Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти
Праведный Авраам

Авраам (евр. 'abraham — отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. ̓Αβραάμ первоначально Аврам, евр. 'abram— великий отец), библейский патриарх, родоначальник евреев и через сыновей от Агари и Хеттуры различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение, универсально понимаемое в Новом Завете, делает его «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11; Гал. 3, 6).

Память 9 октября и в Неделю праотец

Родился в Уре Халдейском (нижняя Месопотамия), сын Фарры (Быт 11, 26), родословие его восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), при рождении назван Аврамом. С него начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени, который противопоставляется прежнему ходу домостроительства Божия (ср. Быт 11, 4 и Быт 12, 2).

Согласно данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением Аврама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; Быт. 25:26; Быт 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках Аврама в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными историческими личностями.

Археологические находки (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают некоторый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религиозные представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни Авраама в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой половины II тысячел. до Р.Х.

; Авраам жил прим. с 2000 до 1800 г. до н.э.

У Аврама были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след.). Жена Аврама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него не было детей (Быт 11:29 и след.), была его сводной сестрой (Быт 20:12).

Призвание Божие и переселение в Ханаан

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти
Путешествие Авраама

Еще живя в доме своего отца, Аврам получил призвание Божие оставить свою землю, родных и дом отца своего, и идти в страну, которую Господь обещал указать ему (Быт 12:1, Деян 7:2-4, Евр 11:8). Это Божие повеление сопровождалось обещанием, что ею потомство сделается великим народом, и что в нем благословятся все племена земные (Быт 12:3).

Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он отправился в землю Ханаан (Быт 11, 31). На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Здесь умер Фарра (Быт 11, 32), который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24, 2).

По смерти отца (Деян 7:4) 75-летний Аврам был призван Господом идти дальше. Призывая Аврама, Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем — «все племена земные» (Быт 12:3).

Вероятно, Аврам следовал из Харрана через Дамаск (примечатательно, что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном.

За исключением Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура.

В Ханаане Аврам дошел до Сихема, одного из древнейших городов Палестины (Быт 12:6). Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Авраму эту землю (Быт 12, 7).

Аврам находился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана.

Он отправляется в местность, расположенную между Вефилем и Гай, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет.

В местах явления Господа Аврам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями — в Сихеме (Быт 12, 7, в Вефиле Быт 12, 8 и позднее — в дубраве Мамре близ Хеврона) Быт 13, 8.

Переход в Египет и возвращение в Ханаан

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти
Авраам и Лот

В Египте он выдал Сару за свою сестру, чтобы египтяне, увидев красоту Сары, не убили его. Целомудрие Сары было сохранено Богом, поразившим фараона и дом его; Аврам же с семейством вернулся в Ханаан, получив большие дары от фараона (Быт 12, 10-20).

Между пастухами Аврама и Лота, имевшими большие стада, возникли споры, которые привели к разделу их территорий: Лот избрал себе землю в нижнем течении Иордана, Аврам же оставил за собой землю Ханаанскую.

После этого Господь повторил обетование отдать Авраму и его потомству навсегда всю землю Ханаанскую и умножить потомство Аврама как «песок земной» (Быт 13, 14-17). Аврам расположился на жительство у дубравы Мамре в Хевроне (Быт.

13:18) и заключил союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13).

Во главе вооруженного отряда Аврам нанес поражение эламскому царю и его союзникам, напавшим на царей долины Сиддим и захватившим его племянника Лота (Быт 14, 13-16).

В этом рассказе об Авраме впервые в Ветхом Завете появляется слово «еврей» (Быт 14, 30).

По возвращении с войны произошла встреча Аврама и Мелхиседека, царя Салимского, священника Бога Всевышнего, который вынес Авраму хлеб и вино и благословил его, Аврам же, в свою очередь, выделил Мелхиседеку десятину от добычи (Быт 14, 17-24).

Обетование о наследние и заключение завета

Бездетному, состарившемуся Авраму, готовому уже назначить наследником своего управляющего Елиезера, Бог дает обетование о наследнике и умножении потомства, которое будет столь же многочисленно, как звезды на небе (Быт 15, 5). Аврам поверил в это обетование, и Господь вменил это ему в праведность.

Господь заключил с Аврамом завет, который сопровождался жертвоприношением, предсказал ему судьбы его потомков, вплоть до их возвращения в Ханаан из египетского рабства, и определил границы будущего израильского государства — «от реки Египетской до великой реки Евфрата…» (Быт 15, 7-21).

Рождение Измаила

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти
Авраама в Ханаане

Аврам пытается собственными усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету престарелой Сары, производит на свет сына от ее служанки египтянки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельств. тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2); таким образом, когда Авраму было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16:15 и след.).

Повторение завета, изменение имени, установление обрезания и обещание рождения сына от Сарры

Через 13 лет Господь вновь явился Авраму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17, 1). Он заключил с Аврамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Аврама и его потомкам, рожденным от Сары (Быт 17, 8).

Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (т. е. отец множества народов — Быт 17, 5) и Сарра.

Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола (ст.

9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который однако также получил благословение (ст. 16-21).

Явление трех странников. Переселение в Герар

Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт 18), которых Авраам и Сарра гостеприимно встретили. Господь вновь обещает Аврааму, что Сарра родит сына. От Авраама путники отправились покарать нечестивые города Содом и Гоморру. Авраам же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в котором найдутся хотя бы 10 праведников (Быт 18, 22-33).

Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества Авраама Лот был спасен (Быт 19). Авраам уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом. Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость.

Обманутый Авимелех взял Сарру от мужа, но, получив во сне откровение, устрашился, отпустил ее с богатыми дарами и позволил Аврааму жить на своей земле, где тот пожелает (Быт 20). По молитве Авраама, Бог исцелил Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать (Быт 20:17-18).

Впоследствии в Вирсавии («колодец клятвы») Авраам и Авимелех заключили союз (Быт 21:22-32). Авраам еще долгое время оставался в этих местах (Быт 21:33-34).

Рождение Исаака

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти
Авраам приносит в жертву Исаака, Е. Рейтен, 1849 г.

Во исполнение обетования о сыне у девяностолетней Сарры Сарры и столетнего Авраама родился Исаак (Быт 21, 5). По просьбе Сарры и по Божию повелению Авраам изгнал Исмаила и Агарь (Быт 21, 9-21).

Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: «Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения» (Быт 22, 2).

Авраам повиновался, в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19), но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен.

В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт 22, 15-18). После этого Авраам вернулся в Вирсавию и жил там (Быт 22:19).

Смерть Сарры. Женитьба Исаака

Сарра умерла в возрасте 127 лет в Хевроне (Быт. 23:1-2). Авраам купил у Ефрона хеттеянина поле Ефроново и пещеру Махпелу и похоронил ее там. Описание этого события напоминает по форме купчую, аналогичную хеттским.

Читайте также:  Иаков брат господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитв

Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой. Этот участок был единственной земельной собственностью, приобретенной Авраамом. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, полученной во владение праотцем израильтян.

После смерти Сарры, когда Аврааму было 140 лет, он направил своего раба, вероятно, Елиезера, в Месопотамию с поручением найти среди родственников Авраама жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Слуга нашел в городе Нахора (Быт 24:10), расположенном вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой.

Женитьба на Хеттуре и кончина Авраама

Авраам пережил Сарру на 38 лет. Он женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха (Быт 25, 1-4). Были у Авраама сыновья и от наложниц, он отослал их с подарками на восток (Быт 25:6).

Умер Авраам в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен Исааком и Измаилом в пещере Махпела — месте погребения Сарры (Быт 25, 7-10).

У Авраама было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; Быт 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23, 27).

Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к «князю Божию» (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; Быт 21:22-32).

Учитывая происхождение и богатство Авраама, можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена Авраама.

Не исключено, что письменные свидетельства людей из окружения Авраама могли стать источником для книги Бытия.

Более поздние библейские авторы и межзаветная литература, восстанавливая в евреях веру (Ис 51, 2), напоминает о любви Бога к Аврааму (Авраам — «друг Божий»: 2 Пар 20, 7; ср.

Ис 41, 8 [1]) и клятвенном обетовании Господа, что Он даст потомству Авраама землю (Исх 32, 13; Исх 33, 1; Втор 1, 8; Втор 6, 10; Втор. 7, 2 и др.), об избрании Авраама (Неем. 9, 7-8). Для эллинизированных иудеев Авраам остается примером покорности Господним заповедям (Сир 44, 20; 1 Мак 2, 52; Юб 6.

19; 4 Мак 16, 20 и др.), воплощением эллинистического идеала добродетели (Прем 10, 5; 4 Мак 16, 20; Philo. De Abrahamo. 52-54).

Значение Авраама в свете Нового Завета

В Новом Завете Авраама вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета.

Писатели Нового Завета признают значение Авраама в истории спасения Израиля (Мф 8, 11; Мк 12, 26; Лк 16, 22-24; Лк 19, 9 ]]; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с Авраамом (Лк 1, 55, 73) и то,что Израиль есть семя Авраама (Лк 13, 16; Лк 16, 24; Лк. 19, 9 и др.), но эта причастность к детям Авраама отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8, 33; Мф 3, 9; Лк 3, 8), ибо Господь Иисус больше Авраама (Ин 8, 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком Авраама по плоти («семя Авраама», Ин 8, 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела Авраама, суть подлинные дети Авраама.

Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3, 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама (Мф 1, 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама (Мф 1, 1), на котором сбылись пророчества Ветхого Завета.

Евангелист Лука упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3, 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3, 13; Деян. 7, 32; Деян. 13, 26; ср. Деян. 7, 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9, 7; Рим.

11, 1; 2 Кор 11, 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9, 7-9; Гал 4, 22-31), т. е. за теми, кто принял веру.

Именно вера Авраама имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. Авраам — прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап.

Павел подчеркивает именно обетование Аврааму и его веру: еще необрезанный Авраам оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4, 13-15).

Согласно Гал 3, благословение Авраама народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3, 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя Авраама и наследники обетования (Гал 3, 29).

Авраам в Библии

В те времена, когда жил Авраам на свете было очень много язычников. Авраам был потомком Сима и жил в стране Халдейской, вблизи Вавилона. Он оставался верен Богу, несмотря на то, что язычников вокруг было больше.

Авраам жил праведной жизнью и не страдал от бедности, он слыл обеспеченным человеком и лишь одно омрачало его сердце — у Авраама не было детей.

Бездетность в те времена слыла наказанием от Господа, Авррам был печален, годы шли, надежды на потомство таяли.

Но Господь знал, что лучше для Авраама и, когда он и его супруга были уже в почтенных летах, Авррам услышал Бога: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт. 12, 1-2).

Уйти от земли, на которой годами из поколения в поколение жил весь род Авраама! Решиться на такое было нелегко, но Авраам верил Господу и сделал все точно, как Он сказал. Авраам отправился в путь со своей женой Саррой и племянником Лотом.

Вместе с ними пошли все слуги и служанки, верблюды, козы, овцы и крупный рогатый скот. Верблюды несли воду, мешки с пряностями и мукой, сундуки с богатством Авраама. Путь был трудным и долгим.

На Ханаанской земле путники разбили шатер и устроили привал.

Авраам скрылся в тени могучего дуба, чтобы перевести дух, когда снова услышал глас Бога: «Потомству твоему отдам Я землю сию». Авраам поспешил воздвигнуть жертвенник, чтобы воздать Господу благодарение.

Авраам — отец народов

Но на Ханаанской земле все было не так уж благополучно: стоял страшный голод. Тяжелые времена Аврааму пришлось переживать в Египте. Жена Авраама Сарра была очень красивой женщиной, и он боялся за нее. Авраам знал, что египетский фараон может приказать убить его, чтобы забрать Сарру себе. Сарре пришлось притвориться сестрой своего мужа, чтобы они оставались в безопасности.

Случилось то, чего и боялся Авраам: пораженный красотой Сарры, фараон захотел взять ее в жены. Господь разгневался на фараона, его и его дом постигли тяжкие кары. Тогда фараон призвал к себе Авраама, чтобы спросить — почему тот не представил Сарру женой? Возмущенный фараон велел Аврааму, Сарре и Лоту со всеми слугами покинуть Египет.

Странствия Авраама

Так Авраам вернулся туда, где когда-то услышал великие слова: «Потомству твоему отдам Я землю сию». Здесь ему пришлось проститься с Лотом. Племянник Авраама Лот к тому времени тоже стал обеспеченным человеком, владел богатствами и скотом, пастбищ для скота и Авраама и Лота не хватало, им пришлось разделиться. Пастухи Авраама и Лота спорили — кто первым должен идти к водопою.

Чтобы не сеять раздор с Лотом, Авраам сказал ему: «да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево».

Лот ушел в долину реки Иордан, где мог пасти свой скот, Авраам же остался жить в земле Ханааской. Вскоре Ханааскую землю постигла война, поражение в которой потерпели правители Соддома и Гоморры. Победители угнали в рабство побежденный народ.

Среди рабов оказался и Лот. Авраам мог никогда не узнать, где искать племянника, если бы один из слуг не смог сообщить ему, что Лот оказался в рабстве. Авраам бросился на защиту Лота и отбил его у противников вместе со слугами и имуществом.

На обратном пути Авраам, Лот и слуги оказались недалеко от города Салим. Путников принял царь Мелхиседек. Благословив путников, Мелхиседек сказал Аврааму, чтобы тот не боялся врагов, потому что Господь всегда будет пребывать с ним.

Когда Авраам и его слуги со стадами кочевали по горным долинам, Авраам продолжат печалиться о том, что у него нет детей. И тут он вновь услышал голос Самого Господа, который сказал Аврааму: «посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.» (Быт.15:5)

Читайте также:  Даниил пророк: биография святого и в чем помогает икона, тексты молитв

Авраам удивился — разве может такое случиться, если в его почтенном возрасте у него все еще нет детей?

Текстология Ветхого Завета

Дети Авраама

Сарра считала, что уже не сможет выносить и родить потомство, поэтому предложила Аврааму взять в жены ее служанку, египтянку Агарь. Авраам согласился и Агарь родила мальчика, которого назвали Измаилом.

Агарь возгордилась тем, что смогла родить Аврааму сына, Сарра была опечалена и попросила Авраама отослать Агарь и Измаила. Авраам дал Агарь хлеб и воду и отпустил их. Мать и сын долго бродили по пустыни, у них закончилась вода.

Понимая, что в пустыне их ждет неминуемая гибель, Агарь отошла от Измаила и заплакала «не хочу видеть гибели моего сына».

Тогда Агарь вдруг услышала голос Ангела, который велел ей не бояться и идти, потому что оба они выживут, а у Измаила будет множество потомков. Агарь увидела колодец, напоила сына, и они пошли дальше. Измаил действительно выжил, вырос и женился на девушке из Египта.

Авраам же однажды встретил трех усталых путников, он приказал принести им воды и омыть ноги, накормив гостей, Авраам встал и услышал, что путники спрашивают:

— Где Сарра, жена твоя?

Авраам ответил, что Сарра в шатре неподалеку. Один из путников пообещал, что еще встретит Сарру и Авраама через год, но к тому времени у Сарры уже родится сын.

Аврааму было 99 лет, а Сарре 89, Сарра рассмеялась и сказала, что им пора иметь внуков, а не детей, но путник ответил «есть ли что-то трудное для Господа?». В усталых путниках Авраам и Сарра поначалу не узнали Святую Троицу…

Через год у Авраама действительно родился сын, которого назвали Исааком, что в переводе означало «Бог смеется». Господь радовался рождению сына у Авраама. Исаак был любимым ребенком, он пас стада и играл у шатра с другими детьми. Авраам и Сарра были счастливы, но однажды наступил день сурового испытания…

Жертвоприношение Исаака Авраамом

В один день Господь позвал Авраама и велел: «возьми сына твоего, которого ты так любишь, Исаака и пойди в землю Мория. Там принеси его в жертву на одной из гор».

Авраам был безутешен, он не хотел терять любимого сына, но выполнил то, что Господь приказал ему — они с Исааком собрались в путь. Авраам и Исаак шли три дня, на третий день Авраам увидел гору, которую указал ему Господь.

— Премудрость в Ветхом Завете

Иссак знал, что они с отцом идут на гору для жертвоприношения, но не знал, кто станет жертвой. Он уточнил у Авраама, где же агнец? «Бог найдет себе агнца для всесожжения», — ответил Авраам.

На вершине горы он соорудил жертвенник для сына. Связав Исаака, Авраам занес над ним руку с ножом, когда его остановил ангел Господень: «не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

За верность Господу Авраам действительно стал отцом великого народа.

Библия об Аврааме

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. — Быт.12:1,2

Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. — Быт.12:4,5

И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет… — Быт.13:14-16

…и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего. — Быт.14:18-20

И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. — Быт.17:23,24

От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд… — Быт.18:18,19

Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. — Быт.21:2-5

И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. — Быт.22:1,2

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. — Быт.22:11,12

Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. — Быт.24:1

Иконография

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти
Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти

Биография Авраама описана в Книге Бытия. Он родился в Месопотамии, халдейском городе Ур приблизительно за 2000 лет до Р. Х. и носил имя Аврам. Будучи в юном возрасте, он пришел к мысли о едином Боге и пытался убедить членов своей семьи отказаться от идолов.

Его отец, вместе с сыном, невесткой, внуком, направился в землю ханаанскую, но умер по дороге, в городе Харран. Жена Аврама, Сара, была его единокровной сестрой и не имела детей.

Когда Авраму было 75 лет, Бог повелел ему уйти с женой и слугами в Ханаан, пообещав сделать Аврама родоначальником великого народа, прославить и благословить самого Пророка, а через него – и весь род людской.

В Ханаане был голод, и Аврам направился в Египет. Сара была красивой женщиной. Опасаясь, что его будут преследовать из-за жены, Аврам стал называть ее своей сестрой.

Сара попала в гарем к фараону, но Бог наказал за это фараона и его семью, после чего Сара была отпущена назад к мужу.

https://www.youtube.com/watch?v=eZuPejnghRk

Аврам с Сарой направились в землю ханаанскую, а Лот – в город Содом. Придя в Ханаан, он стал сокрушаться, что стар и не имеет наследника. Бог снова подтвердил, что даст ему сына, а его потомки будут владеть землей ханаанской.

Вскоре пришло известие, что на Содом напали чужеземные войска, захватили жителей города, в том числе Лота, в плен. Аврам вооружил своих рабов, отправился в погоню и отбил пленников и захваченное имущество.

В награду он не пожелал взять ничего.

Бог снова подтвердил Авраму, что от его корня произойдет множество людей, которые будет проживать от Египта до Евфрата. Для исполнения обещания Авраму было велено принести в жертву по единице скота трехлетнего возраста (корову, козу и барана), а также голубя и горлинку. Но Сара оставалась бесплодной и отдала мужу в наложницы свою рабыню Агарь.

  В чем помогает святая Ксения Петербургская?

Агарь забеременела от Аврама и стала высокомерной по отношению к Саре. Сара пожаловалась мужу, и он не стал заступаться за наложницу. Агарь бежала в пустыню из страха наказания от госпожи. В пустыне ей встретился ангел, передавший повеление Бога вернуться назад, а родившегося младенца назвать Исмаилом.

Прошло 13 лет. Авраму исполнилось 99, а Саре 90 лет. Бог явился к Авраму и повторил свои слова еще раз, но поставил условие: сделать обрезание всем особам мужского пола, включая 8-дневных младенцев. Аврам был наречен Авраамом, а Сара – Саррой. Вскоре Авраам, сидя у шатра, увидел 3 путников, в образе которых к нему явился Бог. Он обмыл им ноги, угостил лучшей едой.

Бог сказал, что явится через год, когда Сарра родит сына, которого следует назвать Исааком. Бог поручил Аврааму удостовериться в греховности жителей Содома и Гоморры и предрек им уничтожение. Авраам вступился за грешников, чтобы их помиловали, если среди горожан 10 человек останутся праведниками. Содом и Гоморра были разрушены.

Читайте также:  Акафист за единоумершего: полный текст с ударениями на русском, когда нужно читать

Сарра родила сына, нареченного Исааком. Исмаил, который был старше на 14 лет, насмехался над ребенком. Агарь, вместе с сыном, с согласия Бога, была изгнана из дома.

По прошествии нескольких лет Бог решил испытать веру Авраама и приказал принести Исаака в жертву.

Праведник, не задумываясь и не ропща, приготовился исполнить повеление Господа, но в последний миг был остановлен ангелом, посланцем Бога.

Сарра умерла, когда ей исполнилось 127 лет. Местом ее успокоения стала пещера рядом с Хевроном. После ее смерти у Авраама родились 6 сыновей от наложницы. Исаак стал прародителем евреев, остальные сыновья – родоначальниками арабских племен. Скончался Авраам в возрасте 175 лет и был похоронен рядом с Саррой.

Библейская история Авраама

В Священном Писании о жизни пророка Авраама повествуют несколько глав книги Бытия. Авраам жил около 4 тысяч лет назад. Он родился в городе Ур, (Месопотамия, территория современного Ирака) и происходил из племени Евера – правнука Сима. Последний, в свою очередь, являлся старшим сыном Ноя. Жена Авраама, Сарра, приходилась ему сводной сестрой. Изначально супругов звали Аврам и Сара.

Семейство Аврама долгое время жило в обществе идолопоклонников. Стремясь к вере в Единого Бога, будущий пророк с семьёй покинул родные земли. Тогда же ему впервые явился Господь, сказав, что избрал Аврама для исполнения Своей воли.

Всевышний повелел праведнику идти в Ханаанские земли, где он станет основателем богоизбранного народа. Позднее Бог неоднократно являлся Авраму, напоминая о его предназначении и предрекая рождение сына.

Благочестивый Аврам во всём повиновался Творцу.

Профессор А. Лопухин отмечает:

«Видя распространение лжеучения, в виде многобожия, Бог соблаговолил сохранить залог откровения и истинной веры по крайней мере у одного народа… Творец избрал в качестве родоначальника этого народа праведника, который был предан истинной вере… Но для того, чтобы избавить его от пагубных влияний соплеменников, Бог порешил удалить Авраама из его отечества» («Православная Богословская энциклопедия»).

Значение

Авраам явился предвестником зарождения и распространения христианства. Он – глашатай монотеизма, за что был благословен Богом. Его потомки стали родоначальниками всех народов по обещанию Господа. Праведник был примером для других людей своей верой. Имя пророка использовалось для подтверждения христианских догматов и распространения вероучения.

В христианском богословии

Патриарх Авраам – праведник, послушный воле Бога. О значении образа ветхозаветного пророка писали христианские богословы: Иоанн Златоуст (проповедник единобожия и верный слуга Господа), Августин Блаженный (праотец всех народов по обещанию Господа).

В других трудах отцов церкви события, описанные в Ветхом Завете, рассматриваются в контексте доказательства существования Бога, например:

  Христос — Спаситель мира

  • хлеб и вино, поднесенные Аврааму, – как прообраз евхаристии;
  • голос, остановивший жертвоприношение Исаака, – как доказательство существования Святого Духа;
  • готовность принести в жертву Исаака – как предвестник Голгофы и крестного пути Иисуса.

В Евангелии упоминается, что в споре с фарисеями Иисус признал их физическими, но не духовными наследниками праведника.

В свете Нового Завета

Авраам и Моисей – ветхозаветные пророки, на которых чаще всего ссылаются в Новом Завете. Иисус является потомком Авраама. В качестве доказательства его двуединой сущности (Бога в человеческом обличье) в Новом Завете приводятся слова Иисуса: «Прежде чем был Авраам, Я есть» (Ин.8.58).

В Евангелии от Луки передаются слова Иисуса, вошедшего в дом мытаря Закхея, о том, что раскаявшийся грешник будет спасен, потому, как и он – сын Авраама. Иоанн Креститель и апостол Павел убеждают новообращенных христиан покаяться в грехах, чтобы избежать гнева Божия. Быть потомком Авраама не означает получение всепрощения от Господа.

Бог Авраама

Сейчас под верой в Бога люди часто понимают веру в существование Бога или даже еще неопределеннее: веру в то, что «там что-то есть».

Во времена Авраама люди не сомневались в существовании «чего-то там»; сама вера в сверхъестественное была обычной для всех времен и народов. Настолько секуляризованные культуры, как нынешняя Россия или Китай, — скорее исключение.

Язычники верили в богов и, как ни странно, многие из них верили в существование Бога — Творца и Хранителя мироздания.

Язычник — и древний, и современный — вполне может признавать, что Творец существует; но существует где-то за кадром, с ним нет связи, нет никаких отношений. Язычник верит в существование грозных, таинственных и могущественных существ, которым он поклоняется и покровительства которых ищет.

Эти существа, боги языческого мира, представлялись могущественными — но не всемогущими; они напоминали правящий класс человеческого общества: со своими страстями и пороками, со своей подковерной борьбой и междоусобицами.

Часто между богами и людьми предполагалась определенная взаимная зависимость: люди нуждались в благоволении богов, а боги — в жертвоприношениях, совершаемых людьми.

Боги могли буквально оголодать, если им перестанут приносить жертвы, как в комедии Аристофана «Птицы», где боги попали в очень сложное положение из-за того, что птицы стали перехватывать дым от жертвоприношений.

Отношения язычников с богами — это отношения с сильными союзниками, и отношения довольно прагматические. Урожай в этой долине или удача в бою в этих горах зависят от местных божеств — что же, почтим и их.

Эти боги чаще всего были вне морали — не то чтобы особенно злыми, а просто интересовались не нравственностью, а жертвоприношениями.

И такого рода язычество не умерло и в наши дни: как дикари, которые мажут идолов жертвенной кровью, некоторые наши современники подходят к православным обрядам с чисто языческих позиций — даже бандиты перед разборкой заказывают молебен, а домушники берут с собой на дело икону.

Вера в языческих богов не требует пересмотра своей жизни, не требует покаяния — им надо только уделять некоторую долю почитания и приношений.

Но Авраму открывается совсем другой Бог: Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт 17:1).

С этим Богом нельзя установить отношения «ты мне — я тебе»; Его благоволение нельзя купить за принесенного в жертву барана или за заказанный молебен. Этот Бог требует, чтобы мы полностью предали Ему свою жизнь, ходили (то есть жили — С. Х.) перед Ним и были непорочны.

Библейская критика

Священная книга иудеев – Танах (Ветхий Завет), существует в неизменном виде около 3000 лет. Столько же времени существует критика первой части Библии. В отношении Авраама – это скептическое отношение к словам Господа, пообещавшем:

  • произвести от него великий народ;
  • возвеличить его имя;
  • через него благословить другие народы.

Потомки праведника стали прародителями евреев, арабов и других народов, которые сохранили имя своего предка на протяжении тысячелетий. Ни один человек в земной истории не имеет такой известности. Евреи – великий народ потому, что они были отмечены Богом, и об этом знает весь мир.

Авраам в ожидании исполнения этих обещаний роптал и взывал к Господу. Бог снова и снова повторял ему, что у него будет наследник, а его потомков будет столько же, сколько звезд на небе. Авраам поверил Богу, за это стал праведником. Вера – вот главное, что имеет значение для Бога. Люди стараются обрести праведность делами, забывая о вере.

Иконография

Изображение Авраама используется в пяти сюжетных линиях иконописи, взятых из библейских историй. На иконах праведник изображается седовласым старцем.

Одно из самых распространенных изображений посвящено Ветхозаветной Троице. На иконе представлены три ангела, символизирующие три ипостаси Бога, и Авраам.

Основа сюжета – явление Господа праведнику в виде трех путников, в которых он узнал Бога.

Другие сюжеты с образом праведника:

  • жертвоприношение сына;
  • как праотца народов;
  • со свитком в руках.

Раннехристианские иконы демонстрируют Авраама до пояса или по грудь. В поздней иконографии имеются образы, на которых изображены два главных ветхозаветных пророка: Моисей и Авраам.

Авраам в иудаизме

В древних еврейских письменных источниках (милдрашах) Авраам – первый из людей, осознавший, что Бог един, и отвергший язычество. Он стал первым проповедником монотеизма и борцом с идолопоклонством. По версии милдраша, местом предполагаемого жертвоприношения Исаака была Храмовая гора в Иерусалиме. Царь Соломон воздвиг храм (откуда пошло название горы) на месте жертвенника сожжения сына.

Авраама считают автором книги «Сефер Йецира», первоисточника кабаллы, религиозного течения в иудаизме.

Авраам в исламской традиции

В исламе Авраам тождественен пророку и проповеднику Аллаха, Ибрахиму. Доказательством служат биографические совпадения, изложенные в Коране и Ветхом Завете. Ибрахим был ханифом. Ханифизм подготовил почву для возникновения и распространения ислама на Аравийском полуострове.

Старший сын Ибрахима, Исмаил, считается родоначальником арабов и предком Мухаммеда. Младший, Исхак, – родоначальник еврейского племени. Могила Ибрахима – одна из самых почитаемых мусульманских святынь, находится в Хевроне (Палестина).

История персонажа

Авраам — библейский персонаж, считающийся отцом множества народов. Первоначально герой библейских мифов носит имя Аврам, но позднее Бог меняет его на Авраам. Также называется родоначальником еврейского народа, первым в Библии называется евреем.

В течение долгих лет — согласно описанию в тексте Ветхого Завета, персонаж прожил 175 лет — неоднократно демонстрировал полную преданность Богу и веру в него. Герой — духовный предок тех, кто придерживается авраамических религий.

Образ получил популярность не только в мифологии, но и в искусстве.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector