Иисус навин: житие праведника и икона, значение святого для православия

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православия Святой Праведный Иисус Навин. Фреска XI века в монастыре Осиос Лукас (Преподобного Луки), Греция     

После того как Моисей возложил на Иисуса Навина свои руки, он исполнился духа премудрости… и делали так, как повелел Господь Моисею (Втор 34, 9). Как и Моисею, Иисусу Навину перед началом его деятельности вождя избранного народа было откровение от Господа. Бог поручает ему ввести народ в землю обетованную. Он троекратно призывает его быть твердым и мужественным. Божественный Промысл избирает для Своих планов людей, обещает им Свою помощь и поддержку, но от них самих требуются разум, воля и решимость. Иисус к этому времени был хорошо известен людям Израиля своими высокими личными качествами, поэтому народ с полным доверием отнесся к новому вождю.

Последний стан Израиля перед началом завоевания Ханаана был в Ситтиме (местность на восточном берегу Иордана, напротив Иерихона). Отсюда Иисус Навин тайно послал двух юношей в Иерихон. Они вошли в дом Раав. К ней привел их Господь, ибо она своей верой возвышалась над соплеменниками.

Раав знала о великом чуде в Чермном море, о победах над царями Аморрейскими Сигоном и Огом и верила в силу Бога Израиля: Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу (Нав 2, 11). Раав отвела юношей на кровлю дома и скрыла их в разложенных там снопах льна.

Когда для них опасность миновала, она взяла с соглядатаев клятву сделать милость дому отца ее и спустила их по веревке чрез окно, так как дом ее был в городской стене.

После взятия Иерихона израильтяне выполнили обещание и сохранили жизнь Раав и ее родственникам. Она впоследствии вышла за иудейского князя Салмона. От этого брака родился Вооз, взявший в жены моавитянку Руфь, ставшую прабабушкой царя Давида. Таким образом Раав вошла в родословие Спасителя нашего Иисуса Христа (у евангелиста Матфея — Рахав — см.: Мф 1, 45).

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православия Иисус Навин встречает архистратига Михаила. Византия, XIII в., Октатевх или Восьмикнижие     

Как к богоявлению на горе Синай по повелению Господа в течение двух дней народ освящался омовением одежд и предохранением от телесной нечистоты (см.

: Исх 19, 10), так и Иисус Навин накануне того дня, в который должен был совершиться чудесный переход через Иордан, приказал омыть тело и переменить одежды.

Господь сказал Иисусу: ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане (Нав 3, 8).

Это было необходимо, чтобы народ со всей очевидностью увидел помощь Божию, поданную через главную святыню Израиля — ковчег завета. Чтобы дело Божественного всемогущества произвело на народ особое действие, Иисус заранее всенародно объявил о нем. Люди перед началом завоевания обетованной земли должны были укрепиться в вере.

Когда народ двинулся от своих шатров, чтобы перейти реку, священники понесли ковчег завета впереди. Как только несущие ковчег вошли в Иордан, течение реки остановилось. Вода стала стеною на большом расстоянии до Адама (город на Иорданской равнине). Народ перешел реку. Священники, несшие ковчег завета Господня, стояли все это время в середине сухого русла Иордана.

Когда переход через Иордан закончился, Господь повелел Иисусу положить двенадцать камней на месте, где стояли священники с ковчегом завета. Еще двенадцать камней представители колен должны были взять с собой, чтобы они были у них памятным знаком о чуде разделения воды Иордана.

Первый стан после перехода через Иордан был устроен в Галгале, находившемся на западном берегу реки. Здесь поставили двенадцать камней, которые взяли из Иордана, дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа Бога вашего во все дни (Нав 4, 24).

В Галгале Господь повелел Иисусу сделать острые ножи и совершить обрезание над сынами Израиля. Все вышедшие из Египта израильтяне мужского пола были обрезаны, но они умерли в пустыне. Остальные все (родившиеся в пустыне) не были обрезаны.

Здесь же, в Галгале, на равнинах Иерихонских, сыны Израиля совершили Пасху в четырнадцатый день месяца нисан. На другой день Пасхи они ели опресноки и сушеные зерна. Манна перестала падать на землю. Люди стали питаться тем, что производила Ханаанская земля.

Когда Иисус Навин находился близ Иерихона, он имел видение: перед ним стоял человек с мечом.

Иисус подошел к нему и спросил: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал, что является вождем воинства Господня. Иисус Навин пал лицом своим на землю и поклонился.

Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято (Нав 5, 15).

Во время взятия Иерихона Господь вновь совершил великое чудо. Все способные к войне сыны Израилевы обходили город шесть дней. Впереди пред ковчегом завета шли семь священников с семью юбилейными трубами.

В седьмой день Господь повелел обойти вокруг города семь раз: священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания (Нав 6, 3–4). Это чудо Господь совершил в назидание людям.

Событие имело священный, а не военный характер. На это указывает и нарочито использованная символика семи: семь священников, семь юбилейных труб, семь дней обхождений с ковчегом вокруг города, семь раз в седьмой день.

Стены Иерихона пали силою Божией, но для того чтобы это чудо совершилось, нужна была вера сынов Израилевых. Святой апостол Павел говорит: Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении (Евр 11, 30).

Иисус Навин предал город заклятию. Оно означало запрет что-либо брать из него. Только серебро, золото и медные и железные сосуды были отданы в сокровищницу дома Господня. Человек по имени Ахан взял из заклятого, и это навлекло на израильтян гнев Господень. Израильтяне потерпели поражение.

Иисус из Иерихона послал около трех тысяч человек овладеть городом Гай, но жители его обратили их в бегство. Иисус, разодрав одежды, пал на землю пред ковчегом Господним и лежал до вечера. Он вместе со старейшинами посыпал прахом голову. Господь сказал Иисусу, что Израиль согрешил, взяв из заклятого.

Когда зло было истреблено, Господь вновь явил Израилю помощь в войне за Ханаан.

Третье великое чудо сотворил Господь во время сражения при Гаваоне, где были разбиты объединенные войска жителей Гаваона и южноханаанских царей. Когда противники Израиля побежали, Иисус воззвал к Господу и сказал: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! (Нав 10, 12).

Солнце остановилось, и луна стояла, пока израильтяне побеждали врагов. И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля (Нав 10, 14).

Прибавление свидетельствует о том, что событие это поражало воображение даже священного писателя, который прежде описал два других впечатляющих чуда.

После победы при Гаваоне южная часть Ханаана была покорена. Для присоединения северной области понадобилась решающая битва при Меромских водах над войсками царя Асора, который объединился с другими хананейскими царями. Господь подал помощь. Израильтяне поразили всех и преследовали их. Земля была завоевана, но некоторые области оставались в руках хананеев еще долгое время.

Господь повелел Иисусу Навину разделить всю землю обетованную на двенадцать уделов по числу колен Израилевых. Разделение совершалось с помощью жребия. Только колену Левия не был дан удел, так как Сам Господь был уделом для этого колена, предназначенного для служения Богу.

Чтобы число уделов не было меньше двенадцати, колено Иосифа было разделено на два полуколена: Манассии и Ефрема. Это было вполне законно, потому что патриарх Иаков более чем за четыре с половиной века до этого по внушению Божественного Промысла усыновил детей Иосифа.

По повелению Господа были выделены города-убежища, чтобы туда мог бежать всякий, убивший человека ненамеренно. Города эти защищали от кровной мести родственников убитого. Таких городов было шесть: Кедес в Галилее, Сихем на горе Ефремовой и Хеврон на горе Иудиной, Бецер в пустыне за Иорданом, Рамоф в Галааде и Голан в Васане.

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православия Иисус Навин наставляет израилитян. Византийская миниатюра     

Перед смертью Иисус Навин собрал все колена Израилевы в Сихем (старейшин Израиля, начальников, судей) и дал им от лица Господа завет хранить Ему верность: бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности (Нав 24, 14).

После этого Иисус, сын Навин, раб Господень, умер, прожив сто десять лет. Образ этого великого вождя на века сохранился в народной памяти. Многие святые отцы писали об Иисусе Навине как прообразе Спасителя. «Воеводство Иисуса Навина, — пишет святитель Кирилл Александрийский, — означало, что руководителем нашим после Моисея и закона стал Христос».

Житие праведника Иисус Навина и значение святого для православия, икона

От подвиге Иисуса Навина известно из Священного Писания (6-я книга после Пятикнижия). Автор сочинения не известен. Книга названа по имени главного персонажа. Христианская традиция относит произведение в разряд исторических. Святой был неотступным служителем пророка Моисея, преемником после смерти в завоевании Ханаана, проводником воли Господа для народа Израильского.

Краткое жизнеописание праведного Иисуса Навина

Иисус Навин почитается как праведник в иудаизме, христианстве и исламе. Под этим именем он известен в православной Церкви. Для отличия от Иисуса Христа к его имени добавлено имя по отцу: Нав – отец, суффикс – «ин» означает сын Навина. В католической, протестантской традиции имя Иисус передается как Iosue, в исламе – Йуша (Юша).

Читайте также:  Икона Божией Матери Боголюбская: где находится и в чем помогает, молитвы

Происхождение

Иисус Навин был сыном Эфраима (Ефрема) и носил при рождении имя Осия (в древне-еврейской транскрипции – Хошеа). Дедом Иисуса Навина был Иосиф, один из 12 сыновей Иакова, которого завистливые братья продали в рабство египтянам.

Иосиф сумел возвыситься до визиря фараона. По его просьбе правитель дал земельный надел братьям и отцу Иосифа во время великого голода. Эфраим и Осия родились в Египте.

После смерти Иосифа положение евреев постепенно изменилось в худшую сторону: они оказались на низшей ступени социальной лестницы и были сведены до уровня рабов. Бог Яхве явился Моисею и повелел ему освободить народ Израилев от египетского плена.

Завоевания

Осия был правой рукой пророка Моисея, который переименовал его в Йехошуа (Иисуса), назначил военачальником и своим преемником после смерти. Выбор пророка был не случаен.

Прежде чем повести народ в Ханаан, он послал туда 12 разведчиков-соглядатаев. Один Осия при возвращении выразил пророку твердое мнение, что с Божьей помощью эти земли можно завоевать.

За это ему, единственному из поколения евреев, вышедших из Египта, Яхве позволил ступить на Землю Обетованную.

Перед смертью Моисей получил указание от Господа назвать своим преемником Иисуса, потому что в нем есть «дух премудрости», и он сможет руководить народом при завоевании и разделе земли.

Дорога в Землю Обетованную (Ханаан), обещанную Богом избранному народу, длилась 40 лет и пролегала через пустыню.

Из библейских источников известно, что при выходе из Египта беженцам преградили путь воинственные арабы-кочевники, желавшие завладеть имуществом и скотом евреев.

Моисей сказал Иисусу Навину: «Пойди и сразись с амалкитянами…». Возглавив войско, Навин разбил вооруженных кочевников, и израильтяне продолжили исход из Египта.

Во время всего странствия Иисус Навин был рядом с Моисеем: присутствовал при общении с Богом на Синае, охранял Ковчег с Заветами.

За допущенное неверие в силу Яхве Моисей был лишен Господом права ступить на землю Ханаанскую. Он умер на границе со Святой Землей, увидев заветную цель с горной вершины.

Перед смертью Моисей прилюдно возложил руки на Иисуса, тем самым передав ему свою власть над еврейским народом.

После кончины пророка Иисусу явился во сне Бог и повелел перейти реку Иордан и заселить Землю Обетованную: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам… Будь тверд и мужествен, ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать». (Земля, обещанная еврейскому народу, – это территория Палестины, Междуречье Евфрата и Тигра, побережье Средиземного моря).

Яхве предрек Иисусу Навину победы над всеми, кто встанет на пути в осуществлении его воли.

Бог пообещал быть всегда рядом, как и с Моисеем, если он будет соблюдать закон, в точности исполняя заповеди, записанные на скрижалях: «… тщательно храни и исполняй закон, завещанный Моисеем, … не уклоняйся от него ни направо, ни налево… тогда ты будешь успешен… не страшись, ибо Господь будет всегда рядом с тобой».

На другой день Иисус приказал приготовиться к переправе на западный берег реки Иордан, на котором находился город Иерихон. Река в это время года разлилась, и переплыть ее не было возможности.

Горожане со стен Иерихона спокойно наблюдали за суетой на противоположном берегу. Навин пришел к евреям, земли которых были на восточном берегу Иордана, и призвал их помочь отвоевать Землю Обетованную у язычников, как повелел Яхве.

Вожди племен согласились оказать военную помощь 40 тысячами воинов.

По указанию Иисуса во главе колонны шли священники с Ковчегом Завета, остальные держались на расстоянии. Когда священники подошли к реке, случилось чудо: течение воды остановилось, поднявшись стеной за несколько километров от переправы, остальная вода стекла в Соленое озеро.

Священники дошли до середины русла и остановились. Когда все люди и воины перешли на другой берег, они покинули русло реки, и вода вернулась в свои берега. Чудо подняло авторитет Иисуса Навина у евреев, относившихся к нему до этого, как к «тени» Моисея.

Из скромного слуги он превратился в повелителя.

Известие о том, что армия иудеев перешла Иордан, привело в ужас племена, населявшие Ханаан. Жители Иерихона заперли ворота и решили дать отпор, надеясь на высокие и прочные городские стены. Ночью Иисусу Навину явился архангел Михаил и указал, как взять город.

На следующий день воины во главе со священниками, несущими Ковчег Завета и возглашавшими к молитве, обошли крепость. Так продолжалось 6 дней. На 7-й день обход совершили 7 раз. По знаку Иисуса Навина все евреи одновременно издали вопль, и стены Иерихона рухнули.

Защитники оказались лицом к лицу с еврейскими воинами. По приказу Навина все жители, включая детей и женщин, были убиты, а город сожжен.

Город был проклят Богом, израильтяне не имели права присвоить себе что-либо из имущества. Следующим пал город Гай, население которого было также истреблено.

Для противодействия израильтянам объединились 5 царей. Их военная сила превосходила армию евреев, но это им не помогло.

Сражение произошло на склоне горы Вефоронской. Под натиском израильтян ханаанцы стали отступать. На их головы с неба стали падать огромные камни, что усилило панику, превратило отступление в бегство. Битва была в разгаре, когда солнце стало клониться к закату.

Чтобы не дать врагу передышки и собраться с силами в ночное время, Иисус остановил небесные светила: «Стой, Солнце… и Луна…». Навин со своими воинами разбил вражеское войско.

Проигравшие сражение цари спрятались в пещере горы Вефоронской, но были обнаружены, убиты и повешены на деревьях.

Безжалостная участь постигла жителей городов Макед, Лихна, Ливна, Еглон, Хеврон. Земля Обетованная была освобождена для евреев. Иисус Навин поделил завоеванную территорию между 12-ю коленами Израилевыми.

Смерть и погребение

Исполнив Божью волю, Иисус Навин скончался в возрасте 110 лет. Перед смертью он обратился к народу и призвал его отказаться от языческих богов, служить Господу искренне и горячо. Похоронен он был на Ефремовой горе. Где именно находится гробница праведника, точно не установлено.

Значение святого для православия

Иисус стал достойным преемником Моисея, подлинным вождем еврейского народа.

В предсмертном обращении Навин напоминает людям, что победа была одержана потому, что на их стороне был Бог, и дальнейшее владение Ханааном будет возможно при сохранении верности завету Господа. Израильтяне убеждают Иисуса, что они всегда будут почитать Бога.

На эти слова Навин устанавливает камень, как свидетеля, если народ не выполнит свой завет. После смерти святого не нашлось вождя. Дети тех, кто завоевал Святую Землю, забыли заповеди Бога и нарушили завет.

Израильтяне смогли завоевать Святую Землю, благодаря Иисусу Навину, который за его веру и исполнение заповедей имел помощь и заботу от Бога. За этот подвиг Иисус причислен к лику святых. Библейский герой во многом напоминает Моисея:

  • Бог напрямую дает ему указания;
  • Навин вывел евреев из пустыни (Моисей из Египта);
  • провел через Иордан (Моисей – через Мертвое море);
  • дал перед смертью указания народу.

Но христианская традиция не уравнивает святого с пророком, авторитет Моисея превосходит Навина во многих отношениях.

Иисус Навин изображается на иконах в воинском облачении, молодым юношей или умудренным старцем с мечом в руке. Иконография подчеркивает тем самым, что Навин, в первую очередь, был воином.

В православной Церкви день памяти праведника – 1 сентября по юлианскому календарю.

Интересные факты

События, описанные в 6-й книге Священного Писания, «Иисус Навин», не забыты и имеют свою интерпретацию. Ермак имел знамя, на котором вышит Иисус Навин. Для покорителя Сибири святой был символом, нравственной опорой для выполнения своей миссии. Реликвия хранится в Кремлевской Оружейной палате.

Астрономы назвали явление, наблюдаемое на Меркурии, когда солнце замирает, а потом начинает перемещаться в противоположную сторону, «эффектом Иисуса Навина». Писатель М. Твен для образности сравнивал феодальную раздробленность в Британии с племенной разобщенностью в Палестине при Иисусе Навине.

В кинематографе образ Иисуса-воина отображен в фильме «Десять заповедей».

Иисус Навин — это… Что такое Иисус Навин?

Иисус Навин останавливает солнце. Гравюра Гюстава Доре

Иису́с Нави́н (ивр. יְהוֹשֻׁעַ בֶן-נוּן‎, Йехошу́ъа бин-Нун; в исламе Йуша бин Нун) — предводитель еврейского народа в период завоевания Ханаана, преемник Моисея. Его деятельность подробно изложена в «Книге Иисуса Навина».

В православной традиции Иисус Навин почитается как праведный, память совершается 1 сентября по юлианскому календарю.[1]

Жизнеописание

Происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя Осия (Хошеа), но был переименован Моисеем в Иисуса (Йехошуа), когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен.

Комментаторы объясняют причину изменения имени молитвой Моисея, чтобы Иисус оставался при своем мнении и не шёл за остальными разведчиками.

[источник не указан 1144 дня] В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Иисуса Навина передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа — Josua вместо Jesus, в то время как в греческой православной традиции оба зовутся Иисус (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин, в то время как в западной традиции это излишне). Иисус прозван Навин от имени своего отца, Нав или Нон. К имени Нав добавлен устаревший суффикс -ин что как и -ов указывает на принадлежность.

Читайте также:  Акафист Александру Невскому: когда и как читать и полный текст на русском

Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он руководил еврейским войском при отражении нападения амаликитян (Исх.17:8-16), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея, пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями.

Иисус Навин (фреска X века, монастырь Осиос Лукас)

Непосредственно после смерти Моисея к Иисусу явился Бог и сказал ему:

«…встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;» (Нав.1:2-6)

Первым делом евреи под предводительством Иисуса атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день, войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Была пощажена только блудница Раав и её родня, за то что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Иисус Навин, глава 6).

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями.

Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью как и в Иерихоне. Пять царей — иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение.

Бог принял участие в сражение на его стороне, бросая с неба в войско неприятеля камни:

«Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом.» (Нав.10:11)

Во время этого сражения Иисус Навин, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Нав.10:12).

Пять царей потерпев поражения спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены и Навин приказал убить их и повесить на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Макед, Ливна и Лахис.

Все жители этих городов были поголовно вырезаны. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью.

Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон:

«И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона;» (Нав.10:40-41)

После покорения и раздела земли, он мирно скончался и погребён на горе Ефремовой (Нав.19:49-50, Нав.24:29-30). Незадолго до смерти призывал свой народ: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав.24:14).

Интересные факты

См. также

Примечания

Икона Зинон Мелитинский, мученик (311-312)

Житие Евгения Дамасского приходится на 1 век. Севастийский и Мелитинский святые жили в 3-4 веке, при императоре Диоклетиане, в период преследований и казней христиан.

Людей, исповедующих православную веру, арестовывали и судили. Христиане скрывались в лесах и пещерах, но не отрекались от Христа. Император ужесточил наказание за отказ от поклонения идолам. Пойманных христиан приговаривали к пыткам.

Если они продолжали молиться единому Богу, их казнили.

Житие Севастийского великомученика включено в описание подвига пяточисленных Севастийских святых. О нем известно из агиографических текстов, написанных на армянском, греческом, латинском языках. Упорядоченный вариант изложил Симеон Метафраст.

Все трое мучеников погибли от рук язычников. Севастийский и Мелитинский мученики жили во время правления одного наместника — Лизия, который приговорил их к казни.

Происхождение

Мученики родом из земель, принадлежавших Восточной Римской Империи на стыке 3 и 4 веков. Евгений Дамасский жил на территории современной Сирии. Его родители — прославленные мученики Павел и Татта Дамасские. В их семье было еще трое сыновей: Савиниан, Максим и Руф.

Евгений Севастийский до гибели жил в городе Саталионе, а родился в Аравракине, в государстве Армении Первой со столицей Севастией. Мученик состоял на государственной или военной службе. Евгений Мелитинский также жил в древнеримской Армении. Его точное место рождения неизвестно.

Мученик получил прозвище от названия города Мелитина, в котором нашел свою погибель.

Житие и служение Богу

О житии Евгения Дамасского ничего не известно. Жизнеописание его семьи не включено в современный православный Месяцеслов. Мученик Мелитинский служил в отряде Иерона, верного христианина. Дружина состояла из 33 воинов, которые исповедовали христианство.

Посмотрите также

Где находится икона Божией Матери Корсунская и в чем помогает, текст молитвы

Евгений Севастийский тайно ходил на богослужения с другом и сослуживцем Евстратием. Оба командовали военными отрядами, но Евгений был младше по чину и возрасту. Они знали, что им грозит смерть в случае разоблачения. Друзья полагались на Волю Божью. В ином изложении Евстратий был высокопоставленным вельможей и главой государственных нотариев, а Евгений — его подчиненным.

Смерть

Евгений Дамасский погиб вместе с родителями и братьями за веру в Христа. Подробностей об их кончине не сохранилось. Евгений Севастийский принял мученическую смерть вместе с сослуживцем Евстратием.

Старший по званию, тот выступил на суде перед наместником Лизием в защиту армянского пресвитера Авксентия. Лизий не ожидал от Евстратия предательства и сразу приказал арестовать его.

Евгений выступил вслед за товарищем и признался в исповедовании христианства.

Друзей бросили в темницу. На следующее утро их с другими отступниками повезли на публичную казнь в Никополь. Процессия арестантов проходила через их родной город Аравракин. Там добровольно раскрыл себя и присоединился к приговоренным христианин Мардарий. Несколько воинов тоже признались в христианстве. В их числе и Орест, тоже прославленный мученик.

Все погибли после пыток. Евгению отрезали язык, отрубили руки и ноги, а после обезглавили. В день поминовения великомученика Севастийского также вспоминают его братьев по вере Евстратия, Мардария, Ореста и Авксентия.

Евгений Мелитинский погиб вместе с дружиной. Наместник Лизий призвал Иерона идти в Каппадокию для уничтожения христиан. Военачальник отказался и, вместе с отрядом, скрылся в пещере. Друг Иерона, Кириак, посоветовал Лизию отозвать солдат, а Иерону сказал, что лучше сдаться. Военачальник поддался уговорам Кириака.

Отряд присоединился к новобранцам и двинулся в Мелитин. На общем собрании Лизий объявил, что пора принести жертву богам. 33 воина дружины Иерона, в том числе и Евгений, отказались воздать славу идолам. Воины открыто признали верность Христу. Отступников избили бичами. Ночь они провели в тюрьме. Утром воинов обезглавили.

Посмотрите также

Житие праведника Иисус Навина и значение святого для православия, икона

Житие сорока мучеников севастийских

Далее житие сорока мучеников севастийских описывает самое тяжелое испытание. События происходили в конце первого весеннего месяца. Поэтому было еще довольно холодно, водоемы покрыты льдом.

Обнаженных воинов вывели на середину ближайшего озера и оставили там. Рядом мучители растопили баню, предвкушая, как пленные станут переходить в тепло, предавая свою веру.

Но не выдержал лишь один — он умер, не дойдя до укрытия.

Глубокой ночью один из стражников увидел чудесную картину: с неба спускались 40 венцов, затем они украсили головы страдальцев. Тогда он решил заслужить оставшийся венец, исповедовал себя христианином и сам пошел на середину замерзшего озера. На другой день пленным перебили ноги (чтоб не могли бежать), а тела сожгли.

Такой вид казни показывает, что были у палачей опасения насчет христиан — поскольку и до этого случались неоднократные случаи воскрешения людей, чудесного избавления от самых страшных ран. Довольно часто мучеников удавалось умертвить лишь отсечением головы. Кости солдат были выброшены в воду, но местная община верующих собрала их и с почетом похоронила.

Почитание

Дни, в которые поминаются мученики по старому и новому стилю:

  • 13/26 декабря — Севастийский;
  • 25 сентября/8 октября — Дамасский;
  • 7/20 ноября — Мелитинский.

В день Севастийского мученика поминают всех пятерых армянских страстотерпцев, выходцев из Саталиона, Аравракина. В ноябре чтят память всех 33 Мелитинских воинов-мучеников отряда Иерона. Праздничные службы во славу святых проводят освященные в их честь храмы. Верующие и именинники могут почтить память покровителей дома чтением хвалебного тропаря.

День ангела Валерия по церковному календарю

Когда же отмечают день ангела Валерии? Выбирают день памяти святого с таким именем, который приближен ко дню рождения. Таких дней есть несколько в году.

Читайте также:  Валерия святая: житие и икона православной мученицы, в чем помогает и молитвы
Дата Святой покровитель
22 марта мученик Валерий Севастийский
6 мая мученик Валерий
7 ноября мученик Валерий
20 ноября мученик Валерий Мелитинский

Поздравить Валерия с его именинами можно в словесной форме. При этом текст нужно подбирать тщательно, ведь они обращают особое внимание на сказанное. Поэтому чтобы избежать в дальнейшем неловкостей, можно использовать уже заготовленные поздравления. Валерии в день своего ангела молятся покровителю и обязательно приходят в церковь.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите так же видео о Дне Ангела Валерия и 40 мучеников Севастийских:

Икона богини красоты В монастырской лавке сидит скучает иеромонах Амвросий. Мы чистим подсвечники. Заходит молодая девушка. Осматривает иконы и спрашивает: — Батюшка, а у вас все иконы святые? — Все — отвечает отец Амвросий. — Мне нужна икона богини красоты.

Мы остановили работы прислушиваяс… НАСТАВЛЕНИЯ – ДАР БЕЗЦЕННЫЙ. СХИИГУМЕН ИЕРОНИМ САНАКСАРСКИЙ. — Не знаешь как правильно поступить? – Проси Ангела-хранителя. Придет благая мысль и положит на сердце как поступить. На сердце станет легко, будет мир. Если страх и тревога – дела не предпринимай.

— Начинаешь любое дело – стань на восток и помолись.- Как вымолить детей?… «Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!!» Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой.

Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как Бог даст!Невзирая на кучера («ишь, мол, пьяниц»), велел барин остановить карету. Позвал мужика, спросил его чего он тут сидит.

П… Мир Перевернулся… ДРУЗЬЯ, НАЖМИТЕ «ПОДЕЛИТЬСЯ», ПУСТЬ ПОБОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ узнают об этом!Одна женщина забеременела во второй раз. В принципе, один взрослый ребенок у нее уже был, карьера шла в гору, да и возраст не молодёжный… В итоге решила она прервать беременность. Записалась к врачу на прием …

Иконография

Собирательный образ святого Евгения, по армянской иконописной традиции — воин в доспехах. Евгения Севастийского изображают отдельно или в числе пяти мучеников, с Евстратием, Авксентием, Мардарием и Орестом. В Москве их первые изображения появились в 18 веке, после того, как в город доставили голову святого Авксентия.

Отличительная черта мученика Евгения, согласно описаниям к иконам — округлая борода. Его изображают с красным плащом за спиной, копьем или мечом в левой руке и крестом в правой. Встречается икона, на которой мученик придерживает левой рукой щит.

Святого Евгения пишут в полный рост или по пояс, без оружия. В русской иконописной традиции мученик одет в зеленую или голубую одежду.

На поясных изображениях красный плащ украшают кантом с узором. Лик мученика слегка повернут влево или вправо. Плащ ниспадает соответственно с левого или с правого плеча. Святого пишут с крестом в деснице. Иногда в левой руке изображают бумажный свиток. Встречается также обобщенный образ, на котором мученик одет в коричневую одежду, зеленый плащ и держит в правой руке крест.

Происхождение и значение имени Валерий

Имя Валерий весьма звучное и сильное, что оправдано его значением. Имя пришло к нам из Древней Греции, где имя Valerius означало «быть сильным», «быть здоровым».

В русском языке имя появилось только в 19 веке. Популярность имя начало приобретать в постреволюционный период, когда народ хотел чего-то нового и давал новорожденным нераспространенные имена.

А уже к 60-м года имя входило в топ-10 популярных имен в стране.

Валерий растет беспокойным ребенком, что доставляет немалую долю проблем его родителям. Он не может сидеть спокойно, а любит пошалить и пошуметь. Для успешной учебы ему не достает терпения и усидчивости, предпочитая вместо скучных занятий погонять мяч с мальчишками во дворе. С малого возраста он проявляет свои организаторские и лидерские качества.

  Молитва о детях: самые сильные молитвы матери за детей

У взрослого Валерия хорошее чувство юмора и острый язык, из-за которого он часто попадает в неприятные конфликтные ситуации.

Ему не ведом страх, и он часто не думает о последствиях своих поступков и действий. Валерию свойственны активность и любопытство. Он любит давать советы всем подряд.

В противном случае он чувствует свою ненужность.

Валерий всегда и в любой ситуации полон оптимизма. Его редко можно увидеть в плохом настроении и унынии. В коллективе и среди своих единомышленников он часто стает лидером, ведь в любой критической и сложной ситуации может оставаться хладнокровным и ясномыслящим, быстро и правильно принимать решения.

Порядки и правила он категорически не любит и не хочет принимать, зато любит веселиться и не думать о последствиях. Валерий очень самоуверен и легкомысленно относится к жизни, из-за чего у него появляется немало проблем. Ему нужно быть немного критичнее к себе и деликатнее к окружающим, тогда множество проблем можно было бы избежать.

У Валерия завышенная самооценка, хотя сам он так не считает. Он весьма принципиальный и настойчивый мужчина. Порой бывает вспыльчив и импульсивен, хотя может взять себя в руки и обуздать свои эмоции. В его характере достаточно стремления к победе, и судьба к нему благосклонна и дает ему все новые шансы многое исправить и двигаться только вперед.

Где можно найти икону

Наиболее известные церкви и храмы, в которых хранится образ святого:

  • в Москве, в районе Северное Тушино находится часовня Димитрия Донсокого. В ее притворе установлена икона мученика Евгения Севастийского;
  • в честь иконы святого Евгения освящены церковь и монастырь при Новосибирском храме Архистратига Михаила;
  • в Белгородской области, в селе Вериговка построены часовня и купальня рядом со святым Вериговским источником мученика Евгения Севастийского. В часовне висит икона святого;
  • в Воронеже стены храма святых Петра и Февронии украшены фресками с изображениями святого Евгения и Севастийских мучеников;
  • в Пскове находится Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. На одной из стен обители сохранилась фреска 12 века с изображением мученика.

Посмотрите также

Житие и иконография святого Григория Паламы, тексты молитв и тропарей

В Новосибирске при Заельцовском кладбище рядом с Мочищенским шоссе находится храм святого мученика Евгения. Его построили с разрешения епископа. Просьбу о строительстве подала женщина, у которой погиб сын по имени Евгений. В храме находится икона святого покровителя.

Чтобы помолиться святому Евгению, не обязательно искать икону конкретного мученика. Перед любым образом можно просить об укреплении в вере и заступничестве.

В каждом храме есть общая икона «Всех Святых», почитаемых в православии. Перед ней также можно помолиться святому Евгению. Персональные иконы продаются в интернет-магазинах. Именной образ можно заказать иконописцу. Изображения, написанные, вышитые самостоятельно, сделанные на заказ, нужно освятить в церкви.

Праздник

В России день сорока мучеников севастийских стал в народе одним из любимых весенних дней. Он приходится на великий пост, согласно народным приметам, весна в этот день начинает вступать в свои права.

Поэтому символика этого дня связана с пробуждением природы. Из теста пекли круглое печенье (в форме светила), а также булочки в виде птичек (жаворонки, тетерки).

Называется день — сороки (ударение на первый слог) — в память о сорока святых.

Приметы и традиции:

  • Во двор, где ласточка свила гнездо, придет удача.
  • Прилетают с юга первые птицы.
  • Выпеченных из теста птиц высаживали на открытое окошко — зазывали весну.
  • Также давали их детям, а те устраивали игры, пение особых «веснянок».
  • Вечером девушки выходили на озеро петь песни.

У некоторых народов в этот день принято наводить порядок, жечь мусор и прыгать через костер. Молодежь до утра шла гулять, возвращалась домой с листьями вербы, которыми надо было похлопать всех домашних с пожеланиями здоровья. Народные традиции праздника сорока севастийских мучеников — не церковные, хотя имеют древнее происхождение.

О чем просят перед образом

Святой покровительствует мужчинам с именем Евгений. В переводе с греческого имя означает «благородный».

К мученику обращаются с житейскими проблемами и вопросами веры:

  • собственное здоровье и родственников;
  • вразумление для выбора правильного решения;
  • защита от клеветы и врагов;
  • избавление от бедности;
  • мужество в противостоянии унынию;
  • укрепление в вере.

Перед образом Евгения Дамасского просят об исцелении от пьянства, почечных, сердечно-сосудистых болезней. Мученик помогает душевнобольным людям обрести покой. К образу святого обращаются священнослужители с просьбой о поддержке в духовном служении. Евгений Севастийский покровительствует военным. Родные молятся святому о защите воина во время службы.

Молитвы сорока мученикам севастийским

Молитва первая

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector