Евфросиния Колюпановская: житие и день памяти блаженной, в чем помогает и молитвы

В июле 1855 года в глухом сельце Тульской губернии под названием Колюпаново отошла ко Господу блаженная старица Евфросинья. Сразу же по кончине блаженной началось паломничество к её могилке, где просившие получали по своим молитвам утешение и облегчение.

Евфросиния Колюпановская: житие и день памяти блаженной, в чем помогает и молитвы

Блаженная Евфросиния с книгоиздателем И. М. Суриковым(Фото с сайта inokini.ru)

Родилась Евфросиния (при крещении Евдокия) в 1758 или 1759 году в семье князей Вяземских. С шести лет Евдокия была определена в только что открытый Екатериной II Смольный институт. Молодую девицу ждала жизнь фрейлины при блистательном дворе императрицы, которая любила с ней беседовать, будучи в сомнениях или печали.

Но великосветская жизнь в Царском селе стала тяготить девушку, и переодевшись в крестьянскую одежду, она тайно покидает двор и странствует, неся различные послушания в нескольких монастырях, ухаживает за монастырским скотом.

По прошествии нескольких лет молитвенного подвига, преодолев множество искушений, блаженная достигла той меры совершенства, когда все помыслы и устремления её души стали обращены ко Христу, а телесная оболочка уже не довлела над нею и стала «ничтоже есть». Московский Митрополит Платон благословляет Евфросинью поселится в Серпуховском Владычнем монастыре. Там она взяла на себя подвиг юродства ради Христа.

Старица смиренно  несла свой крест на протяжении 40 лет. Известно, что она очень любила домашних животных: держала кошек, трёх собак, индеек и кур. Кормила даже ворона, которого совершенно приручила.

Даже твари бессловесные ощущали на себе ту великую любовь ко всякому созданию Божиему, которую источала юродивая, о чём осталось немало свидетельств.

Ходила Евфросинья всегда босая, зимой и летом в одной и той же скудной одежонке, под которой носила тяжёлые вериги, что было для окружающих большой тайной,  а спала на полу вместе с животными. Кушала блаженная мало, зачастую только то, что оставалось после кормления животных.

Старица считала себя ниже всякой твари, недостойной милости Божией. Блаженная не могла оставаться равнодушной при виде горя и страданий людей, ищущих в монастыре утешение и духовную помощь. По её молитвам случались исцеления, исправлялись судьбы человеческие.

В 40-х годах XIX века блаженная Евфросинья подверглась искушениям со стороны завистников и вынуждена была оставить Серпуховскую обитель. После долгих мытарств она перебралась в имение помещицы села Колюпаново, Наталии Протопоповой. Здесь она и окончила свой путь, до самого отшествия ко Господу принимая страждущих и утешая их словами любви. 

 Чудесные исцеления старицей

О даре Евфросинии помогать людям и исцелять их дошло до нашего времени много историй.

Есть свидетельства очевидцев об исцелении помещицы Натальи Протопоповой, страдающей от болей в ногах и кровотечения из горла.

Другое свидетельство касается исцеления помещика, тяжело заболевшего прямо перед своей свадьбой. С помощью матушки излечился. Старица помогла разрешиться при родах женщине, мучившейся несколько суток.

Однажды в селе заболел ребенок. Матушка пришла в дом к больному сама без приглашения. Дала травы, велела поить ей больного настоем. Отец ребенка не стал слушать блаженную, а пригласил доктора, по совету которого стал давать ребенку таблетки. Младенцу становилось все хуже, он умирал буквально на глазах.

Отчаявшийся отец стал просить прощения у матушки и молить ее о помощи. Старица сделала ему выговор, но все же помогла ему, приказав поить мальчика той самой травой. Мальчик буквально спасли с того света, однако перестал ходить. Блаженная Евфросиния и тут не оставила ребенка.

Поставила мальчика на ноги, перекрестила, коснулась его головы и приказала идти. Ребенок пошел.

Евфросиния Колюпановская: житие и день памяти блаженной, в чем помогает и молитвы

 Блаженная старица Евфросиния Колюпановская. Икона(Изображение с сайта iconsv.ru)

Благодатная помощь по молитвам блаженной Евфросинии 

После кончины старицы записаны тысячи случаев, когда Господь по её молитвам посылал исцеление. Вот некоторые из них: 

У крестьянки Марфы Кунаевой из Калужской губернии стала сильно болеть и распухать нога. Через несколько недель положение стало невыносимо. Марфа решилась придти к гробнице преподобной Евфросиньи и помолиться об исцелении. После панихиды крестьянка взяла с могилки немножко песочка и дома растёрла ногу, после чего болезнь совершенно прошла.

Некая мещанка Ольга Федоровна тяжко мучилась от болезней почек.

Доведённая страданиями до отчаяния женщина случайно прочитала книжку о блаженной старице и твёрдо укрепилась в мыслях, что только по её молитвам она может надеяться на исцеление.

Приехав в Колюпаново и с трудом отстояв панихиду, Ольга выпила воды из колодца и окунулась в источнике, после чего тяжкий недуг незамедлительно оставил её и с тех пор ни разу не проявил себя.

Раба Божия Елизавета после тяжких родов не могла встать с кровати — отказали ноги. По совету благочестивых людей она натёрла ноги маслицем из лампады при гробнице Евфросиньи, после чего страдания Елизаветы прекратились и она смогла встать с ложа и вернуться к полноценной жизни, славя Господа.

Мещанка Ольга Буслаева сообщила о таком случае: «Более пяти лет мои руки были покрыты нарывами, причиняющими боль и неудобство. Мази, прописанные врачами, не приносили облегчения.

Моя родственница надоумила меня отправиться в село Колюпаново и поклониться праху блаженной Еафросинии, помолиться и попросить её о помощи, что мы вместе со сродницей и исполнили. Я окунулась в купальне и помазала руки маслицем, творя при этом от всего сердца молитвы ко Господу и Богородице, прося об исцелении меня, грешной.

Не прошло и нескольких недель, как кожа на моих руках стала полностью чистой, и только несколько незаметных шрамов напоминают мне о моих страданиях».

Евфросиния Колюпановская: житие и день памяти блаженной, в чем помогает и молитвы

a-petrovka.narod.ru

Дважды в год 16 июля и 8 октября в дни памяти святой в Свято-Казанском монастыре села Колюпаново Тульской области совершаются соборные богослужения, молебны с акафистом на гробнице, проходят крестные ходы к матушкину источнику, которые привлекают множество паломников. Все поезда, которые идут из Тулы в Алексин теперь останавливаются на платформе “Колюпаново”, которую построили специально для паломников, следующих к святому месту.

Евфросиния колюпановская — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Евфросиния Колюпановская: житие и день памяти блаженной, в чем помогает и молитвы
Блж. Евфросиния Колюпановская

Евфросиния Колюпановская, Алексинская (не позднее 1755 — 1855), блаженная

Память 3 июля (Тульск.) в день кончины и в Соборе Тульских святых

В миру княжна Евдокия Григорьевна Вяземская, родилась не позднее 1755 года [1]. Принадлежала к древнему княжескому роду.

Была первой выпускницей Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. Получив блестящее образование, обладая тонким умом и красотой, привлекла внимание светского общества и стала одной из любимых фрейлин императрицы Екатерины II. Будущая подвижница дружила с семьями знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова и князя Юрия Долгорукова.

Однажды вместе с двумя другими фрейлинами, Марфой и Соломией, решила тайно покинуть дворец и взять на себя крест подвижничества. Причины этого поступка остались сокрыты.

В один из летних дней три фрейлины, воспользовавшись пребыванием двора в Царском Селе (ныне — город Пушкин), оставили свои платья на берегу одного из прудов чтобы их считали утонувшими, переоделись в одежды крестьянок и отправились странствовать.

Евдокия побывала в нескольких монастырях: доила коров на скотном дворе, пекла просфоры.

Поборов в себе человеческие слабости, испытав свой характер на прочность, в 1806 году она пришла в Москву к митрополиту Платону (Левшину) испросить благословение на подвиг юродства.

Владыка благословил княжну и под вымышленным именем «дуры Евфросинии» направил с собственноручным письмом в Серпуховский Владычний монастырь к игумении Дионисии.

Подвиг в Серпуховской обители

Подвижница поселилась в Серпухове, недалеко от обители, на месте монастырских погребов, в тесной избушке, взяв на себя тяжелейший крест одиночества, насмешек и лишений. Евфросиния ничего не готовила, не ходила на сестринскую трапезу, брала лишь хлеб да квас с монастырской кухни — этим и питалась.

В избе вместе с Евфросинией жили две кошки и три собаки — Милка, Розка и Барбоска. Любимцем старицы был ворон, с которым она разговаривала как с человеком. Однажды он спас ей жизнь.

В то время в её келье случился пожар: кто-то из озорников, издеваясь над «дурочкой», бросил в открытое окно пучок горящей соломы. Евфросиния стала тушить огонь и так обожглась, что слегла на шесть недель.

Ворон не оставил её: он приносил ей в клюве корочки хлеба, ягоды и воду, выхаживая больную хозяйку, в то время как люди забыли о ней.

Не зря пернатый питомец так заботился о своей хозяйке: он отвечал добром за добро. Одна из посетительниц, вместе с подругой ночевавшая в келье у старицы, оставила следующий рассказ о быту подвижницы:

«От чрезвычайно удушливого воздуха мы не могли уснуть. Вдруг в стекло кто-то постучал. Матушка подошла к окну, отворила и проговорила: «Что, нагулялся?» В это время в комнату влетел огромный ворон, каких мы никогда не видывали, и закаркал.

Матушка принесла горшок каши, рассыпала ее на коленях и стала кормить ворона. А когда он перестал клевать, матушка набрала в рот каши, и он стал хватать ее изо рта, потом вспорхнул и вылетел вон.

В полночь пропел петух, матушка перекрестившись со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» оправила лампаду и уже до рассвета молилась«.

В своей келье практически никогда не убирала, воздух в ней был настолько тяжелым, что однажды навестившая блаженную московская игумения спросила: «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух».

На что Евфросиния с улыбкой ответила: «Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе». Животных своих блаженная очень любила, а звери и птицы отвечали ей такой же привязанностью.

Читайте также:  Илья Муромец святой: житие преподобного и описание иконы, тексты молитв

Стоило ей только выйти из своего жилища, как на голову и на плечи садились голуби и стаи галок сопровождали ее всюду.

Неизменной одеждой юродивой была власяница (рубашка толстого сукна серого цвета), а в лютые морозы — мужской тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Волосы были острижены, голову она обматывала тряпицей, а на шее носила медные ожерелье и цепь, на которой висел большой медный крест. Под власяницей — тяжелые вериги, о которых никто не знал.

Спала блаженная очень мало, лежа на полу вместе с собаками. А на вопросы, зачем она это делает, отвечала: «Я хуже собак». Ночи ее были посвящены молитвенным бдениям. Строгая по отношению к себе, Евфросиния не могла спокойно смотреть на человеческое горе, на людские страдания и скорби.

Во время жестоких напастей вымаливала она у Господа обильные дожди, щедрые урожаи и исцеления болящим.

Старица никому не рассказывала о своём прошлом, но порой обстоятельства приоткрывали её происхождение. Однажды в 1812 году, когда в Россию вторглась армия Наполеона, французские офицеры увидели блаженную, которая собирала какие-то травки, корешки, камешки. Оккупанты стали издеваться над ней, оскорблять и бранить, а в ответ услышали обилчение на чистейшем французском языке.

Смирение и молитвенные труды открыли в Евфросинии дар прозорливости. Однажды по дороге в Серпухов заспорили две помещицы: как лучше обращаться с подчиненными. Сошлись на том, что обращаться нельзя ни строго — будут роптать, ни кротко — избалуешь. Заехали к старице. Блаженная побеседовала с ними о том о сем, а потом вдруг заметила: «Кротко, кротко».

Рассказы о чудесах Евфросинии разнеслись по всей Центральной России. Но, как часто случается, земная слава повлекла за собой зависть, злобу и сплетни. Наговаривали на неё и монахини Владычнего монастыря, и светские власти.

Раздраженная на «странную» подвижницу новая игумения обители повелела убить трёх ее собак. Евфросиния расплакалась, говоря: «собак убили — и меня убьют».

Вскоре после этого подвижница переселилась из Серпухова в село Колюпаново Тульской губернии (ныне — в Алексинском районе Тульской области).

В Колюпанове

В Колюпанове местная помещица Протопопова полюбила старицу, построила ей светлую горницу, оштукатурила ее, деревья вокруг насадила.

Но блаженная поселила в этих хоромах собак, кошек, индеек и цыплят, сама же облюбовала маленькую, душную каморку. Все четвероногие и пернатые обитатели небольшой комнатки находились в мире и согласии друг с другом.

К Евфросинии же потекли посетители — люди шли из разных мест, просили молитвенной помощи, благодарили за исцеления.

Тяготясь людской славой, Евфросиния любила уходить за версту от Колюпанова в уединенное место рядом с Окой. В глубоком овраге с крутыми склонами, поросшими густым лесом, она предавалась тихой молитве.

По дну оврага протекал небольшой ручеек, известный под названием речки Прошенки.

В 1840-х годах на склоне оврага подвижница собственными руками выкопала небольшой колодец, и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила им: «Берите воду из моего колодезя — и будете здоровыми».

  • В беседах со своим духовником иеромонахом Павлином (Просперовым) старица предсказывала, что в будущем в Колюпанове возникнет иноческая обитель.
  • Скончалась Евфросиния 3 июля 1855 года в возрасте более 100 лет и была похоронена около местного деревянного храма.
  • Евфросиния Колюпановская: житие и день памяти блаженной, в чем помогает и молитвы
    Блж. Евфросиния Алексинская и Колюпановская

Мощи и почитание

В 1929 году большевики уничтожили Колюпановскую церковь, но почитание святой не прекращалось. Так, Евфросинию Колюпановскую очень чтила Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэтессы Марины Цветаевой. Анастасия Ивановна свидетельствовала о получении исцеления по молитвам к блаженной.

По окончании ссылки, в 1959 году, Цветаева вместе с пожилой знакомой Татьяной Андрейчевой и её внучкой Ритой поехала в Тульскую область, отыскала источник подвижницы, и впоследствии приезжала сюда ежегодно.

В 1988 году святая Евфросиния была прославлена в Соборе Тульских святых в лике блаженных по почину архиепископа Тульского Максима (Крохи) [2].

В 1996 году на месте прежнего Колюпановского храма был построен новый, каменный, в честь Казанской иконы Божией Матери — церковь вновь учрежденного Колюпановского Казанского женского монастыря. В храме, с левой стороны, над могилой Евфросинии, поставлена мраморная рака. Источник старицы Евфросинии почитается чудотворным и привлекает сюда многочисленных паломников.

Молитвословия

  1. Тропарь, глас 4
  2. Вся́ кра́сная ми́ра сего́ презр'ела еси́,/ дворе́ц ца́рский оста́вив, юро́дство Христа́ ра́ди на ся́ восприя́ла еси́,/ блаже́нная ста́рице Евфроси́ние/, сего́ ра́ди с му́дрыми де́вами в небе́сный черто́г Жениха́ Христа́ вошла́ еси́,// моля́ся о все́х на́с.

  3. Кондак, глас 2
  4. Прему́дростию Бо́жиею наставля́ема,/ юро́дивою на земли́ пожила́ еси́,/ му́дрость ве́ка сего́ в бу́йство вмени́в,/ венце́м нетле́нным от Христа́ Бо́га за сие́ увенча́лася еси́/ в ли́ке святы́х на небеси́ водворя́яся,// блаже́нная ма́ти Евфроси́ние.

Использованные материалы

[1]  Согласно указанию, что преставилась в возрасте более 100 лет. См. Кочетов Дмитрий, «Евфросиния Колюпановская», портал Православие.Ru, 12 декабря 2006, http://www.pravoslavie.ru/2728.html

[2]  «Свято-Казанский женский монастырь, с.Колюпаново», официальный сайт Тульской епархии, http://tulaeparhia.ru/eparxialnyie-svyatyini/dostoprimechate…tml

Св. Блаженная Евфросиния Колюпановская

Среди угодников Божиих были такие высокие подвижники, кому любовь ко Христу не позволяла жить в богатстве и мирских радостях. Они добровольно оставляли все и уходили из мира, желая принять на себя страдания, подобно Спасителю: ходили в убогой одежде, терпели насмешки и гонения от окружающих.

Евфросиния Колюпановская: житие и день памяти блаженной, в чем помогает и молитвыИмея высокое духовное просвещение, а иногда и широкое светское, они намеренно принимали вид простых и малоумных людей. Им не нужна была слава. Это юродивые (блаженные) Христа ради. Они старались побороть главный корень грехов – гордость, и в особенности, гордость ума. Подвиг юродства доступен только избранным от Бога. С древности Церковь чтит своих верных и боголюбивых чад. Среди них и Святая Блаженная Евфросиния, старица Колюпановская. Смолоду она отличалась особенным боголюбием и мудростью.

Будучи из княжеского рода Вяземских, она окончила Смольный институт, была фрейлиной при императорском дворе, частью дворянского общества. И вот, в здравом уме и презревши мир, принимает на себя юродство во Христе. Распиная свою плоть, и богоугодной цели ради, вначале скитается по монастырям,

а, получив благословение от Митрополита Московского Платона, продолжает свой подвиг в Серпуховском Девичьем (Владычном) монастыре. Здесь подвижница претерпевает много искушений.

Жила в тесной хижине, на себе носила власяницу и железные вериги, ходила босиком зимой и летом, со стриженой головой. Имела обыкновение по ночам ходить вокруг монастыря с молитвами. Днем же собирала в лесу разные травы и лечила ими приходящих к ней больных.

По ее молитвам они получали исцеление. Вскоре весь Серпухов, узнав о чудесах и духовной мудрости Евфросинии, стал почитать блаженную, приходить к ней за советами. В середине 40-х годов XIX в.

, испытав гонения со стороны недоброжелателей, она переселяется из Серпухова в с. Колюпаново, где также селится в убогой каморке в приделе местной Казанской церкви. Окружающие

видят ее в непрестанной молитве, общении с Богом. По свидетельству современников старица достигла здесь духовного совершенства, обрела дар прозорливости. Она провидела мысли, намерения, дела и события, утешала скорбящих.

Святая Евфросиния была почитаема многими, за молитвенной помощью и благословением к ней приезжали со всей России. Она и сама посещала христолюбивых людей. Много благодеяний было оказано ею.

Самые безнадежные больные получали по молитвам Евфросинии облегчение.

3 июля 1855 года в возрасте 120 лет Святая Блаженная Евфросиния Колюпановская, Христа ради юродивая мирно преставилась. Лицо почившей сияло небесным блаженством и покоем. Гроб старицы провожало множество народа.

Погребена она была в приделе Казанской церкви (ныне это Свято-Казанский женский монастырь с. Колюпаново Алексинского района Тульской области).

Святая обитель была учреждена 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием Вторым и является одним из молодых строящихся православных монастырей.

Евфросиния Колюпановская: житие и день памяти блаженной, в чем помогает и молитвыОднако история зарождения монастыря начинается в далеком прошлом. В начале шестнадцатого века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией матери Казанской. О храме нет никаких упоминаний. Известно лишь, что в 1695 году в Колюпанове был выстроен новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери Казанской. Он существовал до 1779 года, так как сгорел от удара молнии. После пожара приступать к постройке в Колюпаново храма не было разрешено.Но, спасенная от пожара икона Казанской Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма.

Вспоминая подвиги Святой Блаженной старицы Евфросинии и в надежде на помощь, на ее могиле бывают паломники со всей России. Посещают и открытый ею святой колодец, особенно помогающий онкологическим больным. Ныне на источнике есть благоустроенная купальня.

В середине 90-х годов ХХ века после обретения и вскрытия честных мощей Блаженной ее образ отпечатался, как негатив фотографии, на надгробной плите. Изображение сохранялось полгода.

Подготовила Алла Алексеева

Дмитрий Кочетов. Евфросиния Колюпановская / Православие.Ru

Евфросиния Колюпановская: житие и день памяти блаженной, в чем помогает и молитвы Прп. Евфросиния Колюпановская

Мы ехали по утренней дороге среди лесов и полей, встречавших нас свежей зеленью и полевыми цветами. Восходящее солнце то дарило нам свое тепло, то ненадолго скрывалось за облаками. Мы ехали с легким и радостным сердцем в маленькое село Колюпаново, расположенное в Алексинском районе Тульской области. Именно здесь, среди холмов и березовых рощ, раскинулся Казанский женский монастырь, а рядом с ним – знаменитый на всю Россию святой источник Евфросинии Колюпановской.

Блаженная Евфросиния о себе никогда никому не рассказывала, но современники утверждали, что происходила она из древнего рода князей Вяземских, и была первой выпускницей знаменитого Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге.

Евфросиния – ее монашеское имя. В миру она звалась Евдокия. Получив блестящее образование, обладая тонким умом и красотой, она привлекла внимание светского общества и стала одной из любимых фрейлин императрицы Екатерины II. Будущая подвижница дружила с семьями знаменитого Александра Васильевича Суворова и князя Юрия Долгорукова.

Но однажды вместе с двумя другими фрейлинами, Марфой и Соломией, княжна Евдокия Вяземская решила тайно покинуть дворец и взять на себя крест подвижничества. Мы не знаем причин этого поступка: слишком ли вольные нравы придворной жизни, интриги или сплетни…

Но в один из летних дней три фрейлины, воспользовавшись пребыванием двора в Царском Селе, оставили свои платья на берегу одного из прудов (пусть считают их утонувшими!), переоделись в одежды крестьянок и отправились странствовать. Евдокия побывала в нескольких монастырях: доила коров на скотном дворе, пекла просфоры.

И только поборов в себе все человеческие слабости, испытав свой характер на прочность, в 1806 году она пришла в Москву к митрополиту Платону испросить благословение на особый подвиг юродства (мнимое безумие при полном здравии ума).

Увидев перед собой одаренную натуру, митрополит благословил княжну и под вымышленным именем “дуры Евфросинии” направил с собственноручным письмом в серпуховской Владычный монастырь к игумении Дионисии.

Подвижница поселилась недалеко от обители, на месте монастырских погребов, в тесной избушке, взяв на себя тяжелейший крест одиночества, насмешек и лишений.

Евфросиния ничего не готовила, не ходила на сестринскую трапезу, брала лишь хлеб да квас с монастырской кухни – этим и питалась.

В избе вместе с Евфросинией жили две кошки и три собаки – Милка, Розка и Барбоска. Любимцем старицы был ворон, с которым она разговаривала как с человеком. Однажды он спас ей жизнь. Дело было так.

В ее келье случился пожар: кто-то из озорников, издеваясь над “дурочкой”, бросил в открытое окно пучок горящей соломы. Евфросиния стала тушить огонь и так обожглась, что слегла на шесть недель.

Ворон не оставил ее: он приносил ей в клюве корочки хлеба, ягоды и воду, выхаживая больную хозяйку, в то время как люди забыли о ней.

Не зря пернатый питомец так заботился о своей хозяйке: он отвечал добром за добро. Вот что рассказывала одна из посетительниц, вместе с подругой ночевавшая в келье у старицы: “От чрезвычайно удушливого воздуха мы не могли уснуть. Вдруг в стекло кто-то постучал.

Матушка подошла к окну, отворила и проговорила: “Что, нагулялся?” В это время в комнату влетел огромный ворон, каких мы никогда не видывали, и закаркал. Матушка принесла горшок каши, рассыпала ее на коленях и стала кормить ворона. А когда он перестал клевать, матушка набрала в рот каши, и он стал хватать ее изо рта, потом вспорхнул и вылетел вон.

В полночь пропел петух, матушка перекрестившись со словами “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” оправила лампаду и уже до рассвета молилась”.

В своей келье Евфросиния практически никогда не убирала, воздух в ней был настолько тяжелым, что однажды навестившая блаженную московская игумения спросила: “Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух”.

На что Евфросиния с улыбкой ответила: “Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе”. Животных своих блаженная очень любила, а звери и птицы отвечали ей такой же привязанностью.

Стоило ей только выйти из своего жилища, как на голову и на плечи садились голуби и стаи галок сопровождали ее всюду.

Неизменной одеждой юродивой была власяница (рубашка толстого сукна серого цвета), а в лютые морозы – мужской тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Волосы были острижены, голову она обматывала тряпицей, а на шее носила медные ожерелье и цепь, на которой висел большой медный крест. Под власяницей – тяжелые вериги (цепи), о которых никто не знал.

Спала блаженная очень мало, лежа на полу вместе с собаками. А на вопросы, зачем она это делает, отвечала: “Я хуже собак”. Ночи ее были посвящены молитвенным бдениям. Строгая по отношению к себе, Евфросиния не могла спокойно смотреть на человеческое горе, на людские страдания и скорби.

Во время жестоких напастей вымаливала она у Господа обильные дожди, щедрые урожаи и исцеления болящим.

Наступил 1812 год. Армия Наполеона подошла к Москве. Однажды французские офицеры увидели странную картину: блаженная собирала какие-то травки, корешки, камешки. Оккупанты стали издеваться над ней, оскорблять и бранить, а в ответ услышали обилчение на чистейшем французском языке.

Смирение и молитвенные труды открыли в Евфросинии дар прозорливости. Однажды по дороге в Серпухов заспорили две помещицы: как лучше обращаться с подчиненными. Сошлись на том, что обращаться нельзя ни строго – будут роптать, ни кротко – избалуешь. Заехали к старице. Блаженная побеседовала с ними о том о сем, а потом вдруг заметила: “Кротко, кротко”.

Рассказы о чудесах Евфросинии разнеслись по всей Центральной России. Но, как часто случается, земная слава повлекла за собой зависть, злобу и сплетни. Наговаривали на нее и монахини Владычного монастыря, и светские власти. Раздраженная на “странную” подвижницу новая игумения Владычного монастыря повелела убить трех ее собак.

Евфросиния расплакалась – “собак убили – и меня убьют” – и переселилась из Серпухова в село Колюпаново. Местная помещица Протопопова полюбила старицу, построила ей новенькую светлую горницу, оштукатурила ее, деревья вокруг насадила. А блаженная поселила в этих хоромах… собак да кошек, индеек и цыплят, сама же облюбовала маленькую, душную каморку.

И все четвероногие и пернатые обитатели небольшой комнатки находились в мире и согласии друг с другом.

Но и в маленьком Колюпанове не оставляли Евфросинию посетители. Шли отовсюду, просили молитвенной помощи, благодарили за исцеления.

Тяготясь людской славой, Евфросиния любила уходить за версту от Колюпанова в уединенное место рядом с Окой. В глубоком овраге с крутыми склонами, поросшими густым лесом, она предавалась тихой молитве.

По дну оврага протекал небольшой ручеек, известный под названием речки Прошенки.

В 40-х годах XIX столетия на склоне оврага подвижница собственными руками выкопала небольшой колодец, и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила им: “Берите воду из моего колодезя – и будете здоровыми”.

В беседах со своим духовником иеромонахом Павлином (Просперовым) старица предсказывала, что в будущем в Колюпанове возникнет иноческая обитель.

Умерла Евфросиния 3 июля 1855 года в возрасте более 100 лет и была похоронена около местного деревянного храма.

В 1929 году большевики уничтожили эту церковь, а в 1996 году на ее месте был построен новый каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Теперь он стал монастырским. В этой церкви, с левой стороны, над могилой Евфросинии, поставлена мраморная рака.

Евфросинию Колюпановскую очень чтила Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэтессы Марины Цветаевой. Находясь в сибирской ссылке, Анастасия Ивановна собственными руками переписала ее житие, нарисовала портрет подвижницы и повесила его на стену.

“Однажды, сильно болея горлом, живя одна в построенной из конюшни избушке, зимой, я мучилась острой болью и решила утром идти три километра – в больницу. Я молилась блаженной – и внезапно ощутила, что боль сразу прошла. И спал жар. Будь это от прорвавшегося нарыва в горле, был бы гной, но горло было чисто, я была здорова.

Это было первое чудо в моей жизни от блаженной Евфросинии”, – рассказывала А. Цветаева.

По окончании ссылки, в 1959 году, Цветаева вместе с пожилой знакомой Татьяной Андрейчевой и ее внучкой Ритой поехала в Тульскую область искать могилку и источник подвижницы.

“Усталые, но радостные, мы сели в Алексине на местный дребезжащий автобус и, сойдя по совету местных жителей у деревни Свинки, пошли пешком искать Колюпаново.

Нас направили сначала к источнику, в широкую и тихую долину, где по звуку текущего из него ручья Рита нашла источник и привела нас к нему. Он истекал из узкого квадратного колодца, дно коего было усыпано медными и серебряными монетами. Над ними воды было с полметра.

(Ни один озорной мальчишка их оттуда не выгреб – рассказы старших о старице Евфросиньи довлели, значит, и им!) Мы попили водички, лившейся струей в ручей. Ручей бежал в густых берегах, перебегал через дорогу, шедшую вдоль берега – и впадал в Оку”.

С тех пор А. И. Цветаева ездила на источник блаженной Евфросинии ежегодно. Однажды она вместе со своим другом поехала не той дорогой и… заблудилась. “Никак не могли найти дорогу, которая вела в долину, где был родник. Внезапно Александр Иванович остановился.

“Знаете что? – сказал он. – Над нами все кружит жаворонок. Потом летит вперед – и снова возвращается. Как будто зовет.

Пойдемте за ним!” И как только мы это сделали – жаворонок полетел вперед и вперед, затем повернул вбок – и мы вслед за летящей птицей вошли в утерянную долину”.

Уже в 1990 году Анастасия Ивановна сокрушалась: “Все предсказания старицы Евфросинии исполнились, кроме одного – что будет тут, в Колюпанове, обитель. С кончины старицы прошло 135 лет, а обители все нет.

Но если 1000 лет перед Богом, как день един, то 135 лет подобны нескольким часам”. Но обетования святых никогда не бывают пустыми.

Спустя пять лет, в 1995 году, близ чудотворного источника началось строительство Казанского монастыря.

А совсем недавно здесь произошло чудо. Родители слепого от рождения Саши привезли его на источник.

В монастыре отслужили молебен о здравии и акафист блаженной Евфросинии, приложились к ее мощам, благословились у настоятельницы и отправились на источник. Мальчик троекратно окунулся в купель.

“Вернулись домой из Колюпанова вечером, я положила ребенка в кроватку, включила свет – и он вздрогнул! – рассказывает Сашина мама. – Я показываю ему игрушку, а он улыбается…”

День памяти блаженной Евфросинии Колюпановской

Евфросиния Колюпановская: житие и день памяти блаженной, в чем помогает и молитвы

Родилась Евфросиния (при крещении Евдокия) в 1758 или 1759 году в семье князей Вяземских. С шести лет Евдокия была определена в только что открытый Екатериной II Смольный институт. Молодую девицу ждала жизнь фрейлины при блистательном дворе императрицы, которая любила с ней беседовать, будучи в сомнениях или печали.

Но великосветская жизнь в Царском селе стала тяготить девушку, и переодевшись в крестьянскую одежду, она тайно покидает двор и странствует, неся различные послушания в нескольких монастырях, ухаживает за монастырским скотом.

По прошествии нескольких лет молитвенного подвига, преодолев множество искушений, блаженная достигла той меры совершенства, когда все помыслы и устремления её души стали обращены ко Христу, а телесная оболочка уже не довлела над нею и стала «ничтоже есть». Московский Митрополит Платон благословляет Евфросинию поселится в Серпуховском Владычнем монастыре. Там она взяла на себя подвиг юродства ради Христа.

Старица смиренно  несла свой крест на протяжении 40 лет. Известно, что она очень любила домашних животных: держала кошек, трёх собак, индеек и кур. Кормила даже ворона, которого совершенно приручила.

Даже твари бессловесные ощущали на себе ту великую любовь ко всякому созданию Божиему, которую источала юродивая, о чём осталось немало свидетельств.

Ходила Евфросиния всегда босая, зимой и летом в одной и той же скудной одежонке, под которой носила тяжёлые вериги, что было для окружающих большой тайной,  а спала на полу вместе с животными. Кушала блаженная мало, зачастую только то, что оставалось после кормления животных.

Старица считала себя ниже всякой твари, недостойной милости Божией. Блаженная не могла оставаться равнодушной при виде горя и страданий людей, ищущих в монастыре утешение и духовную помощь. По её молитвам случались исцеления, исправлялись судьбы человеческие.

В 40-х годах XIX века блаженная Евфросиния подверглась искушениям со стороны завистников и вынуждена была оставить Серпуховскую обитель. После долгих мытарств она перебралась в имение помещицы села Колюпаново, Наталии Протопоповой. Здесь она и окончила свой путь, до самого отшествия ко Господу принимая страждущих и утешая их словами любви.

В июле 1855 года отошла ко Господу блаженная старица Евфросиния. Сразу же по кончине блаженной началось паломничество к её могилке, где просившие получали по своим молитвам утешение и облегчение.

Молитва Святой евфросинии колюпановской

Евфросиния Колюпановская: житие и день памяти блаженной, в чем помогает и молитвы

О мати блаженная Евфросиние! На земли юродивая, на небеси премудрая! Прошедши доблественно свой столетний путь земной, ныне с высоты небес призри на нас грешных в море житейском обуреваемых: от плоти — страстьми и болезнями, от мира — досаждениями и соблазнами, от диавола — многочисленными кознями, и уже близ потопления есть кораблики душ наших, не имуще крепкаго якоря веры, надежду полагающе на свои силы и человеческую помощь, с угасшим светильником любви и благочестия. Не закосни, матушка Евфросиния, помощи нам, не по достоинству нашему, но по милосердию, подобясь всемилостивому Спасу нашему Иисусу Христу. Укрепи нас с вере, надежде и любви, хладных и черствых сердцем согрей своим участием, болезни наши уврачуй, скорби и печали отыми от нас, на скользком пути сем земном подаждь нам руку помощи, да укрепившись телом и душею, с терпением крест свой понесем, с упованием на Бога и твое скорое предстательство, и да сподобимся по смерти вечныя, блаженныя жизни, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Вся красная мира сего призрела еси / (дворец Царский оставив), / юродство Христа ради на ся восприяла еси / блаженная мати Евфросиние. / Сего ради с мудрыми девами / в Небесный Чертог Жениха Христа вошла еси, // моляся о всех нас.

  • Премудростию Божиею наставляема, / юродивою на земле пожила еси, / мудрость века сего в буйство вменив, / венцем нетленным от Христа Бога за сие увенчалася еси, / в лики святых на Небеси водворяяся, / блаженная мати Евфросиние.
  • Скончалась блаженная Евфросиния 3/16 июля 1855 г.
  • День Ангела — 25 сентября/8 октября.

Погребена была в Казанском храме села Колюпанова, близ г. Алексина.

Кладезь ея близ р. Оки, между двух гор, покрытых лесом и зеленью.

Жизнеописание блаженной старицы

Достойной Почтенной Куманек!

Приношу благодарность за все ваши ласки я еще не заслужила как ты великолепно пишешь, и у нас есть сухие, глухие, господин колюпановский Губернатор ваше превосходительство, прошу невзыскать, как скоро Ока мало часть обсохнет так скоро и приедим, а рыбу прикажи солить ты Батюшка хороший хозяин, извини Государь что пишим на сей Бумаге, у нас мало а вы имеете контору. Вы Батюшка, посетили бы нас пустынниц вы еще молоды жить мочите, а мы старушки. У вас и кареты лодки и паромы, а у нас и лодочки нет, заочно целую ручку, если позволишь донеси мое почтение колюпановским хромым, слепым и поцелуй их ручки, а особливо кто выше всех.

А ты на горе живешь Сударыня Наталья. Помолись за нас, а у нас кроме собак ничего нет. — Приеду как только будет Ока поменьше. Целую ваши ручки и всем вам кланеюсь.

Отставная Дупленской Пустыни Эгумения Евфросиния Григорьева.

Письмо подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой.

3 июля 1855 года в селе Колюпанове Алексинского уезда Тульской губернии, в доме помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой скончалась «неизвестная старица, блаженная Евфросиния Григорьевна», как значится в метрической книге Казанской церкви названного села.

Полная трудов и лишении подвижническая жизнь почившей, ее самоотверженная любовь к Богу и ближним, ее богатые духовные дарования, которые она снискала себе у Подателя всяческих благ своей неустанной молитвой, строгим воздержанием и неусыпным бдением: дар прозорливости и исцелении — все это еще при ее жизни укрепило за ней в народной вере имя «святого человека»; с этим именем она перешла по смерти и в народные воспоминания.

Вот уже много лет прошло со дня смерти блаженной, а память о «матушке Евфросинии», как называли и называют ее в округе, жива среди окрестного населения «и до сего дне».

Закон времени и соединенного с ним забвения не коснулся ее.

Мало этого! Чем дальше шло время, тем яснее становился образ почившей, тем глубже входил он в народное сознание, тем шире захватывал он многострадальную, многомятежную народную душу.

Уже со дня блаженной кончины старицы почитатели ее памяти стали ходить к месту ее упокоения; из года в год их становилось все больше и больше.

С пламенной верой в молитвенное предстательство «матушки Евфросинии» пред Богом шли они к ее убогой могилке со своими духовными нуждами, несли сюда свое горе, просили здесь ее благословления на предстоящие важные перемены в своей жизни, занятиях, наконец, спешили сюда со своими телесными недугами.

И блаженная старица, всегда при жизни охотно помогавшая людскому горю, ясно показывала, что и по отшествии своем в мир горний, мир блаженства и радости, она не порывала молитвенной связи с обитателями здешнего, земного мира — мира печали и слез. Многие осязательно чувствовали на себе веяние изливавшейся на них по молитвам старицы благодатной силы Божией, облегчавшей их душу, умиротворявшей их сердце, ослаблявшей или совершенно исцелявшей по мере веры каждого телесные их недуги.

Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II. Случаи благодатного действия силы Божией, изливающейся на верующих по молитвам блаженной старицы Евфросинии. Краткий исторический очерк прихода и церкви села Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии.

Рассказ об истории Свято-Казанского храма, о схиархимандрите Христофоре, об исполнении пророчества блаженной Евфросинии и о её благодатной помощи в создании Свято-Казанского женского монастыря. Строительство храма в селе Колюпаново. О блаженной старице Евфросинии, княжне Вяземской Евдокии Григорьевне (1735-1855). Акафист блаженной старице Евфросинии Колюпановской, Христа ради юродивой.

Молитва блаженной старице Евфросинии Колюпановской.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector