаях разрешается хоронить в выходные дни

Запрета на захоронения усопших в выходные дни нет. Библия не запрещает хоронить в субботу и воскресенье. Суеверие о запрете похорон по выходным дням появилось по причинам:

  1. На субботу и воскресенье выпадает много больших праздников, которые являются табу для проведения ритуала погребения.
  2. По выходным дням на кладбище находится много народу. Одни люди наводят порядок на могилах. Другие приходят навестить умерших родственников. Вследствие большого количества людей похоронную процессию стараются перенести на будний день недели.
  3. Инстанции, связаны с оформлением посмертной документации, по выходным не работают. Покойного не хоронят пока бумаги не будут готовы.

Факторы мешают проведению ритуала. Родственникам приходится переносить похороны на другие дни недели.

Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила

Если все нюансы по поводу усопшего улажены до выходных, законы православия не запрещают отдавать тело покойного земле.

Похороны на праздники

Верующие иудеи, католики, православные чтят церковные праздники. Согласно верованиям нельзя работать по праздничным дням, чтобы избежать наказания Господнего за свои греховные деяния. По обычаю похороны требуют выполнения огромной работы:

  1. Покупки гроба, креста, венки, свечи.
  2. Выбора дня погребения.
  3. Приготовления пищи.
  4. Приглашения священников к отпеванию.
  5. Подготовки тела умершего к захоронению.
  6. Сообщения печального известия близким родственникам, знакомым.
  7. Поиска и подготовки места захоронения.

Если ритуал отпевания и захоронения выпадает в день церковного праздника, лучше его перенести, иначе можно разгневать Бога.

Святой день Почему не хоронят
Рождество 7 января родился Иисус Христос. Умерших стараются не хоронить в данный день, чтобы не осквернить образ Бога. Если имеются важные причины для проведения обряда погребения на Рождество, нужно спросить совета у священнослужителей. Православные сильные верой и духом должны избежать похорон 7 января.
Пасха Пасха считается днем воскресения Иисуса Христа. Если православный человек умирает на вербную неделю, перед большим праздником, считается, что на него взошла Господняя благодать. Но люди не хоронят усопшего в святой день, чтобы не разгневать Бога.
Покров Пресвятой Богородицы Богородица накрыла головы людей покрывалом, что стало символом защиты и утешения. Умерших не хоронят на большой праздник, чтобы избежать греха, не разгневать Матерь Божью.

Хоронить на покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Пасху — согрешить и обидеть создателя. Незнающим людям лучше прислушиваться к народным приметам и церковным законам, чтобы достойно провести усопшего на небеса. Если не получилось избежать праздника в день похорон, помните — каждый может быть прощенным.

Статья проверена редакцией сайта Ссылка на основную публикацию Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила

Нуждаетесь в совете специалиста?

Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

  • Пожалуйста оцените статью:

Поминки умерших в воскресенье | Ритуальное бюро Эдем

Поминки являются частью похоронного ритуала, и проводятся в память о безвозвратно ушедшем человеке. С помощью поминок душа умершего сможет вознестись на небеса, так как ритуал включает молитвы, которые являются прошением за усопшего перед Богом.

Для проведения поминального ритуала существуют определенные дни, отведенные церковью, но также обряд проводится в определенные дни со дня смерти. О том, можно в воскресенье поминки проводить или нет, Вам расскажет ритуальное агентство «Эдем» в Днепре.

Можно ли поминать в воскресенье

Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила

Поминки в воскресенье включают молитву за усопшего дома или в церкви, подачу записок и заказ панихиды, проведение поминальной трапезы, посещение могилы покойного. В такие дни на родственников возлагается немало обязанностей, которые нужно совершить для упокоения души умершего. Снять часть хлопот в поминальном ритуале Вам поможет наше агентство в Днепре, где можно заказать поминальный обед на нужное количество человек. Поминальный обед по традиции проводится на третий, девятый и 40 день после смерти, а также на полгода, и в годовщину.

Самой главной часть поминок является усердная и искренняя молитва по покойному. Священники рекомендуют обязательно заказывать панихиды на поминки в день похорон, на 9 и 40 день после смерти, а также в годовщину.

Церковная служба по новопреставленному позволяет душе очиститься от грехов, и дает шанс на вознесение в Царствие Божие.

Узнать о важности поминального сорокоуста и как его правильно заказывать, Вы можете здесь.

Правила поминок в воскресенье

Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила

Также обязательно подать милостыню нуждающимся, попросив помолиться за покойного. В церковь принято приносить хлеб и крупы на помин души, которые складывают на специально отведенный столик.

После посещения храма положено ехать на могилу покойного. С собой везут ритуальные венки и корзины для украшения места захоронения, инвентарь для наведения порядка, лампадки и свечи.

Также на кладбище принято брать с собой конфеты и печенье, полотенце на могилу мужчины, головной платок на могилу женщины.

После все эти предметы принято отдать любому прохожему, попросив помолиться за (имя) умершего.

Практически на всех кладбищах есть храмы, куда можно обратиться для заказа литии. Молитва проводится священником у могилы покойного. После посещения кладбища принято устраивать поминальный обед, позвав на него всех родственников и друзей покойного. Поминальная трапеза позволит пришедшим вспомнить умершего добрым словом, и помолиться за его душу.

В какие дни запрещено поминать умерших

Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила

Переносить поминки можно, но только на дату позже дня смерти. Поминать покойного в день, когда он еще был жив, нельзя. Перенос обряда может иметь разные причины, от болезни родственников, до неотложной работы, и потому церковь не возражает против переноса поминок на несколько дней.

Что касается дней великих праздников, то в такие дни не проводят похороны и поминки. Главными днями, когда веряне должны радоваться, а не горевать являются Рождество, Пасха и Великая Седмица.

Согласно народному поверью, умереть в день Светлой Пасхи сродни милости божьей. Умерший удостоился великой чести и обязательно вознесется на Небеса. В некоторых храмах проводится особый пасхальный чин для отпевания, но поминки в этот день запрещены. Если поминальный день выпадает на Пасху, его зачастую переносят на Радоницу, которая наступает через неделю после Пасхи.

Читайте также:  Паисий Великий: житие преподобного и в чем помогает икона святого, молитвы

Не рекомендуется планировать поминальный ритуал на Рождество. Великий праздник Рождения Иисуса должен радовать торжеством победой над смертью, а горестям и печалям в этот день нет места. Если дата похорон или поминок выпадает на Рождество, ритуалы переносят на 1-2 дня.

Также церковь запрещает проводить поминки по умершему на Троицу. Лучше всего перенести обряд на Троицкую Родительскую субботу, которая предназначена для поминания всех усопших.

Православные похороны

Для верующих православных людей вся жизнь связана с религиозными обрядами и особое значение имеют похороны. Правильно проведенные похороны по православному обычаю – это последнее, что могут сделать родственники для почившего. Чтобы соблюсти традиции, нужно знать, как проходят похороны у православных христиан и каковы особенности траурной церемонии.
Содержание:

Православные традиции похорон

Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила

Православие имеет ряд традиций при похоронах. Традиционными являются омовение и облачение тела покойного, а также каноны относительно креста, савана и иконы. При отпевании в церкви возле гроба собираются все родственники и близкие, они держат в руках свечи в знак их светлой памяти об усопшем. Возле гроба покойного также расположены свечи, но в форме креста – у изголовья, у ног и по бокам на уровне рук.

Выносят гроб с покойным ногами вперед. Считается, что нести гроб должны самые близкие, но не кровные родственники. Это один из самых распространенных мифов, который уже превратился в традицию. Церковь абсолютно не запрещает вынос гроба родственниками – это возможность попрощаться с покойным и выразить дань уважения. Поэтому не стоит тому факты приписывать суеверия.

Как правильно провести похороны православного человека

Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила

Как правильно провести похороны православного и не поддаться суевериям, знают не многие. Есть ряд суеверий, которые прочно укоренились в памяти людей и даже православные часто не из здравого смысла поддаются суевериям. К ним относят:

  • завешивание зеркал в доме покойного;
  • остановка часов в доме усопшего на сорок дней;
  • воду с хлебом возле покойного, чтобы «откупиться» от смерти;
  • положение в гроб драгоценностей, личных вещей, денег;
  • не чокаться во время поминок;
  • установка фотографии со свечой;
  • запрет на солонки и ножи на столе;
  • погребение в круглых украшениях (кольцах, цепочках).

Обычно в процессе погребения укладывают покойного лицом на восток, а крест ставят в ногах.

Что касается церковных правил, то постановка креста строго не регламентирована, хотя считается, что католики ставят крест у изголовья, а православные в ногах.

Перед заколачивание крышки гроба сверху на саван священник кладет горсть освященной земли, а если это сделать невозможно, то такую землю святят раньше и привозят в траурной процессии.

Также по традиции родственники кидают на гроб, лежащий в яме, горсть земли. Это своеобразное принятие ими высшего Господнего решения забрать усопшего в мир иной. Касаемо елейного масла имеются разногласия, некоторые священники используют его для окропления гроба в яме, другие же против и не используют этот предмет ритуала.

Православные традиции после похорон

Православные традиции после похорон не регламентируют поминки, это светское мероприятие. Если поминки проводятся, то на них читают молитвы, если же нет, то близкие читают молитву за усопшего во время ужина. Чтение молитв предполагается на девятый и сороковой день.

Правила похорон у православных

В связи со смертью близкого человека на родственников падает большой груз ответственности за организацию траурного мероприятия. На какой день похороны у православных и как организовать все правильно и слаженно – знают не все.

Во время похорон по православному обряду необходимо неукоснительно соблюдать каноны. Дни похорон у православных – все, кроме воскресенья и Нового года.

Правильно проведенные православные похороны, правила и традиции которых соблюдены, одобряются церковью и общественностью (про ошибки на похоронах можете прочитать по ссылке).

Вот некоторые правила похорон и поминок у православных людей, которые помогут сориентироваться в сложной жизненной ситуации:

  • Обязательное омовение покойного – суть омовения в том, чтобы покойный предстал перед Господом чистым;
  • Облачение тела усопшего – строгой регламентации здесь нет, но одежда должна быть опрятной, светлых тонов, поскольку именно в таком контексте, светлом и непорочном, человек отправляется в Царство Божие;
  • Уложение в гроб – гроб располагается головой к иконам, уложение происходит на специальную погребальную постель, которая идет в комплекте с гробом. Глаза покойного должны быть закрыты, а уста сомкнуты, руки сложены на груди, в руках крест;
  • Положение креста, савана и иконы – на тело умершего обязательно надевают нательный крест, а в руки кладут икону или Распятие. Саван с изображение креста и молитвами должен покрывать тело до пояса, если из эстетических соображений не нужно закрывать тело выше пояса. Бумажный венчик с ликами Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи кладут на лоб;
  • Совершение панихиды – молитвы, которые читаются до выноса тела;
  • Совершение литии – непосредственно читается перед выносом тела;
  • Отпевание – заупокойная молитва, которая пропевается священником над телом усопшего;
  • Погребение – читается лития, саван осыпается небольшой горстью земли, после чего заколоченный гроб опускается в землю. При заочной литии земля передается священником и саван осыпается родственниками. Опущенный в землю гроб поливают елеем, пеплом или зернами пшеницы, а после – забрасывают горстью земли и окончательно закапывают могилу. Касаемо креста строгих ограничений нет, но по православному обычаю (не канону!) крест ставят у ног покойного;
  • Поминовение – заупокойная трапеза, не является обязательной и церковью не регламентирована, но проводится по обычаю, чтобы утешить родственников, вспомнить усопшего хорошими словами, прочитать молитву. Православные правила после похорон предусматривают поминать усопшего в день погребения, на девятый и сороковой день. Приглашают близких родственников, а также те, кто пришел на похороны почить память усопшего.

Похороны православной женщины

В похоронах женщин есть некоторые особенности, которые следует учитывать. Список, что нужно для похорон православной женщины, не особо отличается, но об этом нужно подумать заранее. Во-первых, женщинам на грудь кладут икону Божьей Матери, заранее купленную в храме, поскольку она должна быть освящена.

Распространенным вторым неписаным правилом является одежда незамужних женщин. Раньше их хоронили в подвенечной одежде, сегодня же можно приобрести легкую, светлую одежду, но позаботиться об этом заранее, чтобы при одевании покойной не возникли заминки.

Третье правило – головы умерших женщин повязывают косынками. Это должны быть однотонные светлые, не цветастые косынки. Косынка не завязывается, ее концы должна быть скрещены между собой. Самое главное – головной убор должен прикрывать волосы.

Молитва на похоронах у православных

Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правила

В православном обряде крещенного человека принято хоронить с молитвами. Помолиться может не только священник, но и родственники усопшего. Родственники должны знать, как провести похороны по православным обычаям, поскольку первые молитвы читаются уже сразу после смерти усопшего. Рекомендовано прочитать «Последование по исходе души от тела», а также Псалтырь с прибавлением молитв об усопших. Над покойными, умершими дома, родственники во время омывания тела должны прочитать «Трисвятое». Если человек умер не дома, то помолиться за его душу родственники могут дома, прочитав молитву самостоятельно. Над телом усопшего во время похорон совершается Чин отпевания. Православные поминки после похорон также являются временем для совершения молитвы. Рекомендуется читать «Отче наш», «Господи, помилуй», «Тропарь», глас 4-й, «Тропарь», кафизма 17-я.

Отпевание на похоронах у православных

Отпевание – это служба за упокой души умершего, которую совершает церковный служитель. Процедура отпевания – это своеобразное прощение грехов, совершенных в земной жизни, чтобы душа покойного могла беспрепятственно упокоиться в небесном царстве. Если отпевание не совершить, грехи не дадут душе покоя.

Отпевание проводится не как прочтение молитвы, а ее пропевание. Обряд совершается непосредственно в день погребения умершего, над телом усопшего человека.

Политься можно непосредственно на кладбище, что делают чаще всего, а если позволяют финансы, то отпевают и в храме. Обычно сейчас так делают с публичными людьми, артистами, политиками.

Но это не значит, что любой прихожанин не может договориться отпевать своего почившего родственниками именно в храме – дело лишь в организационном моменте, расчете времени и т.д.

На отпевании священник читает канон, стихиры, а также части из Евангелия и Апостола. Для прочтения молитвы и необходим обряд отпевания. Молитвы не читают над:

  • не крещенными покойниками;
  • иноверцами;
  • насильственно убитыми.
Читайте также:  Молитва Гавриилу архангелу: очень сильные тексты о помощи и как обращаться

Похороны и поминки по православному обычаю не предусматривают отпевания самоубийц. При этом есть случаи, когда молитву можно прочитать над самоубийцей, если он был болен и об этом есть медицинские справки.

Тогда на основании справок в церкви берется разрешительный документ, и священник помолится за душу усопшего самоубийцы. Самоубийц, которых не отпевает церковь, можно поминать самостоятельно, в домашних молитвах.

При заказе услуг на сайте, ритуальный венок БЕСПЛАТНО

(044) 561-90-98 (093) 728-90-99 (099) 728-90-99 (096) 728-90-99

Как проходят похороны в Православии | Православиум

Рубрика: Мир иной, Молитва, Основы веры, Церковный этикет

В каком духовном состоянии человека постигнет физическая смерть, в таком его и будет судить Господь. Таков один из основных постулатов Православной веры (Евангелие от Матфея, 24:44).

Поэтому христиане стараются подготовить свою душу к этому моменту. Например, узнать о том, как проходят похороны, что при этом совершается.

Многие святые, которым был открыт час их кончины, готовились постом и молитвой.

Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям: правилаПравославное кладбище на Аляске

«Даже смерть боится приближаться к боящемуся Бога, и тогда только приходит к нему, когда повелено ей разлучить душу его с телом» (преподобный Ефрем Сирин, 306-373).

Для православной Руси смерть воспринимается как состояние некоего сна (на славянском языке — успение). Проснуться от этого сна предстоит всем людям при Втором пришествии Сына Божия.

«Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (Первое Послание апостола Павла к коринфянам, 15:53).

Для верующих самой страшной кончиной является смерть без покаяния. Святые Отцы советовали всегда помнить о своей смерти, о ее неминуемости и возможной внезапности. Поэтому христиане старались постоянно прибегать к Таинствам Исповеди и Причащения.

«Блажен, кто ежечасно помышляет о смерти, и привел в себе в бездействие постыдные страсти, гнездящиеся в сердцах у нерадивых, потому что таковый будет утешен в час кончины своей» (преподобный Ефрем Сирин).

Как проходят православные похороны: правила и традиции

Православие учит не оставлять надежду на встречу с умершими после их смерти. В первые 40 дней решается загробная участь над душой почившего. Частный суд над душой является предварительным. Поэтому христиане усердно молят Господа о прощении нераскаянных грехов умершего и даровании ему райского блаженства.

«Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об умерших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).

С первых времен христианства сложились благочестивые традиции и правила погребения православных. Как отмечал святитель Афанасий Ковровский (1887-1962):

«Святая Церковь, имеющая попечение о всех своих чадах, не ограничивает своих забот о них только временем их жизни на земле. Она больше заботится о их будущей участи и к будущей жизни готовит их неустанно и непрестанно».

Главным в погребении близких является духовное: молитва, покаяние, исправление жизни. Материальное же здесь (земля, венчик, саван, свечи) имеет символическое, педагогическое значение. Все это бессмысленно, если не понимать смысл совершения этих действий. Православные похороны имеют свои традиции.

Но не стоит их путать с суеверными полуязыческими обрядами. Завешивание зеркал. Оставление для души умершего стакана с водкой и куском хлеба. «Замытие» полов после выноса гроба из дома. С Православием всё это никак не связано. Ведь эти действия не способны повлиять на судьбу души умершего в вечности.

«Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям.

Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей.

Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним» (архиепископ Иоанн Максимович).

День смерти

Проявляя заботу и любовь к своим близким, находящимся на смертном одре, нужно максимально помочь им подготовиться к неизбежному концу земной жизни. Если есть возможность, следует пригласить священника к умирающему. Проявить участие можно и с помощью молитвы. Для этого рекомендуется прочесть Последование на исход души от тела.

В современном православном полном молитвослове также можно найти специальные молитвы «перед кончиной» и “после кончины”. Они были составлены благоверным князем Андреем Боголюбским (1111-1174), преподобным Пафнутием Боровским (1394-1477), святителем Филиппом, митрополитом Московским (1507-1769) и другими. 

День смерти считается полным и заканчивается в полночь. Это правило действует, даже если до полуночи осталось всего несколько минут. Организуя похороны по православному обычаю, близким необходимо подготовить к погребению тело умершего.

Для этого, если христианин умер дома, совершается его омовение. Оно сопровождается чтением молитвы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Это знак чистоты и непорочности. На тело надевается чистая одежда.

На шее обязательно должен быть нательный крестик. 

Если человек умер вне дома и его тело оказалось в морге, то родным следует читать молитвы о упокоении новопреставленного.

При отпевании тело усопшего покрывается белым саваном. Он символизирует покров Спасителя. На грудь умершему мужчине кладется икона Иисуса Христа, женщине — образ Божией Матери. Икону потом забирают домой, предают земле без нее.

Как свидетельство верности Православной вере в левую руку покойного вкладывается крест. На голову надевается специальная погребальная лента.

На ней написаны слова молитвы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

«Хотя обыкновение возлагать венчик на лоб усопшего не предписано церковным Уставом, но он имеет то значение, что усопший умер в мире с Церковью и есть православный христианин» (святитель Филарет Московский, 1783-1867).

Погребение

Погребение усопшего обычно осуществляется на третий день. По православным представлениям в третий день душа умершего совершает поклонение Богу. До этого она свободна и может находится в местах, которые были ей дороги при земной жизни.

«Поминовение усопших в третий день после смерти есть предание апостольское. Оно совершается, во-первых, потому, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Св.

Духа, Бога единого в Троице, хранил невредимою веру, принятую во святом крещении, и так как он в течение жизни молился об отпущении грехов единому в Троице Богу, то и по преставлении его святая церковь творит о нем поминовение в третий день; во-вторых, потому, что он сохранил три богословские добродетели, служащие основанием нашего спасения, именно: веру, надежду и любовь; в-третьих, потому, что существо его имело тройственный состав – дух, душу и тело, которые согрешают вместе и потому, по переходе человека в загробный мир, требуют очищения от грехов» (протоиерей Григорий Дьяченко).

После совершения Чина погребения священник крестообразно посыпается землей погребальное полотно, которое покрывает тело почившего. Возникновение данной традиции относится к 20 веку.

До этого в России на каждом кладбище была своя церковь. В нем совершалось отпевание почившего христианина. Священник сопровождал гроб до могилы.

После опускания гроба в могилу, он первый начинал засыпать его землей со словами:

«Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней».

Это напоминало о том, что все люди из земли созданы и в землю возвращаются. Оно являлось призывом задуматься о бренности земного бытия, напоминанием о смерти для живых.

Как проходят похороны: дома или в храме?

В советское время многие верующие вынуждены были заочно совершать чин отпевания. После него в храме священником выдавалась освященная земля. Так родственники могли самостоятельно выполнить этот обряд.

Но со временем в народном сознании действие с землёй было отделено от Чина погребения. Многие перестали видеть в этом назидательный характер.

А освященной земле стали приписывать волшебные свойства вроде «пропуска» в Царствие Небесное.

По окончании Чина погребения близкие и родственники гасят свечи и в последний раз совершают прощание с новопреставленных. Но как правильно прощаться с покойником у гроба? Для этого совершают целование иконы, лежащей в а груди почившего, или венчика на голове умершего.

«Последнее целование — это и знак того, что прешел от жизни и разлучился с нами, и знак того, что он пребывает в общении и единении с нами: ибо и после смерти мы не разлучаемся друг от друга. Все пойдем тою же стезею, все соединимся вместе и никогда не разлучимся, потому что будем жить со Христом, как и ныне соединяемся с Ним, прибегая к Нему» (святитель Симеон Солунский, 14-15 век).

Читайте также:  Соборование: что это, для чего и когда проводится, как приготовиться к таинству

После этого гроб закрывают и предают земле. При погребении православного христианина на могиле водружается крест.

Это свидетельствует об исповедании веры в Иисуса Христа, Претерпевшего крестную смерть для спасения всех людей. В Православии традиционно крест ставится в ноги на могиле.

Так покойный лицом обращен к кресту на восток. У других христианских конфессий, наоборот, его помещают у изголовья.

Заупокойные службы

Заботясь об облегчении загробной участи души умершего, близкими в храмах заказываются заупокойные службы. В это время читаются особые молитвы за новопреставленных людей.

В них звучат прошения к Господу простить грехи почивших. В христианском мире существует благочестивая традиция совершать чтение Псалтири по усопшим. Это чтение лучше начать сразу дома после «Последования по исходе души».

Оно включено в полный православный молитвослов. 

Чин погребения, называемый в народе отпеванием, является заупокойной службой. Она совершается только один раз над телом усопшего. Здесь священник читает разрешительную молитву.

Это особая просьба о прощении грехов почившего, в которых он покаялся на исповеди во время своей земной жизни. Раньше Чин погребения совершался только в храме. Но в прошлом столетии, скрываясь от преследований советской властью, верующие стали отпевать покойников дома.

Эта практика до сих пор сохранилась. Однако более правильно считается Чин погребения служить в храме.

Пока тело усопшего находится дома, следует служить литию — краткую заупокойную службу. Ее же совершают после погружения тела умершего в могилу. А также она служится дома по возвращении с кладбища.

В любой день, когда возникнет желание совершить особо моление о упокоении умерших близких, в храме можно подать записку с именами на панихиду. Это своего рода краткий Чин погребения, который может совершаться множество раз.

Поминки

Обряд похорон у православных заканчивается поминками. Это не предусмотрено Церковным Уставом, однако является древней народной традицией.

После похорон родственники умершего организуют поминальный обед. Перед тем как сесть за стол, обычно читается молитва: «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоей (имя новопреставленного)». Во время обеда вспоминаются добрые дела почившего, звучат пожелания ему Царствия Небесного.

Поминальный обед обычно начинается с кутьи. Оно представляет собой отваренные зерна крупы (например, пшеницы или риса) с медом. Зерна символизируют воскресение мертвых, а мед — сладость, которую получат праведники в Царствии Божием. Освящение кутьи происходит особым чином во время панихиды.

Каждому региону присущи свои особенности поминальной трапезы. Так, например,  в средней полосе России характерно поминать блинами и киселем. При наличии застолья поминки не являются поводом для веселися.

Церковь призывает не поминать алкоголем, чтобы не превратить поминки в пьянку. Вино не способствует молитвенному настроению.

По свидетельствам Святых Отцов, поминовение вином усопшего усугубляет участь умершего.

С православной точки зрения недопустимо оставлять на столе или под иконой еду и напитки для умершего. Это языческий обычай.

По окончании поминального обеда можно пропеть «Вечную память».

Чин Литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Мо­ли́т­ва­ми свя­ты́х оте́ц на́­ших, Го́с­по­ди Иису́­се Хрис­те́, Бо́­же наш, по­ми́­луй нас. Ами́нь.

Сла́­ва Те­бе́, Бо́­же наш, сла́­ва Те­бе́.

Ца­рю́ Не­бе́с­ный, Уте́­ши­те­лю, Душе́ и́с­ти­ны, И́же везде́ сый и вся ис­пол­ня́­яй, Со­кро́­ви­ще бла­ги́х и жи́з­ни По­да́­те­лю, прииди́ и все­ли́­ся в ны, и очи́с­ти ны от вся́­кия скве́р­ны, и спа­си́, Бла́же, ду́­ши на́­ша.

(молитва Святому Духу не читается от Пасхи до Дня Святой Троицы. От Радоницы до Вознесения Лития начинается пением: Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды).

От Вознесения до Пятидесятницы — чтением Трисвятого).

Свя­ты́й Бо́­же, Свя­ты́й Кре́пкий, Свя­ты́й Безсме́ртный, по­ми́­луй нас. (три́жды)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Пре­свя­та́я Тро́­ице, по­ми́­луй нас; Го́с­по­ди, очи́с­ти гре­хи́ на́­ша; Вла­ды́­ко, прости́ без­за­ко́­ния на́­ша; Свя­ты́й, посети́ и ис­це­ли́ не́­мо­щи на́­ша, и́ме­не Тво­его́ ра́­ди.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй (три́жды).

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

О́т­че наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рст­вие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на не­бе­си́ и на зем­ли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́­ви нам долги́ на́­ша, я́ко­же и мы оставля́ем должнико́м на́­шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но из­ба́­ви нас от лу­ка́­ва­го.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй. (12 раз)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́­ше­му Бо́­гу.
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Хри­сту́, Царе́ви на́­ше­му Бо́­гу.
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Хри­сту́, Царе́ви и Бо́­гу на́­ше­му.

Псало́м 90

Жи­вы́й в по́­мо­щи Вы́ш­ня­го, в кро́­ве Бо́­га Не­бе́с­на­го водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и При­бе́­жи­ще мое́, Бог мой, и упова́ю на Не­го́.

Я́ко Той из­ба́­вит тя от се́­ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́­жи­ем обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго.

Паде́т от стра­ны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю те­бе́, к те­бе́ же не прибли́жится: оба́­че очи́­ма твои́ма смо́триши, и воз­дая́­ние гре́ш­ни­ков у́зриши.

Я́ко Ты, Го́с­по­ди, упо­ва́­ние мое́, Вы́ш­ня­го положи́л еси́ при­бе́­жи­ще твое́. Не прии́дет к те­бе́ зло, и ра́на не прибли́жится те­ле­си́ тво­ему́. Я́ко а́н­ге­лом Сво­и́м запове́сть о те­бе́, сохрани́ти тя во всех путе́х тво­и́х.

На ру­ка́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́­мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко по­зна́ и́мя Мое́.

Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́р­би, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спа­се́­ние Мое́.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Алли­лу́иа, алли­лу́иа, алли­лу́иа, сла́­ва Те­бе́, Бо́­же. (три́жды)

Тропа́рь, глас 4-й:

  1. Со ду́хи пра́­вед­ных сконча́вшихся, ду́­шу раба́ Тво­его́, Спа́­се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́з­ни, я́же у Те­бе́, Че­ло­ве­ко­лю́б­че.

  2. В поко́ищи Тво­е́м, Го́с­по­ди, иде́­же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́­шу раба́ Тво­его́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
  3. Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху.

  4. Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́­шу раба́ Тво­его́ упоко́й.

И ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Еди́на Чи́с­тая и Непоро́чная Де́­во, Бо́­га без се́мени ро́жд­шая, мо­ли́ спас­ти́­ся душе́ его́.

Седа́лен, глас 5-й:

По­ко́й, Спа́­се наш, с пра́­вед­ны­ми раба́ Тво­его́, и се­го́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́ко­же есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Че­ло­ве­ко­лю́б­че.

Конда́к, глас 8-й:

Со свя­ты́­ми упоко́й, Хрис­те́, ду́­шу раба́ Тво­его́, иде́­же несть бо­ле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь без­ко­не́ч­ная.

И́кос:

Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый че­ло­ве́­ка, земни́и у́бо от зем­ли́ созда́хомся, и в зе́м­лю ту́южде по́йдем, я́ко­же повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́, и в зе́м­лю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное ры­да́­ние творя́ще песнь: алли­лу́иа, алли­лу́иа, алли­лу́иа.

Досто́йно есть я́ко во­и́с­тин­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй (три́жды), благослови́.

Мо­ли́т­ва­ми свя­ты́х оте́ц на́­ших, Го́с­по­ди Иису́­се Хрис­те́, Бо́­же наш, по­ми́­луй нас. Ами́нь.

  • Во блаже́нном успе́нии ве́чный по­ко́й по­да́ждь, Го́с­по­ди, усо́пшему рабу́ Тво­ему́ (и́мя), и со­тво­ри́ ему́ ве́ч­ную па́­мять.
  • Ве́ч­ная па́­мять. (три́жды)
  • Душа́ его́ во бла­ги́х водвори́тся, и па́­мять его́ в род и род.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector