Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия

Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия Описание слайда:

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА Автор презентации: Калабун Алена Витальевна, преподаватель БУДО «МАРТЮШЕВСКАЯ ДШИ»

2 слайд Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия Описание слайда:

ИКОНОПИСЬ Иконопись – это создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения. 

3 слайд Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия Описание слайда:

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА В христианском храме обязательны были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. «эйкен» — «образ»). Ранние христиане называли так всякое изображение святого, противопоставляя его «идолу» — языческому изображению.

Позднее словом «икона» стали называть только станковые произведения, стремясь отличить их от фрески и мозаики. Как предмет культа икона получила особое значение только в восточном христианстве.

Самые ранние дошедшие до нас иконы относятся к VI веку Выполнены они энкаустической техникой (горячими восковыми красками).

4 слайд Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия Описание слайда:

Богоматерь с двумя мучениками (предположительно со святыми Георгием и Феодором), VI-VII века Византийская икона в корне отлична от европейской картины. Она рассчитана на длительное сосредоточенное созерцание. Подобно византийскому богослужению, её задача – дать предвкушение небесного блаженства.

Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, подчёркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взгляд увеличенных глаз, статичность, условность одежды, подчёркивающей бесплотность фигур. Цвет символичен.

Золото и пурпур – идея царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность. 

5 слайд Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия Описание слайда:

Её фронтальное построение и обратная перспектива способствовали тому, чтобы привлечь внимание верующего к одной точке, в которой, как в фокусе, была сосредоточена её идейная сущность. Этой точкой были обыкновенно пристально смотревшие на молящегося глаза святого.

Между этими глазами и молящимся протягивались тысячи невидимых нитей, как бы сковывавшие волю человека и увлекавшие его в иной, сверхчувственный мир. Первый иконописный образ Христа представляет в почти сложившимся виде иконографию поясного изображения спасителей с благословляющей рукой и евангелием.

Христос Пантократор (Вседержитель), VI-VII века

6 слайд Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия Описание слайда:

Св. Пантелеимон с житием, начало XIII века Святой Николай, X век

7 слайд Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия Описание слайда:

Любой предмет запечатлевался не ради него самого, а как носитель определенного значения. Образы становились знаками, символами.

Золотой фон, характерный для икон и мозаик, изолировал любое изображение, вырывая его из круговорота жизни. Явление оказывалось вознесенным в идеальный мир, в котором нет теней, предметы лишены тяжести, а фигуры-объема.

Основой иконописного образа становятся полный покой, неподвижность и созерцательность. Вознесение, VIII — IX века

8 слайд Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия Описание слайда:

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ Известнейшим памятником византийской живописи является икона Богоматери Владимирской.

Cуществует летописное свидетельство, что эта икона была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь).

Имя «Владимирская» она получила уже на Руси: князь Андрей Боголюбский забрал её с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли, именно там, во Владимире икона обрела свою славу. В начале XX века икона была расчищена от вековых наслоений и реставрирована.

9 слайд Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия Описание слайда:

Мария и младенец даны в типе «Елеуса» («Умиление»), неоднократно встречающемся в византийской живописи XI-XII веков. Фон иконы покрыт золотом – знаком вечного света.

Как всегда, с раннехристианских времён, Мария изображена закутанной в тёмно-вишнёвый плащ – мафорий – одежду замужних палестинских женщин Изумительное по благородству лицо Богоматери полно глубочайшей одухотворённости.

Главный акцент поставлен на печальных глазах Марии, как бы выражающих скорбь всего мира. Именно подобного рода иконы являлись теми чувственными образами, с помощью которых человек возвышался к божественному созерцанию.

10 слайд Описание слайда:

12 АПОСТОЛОВ В XIV веке икона занимает всё более важное место в религиозной живописи. Одним из совершеннейших созданий этого периода считается икона «Двенадцать апостолов» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Апостолы стоят в непринуждённых позах, на их лицах лежит печать напряжённой духовной жизни.

Они ищут ответа в книге, обращаются к собеседнику, задумчиво склоняют головы. Кисть живописца легко и свободно наносит фисташково-зелёные, оливковые и серовато-лиловые тона. «Света», положенные острыми короткими штрихами белил, создают взволнованную игру пятен, придавая собранию апостолов особую духовную атмосферу.

11 слайд Описание слайда:

ХРИСТОС – ПАНТОКРАТОР (ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ) Иконы конца XIV – начала XV века, как например Христос-Пантократор из того же музея, отличает строгий, отрешённый, аскетический живописный стиль. Это связано с мистическим учением исихазма, которое опиралось на идеологию монахов-отшельников и проповедовало уединение и подавление всех страстей.

12 слайд Описание слайда:

Вклад Византии в сокровищницу человеческой культуры был значительным. На протяжении всего средневековья Византия была хранительницей античной традиции.

Опираясь на неё, византийская художественная мысль сумела создать целостную изобразительную систему, отвечающую запросам средневековья.

Сохранив в центре своего искусства образ человека, византийские художники противопоставили античной красоте тела духовное совершенство, моральную силу, возвышенную красоту внутреннего мира человека. ВОПРОСЫ: 1.С какого языка пришел термин «икона» ? 2. Как он переводится? 3.

Как можно охарактеризовать содержание икон? 4. С какой целью создавались иконы? Как это можно объяснить эстетикой эпохи Средневековья. 5. Что такое «энкаустика» 6. В чем проявились особенности стиля Византийской школы иконописи? 7. Что означают слова «Пантократор», «Елеуса»?

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Краткое описание документа:

Проверен экспертом

Общая информация

Византийские иконы — описания святых образов

За время существования Византийского государства, период которого составил IV-XV век, культурное мировоззрение общества успело значительно преобразиться, благодаря появлению новых творческих взглядов и направлений в искусстве.

Их уникальное многообразие художественных произведений, которые по-разному отражали сложившуюся в мире действительность, способствовали непременному развитию высших духовных ценностей, побуждая новые поколения общества к наибольшему просвещению. Среди самых распространенных видов культурного достояния Римской империи, особое внимание следует уделить иконописи.

История византийских икон

Широкое распространение иконопочитания в Византии засвидетельствовано уже многими литературными памятниками 7-го века.

«Начертываю и пишу Христа и страдания Христовы в церквах и домах, и на площадях, и на иконах, – писал один из авторов той эпохи Леонтий Иерапольский, – чтобы, ясно видя их, вспоминать, а не забывать.

… И как ты, поклоняясь книге Закона, поклоняешься не естеству кож и чернил, но находящимся в них словесам Божиим, так и я поклоняюсь образу Христа.

Не естеству дерева и красок … но, поклоняясь неодушевленному образу Христа, через него я думаю обнимать Самого Христа и поклоняться Ему…»

Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия

Византийская иконография — это старинный религиозный жанр средневековой живописи, где авторам предстояло наглядно проиллюстрировать образы мифических персонажей, взятые из библии. Изображения священных лиц, которые римским художникам удавалось полностью отобразить на твердой поверхности, стало называться иконой.

В процессе её использования, иконописцам приходилось разбавлять свои краски, смешивая их с воском, который являлся главным действующим веществом. Его уникальная формула, покрывающая внешнюю сторону священного полотна, позволяла иконе долгое время сохранять свой первозданный вид в первоначальной исходной форме.

Читайте также:  Молитва на благословение дома: 9 сильных текстов и правила чтения

Помимо этого, главные черты лица, отражающие подлинный взгляд религиозных личностей представлялись художественными творцами весьма поверхностно, с отсутствием точной детализации.

Именно поэтому в первых работах, Доиконоборческого периода, охватывающий период 6 – 7 века, можно сразу же обратить внимание на грубые и в некоторых местах размытые черты лица.

К числу их главных произведений следует отнести синайскую икону Апостола Петра.

Далее, с наступлением Иконоборческого периода, традиционное создание религиозных икон оказалось крайне затруднено.

В первую очередь, это было связано с новыми общественно-политическими движениями, которые активно предпринимались в Византии на протяжении нескольких сотен лет.

Ярые противники религиозной культуры стремились полностью запретить многовековое почитание икон, при помощи их полного уничтожения.

Доиконоборческий период

Иконы этого периода характеризуются следующими особенностями: изображения были грубыми и схематичными, так как иконописцы не прорисовывали мелких деталей; из-за схематичности изображения иконы были похожи друг на друга.

Иконописцы этого времени использовали особую технику живописи (так называемую энкаустику), которая позволяла надолго сохранять иконы в их первозданном виде. Благодаря этому и в наше время сохранились иконы, написанные в 6 – 7 веках. Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – «Христос Пантократор» и «Апостол Андрей».

Иконоборческий период

Этот период стал самым сложным в развитии еще не сформированной окончательно византийской иконописи. В тридцатых года восьмого века в Византии начинается активная и жестокая борьба с религиозными противниками. В результате этой борьбы многие иконописцы были объявлены еретиками, а их произведения подверглись уничтожению.

Вместо икон художникам предписывалось изображать животных, растения, сюжеты из повседневной жизни и прочее. Но это не смогло остановить развитие иконописи. Многие мастера уехали в отдаленные уголки империи и продолжили свою работу. Центром иконописи стала Италия, куда переехали многие византийскими иконописцами.

Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия

Даже светские историки признают, что культура Византии времен иконоборчества отмечена печатью упадка. «Торжество Православия» привело к культурному подъему, продолжавшемуся несколько веков. Но в результате 4-го крестового похода западные крестоносцы разграбили Византию и в 1204 году захватили Константинополь.

«Золотой век» византийской иконы завершился. Позднее православная Византия вновь обрела независимость и добилась новых культурных достижений, но иконописные шедевры последующего времени были созданы за пределами Византии. В 1453 году Византийская империя погибла от турецкого нашествия…

Послеиконоборческий период

Послеиконоборческий период стал временем расцвета византийской иконописи. Именно в этот период икона, написанная красками на доске, получает широкое распространение, становится неотъемлемой частью храмового интерьера.

Доски для иконы изготовляются главным образом из кедра и кипариса. Иконы бывают разных размеров и разной формы. Как правило, в иконе вырезается ковчег — поле глубиной до ю мм, повторяющее форму доски. Основное изображение помещается внутрь ковчега, а поля иконы либо остаются свободными, либо на них помещаются дополнительные изображения.

Важную роль в византийской иконописи послеиконоборческого периода играет золото. Многие иконы написаны на золотом фоне. Материалом для этого фона являются тонкие листы сусального золота, накладываемые на клей поверх левкаса и затем тщательно разглаживаемые. Золото используется также для отделки различных элементов одежды.

Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия

В этом случае рисунок наносится на икону при помощи чесночного сока, обладающего свойствами клея; затем на поверхность кладется лист сусального золота, который прилипает к поверхности иконы в тех местах, где чесночным соком был сделан рисунок; далее ненужные части золотого листа счищаются с поверхности.

Комниновский период

Этот период характеризуется сменой стиля. Иконописцы вновь вернулись к античному стилю, оставив аскетический. Изображения на иконах получают форму. Лики святых становятся более живыми, имеют индивидуальные черты.

Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия

Хорошо прорисованы одежды святых. Ярчайшими примерами являются: «Владимирская икона Богоматери», написанная в Константинополе; мозаическая икона «Христос Пантократор Милующий»; икона «Григорий чудотворец».

Появление житийских образов

В самом начала 13 века центр Византии – Константинополь был разграблен и разрушен рыцарями-крестоносцами. На некоторое время иконописные мастерские прекратили свою работу. Тем не менее, трагические события не смогли прекратить развитие иконописи, напротив, сформировался новый тип византийской иконы – житийные иконы, то есть, изображающие сцены из жития святых.

Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия

До этого времени картины жития святых изображали исключительно на страницах церковных книг. В первом же десятилетии сцены житий стали изображать на иконах святого. В центре иконы размещали лик самого святого, а вокруг, по периметру, картины из его жития. Яркими примерами житийный икон служат икона Святителя Николая и икона Святой Екатерины.

Палеологовский период

В середине 13 века Константинополь был возвращен греками, что не могло не наложить свой отпечаток на иконописные традиции. В этот период чувствуется влияние античной культуры и искусства. Иконы этого периода довольно сильно отличаются от ранних икон.

Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия

Очень хорошо прописаны лица святых, складывается такое чувство, что иконописец писал портрет святого. Настоящими шедеврами палеологовского периода являются: икона «Святой Феодор Стратилат», икона «Двенадцать апостолов», икона «Христос Пантократор».

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов.

Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия

Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности.

Большое значение в иконе придается также рукам, многое говорящим о личности человека. Каждый жест рук осмысливается по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно.

Фигуры же обычно изображались как бы «облегченно», так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей.

Иконописное изображение стремится передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния.

Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.

Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православия

Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы – золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет.

Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру.

В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как:

  • Апостолы;
  • Бессребреники;
  • Благоверные;
  • Великомученики;
  • Мученики, и.т.д.

Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

Читайте также:  Архангел михаил: в чем помогает и от чего защищает святой, значение иконы и где ставить

Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Влияние на древнерусскую иконографию

Иконы Византии, во всем своем эстетическом великолепии сумели внести неоценимый вклад в развитие древнерусской иконографии. Поскольку главными основоположниками культурно-религиозного просвещения, в первую очередь следует выделить именно римских художников-иконописцев.

Свои накопленные знания по созданию церковного великолепия они успели передать не только своему будущему поколению, но и другим существовавшим на тот промежуток времени государствам, одним из которых являлась Древняя Русь.

Значение икон

В трудные времена массового голода, эпидемии чумы и народных восстаний, когда жизни и здоровью людей угрожала серьезная опасность, значение Византийских святынь оказывалось крайне велико в оказании помощи и спасении.

Их чудотворные свойства позволяли исцелить маленьких детей и взрослых от многих сердечно-сосудистых и головных болезней. Кроме того, люди старались обращаться к ним заблаговременно, с целью формирования жизненного благополучия родным и близким.

Византийская иконопись

Икона византийская: какие особенности имеет и язык символов православияВообще иконопись зародилась именно в Византии. Византийским иконописцам удалось создать зримый образ Всевышнего и показать его миру. Не удивительно, что весь православный мир принял этот способ воплощения Бога, и иконописная культура распространилась во всех странах.

Конечно, византийская иконопись сформировалась не в одночасье. Принято выделять шесть периодов в развитии иконописи:

Доиконоборческий период начался в 6 веке нашей эры и продлился около ста лет;Иконоборческий период длился с 730 по 843 год;Македонский период начался в 843 году и закончился только в 12 веке;Комниновский период – занял 2 половину 11 века;13 век;Палеологовский период – самый короткий он занял лишь первые десятилетия 14 века.

Доиконоборческий период

Иконы этого периода характеризуются следующими особенностями: изображения были грубыми и схематичными, так как иконописцы не прорисовывали мелких деталей; из-за схематичности изображения иконы были похожи друг на друга.

Иконописцы этого времени использовали особую технику живописи (так называемую энкаустику), которая позволяла надолго сохранять иконы в их первозданном виде. Благодаря этому и в наше время сохранились иконы, написанные в 6 – 7 веках.

Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – «Христос Пантократор» и «Апостол Андрей».

Иконоборческий период

Этот период стал самым сложным в развитии еще не сформированной окончательно византийской иконописи. В тридцатых года восьмого века в Византии начинается активная и жестокая борьба с религиозными противниками.

В результате этой борьбы многие иконописцы были объявлены еретиками, а их произведения подверглись уничтожению. Вместо икон художникам предписывалось изображать животных, растения, сюжеты из повседневной жизни и прочее. Но это не смогло остановить развитие иконописи.

Многие мастера уехали в отдаленные уголки империи и продолжили свою работу. Центром иконописи стала Италия, куда переехали многие византийскими иконописцами.

Македонский период

В сороковых годах девятого века иконоборческий период закончился, и иконописные традиции получили возможность продолжения и развития. В это же время зарождается новый стиль в иконописи – аскетический стиль. Основой этого стиля стали образцы икон, написанные греческими мастерами.

Особенности этого стиля заключаются в следующем: иконописцы старались сосредоточить внимание зрителя на лике святого, поэтому мелкие детали и «лишние» украшения отсутствовали на иконах; лица святых были полностью лишены эмоций и чувств, они практически ничего не выражали; главным объектом всего изображения стали огромные глаза с замершим пристальным взглядом.

Типичный пример иконы македонского периода — две иконы Богоматери Одигитрии, которые сохранились до нашего времени.

Комниновский период

Этот период характеризуется сменой стиля. Иконописцы вновь вернулись к античному стилю, оставив аскетический. Изображения на иконах получают форму.

Лики святых становятся более живыми, имеют индивидуальные черты. Хорошо прорисованы одежды святых.

Ярчайшими примерами являются: «Владимирская икона Богоматери», написанная в Константинополе; мозаическая икона «Христос Пантократор Милующий»; икона «Григорий чудотворец».

13 век

В самом начала 13 века центр Византии — Константинополь был разграблен и разрушен рыцарями-крестоносцами. На некоторое время иконописные мастерские прекратили свою работу.

Тем не менее, трагические события не смогли прекратить развитие иконописи, напротив, сформировался новый тип византийской иконы – житийные иконы, то есть, изображающие сцены из жития святых. До этого времени картины жития святых изображали исключительно на страницах церковных книг. В первом же десятилетии сцены житий стали изображать на иконах святого.

В центре иконы размещали лик самого святого, а вокруг, по периметру, картины из его жития. Яркими примерами житийный икон служат икона Святителя Николая и икона Святой Екатерины.

Палеологовский период

В середине 13 века Константинополь был возвращен греками, что не могло не наложить свой отпечаток на иконописные традиции. В этот период чувствуется влияние античной культуры и искусства.

Иконы этого периода довольно сильно отличаются от ранних икон. Очень хорошо прописаны лица святых, складывается такое чувство, что иконописец писал портрет святого.

Настоящими шедеврами палеологовского периода являются: икона «Святой Феодор Стратилат», икона «Двенадцать апостолов», икона «Христос Пантократор».

Поделиться ссылкой

язык символов православной византийской иконы | Православные

�кона является живописным, мозаичным или даже рельефным изображением Божьей Матери, Господа �исуса Христа и всех святых, также на иконах изображаются события из Церковной или Священной истории. Мы решили рассказать, какая она Символика византийской иконы.

Самые первые иконы были написаны задолго до возникновения Византийской империи, которая образовалась в четвертом веке.

РџРѕ Преданию, первые РёРєРѕРЅС‹ создал евангелист Лука ещё РґРѕ Рождества Христова – РІ первом веке.

Ученые утверждают, что только во втором весе был зарожден культ икон. Так кто прав?

Сохранившиеся древние византийские иконы из шестого века.

�конописные письменные каноны, являются совокупностью определенных принципов по писанию молельных икон, которые зафиксированы были немного позднее.

Само создание канонов непосредственно связано с преодолением иконоборческого кризиса.

�конопись Византии была широкого распространения, что было засвидетельствовано большим количеством памятников седьмого века.

Но в обыденности иконопочитание часто опускали до уровня примитивного магизма, суеверия и идолопоклонства. �з-за протеста против иконопочитаний в извращенной форме, часть монашества и иерархов начали отрицать саму идею иконы. Символика иконы

�кона: символ и значение

С точки зрения символичности образа иконопись является одним из самых сложных языков, известных мировой художественной культуре.

Метафоры, ассоциации, различные значения формы, композиции, палитры – символика буквально наполняет изображение, где мельчайшая деталь имеет свое и, зачастую, очень большое значение.

Р’ каком-то смысле, православная РёРєРѕРЅР° — это РєРѕРґ, Рё РєРѕРґ намного более сложный, чем может показаться РЅР° первый взгляд.

Посмотрите иконы Божьей Матери. написанные в нашей иконописной мастерской.

Любой элемент, включенный иконописцем в живописный образ, несет определенную смысловую нагрузку.

Так, крест символизирует мученичество, РєРѕРїСЊРµ РІ руках святого – победу над темными силами, Р° указующий перст, традиционно изображаемый РІ правом верхнем углу, означает Божественный промысел. Лестница, изображение которой можно увидеть РЅР° некоторых старинных иконах, символизирует РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ возвышение Рё стремление Рє Богу, Р° пещера является аллегорией преисподней. Отдельную категорию составляют те знаки, которые уже вышли РёР· употребления, однако, встречаются РЅР° некоторых самых древних иконах. Среди РЅРёС… можно отметить лозу Рё РіСЂРѕР·РґСЊСЏ винограда — распространенные некогда символы церкви Рё евхаристии.

Читайте также:  Молитва на удачу в работе и материальном благополучии: к кому и как обращаться, тексты

Посмотрите иконы Христа от наших иконописцев.

Некоторые символы не имеют своего собственного толкования, а выступают в качестве индексов, которые позволяют определить статус того, кто изображен на иконе.

В первую очередь, это относится к одеяниям, которые являются важным иерархическим знаком.

Шуба или пурпурная мантия являются атрибутом святых князей, плащ (приволока) – воинов, а белый гиматий символизирует мученичество.

При этом значение имеет не только сам тип одеяния, но также и цвет, и даже характер складок. Нередко можно встретить символы, позволяющие персонифицировать центральный образ иконы.

Так, преподобного Сергия Радонежского принято писать держащим на ладони основанный им монастырь. Целитель и великомученик Пантелеимон традиционно изображается с коробочкой лекарств, святой Андрей Рублев – с иконой Троицы, а Серафим Саровский – со свитком изречений и молитв.

Метафорический язык иконописи сложен и охватывает не только объект, но также и композиционный строй, и технику изображения.

Цвета, пространственное построение, объем и перспектива – каждый элемент иконы имеет собственное символическое значение.

�стоки этого языка лежат в византийской традиции, в русле которой произошло зарождение русской иконописной школы.

На протяжении множества веков художники тщательно придерживались принципов традиционной иконописи, сохранив их вплоть до наших дней. Одним из них является символика цветов.

Посредством разнообразных оттенков, каждый из которых имеет свое собственное значение, художник получает возможность усилить содержательность образа, сказав чуть больше, чем позволяют сделать средства живописи.

Особое место в иконописи занимает золотой цвет. Символ божественного света, святости, Небесного царства, он используется мастерами со времен крещения Руси.

Во все времена были широко распространены иконы, написанные по золотому фону, который олицетворяет собой небесный, горний мир.

Украшенные золотом нимбы и одеяния святых символизируют святость и чистоту, а тонко положенные блики и золотые пробела придают образу особую торжественность.

Яркий насыщенный желтый цвет несет такое же позитивное значение, как золотой, однако бледно-желтый, напротив, символизирует измену и скупость. В этом значении желтый – цвет �уды �скариота.

Смотрите иконы святых. найдите икону своего небесного покровителя.

Белый — РІ православной иконологии — цвет праведников. РћРЅ символизирует святость, чистоту Рё невинность души.

Традиционно им писали одеяния святых, а также крылья ангелов и пелена детей. На многих иконах, посвященных Воскресению Христа, Спаситель изображается именно в белых одеяниях.

Близкое значение несет серебряный цвет, который является символом чистоты плоти и евангельского красноречия. Последнее основано на словах псалма 11.

7: «Слова Господне — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное».

Другой распространенный цвет, пришедший в русскую иконопись из Византии – багряный, или пурпур. Цвет императора, владыки, он символизирует царственность и величие.

В русской иконописи пурпурным традиционно писали одеяния святых царей и князей. В этом же значении он иногда используется как символ Бога Отца.

Кроме того, нередко можно встретить иконы на пурпурном фоне, что, в частности, характерно для образов Христа Пантократора.

С другой стороны, пурпурный цвет имеет и еще одно значение, которое восходит к образам угрозы и огня. Поэтому багряные тона нередко используются в сценах Страшного суда.

Такое же двоякое значение имеет и красный цвет, который широко распространен в православной иконописи.

С одной стороны, он является символом любви, живительной энергии и Воскресения, но, в то же время, означает жертву Христа, мучения и кровь.

В иконописи красные одеяния являются неизменным атрибутом святых мучеников. �ногда этим цветом пишут крылья архангелов-серафимов.

В редких случаях можно встретить иконы, написанные по красному фону, который символизирует Воскресение и торжество вечной жизни.

Голубой цвет является символом небес, иного, вечного мира, а также целомудрия и душевной чистоты. Голубым традиционно пишут одеяния Богоматери как Приснодевы.

Синий цвет символизирует тайну, откровение, мудрость и божественную непостижимость. Это – цвет апостольских одеяний. Зеленый, цвет весны, означает победу жизни над смертью и вечную жизнь.

Он символизирует Христа как жизнедавца и крест как древо жизни и часто используется в сценах Рождества.

Коричневый цвет напоминает о бренности конечной человеческой природы, а черный используется как символ зла и смерти. Нужно отметить, что есть и такие цвета, которые принципиально не используются в иконописи.

Один из них – серый. На языке символов этот цвет представляет собой смешение добра и зла, порождая двусмысленность, неясности и пустоту – понятия, недопустимые в православной иконописи.

Символика иконы – глубокое и многогранное понятие, однако, в ее основе лежит система строгих правил и ограничений.

Уже на ранних стадиях развития христианства церковь предпринимала первые попытки регламентировать деятельность художников-иконописцев.

В стремлении оградить священные изображения от «авторского видения» и разночтений, равно как и от ересей, она составила свод изобразительных канонов, несоблюдение которых могло повлечь для авторов и почитателей «неправильных» икон самые неблагоприятные последствия. Так, уже в начале VII века католическая церковь приняла закон, запрещающий любое аллегорическое изображение Христа. Согласно этому канону, Спаситель может быть изображен лишь в своем собственном благочестивом лике, а не в образе агнца, пастуха и как-нибудь иначе.

Подобные процессы проходили и на Руси.

С древнейших времен церковь не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника, требуя строгого соблюдения иконографических канонов как в характере, так и в сюжетной линии изображения. Так, со времен Большого московского собора 1666-1667 годов оказались под запретом любые изображения Бога Отца. Другой пример – изображение «Всевидящее око», распространившееся на волне масонского движения XIX века. Данный образ хотя и допускает христианское толкование, не каноничен и осуждается официальной церковью. Другой распространенный символ, изображение которого можно найти как в древнерусских, так и в более поздних иконах – голубь, как олицетворение Святого Духа. По большому счету, этот символ также не каноничен, как и масонский треугольник (в православной традиции – олицетворение Троицы), однако, отношение к нему более мягкое, и в некоторых контекстах данное изображение допустимо.

Богатство символического языка иконы – не самоцель, а следствие ее природы, которая заключается не в «чистом искусстве», но в исторической духовной, образовательной и, в некотором смысле, социальной функции. Поэтому икона представляет собой не столько изображение, сколько «текст», предельно насыщенный образами и значениями. Как и любой другой текст, он имеет свои синтаксис и пунктуацию, свои «слова» и правила их употребления. «Читать» икону может быть весьма непросто, однако, скрытые значения несут порой гораздо больше информации, чем сам художественный образ.

Комментарии: 3

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector