Иннокентий херсонский и таврический: житие святителя и о чем просят, молитвы

Шрифт

ПраздникиСоборыИконыЖития Иннокентий Херсонский и Таврический: житие святителя и о чем просят, молитвы

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.

Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви.

Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков.

У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей.

В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.

В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую духовную академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.

В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую духовную семинарию на должность инспектора и профессора церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища.

Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской духовной академии, а через несколько месяцев – её инспектором и экстраординарным профессором.

В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.

Лекции свои отец Иннокентий обыкновенно преподавал наизусть. Он внимательно следил за современным состоянием и успехами естественных наук, и в его воззрениях эти знания не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.

В свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду вносил мир и успокоение. За девять лет ректорства отца Иннокентия академическая семья думала с ним одну думу, жила с ним одною жизнью.

Со студентами академии отец ректор всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и внимательным бывал он к ним тогда, когда их постигало какое-либо горе, например, серьёзная болезнь. Помочь в этой беде несчастному – составляло тогда для ректора всю его главную заботу.

Он жертвовал в этом случае не только своими средствами, но иногда даже и своими жизненными удобствами.

Особую славу отца Иннокентия составляет необыкновенный проповеднический талант. Впоследствии владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустом».

Как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением применять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам. Таким образом, владыка Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества, далёкую всякой внешней эффектности и сухой учёности.

Кроме проповедей, владыка оставил много замечательных научных произведений и переводов, таких как: «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое другое.

Внешняя природа для отца Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих проповедях.

«Посмотрите, – говорил он, – на кипящее волнами море, или на тучу, рассекаемую молниями и громами: не образ ли это всемогущества Божия? Посмотрите на свод небесный, усеянный звёздами, на восходящее Солнце: не образ ли это премудрости Божией? Посмотрите на Весну, украшенную цветами, ведущую за собою хоры пернатых: не образ это благости Божией? Что мешает тебе, смотря на свои картины, восходить мыслею к совершенствам Творца твоего?» При таком взгляде отца Иннокентия на природу понятна и особенная любовь его к ней и к естественным наукам. Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены. Проповеди его были переведены в своё время на греческий, немецкий, французский и польский языки.

В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.

В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет.

За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель.

Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери.

В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.

Восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать свой «Русский Афон», – вот главное, чего хотел достичь архипастырь во время своего управления Херсоно-Таврической епархией.

Желая сохранить развалины древнего Херсона, прославленного Крещением великого князя Русского Владимира, преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков.

Затем он обновил иссечённый руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников, Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на каменоломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит.

Во время своего путешествия по Крыму владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников.

В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов.

Величие духа святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, где свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся Ангелом-утешителем страждущих.

В коронацию императора Александра II архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.

Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.

Канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.

Иннокентий Херсонский и Таврический: житие святителя и о чем просят, молитвы

Иннокентий Херсонский и Таврический: житие святителя и о чем просят, молитвы

День памяти: 25 мая (7 июня)

В миру Иван Алексеевич Борисов, родился в городе Ельце в 1800 году в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.

В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.

В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха.

https://www.youtube.com/watch?v=c4Cukuuqmdg

В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором.

В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита. В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.

В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет.

За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель.

Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери.

В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.

В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов.

Величие духа Святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся ангелом-утешителем страждущих.

В коронацию Императора Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.

Читайте также:  Акафист всемогущему богу в нашествии печали: история появления и полный текст

Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.

Канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.

Отчего всё так в россии сегодня

Митрополит Тихон (Шевкунов) говорил о Помазаннике Божием…

Митрополит Тихон (Шевкунов), который представляется средствами массовой информации, как один из авторитетов русских православных патриотов, даже совершил суд над Святым Царем. Рассуждая о причинах Февральской революции, он прямо заявил, что Государь повинен в том, что произошло.

Да, митрополит комплиментарно говорил о Святом Царе, как о менеджере, как об успешном политике. Он называл его «потрясающим системным военачальником», говорил, что он сильный и мужественный, но…

«Николай Александрович победил на всех фронтах. И потерпел сокрушительное поражение на фронте средств массовой информации и там, где надо было ему выстраивать взаимоотношения с обществом» — вынес свое заключение церковный иерарх.

Он обвинил Царя в случившейся революции: «Глава государства отвечает за всё. За всё, в том числе и за это поражение. И история не снимет с него этой ответственности».

Странно, что архиерей рассуждает не с духовных позиций, а с точки зрения какого-то советского историка-материалиста.

Рассуждает так, словно, не имеет никакого представления о духовных, сакральных смыслах Самодержавия, о Божием призвании на Царство, о том, что Православный Царь – это не менеджер, не эффективный управленец, ни организатор проектов и мероприятий… Царь – предстатель перед Богом за свой народ.

И что за откровенная неправда о том, что у Царя были разорваны отношения с обществом? Ведь не может не знать владыка Тихон, что простой народ любил своего Царя, и Царь был близок к народу и прост в общении с ним. И сколько нужно было сил и денег революционерам, чтобы замутить образ Царя в глазах простого народа, чтобы ударить по любви народа к Государю.

Но даже после всех грязных стараний, клеветы и гнусного убийства Святого Царя, в самой глубине народа даже в советское время жила любовь к Государю Николаю Александровичу, в народе среди лучших его представителей, тайно сохранялась святая память о своем заступнике и покровителе, о Святом Царе-батюшке Николае.

Да, в то предреволюционное время часть народа, в основном в лице аристократии, интеллигенции, стала отходить от Бога. И отошли настолько, что, направляемые сынами погибельными, откровенными сатанистами, совершили революцию. Революцию против Бога и против своего Царя. Не Государь отрекся от народа, а наш народ отрекся от Царя.

https://www.youtube.com/watch?v=vtmdkxPsrqI

Весь текст

___________________________________________________

Дорогие братья и сестры! С радостью сообщаем Вам, что благодаря Вашим молитвам и пожертвованиям, долгожданная книга «Россия у Тихого океана» скоро выйдет в свет. Издание книги откладывалось, поскольку не хватало нужной суммы. С Божией помощью и народными усилиями, наконец, собраны необходимые средства, и работа уже запущена в печать…

Вашими молитвами и пожертвованиями делается заметный и очень нужный вклад в дело укрепления России и Церкви на берегу Тихого океана. Просим православных помолиться о здравии всех, кто поддержал издание книги «Россия у Тихого океана».

Сейчас Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» особо нуждается в Вашей поддержке. Поэтому вновь просим Вас, дорогие братья и сестры, о молитвах и помощи в нашем общем просветительском и миссионерском деле на дальневосточных рубежах России!

Весь текст

________________________________________________________

Творческое наследие

Вклад святителя Иннокентия в богословие и теологию сложно переоценить. С его помощью знание религии в русской культуре вышло на новый уровень.

Обладая превосходным образованием, отец стремился применять его на практике. Понимание естественных и точных наук позволило расширить мировоззрение и донести веру до большего количества людей.

Этот факт ставит святителя в один ряд с другим выдающимися религиозными деятелями и философами XIX века.

Главным образом весь широкий спектр своих знаний Иннокентий Херсонский применял для проповеди Слова Божьего. Речи святителя перепечатывались, переводились на другие языки, их вывозили за границу. Превосходное искусство оратора позволяло доступно и легко говорить о сложном православном учении, доносить истину до простых людей и до высокопоставленных ученых.

В своих литературных трудах отец Иннокентий Херсонский запечатлел каноны христианства.

«Догматический сборник», составленный под его руководством, является образцовым учебником и источником уникальных знаний для многих поколений студентов семинаристов.

Литература была важна для епископа, поэтому, где бы он ни работал, везде стремился создавать библиотеки, реставрировать книги, сохранить редкие экземпляры и древности.

О дальневосточной концессии

Правительственные рассуждения о сдаче в концессию объектов на Дальнем Востоке и в Арктике идут на фоне публикаций с явным сепаратистским душком, которые все чаще появляются на провластных каналах. Публикации посвящены созданию на Дальнем Востоке нового макрорегиона под названием «Тихоокеанская Россия».

С названием «Тихоокеанская Россия» похоже конкурирует менее масштабное название, уже используемое в отношении части дальневосточных территорий. Звучит оно так: «Туманган». В соответствии с корейским именем реки, по которой проходит граница России с КНР и КНДР.

Реализуемый при участии нашего Правительства мировой проект «Расширенная Туманганская инициатива» уже включает в себя упоминание о новом международном регионе под названием «Туманган».

Значительная часть территории этого «нового региона», пока еще не обозначенного на карте, но уже смело упоминаемого в документах ООНовского проекта «Расширенная Туманганская инициатива», – земли Хасанского, Надеждинского и Уссурийского районов Приморского края России.

Вместе с китайскими и северокорейскими землями близ устья реки Туманная, российская территория уже, оказывается, составляет «новый регион» «Туманган»! Напомним, что проект «Туманган» лоббировался в 1990-х годах министром иностранных дел Козыревым.

Тогда проект, как угрожающий территориальной целостности России, был жестко заблокирован нашими пограничниками при участии региональной власти Приморья. Министр Козырев, как известно, бежал в США.

Сегодня уже нет тех пограничников и народ наш уже не тот.

О состоянии народа мы можем судить по тому, как легко выводят людей на протесты за каких-то сомнительных и незначительных фигур, наподобие Навального или Фургала, но при этом по поводу таких серьезнейших процессов, как тихая передача Дальнего Востока «в концессию» и легализованные попытки создания здесь какой-то «Тихоокеанской республики», народ вообще молчит.

  Николай Агафонов: Митрополит-писатель нашего времени

Мы не призываем к митингам и протестам. Мы призываем трезво взглянуть на происходящее. Мы призываем к молитве. К молитве, которая сможет объединить всех нас. К молитве за нашу Русскую землю, за прочность ее рубежей, за единство России, русского народа и русской земли.

Помолимся, братья и сестры! Помолимся Святой Троице! Нет надежды на князей и на сынов человеческих. Мы не испытываем большой надежды на то, что кто-то из «умных и ответственных людей» после прочтения этой статьи сможет повлиять на важнейшие государственные решения, которые принимает сегодня наше правительство.

Мы верим в Бога, в Троицу Единосущную. На Бога мы надеемся и на Бога уповаем. А Господь поругаем не бывает. Не для того Он дал русскому народу чудесные земли от Урала до Тихого океана, чтобы сегодня их передавали в пользование иностранным концессионерам. Помолимся и покаемся в эти покаянные Великопостные дни. Помолимся.

Да воскреснет Русь! И расточатся врази ея!

Весь текст

_______________________________________________

Биография

  • С 28 августа 1823 — инспектор и профессор церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии.
  • С 1823 года, одновременно, был ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища.
  • 10 декабря 1823 года был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона.
  • С 29 декабря 1823 года — иеромонах.
  • С 10 декабря 1824 года — бакалавр богословия Санкт-Петербургской духовной академии.
  • С 2 сентября 1825 года — инспектор Санкт-Петербургской духовной академии.
  • С 6 января 1826 года — экстраординарный профессор богословия Санкт-Петербургской духовной академии.
  • 16 марта 1826 года возведён в сан архимандрита.
  • В 1829 году удостоен степени доктора богословия.
  • С 27 августа 1830 года — ректор и профессор богословия Киевской духовной академии.

С 3 октября 1836 года — епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии, управляющий Киево-Михайловским монастырём.

При этом остался в должности ректора Киевской духовной академии.

  1. С 1 марта 1840 года — епископ Вологодский и Устюжский.
  2. С 31 декабря 1840 года — епископ Харьковский и Ахтырский.
  3. 15 апреля 1845 года возведён в сан архиепископа.
  4. С 24 февраля 1848 года — архиепископ Херсонский и Таврический.
  5. Благодаря архиепископу на развалинах Херсонеса была создана киновия, разрушенная во время осады Севастополя: здесь находились устроенные французами батареи с пороховыми складами и траншеи, которые перерезали всю местность[4]; в 1861 году возрождённую киновию преобразовали в монастырь первого класса.

«Православного глобального проекта»

Таврический Свято-Успенский приход —

Святитель Иннокентий один из самых ярких светильников богословов 19 века. Мы помещаем на нашем сайте житие и труды святителя, воспитавшего духовно основателей Таврического.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Четверг, 25 мая (ст.ст.) 7 июня 2012 (нов. ст.)

Тропарь:

       От юных лет прилежа учению благочестия и страху Божию, во благодати Христовой преуспевая, стяжал еси словесная дарования и явился еси неутомимый проповедниче спасения, души верных озаряя спасительными смыслы и приводя всех ко исправлению. Святителю отче Иннокентие, моли Христа Бога дати нам оставление грехов и велию милость.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иоанн Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце в семье священника. С детства проявился в нем Божий дар слова, воспитывались и умножались такие редкие добродетели, как молитва и непрестанная духовная бодрость.

Читайте также:  Святой леонид: житие мученика и о чем просят перед иконой, почитание

В 1810 году Иоанн Борисов поступил в Воронежское епархиальное училище, которое окончил экстерном, а затем в Орловскую Духовную семинарию. В числе лучших выпускников семинарии в 1819 году он был принят в Киевскую Духовную академию. В Академии талант юноши окреп и развился во всей своей силе.

Иоанн упражнялся не только во внешних, но и в духовных науках благочестия, стремясь подражать жизни самого Спасителя.

В 1823 году он окончил академический курс со степенью магистра богословия и был направлен в Санкт-Петербург профессором церковной истории и греческого языка Александро-Невского Духовного училища.

Став в том же году ректором училища, он был пострижен в монашество с именем Иннокентий. Следующим местом его служения стала Санкт-Петербургская Духовная академия, где иеромонах Иннокентий был сначала преподавателем, а затем инспектором и экстраординарным профессором.

Вскоре будущий святитель был возведен в сан архимандрита.

В то время его проповеди появились на страницах многих церковных журналов, а в дальнейшем стали выходить первые научно-литературные труды, за которые в 1828 году он был удостоен степени доктора богословия, получил докторский наперсный крест и орден святой Анны 2-й степени.

В 1830 году архимандрит Иннокентий, умудренный духовным и жизненным опытом, был переведен в Киев на должность ректора Духовной академии и назначен настоятелем Киево-Братского монастыря.

В течение десяти лет своего ректорства в Киевской Духовной академии архимандрит, а затем епископ Иннокентий предпринял ряд важных и полезных преобразований, прежде всего отменил преподавание на латинском языке, создававшем рабскую зависимость православного духовного образования от католического богословия и схоластического мышления.

21 декабря 1836 года состоялась хиротония его в сан епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии с оставлением в должности ректора. Нравственное влияние святителя Иннокентия на своих сослуживцев было настолько велико и продолжительно, что любовь к нему они сохранили до конца своей жизни. Господь, Который «гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.

4, 6), вознаградил раба Своего благодатными дарами, среди которых современники упоминают прозорливость, свидетельствуя, что «слова его действительно сбывались», что «прозорливость преосвященный имел особенную».

В 1840 году владыка Иннокентий назначается на самостоятельную Вологодскую кафедру, где за год пребывания становится известным как глубокий исследователь древних вологодских рукописей. 1 марта 1841 года епископ Иннокентий переводится на Харьковскую кафедру. Здесь он многое сделал и многое полюбил.

Его трудами были восстановлены Святогорский, Успенский и Ахтырский Свято-Троицкий монастыри. Он, ревнитель монашества, основал Верхне-Харьковский Николаевский женский монастырь. Святитель заботился о нравственности духовенства, благолепии церковном, всюду требуя совершения уставного богослужения. Он был очень милостив и скор на поддержку всех, искавших его помощи.

Управляя епархией, преосвященный заботился также о процветании проповедничества среди духовенства, а лучшим образцом здесь являлись его собственные проповеди. В Харькове святитель Иннокентий продолжал свои литературные и богословско-исторические труды, занимался гимнографией.

Определением Святейшего Синода от 15 апреля 1845 года владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа. С 1 апреля 1847 года он являлся членом Святейшего Синода.

24 февраля 1848 года последовал указ о назначении его на кафедру Херсонскую и Таврическую, что было промыслительно. Церковная нива этой епархии, столь обширная, была не возделана. Святитель Иннокентий первое время служения своего в Одессе посвятил внешнему устройству епархии, воспитанию духовенства, укреплению Духовной семинарии.

При архиепископе Иннокентии был построен Спасо-Преображенский кафедральный собор, установлены особые молитвословия и крестные ходы в день основания Одессы и в день ежегодного перенесения из Херсона в Одессу чудотворного Касперовского образа Божией Матери.

Современники изумлялись обширности и глубине познаний святителя в различных областях человеческой деятельности. Но для него богослужение было средоточием всей его жизни, а сила его слова была подобна силе и глубине слова святителя Иоанна Златоуста.

При нем началось восстановление крымских церковно-исторических памятников и создание иноческих обителей по образу Афонских на Крымском полуострове и в Херсоне.

Исключительное значение имела деятельность архиепископа Иннокентия для Одессы в Крымскую войну. В это тяжелое время у людей не оставалось надежды на земную помощь, все упование свое они возлагали на Господа.

И Божия помощь милостиво посещала причерноморскую землю по молитвам святителя Христова. Благодать и сила его молитв особенно проявились при осаде Одессы неприятелем в 1854 году. Враг дважды осаждал Одессу и дважды вынужден был удалиться.

Особую силу имела молитва святителя перед чудотворным Касперовским образом Божией Матери.

Как некогда азиатский завоеватель Тамерлан бежал от града Москвы, устрашенный грозным запрещением Матери Божией, так и в событиях 1854 года враги удалились от берегов Одессы благодаря Ее предстательству. С тех пор Касперовская икона Божией Матери является покровительницей Одессы и всего южного края.

Когда же врагу был открыт путь в Симферополь, и даже Перекоп не мог считаться безопасным убежищем, святитель Иннокентий без сопровождающих с иконой Божией Матери прибыл сначала в Симферополь, а затем в осажденный Севастополь.

В этот тяжелый для защитников города час он явился, чтобы возвестить упование на Высшую помощь. Во время военных действий на Крымском полуострове архиепископ Иннокентий не переставал совершать Литургии и молебны.

Предметом особой заботливости его были госпитали, госпитальное духовенство и сестры милосердия, ухаживавшие за ранеными и больными воинами. Раненые снабжались продовольствием, собранным святителем, духовными книгами и иконами.

Проповеди святителя Иннокентия поддерживали дух защитников Отечества и всей паствы. Народ в простоте сердца выражал общее тогда убеждение: «Если бы командование армией доверили Иннокентию, Россия выиграла бы Крымскую войну».

Святитель всегда, до самозабвения, отдавал себя на служение Богу и ближним. Свеча земного бытия его догорала. Чувствуя приближение своей кончины, он в конце апреля – начале мая 1857 года совершил поездку по епархии, прощаясь с ней навсегда. Скончался святитель 25 мая 1857 года.

29 мая после Божественной литургии и торжественного чина отпевания, при рыдании всего народа, архиепископ Иннокентий был погребен у входа в правый придел Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Сейчас нетленные мощи святителя почивают в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы.

Нижний храм вновь возрождаемого Спасо-Преображенского собора в 2005 году был освящен в честь святителя Иннокентия.

Файлы для скачивания:

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

07.06.2018 | Просмотров: 762

Святитель Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) – архиепископ, знаменитый богослов и проповедник.

Он родился в семье священника в 1800 году в городе Ельце Орловской губернии. Первоначальное образование он получил дома и в Воронежском уездном училище. По окончании в 1819 году Орловской Духовной семинарии он поступил в Киевскую Духовную академию.

В 1823 года Ивана Алексеевича назначили инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, ректором Александро-Невского Духовного училища. В том же году его постригли в монашество и рукоположили в сан иеродиакона и иеромонаха.

В 1824 году иеромонаха Иннокентия перевели в Санкт-Петербургскую Духовную академию на должность инспектора и экстраординарного профессора. В 1826 году его возвели в сан архимандрита, а в 1830 году назначили в Киевскую Духовную академию на должность ректора и профессора богословия.

В 1836 году архимандрита Иннокентия хиротонисали во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С марта по декабрь 1840 года он служил на Вологодской кафедре.

В 1840-1847 годах владыка Иннокентий управлял Харьковской кафедрой. Здесь он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель. В апреле 1845 года его возвели в сан архиепископа. В 1847-1848 годах высокопреосвященный Иннокентий присутствовал на заседаниях Святейшего Синода.

В феврале 1848 года его назначили на Херсонскую и Таврическую. На новом месте архиепископ Иннокентий приложил все силы для восстановления христианских памятников древней Тавриды и строительства новых храмов.

По его благословению и при непосредственном участии в короткий срок возобновили Успенский скит вблизи Бахчисарая. Поставили небольшую церковь в честь равноапостольной княгини Ольги на развалинах Херсонеса.

Освятили пещерный храм в честь священномучеников Климента и Мартина в Инкермане, и многие другие святые для русского сердца места.

Владыка Иннокентий скончался 25 мая 1857 года, в праздник Живоначальной Троицы.

18 июля 1997 года его мощи обрели на братском кладбище Одесского Успенского монастыря. Владыка Иннокентий причислен к лику местночтимых святых Украинской Православной Церковью Московского Патриархата (журнал заседания Священного Синода УПЦ МП № 39 от 11.06.1997 г.

) 13 декабря 1997 года в Успенском кафедральном соборе Одессы, Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, прославил его в лике местночтимых святых.

7 июня 2007 года мощи святителя Иннокентия перенесли в восстановленный Спасо-Преображенский собор Одессы, где они почивают и поныне.

  • 30 ноября 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святителя Иннокентия прославили к общецерковному почитанию.
  • Владыка Иннокентий отличался ораторским талантом, обширностью своих знаний и оставил много духовных сочинений.
  • Высокопреосвященный Иннокентий в годы Крымской войны

В годы Крымской войны (1854-1855 гг.), архиепископ Иннокентий не оставался в своем архиерейском доме в Одессе, а как истинный патриот мужественно переносил все тяготы военного времени. Своим живым участием во всех бедствиях войны и благотворным духовным влиянием на воинов он получил особую известность не только в Крыму, но и во всей России.

Читайте также:  Икона Божией Матери Милостивая в Зачатьевском монастыре: история и о чем просят, молитва

В начальный период военных действий, владыка Иннокентий в Страстную седмицу и на Пасху 1854 года вместе со своей паствой пережил бомбардировку Одессы соединенным флотом. В ярких и образных проповедях он вдохновлял, утешал и поддерживал воинов и мирян.

В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1854 года состоялось кровопролитное сражение русских войск с неприятелем на реке Альме. После него архиепископ Иннокентий посетил Симферополь. Здесь он совершил молебен в Александро-Невском соборе.

И отсюда отправился в Севастополь, где служил в храмах и на площадях, говорил проповеди и речи, окроплял войска святой водой, раздавал иконы, воодушевлял, ободрял и убеждал постоять за Веру и Отечество. Величие духа архиепископа Иннокентия особенно проявлялось при посещении им госпиталей и лазаретов.

В них, находящихся часто близко к местам боев, обильно политым кровью, владыка как истинный пастырь, вместе с ранеными воинами переживал скорбь утрат и тяжесть страданий.

Он являлся в палаты, блиндажи, и как ангел-утешитель страждущих, «не боясь заразы и не отвращаясь от картин, способных потрясти сердце человеческое до самой глубины его».

После молебна на Соборной площади, у Преображенского кафедрального собора в Одессе 7 декабря 1854 года, ставшего напутственным для резервных войск 10-й дивизии, направлявшейся в Крым, владыка Иннокентий обратился к ним с такими словами:

«Итак, с Богом, христолюбивые, на брань праведную и святую! С Богом, победоносные, против врагов злочестивых и коварных! С Богом, братия и други, за Веру, Царя и Отечество! В благословение на предлежащий Вам подвиг и в залог помощи свыше, приимите от лица нашего храма Господня святую икону Вождя и Архистратига Сил Небесных – Михаила. Под стопами его, как видите, лежит, повержен силой Божией сам дух злобы поднебесной: да повергнутся той же силой пред победоносными знаменами Вашими и злочестивые полчища врагов наших, которые, к сраму имени христианского, не усомнились войти противу нас под темным и отверженным знаменем Магомета».

В лагерной (походной) церкви Северного укрепления в Севастополе 25 июня 1855 года архиепископ совершил Божественную литургию. В своем слове, обращаясь к воинам, он сказал:

«По всему лицу земли Русской нет ни одного сына Отечества, который бы в настоящее время не привитал постоянно мыслью с Вами, мужественные защитники Севастополя, который не скорбел бы Вашими ранами, равно как не радовался бы о Ваших успехах, не хвалился Вашей твердостью.

…Беспримерным мужеством против врагов и долготерпением вашим Вы давно вышли и вознеслись из ряда людей и воинов обыкновенных, — видимо приблизились к знаменитому сонму древних поборников земли Русской, соделались не только любезными, но и священными для всех сынов Отечества.

Вы – слава России, утешение ее монарха, радость Святой Церкви, предмет удивления для самих врагов и для всего света!».

Особое, неизгладимое впечатление на защитников Севастополя оказала проповедь владыки Иннокентия, сказанная им на другой день, в воскресенье 26 июня, на Николаевской площади города, в день празднования Тихвинской иконе Божией Матери.

Утром, в шесть часов, во временной адмиралтейской церкви во имя Архистратига Михаила, построенной на Екатерининской улице, на время возведения собора в честь Святителя Николая, началась Божественная литургия. Ее совершил архиепископ Иннокентий в сослужении городского, армейского и флотского духовенства. На богослужении присутствовали – главнокомандующий, князь М.Д.

Горчаков, барон Д.Е. Остен-Сакен, адмирал П.С. Нахимов, многие другие офицеры, часть личного состава гарнизона свободная от несения службы.

По окончании литургии, при звоне колоколов и гремевшей усиленной канонады, все вышли из Михайловского храма на площадь, где в 8 часов был отслужен архипастырем молебен с водосвятием. В конце молебна владыка Иннокентий, священнослужители, все воины и горожане преклонили колена, выслушав умилительные слова молитвы.

Затем архиепископ с жезлом в руке, вышел перед рядами собранных на площади войск, только что сошедших с бастионов и батарей.

Благословляя воинов иконами, присланными из Москвы, Киева, Санкт-Петербурга и других городов Российской империи, призывая на них особое благоволение Божие, владыка Иннокентий обратился к ним со словами поддержки:

«Хвала и благодарность Вам от лица всей земли Русской, христолюбивые защитники Севастополя! Благодарение Богу, [что] твердо и непоколебимо стоите Вы здесь за Отечество, за Царя благочестивейшего и за общую матерь нашу, Церковь Православную! Да будет же ведано Вам, что и Святая Русь твердо помнит и крепко любит всех Вас.

Да будет известно, что и Царь православный сильно радуется Вами и прилежно готовит Вам награды за беспримерные подвиги Ваши.

Знайте и то, что Святая Церковь, как истинная матерь, обеими руками благословляет Ваше мужество, день и ночь молится о Вас ко Господу, молится о живых, да дарует Вам Господь крепость и победу свыше, тем паче об умерших, да сподобятся они венца небесного.

…Ко врагам нашим не престают пребывать, в пособие злу, темные клевреты с Запада; а к Вам, как видел я на пути моем, не только спешат во множестве Ваши собратья по оружию, но являются теперь, как сами видите, в ликах своих, даже угодники Божии, Сама Царица Воинств Небесных. Кто на ны, аще Бог и святые угодники Его по нас?..

Доканчивайте же мужественно великое и святое дело Ваше, столь славно Вами начатое! Стойте неустрашимо против врагов, которые, будучи христианами, имели несчастье бесчестно восстать против Креста Христова – за прелесть Магометову! Пусть в ослеплении ума и ожесточении сердца возлагают они надежды свои на человеческую силу, мудрость и искусство, — наша сила и крепость всегда была и пребудет – Бог Отец! Наше непреложное упование – Бог Сын! Наш нерушимый покров и прибежище – Бог Дух Святой! Троице Пресвятая и Всемогущая, благослови и укрепи рать православную! Защити и спаси землю Русскую!».

  • Каменный храм в честь Архистратига Михаила построили в Севастополе в 1848 году. Он сильно пострадал при обстреле города неприятелем в 1855 году. После проведенных в 1858 году восстановительных работ, с 1859 года существовал как полковая церковь 50-го пехотного Белостокского полка. В 1904 году на его фасаде установили двадцать четыре мемориальные доски со списками частей Севастопольского гарнизона, принимавших участие в обороне города в Крымскую войну. С 1917 года Михайловский храм был гарнизонной церковью Севастопольской крепости. В 1920 годы его закрыли и использовали как читальню. В 1931 году в здании бывшего храма сделали Дом санитарного просвещения. По окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 годов его восстановили и устроили в нем малый зал Дома офицеров Черноморского флота. В 1968 году его передали музею Черноморского флота. В настоящее время в Михайловском храме восстановлено регулярное богослужение.

Надолго запомнились всем присутствующим на площади одна из наиболее проникновенных частей проповеди архипастыря, обращенной к войскам:

«Не поучение говорить Вам мы прибыли сюда.

Нет, мы явились учиться у Вас, славные защитники града, учиться, как исполнять заповеди Христа Спасителя: оставь отца, матерь твою и дом твой, возьми крест и гряди по Мне! Впредь, поучая паству свою, мне не надо искать далеко примеров добродетели; я скажу ей: иди в град сей и поучись у первого встречного из братий твоих, защитников Веры и месте, откуда впервые разлилось Православие на Родину нашу… пади там ниц – место бо сие свято есть».

Что еще можно сказать лучше, чем одарить славных защитников Севастополя, больше, чем этим изящным словесным венком, переданным владыкой Иннокентием всем живым и в память о павших героях города.

Позже, в 1876 году, это событие отражено на литографии С. Орлова «Молебен в Севастополе по случаю передачи святых икон из Киева, Воронежа и Москвы защитникам крепости. 26 июня 1855 г.», отпечатанной в Москве.

Встречая Смоленское ополчение, прибывшее в Крым с родных мест адмирала Павла Степановича Нахимова, 24 сентября 1855 года, по окончании молебна преосвященный Иннокентий, обращаясь к воинам, говорил:

«Храбрые ратники Смоленского ополчения! Исходя во сретение Вам, мы сретаем в лице Вашем не один древний Смоленск с верховьями нашего Днепра, а можно сказать, всю древнюю и великую Россию, которая так доблестно восстала и подвиглась на защиту России Новой. …Смоленск никогда не постыжал собою Россию, и в упоминаемую нами годину (1812 г.

) искушения первый подал пример и показал, что может ожидать врага, нагло вторгшегося в середину земли Русской.

А наш Севастополь, смеем думать и сказать, показал и доказал пред всем светом, что по прошествии четыредесяти лет от событий смоленских грудь русская не разучилась быть живой стеной для Отечества, и что эта стена не слабее железа и гранита».

В скиту Спасо-Богородицкого Одигитриевского монастыря под Вязьмой

Впоследствии высокопреосвященнейший Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский дал яркую характеристику образа преосвященного Иннокентия в период Крымской войны.

«Его геройское истинно-христианское мужество и присутствие духа…; его торжественныя службы и вдохновенныя речи …в эти страшные дни; его путешествие в Крым, где старался он словом веры и упования успокоить и подкрепить злосчастных обитателей страны; его священнослужения и речи в самом Севастополе посреди громов войны, — все это озарило имя Иннокентия славою высокаго патриота и великаго пастыря Церкви, исполненнаго самоотвержения и любви, готоваго положить за свою паству, или вместе с нею, собственную душу».

 Составил иеромонах Даниил (Сычёв)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector