Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Иконография – оригинальная традиция христианского сакрального искусства, и она была неотъемлемой частью поклонения и мистической жизни христиан с апостольских времен. В восточно-христианской традиции иконы называют «окнами в небо», они вдохновляли и окрыляли миллионы верующих и временами были инструментами для демонстрации Божьего чудесного заступничества в жизни человечества.

История возникновения икон

Церковная традиция учит, что первым иконописцем был святой евангелист Лука. Он нарисовал святое изображение Девы Марии, лицо, которое он сам видел.

Свои первые иконы он принес самой Богоматери, которая одобрила их и провозгласила: «Пусть благодать Того, Кто родился от меня через меня, будет передана этим иконам».

Есть, по крайней мере, пять высоко почитаемых икон Богородицы, написанных Святым Лукой, которые до сих пор почитаются сегодня. Также известно, что он писал иконы святых Петра и Павла. Начало иконографии можно также найти в картинах катакомб II и III веков.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Иконографии было уделено особое внимание и благосклонность в ранней Византии. Император Константин Великий освободил от всех налогов художников, создававших мозаики для церквей.

В империи процветала иконография – мозаики, настенные росписи (фрески) и панно (переносные иконы).

Наивысшего расцвета иконописное искусство Византии достигло в VI веке, во время правления византийского императора Юстиниана Великого.

У Иоанна Златоуста был обычай хранить перед собой икону святого Павла всякий раз, когда он изучал Послание святого Павла, для вдохновения и призывать апостольское благословение.

Как сказал другой Отец Церкви, святой Василий Великий, «беззвучным голосом иконы учат тех, кто их видит».

Однажды, когда святой Иоанн оторвался от текста, икона святого Павла, казалось, ожила, и апостол заговорил с ним.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Иконоборчество в Византии

Иконография, как неотъемлемая часть христианской жизни, была предметом большого спора в VII и VIII веках. В это время в Византийской империи появилось так званное движение иконоборцев, противников икон.

Иконоборцы с подозрением относились к любому священному искусству, изображавшему людей или Бога, и требовали уничтожения икон. Иконопочитатели (поклонники икон) наоборот энергично защищали место икон в жизни Церкви.

Иконоборчество, возможно, возникло под влиянием еврейских и мусульманских идей, а также отражало «пуританское» мировоззрение христианства, на всех изображениях видевшее скрытое идолопоклонство.

Идеи иконоборчества были поддержаны седьмым и последним Вселенским собором, который собрался в Никее в 787 г. н. э. Еще одно гонение на иконы византийского императора Льва III в следующем столетии прекратилось лишь когда на престол взошла императрица Феодора, она навсегда восстановила почитание икон в 843 году, и эта победа сейчас даже отмечается как «Триумф православия».

Одним из главных поборников иконопочитания этого периода был святой Иоанн Дамаскин, который написал в своем знаменитом труде «Защита икон»: «Через иконы Христа мы размышляем о Его телесной форме, Его чудесах и Его страданиях, и мы освящены… иконы святых исполнены Духом Святым».

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Иоанн Дамаскин на иконе.

После падения Константинополя Святая Гора Афон стала центром православной иконописи.

Многие монастырские церкви, которые сегодня можно увидеть на Афоне, являются свидетельством многовековой традиции, царившей в руках монахов, которые ее сохранили.

Византийской традиции иконографии также подражали сербские и русские христиане, чьи стили иконографии претерпели свою эволюцию на протяжении веков.

https://www.youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI

Хотя многие из нас ассоциируют иконографию с Церковью Востока, это также оригинальная традиция сакрального искусства в Западной Католической Церкви. Мозаики, фрески и картины в Риме, Испании и Франции свидетельствуют о том, что византийский стиль был художественной традиции, был характерным как для западного, так и для восточного христианства вплоть до XII века.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Значение икон

При описании назначения икон древние отцы использовали греческий труд анагогики, что буквально означало «ведущий наверх».

Фотий Контоглу, известный современный иконописец, прекрасно выразил это: «Иконы поднимают душу и разум верующего, который видит икону, в царство духа, нетленного, Царства Божьего, насколько это может быть достигнуто, материальными средствами.

» Таким образом, чтобы полностью оценить иконографию, мы должны рассматривать ее как форму литургического искусства, функция которого, по сути, духовна.

Поскольку создание иконы само по себе является священным занятием, иконописец должен быть человеком молитвы, а не просто техником.

Если его работа заключается в том, чтобы вдохновлять и просвещать других, то очень важно, чтобы он вел молитвенную и постную жизнь, чтобы его вдохновлял и просвещал Святой Дух, чтобы его иконография сама стала выражением его духовной жизни. Контоглу пишет: «Иконописцы рисовали, когда молились».

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Чем иконография отличается от классической живописи?

В западном подходе к сакральному искусству (например, эпохи Возрождения) художник чаще всего изображает свой предмет в чисто натуралистическом и репрезентативном стиле. Он использует те же приемы, что и для изображения светского предмета. Тема может быть религиозной, но стиль остается прежним.

Но цель иконописца совершенно иная, так и другие его методы достижения этой цели. Иконография изображает святых не такими, какими они были в реальной жизни, а такими, какие они есть в вечности.

Он передает свое видение небесного мира не через символы, такие как закаты с золотыми облаками или ангелами, играющими на арфах, а через мистические формы и цвета.

Как пишет Контоглу: «Иконография выражается одухотворенными формами, абстрагированными от природных явлений, мира, который находится за пределами явлений, духовного мира».

Описанная как «богословие в цвете и линии», в иконографии традиционно используются особые художественные приемы и стилизация, чтобы донести духовный мир до зрителя. Одна из первых вещей, которые можно заметить, – это стандартизация форм святых людей.

Увидев икону, мы сразу можем узнать, что это Христос, это святой Павел, это святой Николай и т. д.

Обе формы Святых и состав событий из Евангелий являются фиксированными и архетипическими, хотя они будут немного различаться в зависимости от стиля иконописца.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Еще одной выдающейся особенностью иконографии является крайняя стилизация и ненатуралистическое изображение одежды фигур.

Складки одежды изображены с помощью геометрических форм (овалов, прямоугольников, треугольников), демонстрирующих небесный порядок.

Опять же, выбор цветов также часто фиксируется: синий для мантии Христа или верхней одежды, красный для туники или внутренней одежды; темно-красный для верхней одежды Девы Марии; и т. п.

Эта стилизация также появляется во всех элементах лиц и членов тела людей на иконе. Их лица не напоминают простых людей, но через стилизацию они показывают нам лица человеческой натуры, преобразованные в Божественное.

Руки часто тонкие и выразительные, обычно в различных жестах благословения.

Ореолы вокруг голов Христа, Девы Марии и Святых изображены в виде четко очерченного круга, обозначающего их святость и привлекающего наше внимание к их лицам.

Даже сама природа преображается рукой иконописца. Здания, горы, деревья и животные обычно изображаются очень упрощенно, схематично, вместо того, чтобы пытаться передать фотографическое сходство.

Иконописец не останавливается на том, что использует технику для изображения духовно преображенной реальности. Он изменяет как время, так и пространство.

События, происходившие в разное время, представлены в композиции одновременно, как если бы они происходили одновременно – например, это видно на изображении Рождества Христова, на рождественских иконах, например, где мы видим одновременно в одной иконе Богородицу с Младенцем, ангела, объявляющего о рождении Спасителя пастухам, и волхвов спешащих поклониться Мессии.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Иконописец также не придерживается систематического использования перспективы, чтобы создать иллюзию трехмерности. Вместо этого он часто использует перевернутую перспективу, чтобы показать, где объекты на переднем плане меньше, чем духовно более значимые объекты или люди позади них.

Иконы святых и иконографическая символика

«Даже если он видел какого-то святого в жизни, иконописец рисует его не материально или естественно, а духовным образом, освещенным божественной благодатью», – писал современный иконописец Фотий Контоглу.

Иконописец использует несколько традиционных способов изобразить освященную человечность Святых. Их лица и члены тела стилизованы, их руки выразительно выражены в различных жестах благословения.

Даже геометрические складки их одежды говорят о небесном порядке и равновесии.

Читайте также:  Валерия святая: житие и икона православной мученицы, в чем помогает и молитвы

Ореолы вокруг их голов нарисованы в четко очерченном круге, что означает их святость и привлекает наше внимание к их лицам.

Часто на иконе святого есть важная ссылка на их жизнь или слова: святой Христофор хватает свой посох, которые чудесным образом расцвел словно пальма, как и предсказывал Младенец Иисус, на следующий день после своего явления святому.

Святая Тереза из Лизье сказала, что после ее смерти она «позволит упасть ливню из роз», имея в виду милости и небесные дары, которые она подарит, и они представлены в ее иконе гроздью розовых роз.

Мученики, такие как святая Сесилия и святая Варвара, держат крест, показывая, что они следуют за Христом до смерти, как мы также видим в иконах монахов и монахинь, таких как святой Бенедикт.

Во многих иконах святые держат свиток, цитирующий их собственные слова (например, святой Патрик, чей свиток цитирует его слова о Троице из его знаменитой Лорики) или цитату из Священных Писаний, которая подчеркивает некоторые выдающиеся особенности их жизни и судьбы.

Изображение иконы святой Моники, чей успешный молитвенный труд по обращению ее сына святого Августина резюмируется в цитате из Псалмов: «В бедственном положении я позвал Господа, и Он услышал меня».

Другие святые, такие как Святой Франциск и Святой Иоанн Креститель, хранят копии своих духовных писаний.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Откуда иконописец знает, как изобразить того или иного святого? Явления сотен святых описаны в различных руководствах для иконописцев.

Такие фигуры, как Святой Николай и Святой Василий, были изображены на сотнях икон на протяжении веков; христианин из Греции или Украины сразу узнал бы изображения монастырских икон этих и других святых, даже если они не смогут прочитать текст, идентифицирующий их.

Закончим нашу статью об истории иконописи и значении сакрального иконописного искусства словами святого Василия Великого, который писал: «То, что Книга Евангелий объясняет словами, иконописец показывает своими работами».

P. S. Приобрести рукописные иконы можно в художественной мастерской «Наследие» – https://www.artnasledie.ru/.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.

Старинные иконы — описания святых образов

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Историческая справка

В настоящее время православные верующие придерживаются двух основных версий сотворения старинных икон. Согласно одной из них, автором первой иконы на дереве относят одного из главных последователей Иисуса Христа, а также создателя Нового Завета, апостола Луку.

По второй версии, первое отражение святого образа появилось тогда, когда лицо Господа Бога коснулось полотенца, после умывания, на котором и сохранился тот самый отпечаток, ставший впоследствии почитаемым изображением.

Периоды создания и развития иконографии прошли самые разные исторически-сложившиеся времена. Они включали эпоху гонения, иконоборчества, расцвета и так далее.

В результате складывания переменчивого отношения к христианской культуре, которое за время человеческого существования не раз сумело поменяться то в положительную, то в отрицательную сторону для самой религии, многие древние иконы так и не удалось сохранить.

Как создавались иконы на Руси

На Руси икона считалась мистическим предметом, частичкой духовной сущности в материальном мире. Изображение является символом посредничества между духовным и земным миром.

В основе старинных икон на дереве использовались полотна, состав которых включал в себя дуб, липу, кипарис, бук. Все, представленные выше породы деревьев высоко ценились, поскольку их уникальные свойства позволяли сохранить своё исходное состояние от влаги.

Интересно, что далеко не каждый, даже высокопрофессиональный художник может писать иконы. Для иконописца важны такие качества как вера, религиозность, благословление на деятельность и обязательное выполнение следующих религиозных таинств:

  • Поста
  • Молитв
  • Исповеди
  • Причащениями к Святым Таинствам

Создание икон на дереве состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор доски
  2. Грунтовка доски
  3. Рисунок
  4. Золочение
  5. Эмульсия
  6. Краски
  7. Живопись
  8. Олифа

Перед началом росписи, будущие иконы 12 века высушивали и выпаривали. Далее, на деревянном полотне, прямо на лицевой её части, делали специальное углубление, оставляя по краям тонкие выступы. На уже обработанную деревянную поверхность наклеивали паволоку, поверх которой наносилась особая грунтовка под названием левкас. Она включала в свою основу мел и клей, которые смешивались между собой.

После этого на доску по высохшему левкасу наносится рисунок. Его выполняют кистью или углем. Часто для нанесения рисунка использовалась прорись – рисунок, выполненный через кальку точечным прокалыванием контуров и последующим припорохом.

Дальше мастера золотили рисунок хрупкими листами сусального золота, цветовые оттенки которого отличаются в зависимости от количества примесей других металлов и пробы самого золота.

Далее готовилась эмульсия на основании желтка. Краски, смешанные с желтком водой не смываются. Чтобы вода и масло не отделялись, использовался разбавитель. В качестве него выступали:

  • Хлебный квас
  • Белое сухое вино
  • Разбавленный винный уксус

Самостоятельное изготовление красок мастерами из натуральных пигментов на основе минералов добавлением эмульсии обеспечивает долголетие иконе. После тщательного измельчения и перетирания красок мастера переходили к живописи.

Под основание иконы мастера использовали такие породы дерева, как липа или сосна, ель, в южных регионах – кипарис. Специальные шпонки защищали икону от коробления. Если доска не была цельной, отдельные элементы склеивались качественным натуральным клеем.

Описание древних икон

Иконы не стоит путать с портретами или картинами – фигуры святых расположены здесь не произвольно, по воле автора, а согласно богословскому канону, связывающему все изображения в единый образ Царства Божьего.

Икона (от греческого eikon – изображение, образ), сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории.

Православная икона предназначена прежде всего для храма, где она живет в контексте Литургии.

С самого начала церковное искусство служило не для украшения храмового интерьера, но для молитвы, научения или напоминания об истинах веры.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности.

Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов.

Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога».

Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого».

И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский).

Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Читайте также:  Святой олег брянский: история жизни князя, икона и в чем помогает, день памяти

Виды старинных икон

Еще издавна русская икона является тем единственным, что в абсолютной форме выражает феноменальность русской культуры, реальную русскую историю, герои и важные события которой отражались в иконах.

Это не удивительно, ведь до XVIII века памятников не возводили – ни православным людям, ни знаменательным событиям. Приходила победа над врагом на праздник Покрова – строили Покровский храм, а самых выдающихся людей признавали святыми – канонизировали. Затем писали их идеальный образ, чтобы молиться перед ним. Все это определило высочайшую значимость икон в настоящее время

Иконы с окладом

Специальное накладное украшение на иконе, прикрывающее практически всю иконную доску, называют окладом. На юге и западе России его еще называли шата или цата.

Оклад наносится поверх красочного слоя, исключая некоторые элементы – кисти рук, лики. Для этих элементов в окладе выполнялись прорези. Оклады занимают значительное место в российском декоративно-прикладном искусстве.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

По материалу изготовления различают оклады из металла:

  • Обнизь из жемчуга
  • Шитье бисером
  • Эмалью
  • Драгоценными камнями
  • Цветными стеклами

Обратная сторона оклада чаще всего оббивалась бархатом красного или малинового цвета. На Руси оклады представляли собой отдельное направление декоративно-прикладного искусства. Поэтому именно русские оклады отличались роскошью и размахом.

Иконы с серебряным окладом

На территории Руси иконы в серебряных окладах появились еще в XII веке. Тогда они стоили очень дорого. В 1730-м году были открыты уральские серебряные копи. Найденные серебряные залежи удешевили производство серебряных окладов.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Серебряный оклад служит не только для того, чтобы защитить икону от внешних воздействий, хоть это и немаловажный фактор появления кладов. Еще одним предназначением такого своеобразного покрова из драгоценного металла является выражение почтения и благодарности святым, изображенным на иконе.

На сегодняшний день оклад атрибутируют (определяют его ценность как произведения искусств) по клейму.

Учитывая то, что практически все серебряные оклады изготавливались из 84-й пробы серебра, основными признаками определения его ценности считаются клеймо и менник.

На клейме обозначается город, где была произведена икона, а именник – специальный штамп, указывающий на мастера. Дополнительно указана и дата изготовления иконы.

Складни металлические

Складни, еще именуемые полиптихами известны со времен Древней Руси. Это своеобразные переносные многостворчатые алтари, имеющие способность складываться. В некоторых случаях они изготавливались как реликварии для хранения частичек святых мощей.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Металлические складни имеют не менее двух створок, они украшались разными элементами, расписывались эмалью. В зависимости от количества створок классифицируются следующим образом:

  • Две створки – диптих
  • Три створки – триптих
  • Четыре створки – квадриптих

Складни с более чем четырьмя створками встречаются очень редко и называются полиптихами. Наиболее популярными были у старообрядцев и казаков.

Продажа старинных икон

Встречаются случаи, когда принимается решение продать хранящуюся в доме старинную икону. Однако, прежде чем совершить непосредственно сделку купли-продажи, нужно предварительно произвести оценку иконы.

Проведение экспертизы по оценке икон:

  1. В первую очередь оценщиком определяется происхождение иконы, ее примерный возраст, название иконописной мастерской или мастера – иконописца.
  2. Следующим этапом считается оценка количества повреждений на иконе – сколов и царапин и уровня этих повреждений, если они имеются.
  3. На последнем этапе определяется непосредственно, рыночная стоимость оцениваемой иконы.

Самостоятельно столь сложное действие выполнить невозможно, необходима помощь квалифицированных специалистов. Сотрудники нашей компании выполняют экспертную оценку икон даже в режиме онлайн. При этом обратите внимание, что оценка изделия выполняется совершенно бесплатно для Вас.

Все, что требуется для проведения профессиональной экспертной оценки Вашей иконы, это отправить ее качественное фото на нашу электронную почту или Вотсап.

Не забывайте, в случае наличия на иконе штампов, клейма или подписи мастера, следует сделать еще одно, увеличенное фото и отправить его вместе с основным.

Фотографируя икону, обратите внимание на отсутствие бликов и посторонних предметов на изображении.

Сложность процесса иконы объясняется многочисленными факторами, от которых и зависит ее стоимость. К ним относятся:

  • Сюжетная линия
  • Период написания
  • Мастер или иконописная школа
  • Сохранность изображения или качество работ реставратора
  • Качество письма
  • Наличие оклада
  • Размер
  • Легенда изделия

На многоэтапную экспертизу при необходимости привлекают антикварщиков, сотрудников музея и прочих специалистов. Учитывая совокупность всех оценочных факторов, наши мастера выполнят качественную оценку Вашей иконы в онлайн режиме совершенно бесплатно для Вас.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Процесс написания икон начинался с обработки деревянного полотна. Для росписи использовались доски из дуба, липы и кипариса. Это объяснялось свойствами такой древесины хорошо удерживать свою форму даже во влажных условиях.

Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Сначала полотно высушивалось и выпаривалось. Затем лицевую часть обрабатывали особым образом — делали углубление, а по краю оставляли небольшие выступы. На место, где предполагалось писать лик, наносилась паволока, а на нее — специальная грунтовая смесь, называемая левкас. Далее следовала шлифовка и нанесение самого изображения.

Читайте об иконах:

  • Что такое киот для икон
  • Византийские иконы
  • Иконопочитание в православии

Фактор №3

Обратите внимание на доску. По обратной стороне опытный эксперт по антиквариату сразу все определит. К примеру, есть такое понятие как рубленые доски — до 17 века доски для икон рубили топорами, которые оставляли характерный, рубленый, след. Потом была внедрена продольная распиловка бревен и доски стали более гладкими, так что все, что гладкое — уже не 16 и не 17 век.

Но и из этого правила есть исключения, к примеру, на рубленых досках могли писать позднее; даже в 18–19 веках в некоторых глухих деревнях использовали топоры, вместо пил; при поновлениях обратную сторону иконы могли стесать.

Древнейшие иконы на Руси

Расцвет художественного творчества на Руси, связанного с принятием христианства, приходится на XI-XII века, когда начали возводиться храмы, создаваться иконы, мозаики и книжные миниатюры:

  • в Успенском соборе Московского Кремля хранится икона Богоматери Одигитрия, написанная в середине одиннадцатого века. С обратной стороны этой процессионной иконы изображен святой Георгий с копьем и мечом в руках.
  • в том же соборе пребывает и другая древняя икона — Спас Златая Риза с изображением сидящего на троне Христа. Образ греческого письма в давние времена был покрыт позолоченной ризой, откуда и произошло название святыни.
  • к этой же серии относится икона апостолов Петра и Павла, которую, по некоторым сведениям, привез из Корсуни князь Владимир Мономах. Другие исследователи настаивают на том, что образ изначально писался в Новгороде для украшения Софийского собора.

На заметку! До нашего времени все лики дошли в довольно обветшавшем состоянии. Следует учесть, что для людей той эпохи иконы были посредниками в общении с Господом.

Поэтому и отношение к ним было не как к произведениям искусства, а как к предметам религиозного культа. Развитие русского иконописного искусства пришлось на X век, после крещения Руси.

Оно являлось неким ядром древнерусской культуры, но было вытеснено в петровские времена расцветом светского изобразительного искусства.

Феофан Грек. Икона Донской Богоматери

Основоположником иконографии стал Феофан Грек, который приехал в Новгород из Византии. Его авторству принадлежат такие известные работы, как:

  • Донская икона Богородицы;
  • Икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор;
  • Апостол Петр.

В наше время также продолжают создаваться иконы святых современными изографами при оформлении новых храмов, многие из которых по праву можно назвать шедеврами. Но экспонаты древности окружены особой аурой, которая притягивает к себе миллионы паломников и позволяет установить особенно сильную связь с изображенными на них небожителями во время молитвы.

Читайте также:  Литургия оглашенных: значение в православии и как проходит, полный текст службы

Фактор №5

Вам может повезти и вы найдете на старой иконе подпись иконописца, по которой легко определите, старинная икона или нет. Часто встречаются иконы с дарственными, авторскими и владельческими надписями, которые также помогают в атрибуции. Если икона идет в серебряном или золотом окладе, на нем должны быть клейма, по которым также можно определить “возраст”.

Но из этого правила также есть исключения:, к примеру, оклад сделали позднее, чем написали саму икону, или под ранний оклад подобрали позднюю икону. В таких случаях только опытный эксперт по антиквариату сможет определить старинная икона или нет, если да, то в каком веке она была написана.

Не знаете, как продать икону в Киеве, Харькове, Одессе, Херсоне, Николаеве, Сумах, Днепре и других городах Украины? Звоните (099) 447-63-93.

Известные в России православные иконы

На русской земле есть очень много христианских православных икон. Некоторые из них зовутся чудотворными, что связано либо с необычайными обстоятельствами их обретения, либо с чудесами, произошедшими по молитвам перед этими образами. Но все же особую славу и любовь снискали несколько древних образов.

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери издревле известна своими чудесами исцеления на Руси. Ее обретение случилось в эпоху завоеваний царя Иоанна Грозного. Как раз в XVI веке шла борьба за казанские земли на Волге.

Поход государя увенчался успехом — татарский город Казань был взят. Но глубокая пропасть религиозного характера продолжала разделять народы. И вот однажды в городе случился сильнейший пожар.

Казань практически сгорела дотла.

В то самое время девочке по имени Матрона явилась во сне сама Богородица и велела найти ее икону на месте одного из сгоревших домов. Когда Матрона рассказала о своем сновидении родителям, ей не поверили. Девочка решила сама найти образ и отправилась на то место, которое ей указала Дева Мария. Икона в самом деле оказалась под слоем пепла — целая и невредимая.

Список Казанской иконы Богородицы в Казанском соборе на Красной площади (Москва)

Когда о находке стало известно широкому кругу жителей города, образ торжественно перенесли в первый православный храм Казани — Благовещенский собор. Когда икону несли в храм, два слепца, встретившиеся на пути процессии — Никита и Иосиф — прозрели.

Интересно! След иконы теряется с 1904 года. Предположительно, она может находиться в частной коллекции. Некоторые предполагают, что образ сгорел в огне.

Верующие люди склоняются к мнению, что икона просто скрыта от людей и вновь будет обретена в положенный час.

Владимирская икона Божией Матери

Второй не менее известной иконой стало изображение Богородицы под названием «Владимирская». Считается, что образ был написан с натуры евангелистом Лукой. В качестве полотна он использовал обрезок доски от стола, за которым обедал с семьей Спаситель.

На Русь икона попала в XII веке. Ее получил в дар киевский князь. Святыню переправили во Владимир, который на то время являлся столицей Руси, а Андрей Боголюбский определил икону на хранение в Успенский собор.

Владимирская икона Богоматери в храме свт. Николая в Толмачах (при Третьяковской Галерее)

Считается, что образ не единожды спасал русскую землю от нашествий иноверцев. Когда хан Тамерлан подошел к Москве со своим войском, икона срочно была привезена из Владимира туда.

Москвичи молились у образа день и ночь, прося защиты у Царицы Небесной. В итоге Тамерлан ушел со своими солдатами прочь. По преданию, Богородица явилась ему во сне и велела уходить.

Посоветовавшись с толкователями, хан принял решение отменить поход.

Внимание! В настоящее время Владимирская икона Богоматери пребывает в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Икона «Знамение»

Икона Девы Марии «Знамение» также имеет древнее происхождение. О ней стало известно в 1170 году, когда Новгород хотели завоевать удельные князья. Архиепископ Илия, понимая всю сложность ситуации, удалился для молитвы. Голос свыше велел святителю вынести на ворота города образ Богоматери, который хранился в одном из новгородских храмов.

Когда икону несли, в нее попала вражеская стрела. На лике Богородицы проступили слезы. Увидев это, захватчики были повержены в панический ужас и обратились в бегство. А горожане сумели отстоять свой город. Сейчас образ находится в кафедральном Софийском соборе.

Интересно! Во время передачи святыни из музея в храм, над зданием собора появилась кольцевая радуга, которая через несколько минут растворилась в чистом небе.

Икона Святой Троицы Андрея Рублева

Следующей реликвией, получившей известность на Руси, стала икона Святой Троицы, написанная святым Андреем Рублевым. Она отражает главный догмат Православия о триединстве Бога.

«Святая Троица» — знаменитая икона Андрея Рублева

  «Иметь в мыслях не свою честь, но славу Божию»

Образ не обладает чудотворной силой и с его появлением не связано никаких знаменательных событий. Но живое исполнение и одухотворенность этого произведения по достоинству были оценены.

На заметку! Иван Грозный передал икону в дар Троице-Сергиевой лавре. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее.

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком в XIV веке. Считается чудотворной и не раз помогала русским правителям одержать победу в кровопролитных боях. После Куликовской битвы князь Дмитрий Донской переименовал храм в Коломне с Успенского на Донской, а вместе с ним и образ Богородицы.

Ныне образ хранится в Третьяковской галерее, но на один день раз в году переносится на молебен в храм Донского монастыря в Москве.

Иверская икона Божией Матери

Один из самых древних образов — это Иверская икона Божией Матери. По легенде он был создан, когда Богородица прислонилась лицом к доске, на которой написана икона. Долгое время лик пребывал в домашней церкви одной иерусалимской вдовы.

Когда начались гонения на христиан, в дом женщины ворвались иконоборцы и мечом ударили по образу. Из разреза от лезвия начала струиться кровь.

Непрошеные гости были настолько напуганы увиденным, что более не задержались у изображения ни на секунду.

Иверская икона Божией Матери в Иверском монастыре на горе Афон

Вдова начала молиться перед ликом Богоматери и просить совета, как поступить с иконой, чтобы уберечь ее. Знамение свыше было получено. Женщина отправилась с образом на берег моря, опустила его в воду и он медленно уплыл вдаль.

Интересно! Спустя много лет икона появилась у берегов Афона. Гавриил Святогорец сумел выловить святыню из воды. С тех пор она хранится в Иверском монастыре на святой горе Афон.

Тихвинская икона Божией Матери

О Тихвинской иконе Божией Матери также слышали многие православные верующие. Ее появление на русских землях весьма загадочно. По преданию, образ несколько раз то появлялся возле Тихвина, то вновь исчезал. В конце концов, икона появилась в самом городе. Повисшая над рекой, она сама сошла в руки местным христианам. Для образа построили храм, там святой лик хранится и поныне.

Известно, что по молитвам перед образом происходило много чудес и ее очень чтили не только в народе, но и в царской семье.

Древнейшая икона Христа

Самой древней из существующих икон Спасителя, по мнению исследователей, является икона, найденная в Синайском монастыре. Ее появление относят к середине VI века. Вероятно, образ был написан в Константинополе, а затем подарен Синайской обители императором Юстинианом.

Христос Вседержитель. Монастырь св. Екатерины, Синай

Особенностью этого изображения является ассиметричность лица Спасителя. Левая половина — отрешенная, спокойная, созерцающая. Правая — напряженно всматривающаяся, экспрессивная. Автор намеренно пошел на такой прием, показывая тем самым двойственность Богочеловека.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *