Леонид устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы Ключевые слова:Русь, Преподобный, Вятка, Вологда, Новгород, X-XVIIДни празднования:

  • 30 июля (17 июля по старому стилю)

Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0).Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме.Раздел основан участником [tol] 2009-12-14.

Описания иконы

Леонид Устьнедумский, прп. — житиеПреподобный Леонид Устьнедумский (память 17 июля по старому стилю) Леонид родился в 1551 году в Новгородской области, Пошенского уезда в Щекинской веси, от отца селянина, именем Филиппа и матери Екатерины.

Имея от роду около 50 лет, видел он чудный сон, повелевавший ему идти в бывшую на Двине Моржевскую Николаевскую пустынь, и взять оттуда икону пресвятой Богородицы Одигитрии, перенести ее Усольский (ныне Сольвычегодский) уезд на реку Лузу к Турине горе, и там, устроив храм во имя иконы Одигитрии, оставаться.

Почитая это откровение случайным сновидением, Леонид не решался на исполнение, и вместо того пошел в бывший Новгородский Козеозерский (Кожеозерский) монастырь, постригся (1603 г.) и жил там целый год.

Оттуда отправился в Соловецкий монастырь, также прожил три года, труждаяся в пекарне; наконец будучи убежден повторяющимся ему сновидением, пошел в Николаевскую Моржегорскую пустынь, и пробыв там целый год в монастырских трудах, открыл настоятелю видение свое. Получив икону Одиг[…]

Страницы: [1]. Всего изображений: 5. Сортировка: в обычном порядке.

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы Описание: [Москва. 1970-е.] Прп. Леонид. Емельянова Е. (ныне монахиня Митрофания). Икона. Сергиев Посад. 1970-е гг.Файл 7767.jpg:    | Размер: 950×1181, 1.12 MPix, 264 Kb.Дата: 2009-12-14, анонимно.Рейтинг изображения: 0 (255), 0 (18).

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы Описание: Святой прп. иеромонах Леонид УстьнедумскийФайл 14068.jpg:    | Размер: 750×1246, 0.93 MPix, 247 Kb.Дата: 2011-10-23, анонимно.Рейтинг изображения: 0 (233), 0 (13).

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы

Описание: Святой прп. иеромонах Леонид УстьнедумскийФайл 14069.jpg:    | Размер: 270×564, 0.15 MPix, 114 Kb.Дата: 2011-10-23, анонимно.Рейтинг изображения: 0 (179), 0 (8).

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы Описание: Святой прп. иеромонах Леонид УстьнедумскийФайл 14070.jpg:    | Размер: 525×700, 0.37 MPix, 94 Kb.Дата: 2011-10-23, анонимно.Рейтинг изображения: 0 (241), 0 (16).

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы Описание: Иконописная мастерская Екатерины Ильинской, г.Москва, 2010 г.Файл 33380.jpg:    | Размер: 750×999, 0.75 MPix, 429 Kb.Дата: 2018-12-29, анонимно.Рейтинг изображения: 0 (56), 0 (1).

Страницы: [1]. Всего изображений: 5. Сортировка: в обычном порядке.

Наследие преподобного Леонида Устьнедумского

Многие из нас полагают, что большинство чудодейственных мест разбросаны по всему миру, и для встречи с чудом нужно отправляться за тридевять земель. Но это совсем не так. Наша страна богаче святынями, чем любая другая. Прикоснувшись к ним, люди исцеляются, обретают надежду и смысл жизни, находят любовь, избавляются от вредных привычек.

Вы можете верить в чудо, и вам воздастся по вере вашей. Вы можете не верить – и чудо случиться все равно. Оно необъяснимо. Оно происходит и все!

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы

Нужно отметить, что весной 2016 года определением Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви преподобный Леонид Устьнедумский включен в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Огромную роль в этом сыграло посещение Устьнедумской пустыни и Введенского храма летом 2015 года митрополитом Климентом.

Побывав на святом месте, вдохнув его благодати, помолившись на месте подвигов преподобного Леонида, умывшись в водах рукотворной речки Недумы, митрополит Климент сам на себе ощутил, что на лузской земле особым образом пребывает Божия благодать.

То, что церковью преподобный Леонид утвержден как общецерковный святой — свидетельство более широкого почитания святого. Сегодня память прп. Леонида Устьнедумского дорога не только жителям вятской земли, куда входит Лузский район, но и Вологодской земли, Архангельской, Пермской, республики Коми.

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы

Учащиеся кадетского класса архангельской школы № 51 приняли участие в поисково-краеведческой экспедиции в деревне Монастырек Виноградовского района Архангельской области. Поисковики обнаружили в бывшей деревне фундамент Никольской церкви и установили на месте алтаря поклонный крест высотой четыре метра.

В этой деревне, которая ранее называлась Пустынской, в XVI — XVIII веках находился Моржегорский (Моржевский) Николаевский монастырь. Точная дата появления монастыря неизвестна, как и имя его основателя. Но первое дошедшее до нас упоминание о монастыре находится в житии преподобного Леонида Устьнедумского (1551 — 1654).

В 1603 году, когда Леонид был уже в почтенном возрасте, ему во сне явилась Божия Матерь, повелевшая старцу идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять оттуда её икону, именуемую Одигитрия, и перенести святой образ на реку Лузу к Туриной горе (Кировская область).

Преподобный через определенное время выполнил наказ Пресвятой Богородицы и основал в честь её иконы Устьнедумский монастырь.

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы

Такое широкое почитание преподобного (не только жителями Вятской земли), дало возможность Собору епископов свидетельствовать о всенародном, всероссийском почитании преподобного Леонида.

«Со времени основания нашей церкви и построения предела во имя Святой великомученицы Параскевы, нареченная «Пятница», днем особого торжества и стечения богомольцев бывает девятая пятница по Пасхе.

Широко известный угодник Божий преподобный Леонид и чудотворная икона Одигитрии Божией Матери привлекает немалый наплыв богомольцев»,— так гласит церковная летопись Усть-Недумской церкви конца XIX века.

Не иссякает поток православных на место подвигов преподобного Леонида и в наши дни: приезжают в деревню Озерскую паломники и туристы из Архангельска, Котласа, Великого Устюга, Сыктывкара, Кирова, Самары, Москвы и других городов России.

Святой чудотворец помогает всем, кто молитвенно к нему обращается. И в наши дни происходят чудеса исцеления. 30 июля во Введенском храме состоится праздник в честь прп. Леонида.

Храм во все времена являлся центром культуры и православной веры. Его деятельность сплачивала людей, поддерживала жителей округи в годы Великой Отечественной войны. Даже разрушенный храм служил напоминанием о вере прадедов.

И сегодня мы должны следовать их заветам, чтобы жить в мире и согласии.

Предлагаем вашему вниманию видео экскурсию «Усть-Недумский свет». Н. Лычакова читает стихотворение Галины Русиновой «День Леонида».

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы

Н.В. Лычакова

Краткое житие Преподобного Леонида Устьнедумского ???? Православный клуб

Память его празднуется 17 июля в день преставления
Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвыПрп. Леонид Устьнедумский. xn--80ancrr3a.xn--p1ai

В одной деревне в Пошехонско-Ярославской земле жил благочестивый крестьянин. Пятидесяти лет он решил поступить в монастырь. В это время ему было поведено в видении самому основать монастырь на ближайшей Туринской горе и перенести туда из одного монастыря икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Не доверяя своему видению, он сам поступил в этот монастырь и постригся там с именем Леонид. Но видение повторилось, и монастырские старцы признали его истинным. Они дали ему эту икону и благословили его создать новый монастырь. Но недобрые люди прогнали его с Туринской горы, и ему пришлось переселиться в непроходимые болота.

Чтобы осушить их, он выкопал три канала. Во время этих трудов его ужалила змея. Тогда, вооружившись молитвою, прп. Леонид поставил себе правилом не думать об ухищрениях бесовских и предал себя воле Божией. Бог помогал ему во всем.

Свой последний канал он назвал «Недумой», и монастырь его стал называться Устьнедумским монастырем Пресвятой Богородицы. Край тот, где подвизался преподобный, являлся частью страны диких пермяков, и прп. Леонида чтут просветителем пермичей. Скончался прп. Леонид Устьнедумский будучи 105 лет, 17 июля 1654 г.

В церкви упраздненного монастыря, ставшей приходской, хранилась часть его власяницы.

Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвыикона «Одигитрия», которую св. Леонид перенес в основанный им храм после видений Божией матери. upload.wikimedia.org

• В 1603 г. св. Леониду явилась Божия Матерь, повелевшая ему перенести икону «Одигитрия» из Моржевской Николаевской пустыни, что на Двине в Архангельском краю, близ Холмогор, на Туринскую гору на р. Лузе (совр. Вятская обл.).
• Постриг принял св. Леонид в Кожеезерском монастыре (на Лопском п-ове, ныне Онежский р-н Архангельской обл.)

• Устьнедумский монастырь Пресвятой Богородицы был основан преподобным в 1608 г. на р. Лузе.

Леонид устьнедумский — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

  • Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы
    Прп. Леонид Устьнедумский

    Леонид Устьнедумский (1551 — 1654), иеромонах, преподобный

  • Память 17 июля, в Соборах Архангельских, Вологодских, Вятских и Новгородских святых
  • Родился в 1551 году в Новгородской области, в Благовещенском приходе Пошехонского уезда в семье крестьянина Филиппа и жены его Екатерины.
  • В 1603 году, когда Леонид был уже в почтенном возрасте, ему во сне явилась Божия Матерь, повелевшая старцу идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять оттуда Её икону, именуемую Одигитрия, и перенести святой образ на реку Лузу к Туриной горе.

Почитая это откровение случайным сновидением, Леонид не решился его исполнить и вместо этого пошел в Кожеезерский монастырь, где принял постриг в 1603 году и жил там целый год.

Оттуда отправился он в Соловецкий монастырь, где также прожил три года, трудясь в пекарне.

Наконец, будучи убеждён повторяющимся ему сновидением, пошел в Николаевскую Моржегорскую пустынь и, пробыв там целый год в монастырских трудах, открыл настоятелю видение свое.

Взяв явленный образ Владычицы, направился в то место, которое Она указала ему. По пути он встретился с местным крестьянином Никитой Назаровым, который помог старцу построить келью и посылал ему пищу.

Исполняя повеление Богородицы, преподобный Леонид отправился в Ростов к митрополиту получить благословение на строительство храма. Святитель благословил закладку храма и рукоположил старца-строителя во священника.

В 1608 году храм в честь Введения Божией Матери был построен и явленный образ перенесён в него.

Место, где стоял храм, было низкое и сырое. Тогда старец стал копать каналы, соединяя озёра друг с другом и отводя воду от новопостроенного храма. Однажды во время этой работы его укусила змея.

Помолившись Богу и Пресвятой Богородице, преподобный положил на сердце не думать об этом несчастье и, не обращая внимания на рану, продолжил свой труд. Господь сохранил блаженного старца и укрепил его силы.

В итоге получилась целая рукотворная река, которую, помня о недавней беде и помощи Божией, он назвал «Недума». Со временем здесь образовалась Усть-Недумская пустынь.

Река Луза в половодье часто топила монастырь, поэтому старцу и братии пришлось еще раз переносить храм на более высокое место. Освящение храма на новом месте состоялось 23 мая 1652 года. В него же была перенесена икона Божией Матери.

Господь сподобил преподобного Леонида долгой жизни, бо́льшую часть которой он проводил в трудах, безмолвии и молитве. Скончался он 17 июля 1654 года, когда ему было уже более 100 лет.

Мощи и почитание

Мощи преподобного Леонида упокоились под спудом в храме основанной им обители. Место захоронения угодника Божия стало почитаться местными жителями и привлекать многочисленных паломников; по молитвам у места его захоронения происходили чудеса и исцеления.

После упразднения пустыни и обращения Введенского храма в селе Усть-Недума (ныне — деревня Озёрская Лузского района Кировской области) в приходской почитание продолжалось. Над гробницей была устроена специальная сень; гробница над могилой святого существовала ещё в 1932 году.

Впоследствии храм подвергся закрытию и осквернению.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя преподобного Леонида Устьнедумского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [1]. В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [2].

После возрождения богослужений в Озёрском Введенском храме мощи некоторое время оставались под спудом. В феврале-марте 2018 года на территории церкви проводились археологические работы, в результате которых мощи святого были обретены [3].

Использованные материалы

[1]  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html.

[2]  Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии, официальный сайт Архангельской митрополии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/

[3]  «В Яранской епархии обретены мощи преподобного Леонида Устьнедумского», официальный сайт Русской Православной Церкви, 21 июня 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5458317.html

Преподобный Леонид Устьнедумский | Православный церковный календарь на каждый день | Православие и Мир

Преподобный Леонид Устьнедумский жил в Пошехонском уезде Вологодского края и занимался земледелием. Пятидесяти лет он во сне увидел Божию Матерь, Которая повелела ему идти на Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять там икону Пресвятой Богородицы – Одигитрии и на реке Лузе у Туринской горы построить храм.

Преподобный Леонид не решился следовать этому видению, посчитав его за простой сон. Он ушел в Кожеезерский монастырь, принял там монашество и провел в трудах и молитвенных подвигах около 3-х лет. Оттуда преподобный перешел в Соловецкий монастырь и там трудился в пекарне. Чудесное сновидение повторилось.

Тогда преподобный Леонид отправился в Моржевскую пустынь и через год рассказал настоятелю Корнилию (1599–1623) о повелении Матери Божией. Получив от настоятеля благословение и икону Одигитрии, преподобный добрался до реки Лузы и близ Туринской горы, в 80-ти верстах от города Устюга, устроил себе из хвороста хижину.

Но недобрые люди вынудили его переселиться вверх по реке, в болотистое и пустынное место. В 30-ти верстах от города Лальска старец поставил келлию и приступил к устройству обители. Для осушения болот подвижник выкопал три канала, длиной около 2 км, от реки Лузы до Черного озера, от Черного до Святого озера, от Святого до Черной речки. Во время этих тяжелых работ его ужалила ядовитая змея.

Предав себя воле Божией, преподобный Леонид решил не предпринимать никаких мер для лечения и не думать о последствиях – и остался здоров. В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою – Устьнедумскою.

С благословения Ростовского митрополита Филарета (впоследствии Всероссийского патриарха, 1619–1633), преподобный Леонид в 1608 году был посвящен в иеромонаха.

В новосозданной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы иеромонах Леонид поставил икону Одигитрии, заповеданную Божией Матерью.

Своим нелегким подвигом в крае, называемом «Лузскою Пермцою», что значит «частица страны диких пермяков», избранник Божий заслужил справедливое почитание как один из первых просветителей этих глухих земель.

Много борьбы вынес преподобный и с суровой негостеприимной природой. Хотя его канал и осушил болото, но река Луза во время разливов затопляла пустынную обитель. К концу жизни неутомимый труженик перенес постройки на мыс у Черного озера.

На новом месте был также воздвигнут храм, освященный в 1652 году.

Скончался преподобный Леонид на сотом году жизни 17 июля 1654 года и был погребен в монастырской Введенской церкви, где долго сохранялась его тяжелая и жесткая власяница – свидетель подвижнических трудов святого угодника.

Имеются тропарь преподобному Леониду и его святые иконы в храмах на местах его подвигов.

Православная молитва — Православная книга

О чем молятся преподобному Леониду Устьнедумскому

Преподобный Леонид родился около 1551 г. в Щекинской веси (Новгородская область) в крестьянской семье. Он вел благочестивую жизнь, а в возрасте 50 лет решил поступить в монастырь. В это же время ему в видении явилась Божия Матерь и повелела перенести Свою икону «Одигитрия» из монастыря в Архангельской области на Туринскую гору на реке Лузе в Вятских землях.

Леонид принял постриг в Новгородском Кожеозерском монастыре..С иконой Божией Матери «Одигитрия» он пришел к реке Лузе и поселился близ Туринской горы в хижине, сплетенной из хвороста. Когда Леонид был возведен в сан иеромонаха, получил от митрополита Ростовского благословение и антиминс, он построил деревянную церковь и поставил в ней икону «Одигитрия».

Чтобы осушить болота вокруг будущей обители, Леонид выкопал три канала. Однажды во время этих работ его ужалила змея. Мысль о гибельных последствиях яда вызвала у него страх, но, вооружившись молитвой, старец запретил себе думать об этом и положился на Промысл Божий. Яд не причинил ему вреда.

В связи с этим один из каналов он назвал «Недумой», а новый монастырь стал называться Устьнедумским монастырем Пресвятой Богородицы.

Преподобному Леониду Устьнедумскому молятся об утешении в скорбях, исцелении от душевных недугов, телесных болезней и ран (особенно причиненных змеями), о защите от нападений и укусов пресмыкающихся.

Его просят также исходатайствовать у Господа милость Божию и преображение жизни молящихся, исполнение всех их добрых желаний, очищение сердец и просвещение разума светом Евангельской истины, а также победу в борьбе с невидимым врагом.

Молитва преподобному Леониду Устьнедумскому

О священная главо, преподобне отче наш Леониде, земный Ангеле и небесный человече, светильниче пресветлый, край наш Прилузский озаряяй! Тебе, угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище: с верою к тебе приходящих утешати, телесныя и душевныя недуги отгоняти.

К тебе убо прибегаем, припадающе, молимся: не презри нас молящихся и твоея просящих помощи; испроси нам у Христа, да сотворит с нами знамение во благо и преобразит наше мрачное житие, сердце наше прокаженное очистит и обитель сотворит для Своего вселения, яко без Него не можем творити ничесоже, да всякое наше во благо желание исполнит.

Да тако, угождающе Ему, победим борющаго нас диавола и внидем идеже вси святии пребывают и прославляют Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

© Михаил ТихомировЦитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2018.

Православная книга почтой pravmolitva.ru

Канон святому преподобному Леониду Устьнедумскому, иеромонаху

  • Пе́снь 1.
  • Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца, спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща.
  • Умертви́в плотска́я мудрова́ния, подвиза́яся многоле́тне в труде́х тя́жких и слеза́х, смире́нием Христу́, на́с ра́ди смири́вшемуся, подража́в, со А́нгелы ны́не пе́снь Бо́гу вопие́ши, Леони́де преподо́бне.
  • Го́рести уедине́ния возлюби́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия, блаже́нне, обре́т в пусты́ни небе́сный поко́й и сла́дость духо́вную, и на высоту́ безстра́стия возше́л еси́.
  • О́тче избра́нный и чудотво́рче, свя́тостию жития́ твоего́, я́ко свети́льник све́тлый, украша́еши кра́й се́верный, мра́чныя си́лы де́монския, я́ко паучи́ну, разоря́я.
  • Богоро́дичен: Де́во, родила́ еси́ Законода́вца, Бо́га и Челове́ка бы́вша; Того́, я́ко Бла́га, моли́, Всенепоро́чная, на́ша беззако́ния презре́ти и спасе́ние дарова́ти.
  • Пе́снь 3.
  • Ирмо́с: Утвержде́й в нача́ле Небеса́ ра́зумом и зе́млю на вода́х основа́вый, на ка́мени мя́, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Еди́не Человеколю́бче.
  • Небе́снаго оте́чества взыска́вый, свя́те, о́браз бы́л еси́ ученико́м твои́м, уча́ си́х отлуча́тися мирска́го пристра́стия и во спасе́ние и́х ду́ши привлека́я.
  • И́же а́нгела о́бразом, земна́го су́ща естество́м, зря́ще тя́, о́тче преподо́бне, прославля́ем Го́спода, просла́вльшаго тя́, вопию́ще Ему́ пе́снь трисвяту́ю.
  • Кра́й тво́й Пошехо́нский оста́вив, свя́те, стопы́ своя́ в Кожеезе́рскую оби́тель напра́вил еси́, избра́в мона́шеское житие́ се́рдцем твои́м, к Бо́гу пламене́ющим.
  • Богоро́дичен: Ужасе́ся не́бо, ви́дяще Тя́, Богоро́дице, Херуви́мов и Серафи́мов превы́шши, Ты́ бо еди́на прия́ла еси́ Невмести́маго Бо́га во чре́ве Твое́м; те́мже Тя́ вси́, ве́рнии, Чи́стая, пе́сньми ублажа́ем.
  • Седа́лен, гла́с 4.
  • Пу́ть широ́кий, веду́щий в па́губу, презре́в, о́тче, Христу́ от души́ после́довал еси́, терни́стым путе́м в Небе́сное Ца́рство ше́ствовав, наде́ждею ве́чных бла́г се́рдце свое́ увеселя́я, преподо́бне Леони́де, моли́ Бо́га о спасе́нии на́шем.
  • Богоро́дичен: Сло́во Тя́ челове́ческое не мо́жет, Де́во, восхвали́ти досто́йно, из Тебе́ бо без се́мене Жизнода́вец Христо́с воплоти́тися благоволи́, Пречи́стая, Его́же моли́ спасти́ся рабо́м Твои́м.
  • Пе́снь 4.

Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

  1. Тле́нная и преходя́щая оста́вив, о́тче Богому́дре, хра́м Ду́ха Свята́го бы́л еси́ и жи́зненных во́д исто́чник, по́стников утвержде́ние и мона́шествующих весе́лие.
  2. Вся́к де́нь слеза́ми зе́млю ороша́я, взира́л еси́, Леони́де преподо́бне, на Кре́ст Христо́в, до́ндеже изсуши́л еси́ душевре́дных страсте́й пучи́ну, те́мже па́мять твою́ чти́м, достоблаже́нне.
  3. Отца́ Небе́снаго уго́дниче, ты́ ра́зум чи́ст стяжа́л еси́, моли́твою и посто́м ко́зни вра́жия побежда́я, помози́ и на́м, смире́нный подви́жниче, житие́ непоро́чно возлюби́ти.
  4. Богоро́дичен: Еди́н Ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь, из Тебе́ прозябе́, Чи́стая, Цве́т Нетле́нный, спасе́ние да́руяй всему́ челове́честву.
  5. Пе́снь 5.
  6. Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго, но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.
  7. Ма́тере Бо́жия послу́шник бы́в, из оби́тели Солове́цкия в пу́стынь Морже́вскую пресели́лся еси́, иде́же, труды́ к трудо́м прилага́я, бога́тство доброде́телей стяжа́л еси́, преподо́бне.
  8. Умо́м вы́ну на Небесе́х пребыва́я, бу́рю искуше́ний и бе́д от челове́к зло́бных с кро́тостию претерпева́л еси́, преподо́бне, труды́ ве́лия подъя́в, ужа́лен бы́сть змие́ю, но безвре́ден пребы́л еси́, моли́твою к Бо́гу укрепля́емь.
  9. Госпо́дню во́лю сотвори́вый, и́ны твори́ти во́лю Бо́жию науча́л еси́, ли́ка и́ноческаго предстоя́телю богому́дрый, бра́тии твоея́ о́тче чадолюби́вый и ми́лостивый.
  10. Богоро́дичен: О стено́ и заступле́ние на́ше, Де́во Пречи́стая, Твое́ю сла́вою Боже́ственною хва́лящеся, Тя́ ублажа́ем, Ты́ бо на́ших ду́ш еси́ ра́дость и весе́лие, Чи́стая.
  11. Пе́снь 6.
  12. Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.
  13. Све́тло и изве́стно твое́ житие́, преподо́бне Леони́де, яви́ся кра́ю Прилу́зскому, доброде́тели ева́нгельския испо́лнено, ве́рности и любве́ ко Христу́ Человеколю́бцу.
  14. Па́мять твою́ творя́щим, о́тче, не преста́й моли́ти Творца́ и Изба́вителя долго́в разреше́ние дарова́ти и восприя́ти блаже́нство небе́сное.
  15. О Христе́ укрепля́емь, свя́те Леони́де, по́двигов ме́сто издале́ча облобыза́л еси́, с ико́ною Одиги́трии на реку́ Лу́зу прише́д, ту́ водвори́ся, да оби́тель чу́дную воздви́гнеши.
  16. Богоро́дичен: Де́ва Всенепоро́чная, рождество́м из Тебе́ Бо́га и Спа́са зако́н изнемо́же и пре́йде се́нь, па́че ума́ яви́вшейся благода́ти, Всепе́тая.
  17. Конда́к, гла́с 8:

Все́ свое́ умно́жив жела́ние и к Бо́гу впери́в и Тому́ невозвра́тно от души́ после́довав, в пусты́ню всели́ся и в не́й мно́гия труды́ в Бо́зе показа́л еси́.

В непрохо́дных ме́стех исто́чники водны́я ископа́л еси́ и умертви́л еси́ по́двиги твои́ми теле́сная мудрова́ния, мно́гим пу́ть бы́л еси́ ко спасе́нию.

Те́мже мо́лим тя́: спаси́ на́с и я́же собра́, му́дре, да зове́м ти́: ра́дуйся, Леони́де преподо́бне, пусты́нный жи́телю.

И́кос:

Светопода́тельна свети́льника, пред Престо́лом Бо́жиим предстоя́ща и мра́к страсте́й на́ших луча́ми моли́тв твои́х разгоня́юща, ви́дим тя́, преподо́бне о́тче Леони́де.

Озари́ сия́нием духо́вным и на́ша сердца́, блаже́нне, да достодо́лжно вопие́м ти́ си́це: ра́дуйся, лучу́ пресве́тлый, от Со́лнца Христа́ возсия́вый; ра́дуйся, и по преставле́нии твое́м с на́ми пребыва́еши.

Ра́дуйся, хра́м Пресвяты́я Богоро́дицы и оби́тель в че́сть Ея́ Введе́ния постро́ивый; ра́дуйся, украси́вый ме́сто сие́ и́ноческим песнопе́нием. Ра́дуйся, се́й хра́м, мо́щи твоя́ и реку́ Неду́му на́м в зало́г любве́ твоея́ оста́вивый; ра́дуйся, преподо́бне о́тче на́ш Леони́де, пусты́нный жи́телю.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Бо́жия снизхожде́ния о́гнь устыде́ся в Вавило́не иногда́. Сего́ ра́ди о́троцы в пещи́, ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице, лику́юще, поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

И́стины ревни́тель и стена́ кре́пкая ве́рным бы́л еси́, о́тче, защища́я и́х от лжи́ и клеветы́ зави́стника, де́монския стре́лы угаша́я, и боле́зни исцеля́я, и науча́я все́х воспева́ти: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Пе́щь искуше́ний проше́л еси́, преподо́бне, и ороси́ тя́ благода́ть Боже́ственная, напая́ющи се́рдце любо́вию и благоче́стием и все́м показу́ющи тя́ подви́жника ди́вна, зову́щим: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

О сла́вне Леони́де, ты́ на земли́ я́ко безпло́тен пожи́л еси́ и ны́не со А́нгелы пе́снь Бо́гу немо́лчно вопие́ши. Те́м тя́ ве́рою почита́ем, досточу́дне.

  • Богоро́дичен: Ю́же А́нгели воспе́ти не мо́гут по достоя́нию, мы́, земни́и, воспева́ем Тя́, Богоро́дице Де́во, и ве́рою Сы́ну Твоему́ вопие́м: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
  • Пе́снь 8.
  • Ирмо́с: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель Богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
  • Христоимени́тии лю́дие, дне́сь собра́вшеся на тво́й светоно́сный пра́здник, преподо́бне Леони́де, ча́ют улучи́ти моли́твами твои́ми ра́дость и весе́лие духо́вное, иму́ще тя́ засту́пника пред Бо́гом вели́каго и воспева́юще: де́ти, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.

Всеумиле́нное пе́ние прино́сим ти́, свя́те, жа́ждуще ми́лости от Тебе́ получи́ти. Ты́ же на́с посети́ и да́нною тебе́ от Бо́га благода́тию исцели́, да Го́сподеви пое́м: де́ти, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.

А́нгели небе́снии ра́достно прия́ша ду́шу твою́, преподо́бне, во оби́тели ра́йския, иде́же Госпо́дь Сла́вы венча́ тя́ за поще́ние кре́пкое, моли́тву неле́ностную и терпе́ние во искуше́ниих. И ны́не мы́, тобо́ю укрепля́еми, зове́м: де́ти, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богоро́дичен: Лю́дие ве́рнии вопию́т Ти́ непреста́нно: ра́дуйся, Чи́стая, из Тебе́ бо произы́де Спа́с на́ш, и́стинно облеки́йся во всего́ мя́, челове́ка, за милосе́рдие непостижи́мое, превозноси́мый Бо́г благослове́нный.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м Не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее Небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

  1. Учи́теля тя́ мона́шествующим показа́ благода́ть Ду́ха Свята́го, в тя́ всели́вшися, и лука́вых духо́в прогони́теля, и боле́зней цели́теля, и ду́ш врачева́теля пречу́днаго.
  2. Све́та духо́внаго испо́лненный свети́льник бы́л еси́, преподо́бне Леони́де, озаря́я сердца́ к тебе́ притека́ющих и к Го́рнему оте́честву и́м пу́ть освеща́я.
  3. И́же а́нгельскими пе́сньми прославля́емый Христо́с Подвигополо́жник ди́вна тя́ подви́жника на́м показа́, душетле́нных страсте́й победи́теля и и́стиннаго па́стыря ста́да слове́снаго.
  4. Богоро́дичен: Ю́нице Всечи́стая, осия́нная Ду́хом Святы́м, родила́ еси́ на́м Христа́ Бо́га, Сло́во воплоще́нное: пе́снь сию́ приими́ от на́с, Де́во, благода́ть воздаю́щи многосве́тлую.
  5. Свети́лен:

Ду́хом Всесвяты́м просвеща́емь и доброде́тельми облиста́емь, не оскверни́л еси́ души́ твоея́ добро́ту; в ста́рости масти́тей преста́вился еси́ ко Го́споду, окруже́нный ли́ком и́ноков, тобо́ю со́бранных. Ны́не о на́с, чту́щих всечестну́ю па́мять твою́, Христа́ Бо́га моли́, Леони́де, о́тче преподо́бне.

Сла́ва, и ны́не: Сла́вою Твое́ю Боже́ственною хва́лящеся, Тя́ ублажа́ем, я́коже прорекла́ еси́, Пречи́стая. Ты́ бо душа́м на́шим источа́еши весе́лие и ра́дование моли́твами уго́дника Твоего́.

В яранской епархии обретены мощи святого xvii века преподобного леонида устьнедумского / православие.ru

  • †1654
  • Память – 17 июля/30 июля
  • в Соборе Вологодских святых – 3-я неделя по Пятидесятнице

О жизни преподобного Леонида до того момента, как он решил стать иноком, известно немного. Он родился в 1551 году в Благовещенском приходе Пошехонского уезда. Его родители были ярославскими крестьянами, отца звали Никифором, а мать – Екатериной.

Родители воспитали сына в вере и благочестии, обучили его грамоте, «что было тогда редкостью не только в бедном быту пошехонских крестьян, но и в высших классах народа». В 1603 году, будучи уже немолодым человеком, преподобный Леонид имел видение, которое изменило его жизнь.

Во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела «идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь и, взявши оттуда ее икону, именуемую Одигитрией, перенести ее в устюжские пределы, в Усольский уезд на реку Лузу к Туриной горе, и, построив в честь ее храм, оставаться при нем до смерти» (12, 668 – 669).

Преподобный Леонид отнесся к этому видению более чем недоверчиво, стал сомневаться, под силу ли будет ему, простолюдину и старику, совершить долгое и трудное путешествие из родного Пошехонья в Архангельскую епархию, а затем на Вологодчину и построить где-то там, в неведомом и чужом ему краю, церковь.

Кроме того, по своему смирению Леонид решил, что он недостоин того, чтобы ему являлась Божия Матерь. Однако, несмотря на эти сомнения, вскоре он покинул родное село и ушел в Кожеезерский монастырь, в котором принял монашеский постриг.

В это время недавно основанная Кожеезерская обитель переживала тяжелые времена. Ее будущий настоятель преподобный Серапион собирал милостыню по окрестным деревням, тем самым спасая братию от голодной смерти. Однако преподобный Леонид с юности привык к лишениям и не боялся их.

Возможно, он остался бы в Кожеезерском монастыре навсегда, если бы спустя год или три его видение не повторилось. Божия Матерь вновь явилась ему и повторила свое повеление перенести из Моржегорской пустыни на Вологодчину, на реку Лузу, икону Пресвятой Богородицы. Это видение повергло преподобного Леонида в недоумение и страх.

Он не мог понять, почему Божия Матерь поручает столь трудное и, по человеческим расчетам, совершенно невыполнимое дело ему, человеку, менее всего способному его осуществить? Святой Леонид решил уйти в еще более далекие края, надеясь, что загадочные видения уже не будут его смущать.

Он покинул Кожеезерский монастырь и отправился на Соловки. В Соловецком монастыре он прожил три года, неся послушание в пекарне.

  Гоголь — самый церковный писатель в русской литературе

Человеку невозможно скрыться от Бога ни в далеких краях, ни, как пророку Ионе, даже в морских глубинах. На Соловках видение преподобного Леонида повторилось в третий раз.

На этот раз он понял, что должен выполнить волю Божией Матери, даже если она кажется ему невыполнимой.

Рассказав о своих видениях игумену Соловецкого монастыря Антонию и получив его благословение, он покинул Соловки и отправился в Моржегорский Николаевский монастырь, находившийся близ Холмогор.

Настоятель Моржегорской обители принял пришлого инока в свой монастырь. Однако преподобный Леонид не решался сказать ему о цели своего прихода и прожил в монастыре целый год «в великих трудах, постоянно думая о бывших ему сновидениях, ужасаясь и трепеща оттого, что он все еще не исполнил повеленного» (12, 671).

Тогда Божия Матерь явилась ему во сне в четвертый раз, повторив свое повеление. Преподобный Леонид стал умолять Пречистую показать ему, где находится та икона, которую он должен перенести на Лузу.

Пресвятая Дева исполнила его просьбу – он увидел монастырский храм так же ясно, как если бы находился там наяву, а в нем – ту самую икону Божией Матери «Одигитрии», о которой говорила Владычица. Пробудившись, преподобный Леонид стал горько плакать и молиться Пресвятой Богородице, а потом поведал настоятелю и братии о своих видениях и о том, ради чего он пришел к ним.

Настоятель внимательно выслушал его рассказ и согласился отдать ему икону Царицы Небесной. После литургии, отслужив молебен Божией Матери, иноки Моржегорского монастыря с колокольным звоном проводили святой образ Богородицы в далекий путь.

После долгого странствия по северным лесам преподобный Леонид пришел на Вологодскую землю. Первоначально он решил поселиться «близ Туриной горы, при устье речки Якушицы, впадающей в Лузу верстах в 80 от Устюга» (12, 672). Здесь стоял храм в честь Воскресения Христова.

Однако местные жители, узнав о том, что в этих краях поселился монах, по наущению диавола прогнали его прочь. Преподобному Леониду пришлось искать себе новое пристанище. Господь и Божия Матерь даровали ему помощника в лице богатого местного крестьянина Никиты Назарова.

Узнав о несчастии преподобного Леонида, а также о причинах его странствия, Никита с благоговением помолился перед иконой Божией Матери и предложил преподобному поселиться на своей земле, в том месте, где произошла их встреча (12, 673). Более того, он помог святому Леониду построить келью и стал посылать ему еду.

Нередко Никита приходил к преподобному, чтобы поговорить на духовные темы и помолиться перед иконой Божий Матери. По его примеру и другие крестьяне стали посещать преподобного Леонида.

Они узнали о том, что Сама Пресвятая Богородица повелела ему поселиться в их краях и перенести сюда Свою икону, и поняли, что Царица Небесная благоволит к ним. Для святого образа Богородицы была построена часовня.

Некоторое время спустя преподобный Леонид отправился в Ростов, где был рукоположен во священника и получил благословение на постройку храма и монастыря при нем. В 1608 году он построил церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в которую была перенесена икона Одигитрии, прославившаяся многочисленными чудесами. В этом ему помогали местные жители.

Постепенно к преподобному Леониду стали приходить люди, желавшие проводить монашескую жизнь. Он с любовью принимал их. Вокруг Введенского храма постепенно возник монастырь.

Поскольку место, где стоял храм, было болотистым, преподобный Леонид задумал осушить его. Невзирая на свои годы (к тому времени ему было уже шестьдесят лет), он в одиночку приступил к делу, с которым смогли бы справиться только несколько молодых и сильных людей. Однажды, когда преподобный Леонид трудился на болоте, копая канал для его осушения, его ужалила змея.

Преподобный Леонид испугался и попытался бежать, однако ему помешала сильная боль в ноге. Тогда, понимая, что никто из людей не придет ему на помощь, он стал молиться Богу и Его Пречистой Матери, а затем забылся сном. Во сне он услышал голос: «Не скорби, старче, и не думай бежать, но снова возвратись на дело, уповая на милость Божию.

Помогает тебе Пресвятая Богородица, и от змеи не будет тебе вреда». Пробудившись, преподобный Леонид снова принялся за работу, не думая о случившемся с ним, в надежде на помощь Божию. Змеиный укус действительно не причинил ему никакого вреда. В память об этом чуде святой Леонид назвал выкопанный им большой канал рекой Недумой (12, 675 – 677).

Впоследствии сам он стал именоваться преподобным Леонидом Устьнедумским.

Во Введенской обители преподобный Леонид прожил до глубокой старости. За несколько лет до смерти он задумал перенести ее на другое, более сухое и высокое место – на мыс над Черным озером. Ранее он уходил молиться туда и поставил там крест.

Преподобный говорил, что впоследствии на этом самом месте будет стоять монастырь, в котором сам он будет похоронен. Перенесение монастыря на другое место произошло, когда преподобному Леониду исполнилось уже около ста лет.

В этом ему помогали как монахи, так и местные крестьяне, в том числе Григорий, сын того самого Никиты Назарова, который некогда уделил преподобному Леониду свою землю для устройства на ней монастыря. 23 мая 1652 года состоялось торжественное перенесение чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» в новый построенный для нее храм.

После этого преподобный Леонид передал управление обителью своему преемнику, а сам стал жить в уединении и безмолвии, покидая свою келью только для посещения храма. Около двух лет спустя, 17 июля 1654 года, он почил о Господе.

Преподобный Леонид был не только основателем монастыря, но и просветителем жившего в тех краях пермского народа (12, 676). Он приводил людей ко Христу не только своими беседами и наставлениями, но и прежде всего примером собственной подвижнической жизни.

Впоследствии основанный преподобным Леонидом монастырь был закрыт. Введенский храм стал приходской церковью. В ней под спудом почивали святые мощи преподобного, а также хранилась колючая и тяжелая власяница, которую он носил при жизни. Преподобный Леонид особенно почитался в Вологодской епархии. К списку

Тропарь

Тропарь, глас 1:

Божественною любовию и житием духовным от юности распалився, преподобне, и вся, яже в мире красная, возненавидев, Христа единаго от души возлюбил еси, отче, легкое иго на рамо взем, Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляемь, достиже пустыни и в ней многолетне подвизался еси в трудех многих и слезах, всяким злостраданием плоть свою изнуряя. Отонуду же Бог, твоя труды видев, умножи тебе чада в пустыни. Но яко имея дерзновение к Богу, моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде, да избавит нас от всех навет вражиих и спасет души наша.[2]

Житие

Леонид родился в 1551 году в Новгородской области, Пошенского уезда в Щекинской веси, от отца селянина, именем Филиппа, и матери Екатерины.

Имея от роду около 50 лет, видел он чудный сон, повелевавший ему идти в бывшую на Двине Моржевскую Николаевскую пустынь и взять оттуда икону пресвятой Богородицы Одигитрии, перенести ее Усольский (ныне Сольвычегодский) уезд на реку Лузу к Турине горе и там, устроив храм во имя иконы Одигитрии, оставаться.

Почитая это откровение случайным сновидением, Леонид не решался на исполнение и вместо того пошел в бывший Новгородский Козеозерский (Кожеозерский) монастырь, постригся (1603 г.) и жил там целый год.

Оттуда отправился в Соловецкий монастырь, также прожил три года, труждаяся в пекарне; наконец будучи убежден повторяющимся ему сновидением, пошел в Николаевскую Моржевскую пустынь и, пробыв там целый год в монастырских трудах, открыл настоятелю видение свое.

Получив икону Одигитрии, Леонид пошел на назначенное место к реке Лузе и поселился близ Туриной горы, при реке Якушице, в хижине, из хвороста сплетенной.

Но тамошние жители изгнали его, и он отошел по реке Лузе оттуда на два поприща; с помощью одного селянина срубил себе келлию и близ нее устроил часовню; после того сходил в Ростов для испрошения от митрополита Ростовского Варлаама антиминса и благословения на устроение церкви. Получив антиминс, он возвратился на место, посвященный в иеромонаха; создал (1608 г.

) деревянную церковь во имя Введения Божией Матери, и поставил в храме вышепомянутую икону Одигитрии. Болота, окружавшие устроенную им обитель, делали ее неудобною для общежития; для осушения оных Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро и прозвал его Недумою рекою по следующему случаю. При рытии канала Леонид ужален был змеею.

В минуту уязвления родилась мысль о гибельных последствиях яда и привела было Леонида в страх. Вдруг возложа упование на Бога, решился он об опасности не думать и остался здоров. Тогда преподобный приступил к новой работе.

Он прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого, а от Святого озера до Черной речки; таким образом эту речку, вытекающую из непроходимых лесных болот, провел в реку Лузу. Но несмотря, однако, и на этот совершенный труд, нельзя было осушить место, ибо весенняя вода во время разлива реки Лузы потопляла монастырь. Это заставило перевести обитель на один мыс над Черным озером при речке Недуме. На новом месте поставил Леонид с благословения Ростовского митрополита церковь Введения с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Церковь Введенская освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением 1652 г. мая 25. По устроении Устьнедумской обители преподобный Леонид скончался в 1654 г. 17 июля, на 105 году от рождения. Власяница его доныне сохраняется в бывшей монастырской, а ныне приходской Богородицкой церкви. В монастыре, с самого его основания преподобным Леонидом, бывал съезд богомольцев в девятую пятницу по Пасхе.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector