Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его труды

Митрополит Макарий прославлен в лике святых на Соборе, который был созван в честь празднования 1000-летия Крещения Руси. Так совпало, что канонизация святителя состоялась как раз в годовщину его смерти. Сам Макарий, будучи московским митрополитом, способствовал прославлению многих святых, среди которых такие великие подвижники, как Александр Невский и Савва Сторожевский.

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его труды

Детство

Родился будущий митрополит в Москве около 1482 г., был крещен с именем Михаил, данным в честь Архистратига. О родителях архипастыря известно немного. Отца звали Леонтий, он умирает спустя некоторое время после рождения ребенка. Мать, по дошедшим до нас сведениям, стала инокиней с именем Евфросиния.

Судя по поминальному синодику митрополита Макария, его род был богат на представителей монашества и духовенства. Святитель состоял в родстве с преподобным Иосифом Волоцким, скончавшимся в 1515 г., этот святой оказал немалое влияние на судьбу будущего инока. Следуя примеру благочестивой матери, юноша решает посвятить жизнь Богу.

Молодые годы

Михаил становится послушником в обители преп. Пафнутия Боровского, где впоследствии принимает постриг с именем Макарий. Назван молодой монах был в честь подвизавшегося в пустыне святого Макария Египетского. Выбранный монастырь отличала строгая аскетическая жизнь его насельников.

В обители инок обучался иконописному мастерству, ведь монастырь был расписан одним из лучших мастеров своего времени — Дионисием. В храме обители были также иконы кисти знаменитого Андрея Рублева.

Макарий ведет строгую подвижническую жизнь, состоящую из труда и молитвы. Наконец, в 1523 г. митрополит Даниил поставляет инока архимандритом Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря, который основал преподобный Ферапонт Можайский. Здесь в роли настоятеля Макарий устанавливает молитвенное поминовение всех усопших в обители, составив поминальный синодик.

Во время управления обителью святителем в соборе монастыря появляется придел в честь Макария Египетского. Настоятельство в Можайской обители продолжалось около трех лет.

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его труды

Епископство в Новгороде

В марте 1526 года Макария возводят в сан епископа Новгородского и Псковского. Новый владыка активно занимается миссионерством, посылая священников к языческим северным народам новгородских земель. В обителях Новгорода вводится общежительный устав, который способствовал увеличению численности братии монастырей.

Благодаря святителю, в Новгороде строят, обустраивают и украшают около 40 храмов, в том числе кафедральный Софийский собор.

Используя художественные знания, полученные в Пафнутиево-Боровском монастыре, епископ лично обновляет обветшавшую икону Божией матери «Знамение» — знаменитую новгородскую святыню. Во время епископства святителя написаны жизнеописания и церковные службы некоторым русским подвижникам.

Летописный свод

В годы епископского служения святителя в Новгороде происходит создание Владычного летописного свода, не дошедшего до наших дней.

Монах Досифей, который приходился племянником святому Иосифу Волоцкому, исправляет текст Синайского патерика, позднее этот же инок займется работой над составлением Волоколамского патерика и Хронографа.

В 1540 г. священником св. Софии Агафоном была создана новая Пасхалия.

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его труды

Митрополит московский

В 1542 г. епископ Новгородский и Псковский возводится в сан митрополита Московского. На этот момент о. Макарию уже было около 60 лет.

Политическая деятельность

Святитель Макарий, митрополит московский и всея Руси, начал свое служение в столице при будущем Иване Грозном, который в те годы был еще ребенком.

Спустя 5 лет владыка совершит венчание на царство московского князя Иоанна, который станет первым в истории русским царем.

Это событие примечательно тем, что таинство впервые совершает не патриарх, а митрополит, и не в византийском Константинополе, а в Москве.

В 1552 г. Иван Грозный получает благословение от владыки на поход в Казань. В честь победы над врагом впоследствии строится Покровский собор, в наши дни — храм Василия блаженного в Москве. Возникает Казанская епархия Русской Церкви. Архипастырь предсказал опричнину, введенную царем после смерти владыки, а также все тяжелые последствия такой политики главы государства.

Митрополит оказал немалое влияние на политику молодого царя, являлся членом «Избранной рады». Как и его предшественник — Иоасаф — был противником бояр Шуйских, отстраненных от власти в 1543 г. Изгнание Шуйских доказывает силу и влиятельность владыки. Архипастырь лично участвует в политических переговорах, принимает иностранных послов.

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его труды

Религиозная деятельность

При святителе созываются два Собора, занимающиеся вопросами прославления подвижников благочестия. Происходит это в 1547 и 1549 гг.

Ранее канонизацией святых занимались епископы на местах, поэтому угодников Божиих почитали лишь в их родной земле. Владыка Макарий впервые поднимает вопрос общероссийского прославления подвижников.

Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских».

Во время проведения Соборов произошла канонизация великих российских подвижников:

  • Александра Невского;
  • Всеволода Псковского;
  • Никона Радонежского;
  • Саввы Сторожевского;
  • Митрополита Ионы;
  • Пафнутия Боровского и др.

После прославления потребовалось большое количество новых церковных служб для каждого из святых, обновление или составление житий. Всю эту непростую работу митрополит взял на себя.

В 1551 году владыка созывает Стоглавый Собор, на котором рассматриваются и решаются различные проблемы Русской Церкви, начиная с внешнего облика православного христианина и заканчивая вопросами духовного просвещения. Став на сторону «иосифлян», владыка препятствует секуляризации земель, принадлежащих монастырям. После проведения Собора во все епархии были разосланы указания, касающиеся нововведений.

Собором 1553 г. были осуждены еретики Матфей Башкин и Феодосий Косой, распространявшие учение о Христе как об обычном человеке, отвергающие Таинства Церкви.

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его труды

Кончина святителя

В сентябре 1563 г. митрополит Макарий сильно простужается во время крестного хода. Вечером, почувствовав болезненную слабость, владыка посылает в Пафнутиево-Боровский монастырь за старцем, желая исповедаться и причаститься.

3 ноября святитель говорит царю Иоанну о намерении удалиться на покой в родной монастырь, но не получает царского разрешения на отъезд.

После праздника Рождества Христова митрополит совсем слабеет, а 31 декабря 1563 г. перед заутреней святитель отдает дух Богу.

Место погребения архипастыря — Успенский собор Московского Кремля. В памяти своей паствы владыка остался мудрым, благочестивым и добрым архиереем.

Народное почитание святого началось практически сразу после его кончины, была написана икона митрополита Макария, к которой благоговейно прикладывался царь Иоанн, возвратившись с Литовского похода в 1564 г. На иконах святитель изображен высоким худощавым седым старцем.

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его труды

Наследие

Еще будучи Новгородским епископом, Макарий поставил целью собрать воедино и систематизировать все письменные духовные памятники Древней Руси. На осуществление этой задумки ушло больше 20 лет.

Сборник духовной литературы позже получил название «Великие Макарьевские Четьи-Минеи».

При жизни святителя существовали три редакции сборника, каждая из которых превосходила предыдущую по объему.

Четьи-Минеи содержат как древнерусские, так и переведенные с греческого духовные литературные произведения.

Сюда вошли труды таких авторов, как:

  • митрополит Илларион;
  • епископ Кирилл Туровский;
  • игумен Даниил;
  • митрополит Григорий Цамблак;
  • иеромонах Пахомий Серб.

На каждый день Минеи предлагают жития празднуемых святых, проповеди и поучения. Труд состоит из 12 томов, каждый из которых содержит около 1500 страниц большого формата.

Другие известные митрополиты Макарии

Кроме московского митрополита 16-го в. история знает еще как минимум двоих великих церковных деятелей под именем Макарий.

Макарий Невский

Этот святитель был также прославлен в 2000 г. Родился будущий владыка во Владимирской губернии, затем с семьей переехал в Тобольск, где окончил местную семинарию. Юноша отказался от продолжения обучения в академии, активно занявшись миссионерской деятельностью.

В 1855 г. входит в состав Алтайской миссии, там же принимает монашество.

Около 30 лет Макарий посвятил служению на Алтае:

  • переводил книги на местный язык;
  • организовывал училища;
  • занимался просвещением и книгопечатанием.

С 1891 г. — епископ Томский, а с 1912 — митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода. В 1917 г. владыка Макарий был уволен с кафедры и сослан в Николо-Угрешский монастырь. Скончался в 1926 г. в селе Котельники недалеко от Люберцов.

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его труды

Макарий Булгаков

Биография будущего митрополита начинается в 1816 г. в селе Курской губернии. Юноша успешно оканчивает Курскую семинарию, а затем Киевскую духовную академию, принимает монашество. С 1842 г. Макарий преподает в Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1851 г. становится епископом Винницким, затем в течение 30 лет служит еще в нескольких епархиях Русской Церкви. С 1879 г. назначается митрополитом Московским и Коломенским.

Знаменит митрополит Макарий как крупный ученый-богослов, церковный писатель и историк.

Из многочисленных трудов владыки можно выделить Историю Русской Церкви в 12 томах, Православно-догматическое богословие.

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его труды

Видео о Макарии Московском

В этом видео — житие святителя Макария Московского в виде увлекательного рассказа.

Святитель Макарий, митрополит Московский

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его труды

12 января (30 декабря ст. ст.) совершается память святителя Макария, митрополита Московского. При нем были созваны два Собора: 1547 и 1549 гг., на которых был поднят вопрос прославления подвижников благочестия. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских». В 1551 году под руководством святителя состоялся Стоглавый собор, подтвердивший, в том числе, святость двуперстия. Также митрополитом Макарием были составлены Великие Четьи-Минеи, которые включили в себя жития святых, сочинения церковных писателей, собрания патериков, тексты исторического и нравоучительного характера русских авторов, расположенные в порядке празднования памяти святых по православному календарю на каждый месяц.

Содержание

Житие святителя Макария, митрополита Московского

Будущий митрополит Макарий родился около 1482 года в Москве в семье добродетельных  родителей. При крещении его нарекли Михаилом, во имя Архистратига Михаила. Отец Михаила, Леонтий. преставился вскоре после рождения сына. Мать его приняла впоследствии иноческий постриг с именем Евфросиния.

Читайте также:  Всеблаженная икона Божией Матери: история и значение, в чем помогает и молитвы

Михаил решил избрать для себя путь инока и поступил послушником в Богородице-Рождественский Пафнутиево-Боровский монастырь. При постриге был наречен в честь преподобного Макария Великого. В 1523 году Макарий становится игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске.

Будучи настоятелем обители, он завел монастырский синодик, установив поминовение всей преждепочившей братии, и устроил в монастырском соборе придел в честь преподобного Макария Великого. В 1526 году Макарий был поставлен в архиепископа Новгородского. Хиротония была совершена в Успенском соборе Московского Кремля.

Архиепископ Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. В 1528 году, исполняя постановление Московского Собора 1503 года, архиепископ Макарий предпринял решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. Большую заботу он проявил о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, Великого Новгорода.

Всего при святителе Макарии только в Новгороде были построены, перестроены и вновь украшены после пожаров около сорока храмов, для которых написаны книги, изготовлена церковная утварь и сосуды во владычной мастерской. Архиепископ Макарий много сил и забот отдавал служению ближним.

Во время мора и засухи в Великом Новгороде архиепископ совершал молебны с особым чином омовения святых мощей и затем кропил все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекратились. Архиепископ Макарий неоднократно совершал длительные поездки по всей епархии. Бывал он и за ее пределами.

Так, в период пребывания на новгородской кафедре, он дважды бывал в Москве: в 1535 году по вызову государевой власти и в 1539 году, когда он возглавлял избрание и поставление нового митрополита Иоасафа. Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 года была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.

По благословению святителя Макария в Великом Новгороде был составлен новый летописный свод, написаны жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей (Топорков), работал над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф.

19 марта 1542 года архиепископ Макарий был возведен на митрополичий престол. На Соборах 1547 и 1549 гг. решался вопрос общецерковного прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов.

Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», — так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Хронология их имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.

Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Историк Е.Е.

Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».

Известно, что митрополит Макарий ослеп на один глаз, вероятно, это могло с ним случиться во время великого пожара в Москве в 1547 году. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, митрополиту удалось вынести из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром.

За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Люди, которые сопровождали митрополита, погибли от ожогов и удушья. Митрополит Макарий чудом спасся, но при пожаре, как записал современник, «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть.

В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием.

На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения.

После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамоты, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, поскольку его материалы изложены в ста главах.

В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна IV идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление[1]. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву. 3 февраля 1555 года митрополит Макарий поставил на новую Казанскую кафедру епископа Гурия. 

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его трудыМитрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Миниатюра из Царственной книги. 1560-е годы (?)

Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины: «Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» И слезы испущаше велии. И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли». Однажды попросил царь Иоанн IV митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на митрополита: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание [м] почитает, и тот во веки не согрешит».

В сентябре 1563 года митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться. Преставился митрополит Макарий 12 января (30 декабря  ст. ст.) 1563 года.

«На погребении же его был царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич и князь Владимир Андреевич, и князья, и бояре, и вельможи, и множество народа.

Был же тогда на погребении Никандр, архиепископ Ростовский и Ярославский; Афанасий, епископ Суздальский и Тарусский; Филофей, епископ Рязанский и Муромский; Варлаам, епископ Коломенский и Каширский; Матфей, епископ Сарский и Подонский; архимандриты и игумены с освященным собором»[2].

Почитание святителя Макария, митрополита Московского

Почитание святителя Макария, митрополита Московского, началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона.

Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».

Имя святителя начиная с XVII века встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа». В 2002 году Митрополит Макарий Московский был канонизирован Русской Православной старообрядческой Церковью в лике святителей.

Труды святителя Макария, митрополита Московского

Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия. И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 году.

Это начинание получило в истории именование Великие Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 году, вторая в 1550-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь.

В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.

В 1552 году вторая редакция Великих Миней Четьих вложена в Московский Успенский собор.

В этой книге, название которой переводится как Большие Месячные Чтения, Макарий постарался собрать весь корпус благословленных Православной Церковью книг для чтения, бытовавший в Древней Руси.

По его инициативе создан первый систематический труд по русской истории — Книга степенная царского родословия. По благословению митрополита Московского Макария начинается русское книгопечатание диаконом Иоанном Федоровым.

При митрополите Макарие были созваны два Собора: 1547 и 1549 гг., на которых был поднят вопрос прославления подвижников благочестия. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских». На них были канонизированы:  Александр Невский; Всеволод Псковский; Никон Радонежский; Савва Сторожевский; митрополит Иона; Пафнутий Боровский и другие.

Святитель Макарий, митрополит Московский. Иконы

Самое раннее изображение святителя Макария, митрополита Московского, находится на четырехчастной иконе 1547 года в Благовещенском соборе Московского Кремля. В ее левой нижней части среди других известных лиц написаны царь и митрополит Макарий.

Читайте также:  Нужно ли беременным поститься перед причастием: как подготовиться и что кушать

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его труды«Четырехчастная» икона. Середина XVI в. Москва Благовещенский собор Московского Кремля

Другое изображение 1560 года было создано в алтаре Успенского собора Свияжского монастыря на фреске «Да молчит всяка плоть человеческая…». На иконах святитель Макарий изображается сухим, высоким, седым старцем. «Митрополит Макарий, стар и сед, в золотом саккосе и зеленом омофоре, на котором черные с золотом кресты; на голове святительская шапка, верх с разноцветными камнями.

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его трудыБоголюбская икона Пресвятой Богородицы с избранными святыми (створка складеня трехстворчатого). На створке изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн. Истома Савин. Конец XVI — начало XVII в. Москва, ГТГМитрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его трудыСобор Московских святых (фрагмент). 2-я пол. XVII века. Рисунок (Перевод с иконы выполнен В.П. Гурьяновым)Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его трудыСвт. Макарий Московский с житием. Икона. Сергиев Посад. 1990-е годы

[1] Лицевой летописный свод. Русская история в 24-х книгах. Русская летописная история. Книга 21 (1551–1553). Л. 184-198. [2] Лицевой летописный свод. Русская история в 24-х книгах. Русская летописная история. Книга 23 (1557–1567). Л. 293, 294.

Макарий Булгаков

Пути Господни неисповедимы, иногда попавший в тебя камень приносит выздоровление. Так и лучилось с Макарием Булгаковым.

Митрополит Макарий, в миру Михаил Петрович Булгаков, родился 19 сентября 1816 года в селе Сурково, Курской губернии.

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), работа неизвестного художника начала 1880-х годов

Краткая биография Булгакова такова:

Его отец был священником в сельском храме. Он слыл добрым пастырем, но, к сожалению, рано скончался, Михаилу тогда было всего 7 лет.

Поэтому вопрос нравственного воспитания был сильно развит в семье Михаила.

После смерти Петра Булгакова Стефанида осталась одна с шестью маленькими детьми, младшей дочери было всего лишь 3 года, а старшей — 10 лет.

Мать будущего митрополита, Стефанида Григорьевна, была дочерью священнослужителя.

Михаил был третьим ребенком в семье, с самого раннего детства он рос слабым и часто болел золотухой.  После кончины отца он был отправлен священнику и крестному — Павлу Никитскому, за несколько верст от родного села. Здесь отрок обучился грамоте.

В 1825 году Стефанида Григорьевна отвезла сына в Колочу и отправила учиться в приходское духовное училище. Учение Михаилу давалось тяжело ввиду его слабости и частых болезней, но благодаря усердию и твердости характера он оставался в числе учащихся.

Дальнейшее событие «перевернуло» жизнь будущего митрополита. Есть несколько версий:

  1. Михаила дразнили из-за его здоровья и однажды попали камнем по голове.
  2. Михаил, как обычно, усердно занимался в своей комнате в училище, а на улице веселились ребята и случайно попали камнем в его окно и ему в голову.

Итог один — камень сильно повредил голову отрока. Лечение повлияло на весь организм в целом и здоровье Михаила улучшилось, при этом усердие и концентрация остались. И он быстро стал одним из лучших учащихся.

К 25 годам михаил булгаков уже решил связать свой путь с монашеством

Следующей ступенью обучения Михаила стала Курская семинария. Его успехи были столь велики, что многие преподаватели называли его по имени — отчеству.

В 1837 году Булгаков поступает в Киевскую духовную академию. Во время обучение в данном заведении Михаил решил связать свою дальнейшую жизнь с подвигом монашества.

В 1841 году, когда будущему митрополиту исполнилось 25 лет, задуманное было осуществлено и он принял монашеский постриг. Его нарекли новым именем — Макарий, в честь святого мученика, Киевского митрополита Макария.

Митрополит Макарий Булгаков: биография и путь служения Господу, его трудыКиевская духовная академия дала крепкое духовное образование будущему митрополиту и в ее стенах Макарий принял постриг

В этом же году Макария посвятили в сан иеродиакона, а чуть позже, по завершению академии, и в сан священника.

По окончания обучения Макарий остается преподавать в нем

Сразу после окончания обучения в Киевской духовной академии Макарию предложили начать преподавательскую деятельность на только что образовавшейся кафедре Русской церкви и гражданской истории, он вел оба предмета.

Ранее этих предметов не читалось нигде и будущий митрополит очень тщательно готовился к лекциям и составлял специальные пособия, которые впоследствии публиковались в «Христианском чтении», а еще позже легли в основу труда по Истории христианства на Руси.

Он был лучше всего подготовлен по этому предмету, т.к. наставниками были знаменитые богословы Иннокентий Борисов и Дмитрий Муретов.  Продолжает печататься в журналах («Догматическое учение св. Дмитрия Донского» и пр), также отдельно вышла книга «История Киевской духовной академии».

Собственноручно составленные лекции вылились в статьи и книги

Во время преподавания Богословия догматического, Энциклопедии богословия и Богословия основного отец Макарий издает свои лекции по основному богословию в виде книги «Введение в православное богословие» и получает степень богослова.

К этому времени Булгаков уже имел сан архимандрита и являлся инспектором академии.

В 1949 году появился первый том «Богословия догматического». Примерно в этот же период появились такие труды, как первые тома «Истории русской церкви» и «Собрание материалов для науки канонического права Православной церкви».

  • Продолжает свою преподавательскую деятельность, а также работу по составлению следующих томов «Богословия догматического» и «Истории русской церкви».
  • На «Богословие догматическое» была составлена рецензия Иннокентием Борисовым по поручению Академии наук, он дал самую блестящую оценку труду, что надолго закрепило за Макарием лавры первого русского богослова.
  • Какой бы сферой деятельности Булгаков ни занялся, все выливалось в его труды, в написание книг.
  • Так, в 1854 году появилась «История русского раскола старообрядства», как раз в это время Макарий занимал должность наставника миссионерского противораскольнического класса, открытого в Санкт-Петербургской академии.
  • В этот же период епископ Макарий является редактором журнала «Христианское чтение», в котором публикуются его статьи.

Были у епископа Макария и недруги, которые старались омрачить его жизнь пастыря и просветительскую сторону жизни

  1. В 1857 году епископа Макария переводят в Тамбов, дабы он возглавил Тамбовскую епархию.
  2. Новый епископ быстро разобрался с находящейся в упадке епархией и начал наводить порядок.

  3. Он лично решал множество вопросов, назначал более ответственных сотрудников, вел просветительские беседы, как среди прихожан, так и среди священнослужителей, следил за постройкой новых храмов и назначением достойных пастырей в доверенной структуре.

Организовал приток в приходские библиотеки новой литературы. Священникам очень понравилась эта идея и они попросили разрешение на закупку трудов Макария, что и было сделано.

  • В это время недовольные резкими изменениями в пастве начали распускать слухи, якобы Макарий принуждает священнослужителей закупать свои книги в приходские библиотеки.
  • Эта новость потрясла епископа и он стал проситься на другую кафедру, тем более что местный климат плохо сказывался на здоровье.
  • Макарий переведен на Харьковскую кафедру, которая была хорошо организована и нужно было поддерживать имеющийся порядок.

В 1862 году был возведен в сан архиепископа.

Продолжает литературную деятельность и организовывает ежемесячное издание «Духовный вестник».

В 1868 году архиепископа вызывают в Санкт-Петербург для участия в деятельности Священного Синода. Во время его пребывания в Северной столице умирает Литовский митрополит и принимается решение — назначить архиепископом Литовским и Виленским Макария.

Паства в этой местности была крайне нестабильно в вере, т.к. шел «нахлест» православия, западных вероучений и старообрядчества.

Архиепископ это прекрасно понимал и отстаивал интересы православных, вел просветительскую деятельность для укрепления веры и обращения еще некрещенных. За то время, пока Макарий руководил епархией было отремонтировано, возведено и освящено 293 храма и увеличилось количество православных христиан.

Сложно даже представить сколько сил архиепископ Макарий возложил на алтарь земной жизни ради становления и укрепления православия в Российской Империи.

Новым назначение для Макария — митрополит Московский

В 1879 году архиепископа вызывают в столицу на отпевание почившего митрополита Иннокентия. И в скором времени Макария назначают митрополитом Московским и Коломенским.

На новой должности Макарий не изменил своим устоям и продолжил борьбу с халатностью в православии. Также продолжил написание трудов.

Его земной путь завершился 9 июня 1882 года.

Отзыв современника о митрополите Макарии

Митрополит Мануил о Макарии: «отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Доброта души проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели. Но особенно замечательное пожертвование епископ Макарий сделал в 1867 году.

Все деньги, которые он получил от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал нужную сумму (120 000 рублей).

Затем эту сумму положил в Государственное кредитное учреждение навсегда и завещал после его смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний».

Таким образом, митрополит Макарий и до сих пор принимает участие в поощрении просветительской деятельности. Его премии вручались в 1884 — 1917 годах. Их было 4: от Академии наук (1), Святейшего Синода (2) и Киевской духовной академии (1).

Возобновили вручение Макариевской премии в 1997 году, она присуждается в пяти номинациях: «История православной церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций.

В 2016 году отмечалось 200 лет со дня рождения митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).

Читайте также:  Поминовение усопших: православные традиции, молебны за упокой в 2021 году

Труды Макария Булгакова можно встретить в интернет-магазинах

Макарий (Булгаков) — это… Что такое Макарий (Булгаков)?

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Макарий и фамилией Булгаков.

Митрополи́т Мака́рий (в миру Михаи́л Петро́вич Булга́ков; 19 сентября (1 октября) 1816, село Сурково, Новоскольский уезд, Курская губерния — 9 (21) июня 1882, Москва) — епископ Православной Российской Церкви, историк церкви, богослов. С 8 апреля 1879 — митрополит Московский и Коломенский. Ординарный академик Академии наук (1854).

Биография

Семья и образование

Родился в бедной семье сельского священника, в которой было шестеро детей. Когда будущему митрополиту исполнилось семь лет, скончался его отец. Несмотря на нужду, мать старалась дать детям образование.

Его прижизненные биографии рассказывали о том, что в отрочестве он был болезненным и малоспособным ребёнком — до тех пор, пока с ним не произошло следующее событие: когда он однажды прятался от обижавших его товарищей во дворе школы, заучивая не вполне понятный ему урок, в его голову ударился неизвестно откуда брошенный камень, который рассёк «черепную оболочку на голове, произведя сильное кровотечение»[1], после чего его здоровье неожиданно улучшилось и открылись умственные дарования.

Окончил Белгородское уездное духовное училище (1831), Курскую духовную семинарию (1837; в последние два года обучения занимался преподаванием в младших классах той же семинарии), Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия (1841). Доктор богословия (1847; за труд «Введение в православное богословие»). Почётный член Императорского Археологического общества и Санкт-Петербургской духовной академии.

Церковное служение

  • 15 февраля 1841 был пострижен в монашество.
  • 25 марта 1841 рукоположён в сан иеродиакона.
  • С 29 июня 1841 года рукоположён в сан иеромонаха.
  • В 1841—1842 годы — преподаватель русской церковной и гражданской истории Киевской духовной академии.
  • В 1842 году, одновременно, ректор Киево-Подольских духовных училищ.
  • В 1842—1844 годы — помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной академии; в 1843 году Синодом утверждён в звании экстраординарного профессора богословских наук.
  • В 1844—1857 года — ординарный профессор догматического богословия Санкт-Петербургской духовной академии; в 1847—1849 также преподавал историю русской церкви, в 1853—1857 — историю русского раскола.
  • В 1844—1850 — инспектор Санкт-Петербургской духовной академии.
  • С 17 декабря 1844 года возведён в сан архимандрита.

20 декабря 1850 года (до 1857) определён ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В этот же период был редактором журнала «Христіанское Чтеніе» и главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в столичных учебных заведениях.

С 28 января 1851 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, настоятель Шаргородского Свято-Николаевского монастыря (при этом владыка Макарий остася ректором академии). Руководил созданием в 1853 году при академии специального отделения по борьбе с старообрядцами.

  1. С 1 мая 1857 года — епископ Тамбовский и Шацкий.
  2. С 18 апреля 1859 года — епископ Харьковский и Ахтырский.
  3. 8 апреля 1862 года возведён в сан архиепископа.
  4. 20 июля 1868 года вызывался для присутствия в Святейшем Синоде.
  5. С 10 декабря 1868 года — архиепископ Литовский и Виленский.
  6. По Именному Высочайшему указу Святейшему Синоду от 8 апреля 1879 года[2] — митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода.

Смерть и погребение

Скончался 9 июня 1882 года в 11 часов 35 минут пополудни «от апоплексического удара»[3] в архиерейском доме в селе Черкизове (ныне в черте Москвы); в день кончины чувствовал себя хорошо и «даже был оживлён более обыкновенного»[4]. Отпевание было совершено 14 июня в Чудовом монастыре; возглавлял архиепископ Варшавский Леонтий (Лебединский); похоронен 15 июня того же года в склепе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры[5].

Административная и научная деятельность

Митрополит Макарий (Булгаков). Мемориальная доска на здании Белгородской духовной семинарии

Митрополит Мануил (Лемешевский) так характеризовал деятельность митрополита Макария в качестве ректора Санкт-Петербургской духовной академии:

Путём ряда благоразумных мер он установил определенный и неизменный порядок студенческой жизни. Студенты не тяготились строгостью порядков, они любили своего начальника. Со слов самих студентов «более прямого, честного и откровенного начальника-педагога нельзя было представить».

Никакая лесть, никакое угодничество, сверх прямого отношения к делу не были ему доступны. Важное значение в деле воспитания студентов преосвящ. Макарий придавал церковному богослужению.

Он принимал все меры к тому, чтобы богослужение в академической церкви сделать как можно более торжественным и при возможности сам старался участвовать в богослужении.

Владыка Макарий был известен как способный и энергичный администратор. В Санкт-Петербургской духовной академии он уделял большое внимание улучшению материального положения преподавателей и студентов, обустройству академической библиотеки.

Во время управления Тамбовской епархией он активно занимался упорядочением делопроизводства, пребывавшего до него в запущенном состоянии.

В Харьковской епархии он был ответственным редактором журнала «Христианское чтение»; по его инициативе была создана церковная библиотека, которой могли пользоваться как духовные, так и светские лица; при активном участии владыки основан монастырь во имя святого великомученика Димитрия Солунского в селе Рясном.

Число народных училищ в епархии за время его управления увеличилось в четыре раза (всего к 1869 действовало 405 училищ). Владыка стремился повысить как образовательный уровень харьковского духовенства, так и религиозное благочестие паствы — он восстановил в епархии несколько ранее существовавших крестных ходов.

В период его пребывания на Литовской кафедре были построены, отремонтированы и освящены 293 церкви. В качестве московского митрополита проявил себя сторонником наведения порядка в церковном хозяйстве и усиления проповеднической деятельности духовенства.

В статье о владыке Макарии, помещённой в словаре Брокгауза и Ефрона, особое внимание обращается на его умеренно-либеральные взгляды, вызывавшие резкое неприятие со стороны наиболее консервативно настроенных церковных деятелей:

Везде духовная чернь относилась к нему с недоброжелательством. В Москве одна газета травлю митрополита сделала своею специальностью, обливала грязью все его выступления, недвусмысленно намекала на его политические взгляды. Представители мракобесия были правы в том отношении, что учёный и благородный иерарх не мог принадлежать к их чёрному стану.

Во всех важных случаях он шел навстречу запросам общества и движению вперёд… В шестидесятых годах Макарий, уже архиепископом, принимал участие в работах по реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени.

Его взгляды на постановку дела в средней и низшей школе церкви будили ненависть у ретроградов.

Митрополит Мануил отмечал, что в бытность архимандрита Макария членом Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета (1844—1848), он заслужил «репутацию в высшей степени гуманного, беспристрастного и аккуратного цензора». Он был активным сторонником принятия либерального академического устава 1869, получившего неофициальное название «Макарьевский устав».

Однако наибольшую известность митрополит Макарий получил как учёный, автор капитальных трудов в области богословия и истории.

Его главный исторический труд — «История Русской Церкви» в 12 томах (13-й не был закончен в связи с кончиной) был издан в 1883 (переиздан в 1994—1996).

Из его богословских работ наиболее известны двухтомный труд «Православно-догматическое богословие» и «Введение в православное богословие».

Премии митрополита Макария

Основная статья: Макарьевская премия

По словам митрополита Мануила,

отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Доброта души его проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели. Но особенно замечательное пожертвование еп. Макарий сделал в 1867 г.

Все деньги, которые он получил от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал значительную сумму (120 тыс. рублей).

Затем эту сумму положил в Государственное кредитное учреждение навсегда и завещал после его смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний.

Премии митрополита Макария присуждались в 1884—1917 годы. Существовали четыре Макариевские премии. Одна присуждалась Академией наук (по всем отраслям науки), две — Святейшим Синодом (за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам), одна — Киевской духовной академией (за работы в области духовной литературы).

В 1997 году усилиями Русской Православной Церкви, московского правительства и Академии наук РФ Макариевская премия была возобновлена.

Присуждается в пяти номинациях: «История православной церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций.

Труды

  • История Киевской духовной Академии. СПб, 1843.
  • История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1855.
  • История христианства в России до равноапостольного князя Владимира. СПб, 1868.
  • Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви 12 томов. СПб, 1883. (переиздание — 1994—1996).
  • Православно-догматическое богословие в 2-х томах. СПб, 1895.
  • Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. М., 1913.
  • Введение в православное богословие. СПб, 1913.
  • Слова и речи, произнесенные в 1869—1878 гг. СПб, 1890.
  • Слова и речи, произнесенные в Московской епархии в 1879—1882 гг. СПб, 1890.
  • Слова и речи, произнесенные в 1841—1868 гг. СПб, 1891.

Примечания

  1. «Московскія Епархіальныя Вѣдомости». 1879, № 17, стр. 140.
  2. Новый архипастырь Москвы. // «Московскія Вѣдомости». 17 апреля 1879, № 96, стр. 3.
  3. «Правительственный Вѣстникъ». 11 (23) июня 1882, № 126, стр. 1.
  4. «Правительственный Вѣстникъ». 15 (27) июня 1882, № 129, стр. 2.
  5. «Правительственный Вѣстникъ». 19 июня (1 июля) 1882, № 133, стр. 2.
  • Абрамович Д.И. О трудах митрополита Макария (Булгакова) в области древней русской литературы. — Пг., 1918. — 15 с.
  • Лебедев Н.А. Макарий, бывший митрополит Московский: Биографический очерк. — 2-е изд., , испр. и доп. — СПб., 1882. — 41 с.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector