Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий – перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.

История иконы

Появление святыни относят к началу XV века. Икона написана мастером по имени Дионисий Глушицкий. Она предназначалась для Борисоглебской деревянной церкви. Образ должен был занять место под куполом, чтобы каждый, кто захочет взглянуть на лик Иисуса Христа, поднял взгляд «к небу».

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

В XVIII веке его разместили в приделе благоверных князей Бориса и Глеба. Но там икона пробыла недолго. Ростовский митрополит Арсений отдал распоряжение перенести святыню в архиерейские покои. В 1749 году икона оказалась в архиерейском доме и пробыла там почти полвека.

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом.

Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор, который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль.

Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя.

Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века.

Состоит собор из двух храмов – нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний – Воскресенский – храм и окружающая его с трех сторон галерея – спустя несколько лет. Высота нижней церкви – 5 метров, верхней – 13,5 метров (до купола 24).

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии. На верующих образ производит неизгладимое впечатление. К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.

Описание святого лика

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая.

Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

В чем помогает

К иконе Спаса приходят с разными просьбами. Бог помогает справляться как с духовными проблемами, так и с телесными.

Данный образ считается чудотворным. После молитвы перед ним необъяснимым образом отступают серьёзные заболевания костной системы, суставов. Человек ощущает прилив сил. Его вера крепнет, появляется чувство искреннего покаяния и смирения перед лицом Всевышнего.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Молитва Господу Иисусу Христу

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче.

Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель.

Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя.

Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя.

Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея.

Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

День празднования

14 августа по новому стилю (1 августа по старому стилю) православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

Где находиться

Образ находиться в Воскресенском соборе, который находится в Тутаеве. За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях.

Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы покрова: значение и в чем помогает, куда вешать, молитвы

На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой с позолотой, весом более 35 кг. Венец и риза были изъяты большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время – его копия. Риза исчезла бесследно.

Икона "Спас Всемилостивый": Значение и молитва

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитваРис. 1. Икона Спаса Всемилостивого стала символом милости Господа и знамением победы над врагом.

Икона «Спас Всемилостивый» — это образ, относящийся к иконографическому типу «Господь Вседержитель», хотя и написан в стиле византийской иконописи, но имеет исконно русское происхождение. Первая икона такого типа была написана в память о победе войска святого князя Андрея Боголюбского над отрядом волжских балгар. Образ этот был создан для прославления великого милосердия Господа к людям, проявленный в спасении от неприятеля. В последствии он стал символом победы над врагами Земли Русской.

Иконы «Спаса Всемилостивого» сейчас можно увидеть во многих православных храмах, а некоторые из них являются чудотворными и Господь через них по сей день изливает свою милость на всех искренне молящихся.

В этой статье мы расскажем об истории и значении данной иконы Спасителя, о чудотворные иконах, к которым и сейчас  приезжают тысячи молящихся в надежде на милость Божию. Также расскажем, в чем помогает данная икона, как правильно перед ней молиться и где лучше её повесить в своём доме.

Описание и значение иконы

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитваРис. 2. Лик Господа на иконе лишён строгости и укоризны, он наполнен любовью и милосердие ко всем молящимся.

Икона Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор» или «Господь Вседержитель», представляющего Христа в образе Царя или Судьи. Характерной особенностью данного вида икон является благословляющими жест Спасителя правой рукой и Евангелие в левой. Господь здесь предстаёт пред нами милостивым и добрым Отцом, и, в отличие от других икон Вседержи́теля, на Лике Спаса Всемилостивого совсем нет строгости и грозности, есть только безграничная любовь и милосердие, изливающееся на весь народ Божий.

На таких иконах Спаситель может быть изображён как в полный рост, так и погрудно или по пояс.

История образа

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитваРис. 3. Самый первый лик Спаса Всемилостивого был написан в XII веке по повелению святого князя Андрея Боголюбского.

Самый первый образ Спаса Всемилостивого был написан в XII  веке по повелению Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукова, который впоследствии был прославлен в лике святых. История этого образа тесно переплетается с историей другой иконы — Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Христом, об этом нам повествует древний документ:

Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновать.

«Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года

История повествует нам о том, что во время сражения войска князя Андрея с полчищами волжских балгар, вместе с его воинами шли священнослужители с чудотворной иконой.

Возвратившись с уверенной победой, в свой лагерь, князь увидел чудесное сияние, осходившее от иконы Богородицы. В то же время, византийский император, который был в дружественных отношениях с князм Андреем, одержал победу над хазарами.

В своих письмах князю, он написал, что также молился перед чудотворной иконой и видел её чудесное сияние. В память об этом чуде, князь заказал написать образ Спаса Всемилостивого.

Впоследствии, от этого образа было ещё много чудес, с него стали делать списки, некоторые из которых также прославились своими чудотворными свойствами. Самые известные из них это икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве и Кижах.

Образ Спаса Всемилостивого в Тутаеве

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитваРис. 4. Чудотворный образ в Тутаеве и по сей день привлекает к себе тысячи молящихся.

Одним из самых почитаемых образов на Руси считается Тутаевский образ Спаса Всемилостивого. Икона была написана в XV веке преподобным Дионисием Глушицким для купола деревянной церкви в честь Бориса и Глеба в городе Романове-Боисоглебске ( сейчас это город Тутаев). Позже образ разместили над Царскими Вратами в предел Бориса и Глеба. А ещё позже, в XVIII веке перенесли в главном храме.

На образе Господь изображён по грудь, правая рука приподнята в благословляющей жесте, в левой – раскрытое Евангелие. От времени образ очень потемнел.

Под иконой сооружён специальный лаз, через который, по установившейся традиции, проползают с молитвой верующие. Сейчас к святыне организуются паломнические поездки, каждый день у чудотворной иконы молятся сотни православных. Зафиксировано огромное количество чудес, произошедших благодаря молитве перед этой иконой.

Образ Спаса Всемилостивого в Кижах

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитваРис. 5. Икона Всемилостивого Спаса в Кижах богата своей историей и чудотворениями.

Большое значение имеет икона Спаса Всемилостивого для жителей Кижей. Образ спас народ Кижей от Польско-Литовского нашествия в 16-17 веке. И, согласно легенде «о белом Спасе» в 19 веке спас народ от вражеской пули, закрыв его собой.

В Кижах было два образа Всемилостивого Спаса: чудотворный образ XVI века, украшенный серебряной ризой находился в пределе Николая Чудотворца в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

Копия его также украшенная богатыми украшениями в храме Преобразования Господня. Чудотворная икона отличается своей индивидуальностью и тонким вкусом, это видно по манере письма, по фигурам святых и узображению растений сзади.

Икона отличается мягкими и нежными красками.

В чем помогает

Перед иконой Всемилостивого Спаса молятся люди при разных жизненных ситуациях и проблемах со здоровьем. Особенно чудотворный образ помогает в следующем:

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата и суставов;
  • Помогает в укреплении веры и придаёт силы;
  • Помогает в покаянии и даёт смирение.

Совет#1 Не стоит считать образ оберегом от каких-либо болезней или неприятностей. Сама по себе икона не может давать благодать, её даёт на Господь при условии искреннего покаяния, смирения и молитвы к Нему.

Как правильно молиться перед иконой

Молиться перед иконой Всемилостивого Спаса можно храме или дома, главное, чтобы ничто не отвлекало вас от молитвы. Необходимо настроиться на молитву, прийти в чувство смирения и покаяния. Можно зажечь свечу или лампаду, осенить себя крестным знамением.

Важно! Молимся мы не иконе, а тому, кто на ней изображён, то есть самому Спасителю Господу Иисусу Христу. Господь услышит наше моление, если мы будем изливать ему все глубины своей души, с чистым сердцем обратимся к нему, открыв свое сердце.

Сначала можно прочесть текст молитвы данной иконы.

Молитва пред иконой Всемилостивого Спаса

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную.

Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени.

Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Затем можно обратиться к Господу своими словами, упомянув в прошении все свои нужды.

Где повесить икону в доме

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитваРис. 6. Икона Спасителя является главным образом для нашей молитвы, поэтому он занимает всегда центральное место в домашнем иконостасе.

Лучшим местом для иконы Спасителя в доме является «красный угол» или любое светлое и чистое место на стене. Лучше, если стена выходит на Восток.

Главное, чтобы в месте, где вы размещаете иконы небыло посторонних предметов, картин, плакатов, фотографий и т.п.

В молитвенном углу иконы размещаются в порядке духовной иерархии: икона Спасителя ставится в центре, Богородицы — слева, особопочитаемого святого — слева.

К иконам следует относиться с особым благогвением и почтением, не допуская образования слоя пыли на них и беспорядочного расположения. Тогда иконы станут незаменимыми помощниками в деле спасения и будут настраивать нас на сердечную молитву.

Икона Спас Всемилостивый — описываем досконально

Изображение Христа Спасителя на Руси почиталось с особым уважением. Его иконы не раз являли чудеса исцеления. А появление первого образа в таком стиле датируется еще XII веком.

Читайте также:  Пророк Захария: житие святого и в чем помогает икона, тексты молитв

Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя

Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной.

Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие.

Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель».

Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом.

Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей.

Риза исчезла бесследно.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Описание святого лика

Образ Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор». Встречаются изображения в полный рост, поясные и погрудные. Автор оригинала являлся последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублёва.

В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Икона Всемилостивого Спаса в соборе Воскресения Христова (Тутаев, Ярославская область)

Икона имеет очень внушительные размеры. Её ширина составляет 2,78 м, а высота — 3,20 м.

На ней изображён лик Христа, увенчанный венцом тонкой работы. С течением времени образ сильно потемнел. Это связано с традицией, которая существовала много веков назад — покрывать картины подсолнечным маслом для закрепления красок. Икону не стали очищать от масляного слоя в наше время и оставили в первозданном виде.

Считается, что человек, не верящий в Бога, не способен увидеть его лица на иконе. Господь открывает себя только духовному зрению.

Интересно! Среди мирян бытует мнение, что жена, изменившая хоть раз своему супругу, не сможет разглядеть на образе лик Всевышнего.

История иконы

Появление новой иконы относится к 60-м годам XII века — в период создания сильной военно-политической державы на северо-востоке Руси.

Это — икона вновь вводимого праздника, о причинах которого свидетельствует рукопись «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа».

Документ этот в рукописи озаглавлен «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере». Текст его гласит:

Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати

Упоминая день милости Божией Вседержителя («пантократы день милости божиа»), документ этот как бы задаёт и тип иконы — Пантократор, или Вседержитель.

Повод введения нового церковного праздника с тем же названием — победа князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году — событие державного значения, которому в наибольшей степени соответствует именно указанный иконографический тип.

В дальнейшем история тех или иных икон «Спас Всемилостивый» иногда переплетается с боевыми действиями, в которых соответствующий список с неё играет роль защитника Руси от того или иного неприятеля или содействует победе над ним.

Известные иконы

Тутаевская

Находится в городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) Ярославской области. Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой — раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела.

По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма.

Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.

Кижи

Икона «Спас Всемилостивый» была очень значима для кижан. С ней связано предание о нашествии на рубеже XVI—XVII веков «панов» — польско-литовских отрядов. В легенде о Белом Спасе, записанной во второй половине XIX века, упоминается след, оставшийся на иконе от иноземной пули.

Образ Всемилостивого Спаса имели обе Кижские церкви. Их исследования провела Г. И. Фролова, опубликовавшая в 2003 году следующие сведения. Древний, чудотворный образ в серебряной ризе стоял, как свидетельствуют описи 1826 и 1830 годов, у клироса в Никольском приделе Покровской церкви, а копия с него в богатом украшении — у правого клироса в Преображенском храме.

«Спас, находившийся в Преображенской церкви, был облачён в тринадцатифунтовую серебряную под червонным золотом ризу и венец. Он был установлен в резной золочёный киот, который обрамлялся колоннами и завершался сенью с двумя коленопреклоненными ангелами.

Это была единственная в храме икона с привесом — она имела крест, подвешенный на кавалерской ленте». Перед образом находился «для топления деревянного масла лампадик серебряной» чеканной работы с серебряной кистью. Там же стоял большой жестяной подсвечник.

«Спас Всемилостивый» — самая древняя (датировка: не ранее конца XVI века) икона в иконостасе Покровской церкви. Она располагается справа от царских врат, и происходит ещё из церкви-предшественницы нынешней Покровской церкви.

По оценкам искусствоведов, «икона написана очень профессионально. Манера мастера отличается тонкой графичностью и колористическим вкусом.

Об этом можно судить по изящным хрупким фигурам святых, по причудливым очертаниям растений на заднем плане, по мягкости и нежности колорита иконы».

Литература

  • Кондаков Н. П.. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Лицевой иконописный подлинник. — СПб.: Комитет попечительства о русской иконописи. Т. I. 1905. //Репринт М.: Паломник. 2001.
  • Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. — М.: Паломник, 2001. — 224 с. — ISBN 5-87468-110-8.
  • Бобров Ю. Г.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Мiръ Россия Ярославская область Тутаев Воскресенский собор (Тутаев)

Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»u2026 u0441u043bu0435u0434u0443u044eu0449u0438u0435 u0440u0435u0437u0443u043bu044cu0442u0430u0442u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:57.8741610000000008540155249647796154022216796875,»lon»:39.52677099999999654755811206996440887451171875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»u003Cbu003Eu003Ca href=»/palomnik/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%A2%D1%83%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2)» title=»u0412u043eu0441u043au0440u0435u0441u0435u043du0441u043au0438u0439 u0441u043eu0431u043eu0440 (u0422u0443u0442u0430u0435u0432)»u003Eu0412u043eu0441u043au0440u0435u0441u0435u043du0441u043au0438u0439 u0441u043eu0431u043eu0440 (u0422u0443u0442u0430u0435u0432)u003C/au003Eu003C/bu003Eu003Chr /u003Eu003Ca href=»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F» title=»u0421u0432u043eu0439u0441u0442u0432u043e:u0410u043du043du043eu0442u0430u0446u0438u044f»u003Eu0410u043du043du043eu0442u0430u0446u0438u044fu003C/au003E: u043fu0430u043cu044fu0442u043du0438u043a u0430u0440u0445u0438u0442u0435u043au0442u0443u0440u044b u0432u0442u043eu0440u043eu0439 u043fu043eu043bu043eu0432u0438u043du044b XVII u0432u0435u043au0430. u041du0435 u0437u0430u043au0440u044bu0432u0430u043bu0441u044f u043fu0440u0438 u0441u043eu0432u0435u0442u0441u043au043eu0439 u0432u043bu0430u0441u0442u0438, u0441u043eu0445u0440u0430u043du0438u043bu043eu0441u044c u0432u043du0443u0442u0440u0435u043du043du0435u0435 u0443u0431u0440u0430u043du0441u0442u0432u043e, u0438u043au043eu043du043eu0441u0442u0430u0441, u0440u043eu0441u043fu0438u0441u0438. u0412 1950-u0435 u0433u043eu0434u044b u0441u0442u0430u0440u043eu0441u0442u043eu0439 u0431u044bu043b u0438u0441u043fu043eu0432u0435u0434u043du0438u043a u0413u0435u043eu0440u0433u0438u0439 u0421u0435u0434u043eu0432. u041du0430 u043fu0440u0438u0445u043eu0434u0435 u0441u043eu0437u0434u0430u043du044b u043cu0443u0437u0435u0439 u0438 u043fu0440u0430u0432u043eu0441u043bu0430u0432u043du0430u044f u0448u043au043eu043bu0430.»,»title»:»u0412u043eu0441u043au0440u0435u0441u0435u043du0441u043au0438u0439 u0441u043eu0431u043eu0440 (u0422u0443u0442u0430u0435u0432)»,»link»:»»,»lat»:57.8741610000000008540155249647796154022216796875,»lon»:39.52677099999999654755811206996440887451171875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

Воскресенский собор

— памятник архитектуры второй половины XVII века. Не закрывался при советской власти, сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. В 1950-е годы старостой был исповедник Георгий Седов. На приходе созданы музей и православная школа.

  Казанский мужской монастырь в Тамбове

История

Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года – Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году.

На правом берегу – Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода, на левом – городок Романов.

На Борисоглебской стороне возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века – Воскресенский собор, возведенный в традициях ярославского храмового зодчества.

Воскресенский храм строился с 1652 по 1678 год на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.

Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов был одним из центров старообрядчества.

После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.

Храм не закрывался при советской власти, в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи.

История возведения храма

На месте каменного собора, который мы видим сегодня, до 1652 г. возвышалась деревянная церковь во имя Бориса и Глеба, построенная в XIII веке. По мнению историков, именно она дала название Борисоглебской слободе. Строительство кирпичного здания велось на деньги местного помещика Котлованова, а также собранные пожертвования с прихода.

Читайте также:  Молитва сергию радонежскому: как правильно обращаться к святому, сильные тексты

Когда работы были практически завершены, фундамент неожиданно просел, что привело к разрушению верхнего яруса. Чтобы спасти храм, шатровую часть разобрали, оставив всего два этажа, а для крепости кладки стали использовать муку, перемешанную с коровьей кровью.

Воскресенский собор Тутаева

К 1678 г. усилиями прославленных ярославских мастеров была возведена большая трехпристольная каменная церковь, освященная в честь Воскресения Христова. Для ее украшения использовали элементы внутреннего убранства окрестных храмов, что объясняет более древний возраст реликвий.

В XVIII столетии рядом отстроили звонницу и установили иконостас, который сохранился до наших дней.

Левобережная часть

В конце XIII столетия на левом берегу реки Волги князем Романом Владимировичем Углицким был основан город Романов. В течение нескольких веков небольшое поселение постоянно страдало от вражеских набегов, а пару раз было даже полностью сожженным. Однако, несмотря на трагические события, городок каждый раз отстраивали заново, и люди снова возвращались в свои дома.

Правобережная часть

На правом берегу Волги располагалась Борисоглебская слобода. По мнению историков, основана она была гораздо раньше Романова. Когда в 1238 г. произошло монголо-татарское нашествие, туда ринулись жители близлежащего Ярославля. Переселенцы вместе с местными крестьянами занимались рыбным промыслом, и поставляли свежую продукцию на царский стол.

Внутренний интерьер и иконостас храма

Объединение

В 1822 г. вышел указ императора Александра I, согласно которому произошло объединение двух селений. Вплоть до 1918 г.

новый административный центр назывался Романов-Борисоглебск, но после Октябрьской революции он стал именоваться Тутаев.

Вопреки антирелигиозной политике Воскресенский собор продолжал работать, однако, несмотря на процветание промышленности, которая давала неплохие доходы, на храм денег не выделялось, что привело к его быстрому обветшанию.

Современное состояние

Дважды в год с образом Всемилостивого Спаса совершаются крестные ходы.

  Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение.

Два раза в год образ торжественно переносят из летнего храма в зимний и наоборот. Весной святыню переносят в верхний храм в воскресенье перед праздником перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Осенью перенесение в нижний храм совершается в воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери.

Деятельность прихода

Создана православная школа им. святого праведного Иоанна Кронштадтского.

По собору проводятся экскурсии, действует музей.

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным.

Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы.

Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.

Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.

© Официальный сайт Воскресенского собора

Святые

  • Священномученик Николай Розов
  • Исповедник Георгий Седов

Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве исповедник Георгий Седов, впоследствии прославленный Русской православной церковью.

Он был старостой Воскресенского храма, там покоятся его мощи.

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо».

Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы.

Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения.

В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск.

В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход.

Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой.

Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону.

В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Престольные праздники

  • Воскресение Христово (Пасха) – Переходящая дата
  • Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель – 22 мая, 19 декабря
  • Борис и Глеб, благоверные князья – 18 сентября, 15 мая
  • Иоанн Предтеча, пророк – 7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор
  • Петр и Павел, первоверховные апостолы – 12 июля
  • Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Смоленская – 10 августа
  • Харалампий Магнезийский, епископ, священномученик – 23 февраля

Особенности архитектуры

Сегодня тутаевский собор Воскресения Христова полностью отреставрирован. В небольшой храмовый комплекс входит шатровая звонница (XVII ст.), Святые врата (XVII ст.), надпрестольный столп (XIX ст.), каменная ограда (XIX ст.) и сторожка (ХХ ст.).

  Акафист Божией Матери Целительнице

Колокольня вместе с вратами расположена на южной стороне, фасадом к центральному проспекту бывшего Борисоглебска.

До конца XIX столетия звонницу украшали не только колокола, но также большие часы, оповещавшие время боем. Вокруг церкви выстроена невысокая каменная ограда, которая, как и остальные сооружения, обильно усеяна узорчатыми элементами декора.

Скромная сторожка, расположенная внутри двора, во время религиозных гонений служила прибежищем для священников и жителей монастыря.

Сам Воскресенский собор имеет два яруса, обнесенные галереей. Южный престол освящен во имя Бориса и Глеба, а северный – по имени апостолов Петра и Павла. Здесь же есть еще один придел, находящийся в подклете – зимняя церковь Пресвятой Девы Марии.

Почитание в православии

Изображение Спасителя Всемилостивого, или Вседержителя, можно встретить не только на иконе, но и под куполом храма, в стенной росписи, над входом в церковь.

Святейший Господь оберегает святую обитель, благословляет верующих и дарит им свое учение, как единственный путь к спасению души.

Икону Спасителя Всемилостивого устанавливают в иконостасах, в подставках или подвешивают на стену храма.

Святыне с изображением благословляющего Господа Бога молятся, устраивают с ней крестные ходы по большим церковным праздникам. Это одна из самых величественных икон православия.

Есть и отдельный праздник в честь «Спаса Всемилостивого». Празднуют его ежегодно 1 (14) августа. Этому празднику более 800 лет.

Установили его сразу же после победы русского войска под предводительством Андрея Боголюбского в сражении с волжскими болгарами.

На Успенский пост верующие отмечают (14 августа) Медовый Спас. В этот день в храмах проводится праздничное богослужение в честь иконы Христа Спасителя Всемилостивого. Потом отмечают Яблочный и Третий Спас.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector