Леснинская икона Божьей Матери: история и в чем помогает, тексты молитв

Эта иконографическая композиция демонстрирует Спасителя, наполовину погруженного в гроб. Верхняя часть тела Христа обнажена, глаза его закрыты, а голова опущена, десницы сложены одна на другой.

За спиной изображен крест вместе с орудиями Страстей, чаще всего слева от Мессии находится оплакивающая Богоматерь. Название «Не Рыдай…» взято из первой строфы 9-й песни канона на Великую субботу, сочиненного христианским поэтом Космой Маюмским.

Верующие просят у этой иконы благополучного жития, доброго здравия и спасения души от греховности.

История иконы

Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей. Иногда называют «Оплакивание Христа», по-гречески – «Пиета».

Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.»

Леснинская икона Божьей Матери: история и в чем помогает, тексты молитв

Эта икона участвовала в Богослужении только один раз в год, на Страстную седмицу, ее выкладывали на аналой чаще всего в Cтрастную пятницу. Это образ стойкости Христа перед уготованными Ему муками.

Впервые композиция «Не Рыдай Мене, Мати» в России появилась в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля, вызвавшей в 1554 году Дело дьяка Висковатого, восставшего против введения в русскую иконопись «латинских ересей», то есть западных новшеств. В XVI веке русские иконописцы стали использовать для композиций икон гравюры западных мастеров.

Это образ святой, церковный: Пречистой, плачущей над Сыном Своим, снятым со Креста и обвитым чистой плащанице — этот образ подписан «Не Рыдай Мене, Мати». «Почему же не рыдай?» — «Восстану бо и прославлюся. И не только Сам восстану, но и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тебя величающих».

Леснинская икона Божьей Матери: история и в чем помогает, тексты молитв

Вот где разрешение самой глубокой скорби человеческой — из гроба Сына к сердцу Пречистой несутся звуки не прекратившейся, но побеждающей Жизни… Все стихло. Таинственные звуки, слышимые только ухом сердца, предначинают песнь о неизреченном чуде, о неизреченном счастье… Перед глазами Ее еще Мертвец, но это не может поколебать победной песни победившей вечной жизни.

«Радуйся!» — сказал Архангел Деве однажды, — «и паки реку: радуйся!» — сказал Он ей другой раз, — «Твой Сын воскресе. »

Леснинская икона Божьей Матери: история и в чем помогает, тексты молитв

Отныне надгробная песнь над всяким умирающим о Господе растворяет слезы победной песнью «Алилуйа!» — Нет у человека более сильного врага, чем ад и смерть — но они побеждены! — Аминь!» Пред иконой Пресвятой Богородицы «Не Рыдай Мене, Мати» молятся за страждущих близких и о спасении близких, за детей.

Описание и значение иконы

В образе иконы изображены Иисус Христос и его мать – Мария — Богородица оплакивает своего сына. Икону нередко называют «Оплакивание Христа», что в переводе с итальянского – «Пьета» — так ее величают в западном искусстве. Самое известное западное творение «Пьета» создано Микеланджело.

Композиция представляет собой вертикальную структуру: Божий Сын — оплот вселенской Церкви и центральная фигура иконографии. Христос — Истина, на которую указывают все дополнительные элементы образа. Мессия не подвержен смерти, но намерен вскоре совершить пасхальное преображение.

Леснинская икона Божьей Матери: история и в чем помогает, тексты молитв

Существует несколько вариантов этой иконы, в некоторых не изображена Дева Мария:

  • Тело Христа в гробу только наполовину потому, что смерть не способна полностью объять Святой Дух и складывает своё оружие перед всемогуществом Господа. Гроб и физическая оболочка Спасителя рассматривается как Чаша Причастия.
  • Опущенная голова Христа говорит о том, что Он сошел в ад, разрушил врата подземного царства и освободил праведников, вечно преданных Небесному Отцу. Сложенные руки Спасителя символизируют полнейшее смирение перед собственной Жертвой. Орудия убийства Распятого Мессии говорят о цене, какой было приобретено прощение за все человеческие грехи.
  • Богородица, оплакивающая кончину Сына, подчеркивает для верующих реальность человечности Христа. Она является настоящим свидетелем действительных страданий, горько обнимая Спасителя.

«Оплакивание Христа» — икона, демонстрирующая Сына Божьего наполовину в гробу. Христос являет смирение и необыкновенную силу, которая расцветет после Воскресения.

Также, на некоторых иконах мы можем увидеть не только Богородицу, но и Иоанна Богослова и других Святых, которые оплакивают его вместе с матерью. Богородица же в иконе всегда появляется тогда, когда необходимо изобразить вочеловечивание Иисуса Христа.

Леснинская икона Божьей Матери: история и в чем помогает, тексты молитв

Поэтому, Святую Богородицу мы видим и в Рождестве, и в Сретении, и в Благовещении. Таким образом, в иконе «Не рыдай мене, Мати», Богородица представлена в виде живого свидетеля мученических страданий Богочеловека. И, с глубокой скорбью и состраданием Она обнимает Своего Сына.

Само значение иконы «Не рыдай мене, Мати» заключается в искупительной крестной жертве, которая стала наивысшим проявлением любви Божества к человеку: «Ибо возлюбил Бог мир, что отдыл Сына Своего Единородного» (Ин. 3,16).

Молитвы ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Не Рыдай Мене, Мати»

Молитва первая

К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко непрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего.

И аще многажды каюся, ложь пред Богом обретаюся: каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю. Ведущи сия, Владычице моя, Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши мя, и благая творити да подаси ми.

Ты веси, о Владычице моя Богородице, яко имам в совершенней ненависти злая моя дела и всею мыслию люблю закон Бога моего.

Но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, тая творю, а благая преступаю.

Не попущай убо, Пречистая, воли моей совершатися, неугодна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодействуя и прочее пожил бых в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем.

Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди.

Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради.

Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси.

Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати.

Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, предивно цельбоносную икону Свою явившей, на нейже у Креста Христова стоящую Заступницу нашу видяще, похвальное Той возглашаем пение: Ты же, Госпоже Всемилостивая, яко имущая милосердие неизреченное, теплым Твоим предстательством и заступлением от всяких нас бед и недугов свобождай, во умилении Тебе зовущих: Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Роль иконы в христианстве

Действительно образ оплакивания присутствует как в западной, так и в восточной христианской традиции, поскольку для всех христиан тема страданий и крестной смерти Спасителя свята.

Леснинская икона Божьей Матери: история и в чем помогает, тексты молитв

Однако есть существенные отличия православного образа от западных аналогов. Если на Западе этот образ дает нам возможность почувствовать глубину трагедии Матери, оплакивающей своего Сына, то в православном образе не чувствуется тотальности смерти. Напротив, сквозь скорбь слышится весть о Воскресении.

Эта иконографическая структура, сочетающая темы Распятия Христа и Оплакивания Божьей Матерью Сына, сложилась в XIV столетии на Балканских островах.

Образ написан по мотивам канона Косьмы Маюмского, а главная идея здесь — искупление посредством крестной жертвы, что демонстрирует высшую любовь к Господу и веру в Его Всемогущество. Бог возлюбил мир настолько, что отдал ради него Своего Сына.

  • В России подобная тематика распространилась в период с XIV по XVII вв. Верующие могли наблюдать её в росписях храмов и на священных иконах. В эпоху Иоанна Грозного большую популярность среди православного населения приобрели «молельные» образы, к которым и относят композицию «Не Рыдай Мене Мати», преисполненную сюжетом, но не богатую красками. Российские паломники впервые увидели её в своем отечестве в стенах Благовещенского собора, располагающегося в Московском Кремле.
  • Название образа призывает не плакать о Распятом Мессии, так как по Божьей Воле Его Сын воскреснет и прославит Господа и всех его служителей. Изображение способно разрешить проблемы человеческой скорби, когда божественная милость и идея вечной жизни донесется из Гроба в сердца всех истинно слушающих. После горечи и печали останутся только таинственные звуки неизреченного чуда и счастья единства с Богом. «Оплакивание Христа» побеждает самого сильного человеческого врага — смерть и адские муки.

Леснинская икона божией матери

Леснинская икона Божьей Матери: история и в чем помогает, тексты молитвЛеснинская икона Божией МатериЛеснинская икона Божией Матери(Леснянская) (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками. Существуют 2 версии сказания об иконе — русская и польская. В них одинаково изложены обстоятельства обретения Л. и.: 14 сент. 1683 г. пастухи из с. Лесны (ныне Лесьна-Подляска Люблинского воеводства, Польша) пригнали скот на привычное для полуденной стоянки место близ села — «окопы» (холм с остатками земляных укреплений, к-рые связывают со временем похода крестоносцев на Ливонию в XIII в.). В лесу в ветвях грушевого дерева они увидели окруженную сиянием икону Божией Матери (тема обретения иконы на грушевом дереве на территории совр. Белоруссии встречается неоднократно: в частности, впервые — в истории Жировицкой иконы (кон. XV в.), в сер. XVIII в.- Васьковской иконы). О находке пастухи рассказали односельчанам и священнику. Икону сняли с дерева и перенесли в Лесну. В обеих версиях приведены имена пастухов: Александр Стельмащук и Мирон Макарук (польск.- Макарчук), в польском варианте указан их возраст — 9 и 10 лет соответственно.

Читайте также:  Икона Гурий, Самон и Авив: значение и о чем просят святых мучеников, молитва

Далее версии расходятся. Согласно русской, икона была поставлена в доме Макаруков. Оттуда ее перенесли в с. Буковичи (ныне Буковице, Польша) в правосл. Свято-Троицкую ц. (построена в кон. 70-х гг. XVI в., приход упразднен в 1859, к этому времени церковь пришла в запустение; вид церкви см. в кн.: Петров. 1887. Ил. на с. 69). Е. Поселянин дополняет местное предание: из дома Макаруков икону взял и присвоил «один соседский польский помещик… но под влиянием различных несчастий… он решил передать ее в ближайшую православную церковь села Букович, в двух верстах от Лесны» (Поселянин Е. Богоматерь. С. 592). Одним из первых чудес считается событие, когда на месте обретения иконы забил источник. К иконе началось паломничество, и она стала основным источником доходов церкви в Буковичах. Однако обладание иконой в условиях гонения на Православие и насаждения католицизма на Холмщине находилось в плоскости не столько приносимых иконой доходов, сколько усиления влияния Церкви.

Согласно польск. версии сказания, Л. и. пребывала в Буковичах (без упоминания о том, что она находилась в правосл. церкви) до тех пор, пока владелец имения римо-католик Михаловский не построил в принадлежавшей ему же Лесне на месте явления образа деревянный костел «на окопах», где в 1686 г. оказалась Л. и.

В рус. версии сообщается, что «передача» иконы не отличалась мирным характером: ксендзы «возбудили спор об иконе», затем Михаловский, «ворвавшись в церковь с гайдуками… захватил икону и перенес ее в леснинский костел» (Петров. 1887. Прил. С. 11). В изданной Холмским правосл. церковным Богородицким братством брошюре о Л. и.

указано, что инициатором изъятия у православных иконы был леснинский ксендз Яницкий (см.: Фратеркулюс. 1883. С. 295). Он стал сразу фиксировать чудеса от иконы и сделал за время своего настоятельства в костеле ок. 500 записей. Спустя 14 лет он добился назначения комиссии по обследованию чудес от иконы. 24 нояб. 1700 г. католич. еп.

Луцкий и Брестский Францишек Миколай Пражмовский объявил икону чудотворной. В 1716 г. польский кн. Кароль Станислав Радзивилл украсил образ золотыми венцами (исчезли в 1812, во время французского нашествия). С 1752 г.

Лесна стала центром парафии монахов католического ордена паулинов с чудотворной иконой в новом костеле (1731-1758) и образованном при нем мон-ре.

Представители Холмского православного братства в исследовании об иконе подчеркивали, что дата объявления иконы чудотворной не стала официальным днем ее празднования, католики и униаты продолжали приходить на поклонение к иконе в дни православных праздников: 8 сент., в Рождество Пресв.

Богородицы и 14 сент., когда отмечается Воздвижение Креста Господня (Там же. С. 296). Кроме того, в сборник ксендза Яницкого чудо о перенесении иконы ангелами из Буковичей в Лесну было включено спустя 30 лет, что можно рассматривать как попытку т. о. обосновать появление иконы у католиков (Там же.

С. 295).

В 1863 г. мон-рь монахов-паулинов стал местом собраний мятежников во время Польского восстания и распоряжением российского правительства был упразднен (богослужения в костеле продолжали совершать); за агитацию перехода в католичество в период очищения униат. обряда (1865-1875) костел был передан православным. Была возвращена также Л. и.

, явленная «для ободрения и утешения тамошним православным» (Петров. 1887. С. 118). 25 апр. 1884 г. при леснинском храме была учреждена Свято-Богородицкая жен. община, преобразованная в авг. 1889 г.

в Леснинский Богородицкий женский мон-рь Бывший костел перестроили и освятили в честь Воздвижения Креста Господня, поставили низкий 2-ярусный иконостас, к-рый не скрывал чудотворную икону, находившуюся в алтаре на Горнем месте (очевидно, местоположение Л. и., а также ее убранство, сложившиеся при паулинах, были сохранены).

Она помещалась «в высокой, двухсаженной нише, имеющей вид католического алтаря, с колоннами по бокам», ниша была украшена «двумя большими золоченными херувимами и множеством различных золотых и серебряных привесок» (Поселянин. Е. Богоматерь. С. 593).

Икона представляет собой каменную пластину овальной формы темно-пурпурного (гематитового) цвета, на которой в невысоком рельефе вырезан образ Божией Матери с Младенцем на правой руке (тип «Одигитрия»). Фон средника неровный, края овального поля гладкие. По типологии Л. и. восходит к произведениям белорусской мелкой пластики XV в.

, одним из самых известных примеров является Жировицкая икона Божией Матери. Однако в отличие от других таких икон, подобных камеям или нагрудным образкам, Л. и. имеет значительно большие размеры (ок. 40 см в высоту).

Лики хорошо сохранились, они проработаны четкими уверенными линиями и не утратили пластичность при попытке передать в плоском рельефе объем с помощью легкой асимметрии. Характерными чертами (гл. обр. в лике Богоматери) являются укороченный нос, припухшие веки, рисунок губ — Л. и. близка к произведениям белорус. иконописи сер. XVI в., которая еще сохраняла узнаваемость византийских образцов, но осваивала и средства западноевроп. живописи.

На иконе сохранился убор кон. XIX в. Серебряный с позолотой и украшенный камнями чеканный оклад закрывает фигуры Богородицы и Христа по контуру, оставляя открытыми лики; из того же материала выполнены венцы на головах и рама, обрамляющая икону по краю. Икона вложена в раму-киот с широкими исходящими лучами и венцом в верхней части.

События первой мировой войны прервали историю Леснинского монастыря на Холмщине: в 1915 г. проживавшие в мон-ре (более 600 учащихся и учителей и ок. 500 монашествующих) были эвакуированы. Л. и., подготовленную к эвакуации еще в кон. 1914 г.

, отправили в Петроград на Леснинское подворье; часть сестер нашла приют в Новодевичьем в честь Воскресения Христова и в прп. Иоанна Рильского мон-рях в Петрограде. После Октябрьской революции 1917 г., взяв с собой главную святыню мон-ря, они были вынуждены бежать в Кишинёвскую епархию в Жабский женский мон-рь (в совр.

с. Жапка Флорешсткого р-на, Республика Молдова), в 1920 г. нашли ненадолго пристанище в мон-ре Кувеждин, затем — в мон-ре Хопово на Фрушка-Горе (Королевство сербов, хорватов и словенцев; совр. Сербия), с 1943 г.- в Белграде. К 1949 г.

положение обители в Белграде осложнилось настолько, что было принято решение искать новое убежище. На вывоз иконы за пределы Югославии требовалось разрешение правительства. Во время осмотра Л. и. представителями специальной художественной комиссии в домовом храме обители игум.

Феодора призвала сестер к молитве: задержание святыни делало невозможным перемещение мон-ря. Разрешение было получено, и летом 1950 г. сестры отбыли во Францию, сначала в Фуркё под Парижем, а в окт. 1967 г. в Шовенкур-Провмон (деп. Эр). Икону поместили в часовню при доме монастыря, в 1968 г., в день празднования Л. и.

, приходящийся на Воздвижение Креста Господня, был освящен монастырский храм, куда и была перенесена икона. В наст. время Л. и. пребывает в специально устроенном деревянном резном киоте справа от клироса.

Сведения о Л. и. вошли в общецерковный оборот только в кон. XIX в. В 1665 г., т. е. до явления иконы, был опубликован 1-й свод правосл. икон (архиеп. Иоанникий (Галятовский), «Небо Новое»), к-рый стал основой для последующих подобных работ 1-й четв. XVIII — сер.

XIX в. В этот период икона находилась у католиков в условиях, когда большая часть населения Холмщины была склонена в униатство; т. о., вплоть до 80-х гг. XIX в.

практика почитания православными иконы была пресечена и возобновилась только после возврата чудотворной святыни в 1875 г. и учреждения в Лесне правосл. мон-ря. С этого времени информация о Л. и. появилась в отдельных изданиях, посвященных монастырю, и в сводах икон (см.

, напр.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 322-323; Сергий (Спасский). Месяцеслов.Т. 3. С. 661).

Акафист Л. и. составила в годы после Октябрьской революции в Петрограде насельница монастыря мон. Анастасия. Описания чудес, происшедших от Л. и. (многочисленные исцеления и даже воскрешение младенца), были опубликованы в 1900 г. прот.

Николаем Страшевичем, наиболее ранние из них, очевидно, относятся к кон. XVII в.; запись чудес была возобновлена насельницами Леснинского монастыря (см.: Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973), продолжается и в наст. время.

В правосл. ц. арх. Михаила (св. Анны) в дер. Ст. Корнин (совр. с. Стары-Корнин Подляского воеводства, Польша) находилась чудотворная Корнинская икона Божией Матери (1709), которая, по сведениям историков XIX в., была копией Л. и. Эта икона также славилась чудесами исцелений: «…

до воссоединения униатов, при церкви (тогда униатской) хранилась… масса костылей, оставляемых больными, после получения пред иконой исцеления» (Покровский Ф. В. Археологическая карта Гродненской губ. Вильна, 1895. № 71); в кон. XIX в.

в церкви находились кандалы, упавшие с ног невинно осужденного после молитвы пред иконой (Там же).

В наст. время в Лесьна-Подляска в костеле находится еще одна копия Л. и., к-рую католич. паства считает той самой, явленной в 1683 г. иконой. Однако с художественной т. зр. «вторичный» характер исполнения иконы, не несущей определенных стилистических черт эпохи в отличие от иконы из Шовенкур-Провмона, свидетельствует против этого предположения.

Лит.: Фратеркулюс (псевд., Лебединцев Ф. Г.). Явление чудотв. иконы Богоматери в Лесне, в связи с др. совр. событиями на Руси // Киев. старина. 1883. Т. 7. № 9/10. С. 294-297; Петров Н. И. Холмская Русь: Ист. судьбы рус. Забужья. СПб., 1887. С. 118, ил. на с. 173. Прил. С. 11-12, 45; Рус. паломник. 1887. № 3. С. 15; Поселянин Е. Богоматерь. С. 591-593; Православные рус. обители. С. 633-635; Маевский В. Лесна, Хопово — Фуркё: Подвижницы любви. Сан-Паулу, 1962.

Икона Божьей Матери Целительница

1 октября Церковь особо почитает образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница». Уже из самого названия видно, что история этой иконы связана с чудесами исцеления от различных болезней, на протяжении веков происходивших по молитвам людей перед ней. Наиболее известен случай, благодаря которому и получило свою известность это изображение.

Леснинская икона Божьей Матери: история и в чем помогает, тексты молитв

Он произошел в Москве, во времена святителя Дмитрия Ростовского, в начале XVIII века. Как повествует благочестивое предание, один священнослужитель по имени Викентий (история умалчивает о том, какой сан у него был) тяжело заболел.

Пролежав некоторое время в постели и окончательно ослабев, мужчина с каждой минутой приближался к своей смерти, и надежды на поправку уже покинули его. Но верный Христов слуга даже в таком бедственном положении не переставал молиться Пресвятой Богородице.

Читайте также:  Молитва сергию радонежскому: как правильно обращаться к святому, сильные тексты

Он ничего не просил, — ни здоровья, ни облегчения мук, — а только каждый час благодарил Пречистую Деву и прославлял Ее словами из Евангелия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!». Делал он это даже

Священнослужитель уже готов был отойти в Вечность. Однако Господь судил, чтобы через этого человека прославилась Его Матерь. Когда болящий был уже на самом краю земной жизни, комнату, где он лежал, наполнило дивное сияние, и туда вошла Богородица.

Она была облачена в царское одеяние и держала в руке скипетр. Ее сопровождал лучезарный юноша в белом — это был ангел-хранитель Викентия. Ангел молил Божью Матерь исцелить мужчину. Дева вняла этим просьбам.

Она подошла к постели, коснулась умирающего клирика своим жезлом, и свершилось чудо — недуг стремительно покинул священнослужителя.

Целительница, вернувшая человеку здравие, исчезла из вида, а сам удостоенный небесной милости служитель алтаря вскоре окреп настолько, что уже через несколько дней вернулся к храмовому служению. И всем, кто с ним общался, рассказывал о встрече с Царицей Небесной. В память об этом случае и была написана икона «Целительница».

Говорят, что кроме этого чудесного события московское изображение имеет еще более древний прототип — икону IV века, написанную в Иберии (современной Грузии) во времена равноапостольной Нины. Теперь уже трудно установить доподлинно, как выглядел грузинский оригинал.

Вероятно, на нем тоже была изображена Богородица, исцеляющая одного или нескольких болящих. Так или иначе, иконы, на которых Пресвятая Дева предстоит перед взором молящихся в облике врача, склонившегося над одром больного, получили в России довольно широкое распространение и полюбились народу.

Чаще всего образ «Целительница» встречается в больничных храмах, богадельнях,  палатах клиник или госпитальных часовнях.

И неудивительно: ведь к кому же ещё, как не ко Христу и к Его Пречистой Матери обращаться верующему человеку в тяжелые минуты болезни и страданий? Но, читая историю этого прославленного образа, можно упустить из вида некоторые важные детали:

Прежде всего, поражает поведение болящего Викентия. В его молитве не было ни одного прошения. Клирик только лишь прославлял Бога и Деву Марию, благодарил Их и с радостью и мужеством ждал своей грядущей кончины.

И исцеление этого человека, которое, вроде бы как, произошло исключительно по просьбе ангела-хранителя (ведь сам Викентий не просил о своем выздоровлении), по большому счету, было ничем иным, как ответом Богородицы на смирение болящего.

Когда нас посещает какая-то проблема или недуг, то первой реакцией чаще всего бывает именно ропот: «Господи, за что?», — спрашиваем мы у Неба. И молимся, чтобы полоса неудач скорее сменилась светлыми беспечальными днями. Викентий же явил совершенно иную поведенческую парадигму, и, даровав ему исцеление, Богородица, по сути, благословила его позицию, указав и нам некий образец поведения.

Второй, не менее примечательный момент: Дева Мария исцелила клирика не сразу, но лишь спустя некоторое время — когда он уже был при смерти. Святые отцы всегда предупреждали, что Господь лучше нас знает время, которое оптимально подходит для дарования нам любых благ.

Эту прописную истину подтверждает и живой опыт Церкви, опыт простых людей, готовых сказать: «Господь все подает или не подает вовремя». Нам же остается лишь ждать. Однако ожидание это — не унылое безразличие, когда болезнь или скорбь воспринимается как печальный тупик и безнадега.

Ожидание благ от Бога — это полное доверие Ему, и уверенность в том, что все подаваемое от Бога — благо. Такое ожидание и такое доверие, образец которых явил нам Викентий, и подражать которому призваны все христиане.

Икона Божией Матери “Знамение” — история, чудеса, молитва | Православиум

Рубрика: Иконы, Молитва

В России верующие всегда с особым трепетом и любовью относились к Божьей Матери. Её образы, в том числе икона Божией Матери «Знамение», особо почитаются. Многочисленны примеры чудесного заступничества Богородицы за народ, который молит Ее о помощи. Дева Мария – единственный в мире человек, в которого вошел Сам Бог. Непорочная Дева родила в мир Богочеловека Иисуса Христа.

Леснинская икона Божьей Матери: история и в чем помогает, тексты молитвИкона Божией Матери «Знамение»

“Личная заслуга Пресвятой Девы состоит в том, что она приготовила себя для принятия Спасителя. Таков был ее личный, свободно принятый подвиг. Чистота ее жизни, глубочайшая любовь, полное самоотречение и абсолютная верность Богу – все это не встречалось ни в одном из праведников ветхозаветной древности в такой степени” (святитель Игнатий Брянчанинов).

Поэтому закономерно широкое почитание Царицы Небесной через ее святые образа. Ведь зачастую именно иконы являются зримым свидетельством чудес Богородицы.

Икона называют “живописным Евангелием”, “бессловесной проповедью”, “окном в невидимый мир”. Православные поклоняются самой Богородице, изображенной на иконе, а не доскам и краскам, как считают иконоборцы.

“Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам” (преподобный Никодим Святогорец).

Одним из таких чудотворных изображений является Икона Божией Матери “Знамение”.

На иконе “Знамение” Богородица изображена с поднятыми и раскинутыми в стороны руками. Это — свидетельство Ее заступнической молитвы. На груди Божьей Матери в медальоне (или в сфере) восседает Богомладенец.

Это один из первых  иконописных образов Богородицы, берущих свое начало в IV веке. На Руси икона такого иконописного типа получила распространение в XI-XII веках.

Она стала называться “Знамение” после чудесного случая, произошедшего в Новгороде.

Чудесный случай в Великом Новгороде

В 1170 году Богородица помогла победить новгородцам суздальского князя Андрея Боголюбского. По преданию, объединенное войско нескольких княжеств под предводительством суздальского княжича Мстислава окружило Великий Новгород.

Войско многократно превосходило новгородцев, неминуемая гибель ждала город и его жителей. Верующие вместе с архиепископом Иоанном день и ночь молились Богу и Его Матери.

Через некоторое время ночью архиепископ Иоанн услышал голос:

“Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святой Богородицы, и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов”.

Когда утром новгородцы проносили иконы крестным ходом, войска Мстислава обстреляли их из луков. Одна из стрел вонзилась в лик Богородицы. Из глаз Царицы Небесной покатились слезы и она обернулась к молящимся новгородцам.

Тем самым Она показала свое заступничество перед верующими. Среди осаждавших началось смятение. Они бросали оружие, били друг друга и в конце концов обратились в бегство. Новгородцы устремились за врагом и одержали победу.

После чудесного случая икону назвали “Знамение”, был установлен праздник в честь иконы Божьей Матери “Знамение”. Он празднуется до сих пор 10 декабря. 

Чудеса по молитвам перед иконой Божией Матери “Знамение”

В чем помогает икона Знамение Пресвятой Богородицы? Перед иконой молятся о примирении враждующих, во время пожаров, эпидемий, войн. Во всех обстоятельствах, когда требуется преодолеть непримиримые разногласия и вражду, молятся Богородице перед ее иконой “Знамение”.

В 1356 году загорелся деревянный Преображенский храме Новгорода. Прихожане, понимая, что пламя невозможно остановить, встали на колени и начали горячо молиться. Через некоторое время  огонь потух без какого-либо вмешательства.

В 1636 году ювелир Лука разорился и принял решение ограбить храм. Когда Лука украл все драгоценные священные сосуды и пожертвования, то решил содрать серебряную ризу с иконы “Знамения”. Но не успел он подойти к образу, как невидимая рука оттолкнула его от иконы. Утром его обнаружили в храме почти без сознания. Придя в себя, Лука раскаялся и рассказал о случившемся.

Ольга Николаевна Куликовская-Романова (племянница Николая II) рассказывала, что икона “Знамение” всегда оберегала ее от болезней и бед.

“Я была между жизнью и смертью. В детстве у меня было запущенное воспаление уха, врачи отказывались делать операцию, я умирала. Отец потащил меня на руках к иконе, перед ней был отслужен молебен. После этого он повелел врачам делать операцию. На их “Мы не ручаемся”, он твердо ответил: “Зато я ручаюсь!”. Операция прошла успешно».

После установления советской власти в 1917 году икону “Знамение” поместили в Новгородский музей. 15 августа 1991 года она вернулась в Софийский собор. Тогда верующие наблюдали чудесное явление. Когда икону передавали в храм, на небе появилась радуга и окружила купол Софийского собора. Затем радужное свечение стало подниматься ввысь и бесследно исчезло в безоблачном небе. 

Многие списки “Знамения” начинают мироточить. Так в тульском селе Урусово находится разрушенный храм в честь Архангела Михаила. Один из жителей села 30 лет назад нашел старинный образ Богородицы на чердаке дома. И из глаз Богородицы начало истекать миро. Это было зафиксировано благочинным Веневского округа протоиереем Николаем Дудиным.

Молитвы перед иконой “Знамение” Пресвятой Богородицы

Тропарь Пресвятой Богородице, глас 4

Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Пресвятой Богородице, глас 4

Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе, лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н Похвало́.

Величание Пресвятой Богородице

Вели́чаем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой честны́й,/ и́мже побе́ду на враги́ дарова́// гра́ду на́шему.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Новгородская

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния.

Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая!

Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Икона «Лиддская»: история и описание, в чем помогает и как молиться, где находится

Лиддская икона Божией Матери, или Римская икона Пречистой — это почитаемый Православной церковью нерукотворный образ с ликом Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса. Празднование святынь совершается по дням их обретения:

  • 12 марта (по старому стилю 25 марта) Лиддской нерукотворной на столпе икон Божией Матери;
  • 26 июня (по старому стилю 9 июля) Лиддская (Римская) икона Богородицы.
Читайте также:  Молитва вдовы об усопшем муже: какие тексты и как правильно читать на русском

Верующим людям известно существование Нерукотворного образа Христа, который первый появился на его пути к Голгофе. Иисус, падая и поднимаясь, проходил свой последний Крестный путь.

Добрая женщина, видящая его муки, подала Сыну Божьему плат, чтобы он смог вытереть кровавый пот со своего лба. Иисус взял ткань: после того как он вытер лицо, оно отпечаталось на материале.

Так была создана первая икона с ликом Господа. Позже появились другие.

Удивительное появление образа Богородицы на столпе

Святые апостолы Иоанн Богослов и Петр несли свет своего учителя Христа людям. На этот раз проповеди звучали неподалеку от Иерусалима, в городе Лиде (более позднее его название Диоспол). Община из новообращенных христиан собиралась в новом, только что построенном, храме, посвященном Пречистой Деве.

Вернувшись на время в Иерусалим, апостолы обратились к Божьей Матери, вымаливая для Лиддского храма благословения, освящения, просили ее посетить новую христианскую обитель. На что Пречистая молвила любимым ученикам Иисуса, чтобы те спокойно возвращались к пастве, а Приснодева там будет.

Войдя в Лиддский храм, апостолы вдруг увидели настоящее чудо – на одном из столпов, служивших опорой свода здания, появился удивительной красоты образ Царицы Небесной, причем он проявился сам по себе, без участия рук человеческих.

Позднее Матерь Божия пришла во храм, она освятила его, передала дивному изображению божественную силу и благодать.

Читайте далее: ПАСХА. СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Особенности нерукотворной Лиддской иконы Богоматери

Изображение Пречистой Девы Марии с Младенцем Христом, восседающем на левой руке, принадлежит к иконописному типу «Одигитрия». Мария склонила голову к голове Сына Божьего.

Основная черта, отличающая этот образ от других богородичных композиций, – положение рук: правая Спасителя и левая Пречистой соприкасаются между собой.

Выглядит так, будто Богоматерь старается прикрыть своею кистью руку Младенца Христа.

Нерукотворная икона привлекала все больше людей к христианскому храму, которые желали воочию увидеть чудесный Лиддский образ. А увидев однажды, в их сердцах рождалась и росла вера Господу Иисусу Христу, желание следовать очерченным им путем.

Описание иконы и ее значение

Лиддская икона в одних списках относится к иконографическому типу Одигитрия, в других — Умиление. Дело в том, что все образы Богоматери условно подразделяются на 4 основных типа, несущих в себе богословский смысл:

  • Знамение, символизирует тему Боговоплощения;
  • Одигитрия или Путеводительница, Богоматерь духовно ориентирует нас, направляя ко Христу;
  • Умиление или Сладкое лобзание, самый лиричный образ, открывающий тайну общения Богоматери со Христом;
  • Акафистный, прославление Матери Божией.

Жизнь христианина — это непрестанное восхождение ко Христу, путь, совершаемый из тьмы греха, ошибок к свету Божественной истины, спасению души. И в этом нам на помощь приходит Богородица. Она в свое время послужила мостом, по которому сошел на землю Спаситель. Теперь Матерь Божья — связующее звено, благодаря которому мы все возвращаемся к Богу.

Богоматерь Лиддская (Римляныня) с лицевым сказанием об истории и чудесах

Иконографические особенности образа Одигитрии передают этот богословское послание людям. Фигура Богоматери, изображенная на Лиддской иконе, склонена к Младенцу, который восседает на одной руке, а другая Ее длань указывает на Него.

В этом заключен духовный ориентир, направляющий нас ко Христу, который есть путь, истина и жизнь. Богоматерь несет к Нему наши молитвы, ходатайствует за просящих, оберегает и направляет идущих.

На Лиддской иконе типа Умиление Богоматерь склонилась ко Христу и их лица прижаты друг к другу. Младенец сидит на левой руке Богородицы, а правой Она держит Его руку в Своей. Эта трогательная композиция открывает интимную сторону общения Богоматери с Сыном, символизирует отношения души с Богом.

Иконоборчество против нерукотворного образа

Спустя почти триста лет во время властвования Юлиана Отступника (с 361 по 363 год), убежденного язычника, противника христианства, икона Божией Матери Лиддская вновь явила чудо.

Правитель послал в храм Матери Божией каменотесов, наказав им уничтожить нерукотворную икону. Мастера старались выполнить задание – стесать святое изображение, но оно не исчезло.

Казалось, что образ Богородицы уходит вглубь каменного столпа.

Известие о чудесной силе иконы быстро распространялось среди христиан Палестины, они шли со всех концов страны, чтобы поклониться святому образу Царицы Небесной. С обретенного лика изготовили копию, которую отвезли в Рим. Эта икона проявила силу, стала чудотворной.

В чем помогает

Лиддский образ Богородицы почитают как чудотворный и обращаются к нему, когда нужна помощь Высших Сил в разрешении какой-либо особо сложной ситуации.

Важно! Нерукотворный образ являет свою помощь всем и каждому, кто от всего сердца воссылает мольбы к Пресвятой Богородице.

Мать Иисуса Христа — это мать церкви. И Она молится обо всех, служит людям и миру. Известно множество случаев, когда по молитве Богоматери исцелялись недуги, приходила помощь, казалось бы, в самых безнадежных случаях:

  • с молитвой к Богородице обращаются многие матери о своих чадах, прося направить их на путь истинный, даровать им здоровье, счастье, помощь в житейских делах;
  • Матерь Божья помогает каждой молодой девушке, мечтающей обрести семейное счастье, удачно выйти замуж, родить детей;
  • по молитвам к Пресвятой Богородице многие страждущие тяжелыми болезнями получили облегчение или полное избавление от них. Бесследно проходили самые опасные недуги, в том числе онкология, даже в самой запущенной форме;
  • помогает Пресвятая Богородица и в поисках работы, других житейских и бытовых нуждах. Нередко по молитве к Ней чудом решались самые сложные и запутанные жизненные ситуации, связанные с нехваткой материальных средств.

Лиддская икона Божией Матери из Нямецкого монастыря, Румыния

Наиболее действенной молитва будет в храме Божьем, ведь это место является проводником человеческих мыслей в мир горний. Но можно молиться Пресвятой Богородице в любом месте, где застанет нужда. Многое зависит от устроения сердца и степени веры в нем.

Нерукотворный Лиддский образ Богородицы в церкви Энея

Есть свидетельства, что христиане владели еще одним Лиддским нерукотворным образом Матери Христа. Изображение видели в Лиддской церкви, созданной неким Энеем, человеком, которого исцелил от болезни сам святой апостол Петр.

Христианское здание храма хотели забрать себе язычники и иудеи. Чтобы разрешить спор, правитель принял решение закрыть помещение на трое суток, ожидая какого-то знамения, которое подскажет правильный вердикт.

Открыв храм спустя оговоренное время, участники конфликта увидели нерукотворное изображение Царицы Небесной.

Читайте далее: Чудеса иконы Богородицы Взыскание Погибших

Появление и существование двух Лиддских икон было подтверждено тремя восточными Патриархами: Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским.

О них упоминалось письмом к Феофилу, императору-иконоборцу (829-842 годы). Информация об упомянутом письме встречается в историческом трактате о нерукотворном образе Иисуса Христа города Едесса.

Его авторство принадлежит императору Константину Багрянородному (912-959 годы).

Как молиться

Перед тем как приступить к молитве перед чудотворным ликом Пресвятой Богородицы, необходимо возжечь лампаду или свечу. Это древний благочестивый обычай, пришедший к нам от первых христиан.

Он символизирует неугасимую веру во Христа, духовный огонь, горящий в сердце верующего человека.

мерцающий и согревающий душу огонек лампадки помогает настроиться на молитвенный лад, сосредоточиться, отрешиться от внешнего мира.

Затем необходимо осенить себя крестным знамением и сотворить поклоны, но делать их нужно с покаянным чувством. Бог принимает молитвы только от человека с сокрушенным сердцем и духом. И лишь затем, приобретя правильный настрой, можно приступать к прошению. Молитвы следует заимствовать у святых, которые можно прочитать в православных молитвословах.

Следует избегать многоречивости и красноречивости самосочиненных обращений к Богородице. Это творения падшего разума, и не могут быть услышаны Царицей Небесной. Чтобы молитва проникла как можно глубже в сердце, ее следует заучить наизусть. Тогда она будет изливаться из глубин души непрерывным светлым потоком, не встречающем препятствий на своем пути.

Икона Богородицы Лиддская

Чудеса Лиддских образов

Сегодня не известна точная судьба и нахождение первообретенного Лиддского нерукотворного изображения Богоматери. Последние свидетельства о нем, повествуют о многочисленных чудесах, творимых в XI веке.

Высоко ценил чудесную богородичную икону святой Герман (будущий Константинопольский патриарх), живший в VIII веке. Он направился к Палестине с желанием повидать все святые прославленные места.

Придя в Иерусалим, Герман поклонился гробу Иисуса Христа, затем направился к святым местам Лидды. Находясь под сильным впечатлением от увиденного, будущий патриарх заказал у местного иконописца написать на доске точную копию нерукотворной иконы.

С благоговением паломник взял ее с собой в Константинополь. А после всегда держал образ при себе и ежедневно перед ним молился.

С восхождением на престол императора-богоборца Льва Исавра Герман стал подвергаться гонениям. Находясь в нужде и изгнании, владыка понимал, что приближается его кончина.

Он написал послание Папе Римскому Григорию, поместил его в образ и опустил на волю волн, говоря, чтобы Владычица (икона) уходила сейчас же не от Ирода в Египет, а от врага с именем зверя в Рим, «к благочестивым христианам». На следующий день образ остановился в устье Тибра, достигнув Рима. Папе Григорию II было видение во сне, известившее о появлении образа.

Он отправился навстречу со всеми служителями храма, принял шествовавшую по воде святыню, а затем установил ее в алтарь собора Св. Петра. Скоро множество паломников устремились к новой римской иконе за исцелениями.

Читайте далее: Икона Пресвятой Богородицы Феодоровская

После восстановления почитания святых образов (842 год) римляне обратили внимание на повторяющиеся колебания Лиддской иконы. И вдруг во время церковной службы она поднялась и, шествуя над головами прихожан, вышла из храма и снизошла на воды реки Тибр. Римляне испугались, что образ покинул их в знак гнева Всевышнего.

Икона тем временем приплыла к Царьграду, остановилась недалеко от царских палат, в гавани. Благочестивые люди взяли ее и доставили императору Михаилу и царице Феодоре, его матери. Вновь обретенную святыню император, патриарх, свита поместили в храме Богородицы (площадь Халкопратия).

Так Лиддская икона Богородицы получила название Римской.

Списки Лиддской нерукотворной иконы в России

Один из изводов Лиддского образа Пресвятой Богородицы до переворота 1918 года хранился в Борисоглебском мужском монастыре (Ростовской епархии). Это почти 18 км от Ростова Великого.

1588 года ее принес в обитель старец Валаам, который был строителем храма.

Копия содержит надпись о том, что это список иконы, которая самостоятельно изобразилась на церковном столпе в храме, построенном апостолами Христа.

В сложные годы лихолетия над святой нерукотворной реликвией Борисоглебского монастыря надругались, сняв с нее драгоценное покрытие – ризу. Немного позже и сам монастырь закрыли, а икону забрали.

Дальше следы ценного списка теряются. Лиддский образ передали (1937 год) Государственной Третьяковской галерее, но только согласно документации.

На самом деле здесь находится и описана совсем иная икона.

Создание нового списка Лиддской иконы Пресвятой Девы Марии состоялось в мастерской школы иконописи при Троице-Сергиевой Лавре (2001 год) по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Михея.

Размеры, композиция и цвета извода полностью совпадают с первообретенной Лиддской нерукотворной иконой.

Несмотря на поругания и утраты, Богородица продолжает помогать тем, кто к ней обращается, слышит каждого, просит за каждого.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *