Архимандрит Макарий Алтайский: житие и канонизация святого, молитвы

Кременец, в декабре 1959 года новый вызов… На этот раз не в военкомат. В кабинетах местного НКВД торг уже шел по-крупному: «Что хочешь для тебя сделаем! Хочешь — наместником,
хочешь — епархию выбирай — в считанные дни епископом будешь! Но… нам бы помощник нужен: кто чего говорит против власти Советской; кто чем, может, тайным занимается…»

«Ничего мне не надо, и от Вас я ничего не хочу. Монахом быть хочу, простецом, и послужить хочу родной обители до конца своей земной жизни. А братию предавать… — я не для того сюда пришел!»

Наша статья — об отце Макарии Болотове.

Архимандрит Макарий Алтайский: житие и канонизация святого, молитвыАрхимандрит Макарий Болотов

Мальчик Виталий с первых лет жизни имел свое предназначение

Архимандрит Макарий (в миру Виталий Николаевич Болотов) — человек уникальных духовных дарований, трудной, но замечательной жизни. Родился Виталий Болотов 21 сентября 1932 года в станице Успенская Краснодарского края. Он принадлежал к древнему роду князей Болотовых.

О родителях Виталия Николаевича Болотова известно следующее. Отец, Николай Георгиевич Болотов, участвовал в советско-финской войне, где и погиб.  Мать, Вера Ивановна Болотова, часто болела, много времени провела в больнице. За старшего в семье был Виталик.

Свой монашеский путь Виталий Болотов начал осенью 1941 года, в возрасте 9 лет. Духовной наставницей у него была матушка Евгения. В 1946 году Виталий был пострижен в иноки с именем Вифоний отцом Антонием, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

В 14 лет, в 1946 году, дал монашеские обеты и был пострижен в низший чин монашества — рясофор.

Будущий архимандрит получил образование фельдшера, а после — духовное

В 1950 году Виталий закончил фельдшерские курсы и, далее, должен был быть призван в армию. Но этого не произошло.  Работник военкомата отправил его домой по ему одному известной причине.

С 1955 по 1959 год Виталий Болотов учился в Ставропольской Духовной семинарии. После этого он в священном сане иеродиакона исполнял обязанности регента хора в Почаевской Лавре. Здесь, в 1959 году инок Вифоний был пострижен в мантию и принял имя Власий.

Отца Макария мучили за его веру и оставили на ночь в баке ледяной воды с завязанными руками

В те годы православное духовенство постоянно подвергалось нападкам со стороны властей. Не минула эта доля и нашего героя. В 1959 году его вызывали в г. Кременец в органы безопасности. Здесь ему обещали любые духовные должности в обмен на то, чтобы постоянно докладывал о своих духовных братьях. Но Виталий отказался.

После отказа Виталия Болотова от сотрудничества с органами МГБ, его пытали. Оставили на ночь в баке воды с привязанными руками. К утру он совсем замерз, но по милости Божией остался жив, хотя вода в тот период застывала в лед.

Из бака отца Макария пришлось буквально вырубать топором.

Старцы Почаевской Лавры были вынуждены отправить отца Власия в другую духовную обитель, чтобы избежать новых преследований со стороны властей. В Глинской Пустыни отец Власий пробыл совсем недолго.

После того, как разгромили Глинскую Пустынь, отец Власий едет в Воронежскую епархию к великому подвижнику игумену Серафиму.  Здесь Серафим уже умирал. Отец Макарий (Власий) посвятил умирающего Серафима в великую схиму с именем Митрофан. Перед смертью отец Митрофан передал отцу Власию Своих духовных чад.

Отец Макарий был в духовной близости с теми старцами, корни которых исходили из Оптиной Пустыни.

Отец Макарий принял схиму и жил в ней тайно

В начале 1963 года отец Власий был рукоположен в иеромонахи и служил в приходском храме города Задонска Воронежско — Липецкой иепархии. За прошедшие годы здоровье отца Власия было основательно подорвано. Сказались пытки в украинском КГБ, выломанная правая рука, ноги, которые прибивали гвоздями и сотрясение головного мозга.

Отец Макарий принял великую схиму. Когда это произошло доподлинно неизвестно. Много фактов в его биографии произошло, а когда точно, установить не удалось. В великой схиме отец Макарий прожил около сорока лет. Значительную часть этих сорока лет он прожил тайно, состоя в великой схиме. Первые фотографии отца Макария в великой схиме можно отнести к середине шестидесятых годов.

В приходском храме села Бурдино Тербунского района Липецкой области у отца Власия возникла община с монастырским укладом. Она не была официально зарегистрирована как монастырь. В те годы такая практика была нередкой.

Архимандрит Макарий Алтайский: житие и канонизация святого, молитвыОтец Макарий в великой схиме

Эту общину незадолго до своей кончины посетил Владыка Воронежский и Липецкий Платон. Следующие слова он сказал тогда отцу Макарию: «Мое архипастырское сердце чувствует здесь дух настоящей христианской общины». Очень понравился тогда отцу Платону дух этой общины и устройство.

Четыре года спустя община была разогнана властями, а отцу Макарию было запрещено проводить священнослужение. В эти годы уже руководил паствой другой архиерей.

Отец Макарий уезжает в Тбилиси к схимитрополиту Серафиму. Некоторое время спустя отец Макарий получает разрешение проводить богослужения. За образцовое отношение к церковной службе отец Макарий мог быть назначен архиереем, по предложению Патриарха Пимена, но отец Макарий отказался.

В 80-е годы 20 века отец Макарий проводил богослужения в  городе Винница.

Здесь он нес послушания духовника Винницкой епархии в течение 6 лет. Очень часто Макарий ездил ночным поездом на утренние богослужения в Покровский монастырь Киева, а днем опять уже был в Виннице. Такова велика была сила Божия, которая призывала отца Макария молиться именно в Покровском монастыре.

Летом 1986 года батюшка Макарий вынужден был уехать из Украины. Известные события в Чернобыле и плохое состояние здоровья способствовали этому. Однако до конца своих дней архимандрит Макарий сохранил самые добрые и теплые воспоминания о дивных местах Украины, где по милости Господней ему пришлось нести святое монашеское послушание.

Фильм о схиархимандрите Макарии (Болотове) «Пока горит свеча».

Отец Макарий отказался быть архиереем, потому что скромно думал о себе

После лечения путь архимандрита Макария прошел через Оптину Пустынь. На вопросы о том, куда он едет, отец Макарий отвечал:

«Пришло время являть миру мощи старцев Оптинских».

Но тогда в возрождение Оптиной Пустыни никто не верил. Батюшка от своих духовных отцов знал схему захоронения Оптинских Старцев. Ему необходимо было все это воплотить в жизнь.

Недалеко от Оптиной Пустыни был куплен старенький полуразвалившийся домик, за бесценок. Но домик был памятный. Много лет назад в нем жил Настоятель Преображенской церкви села Нижние Прыски. Оптинские старцы по пути в Шамордино любили останавливаться здесь. Здесь отец Макарий и поселился. К нему в гости стали приходить монахини и, начались молитвенные богослужения.

Сама Оптинская Пустынь, на то время, представляла из себя неприглядную картину. На ее территории размещалось тогда ремесленное училище.  Здесь, в зданиях монастыря, разместились ангары для техники, кинозал, мастерские. В бывшей трапезной разместилась столовая для учащихся. Отец Макарий и еще 2 иеромонаха принялись ходить и служить время от времени богослужения в пустовавшем домике.

Архимандрит Макарий Алтайский: житие и канонизация святого, молитвыОптинская Пустынь в наши дни

17 ноября 1987 г. Указом правительства Оптина Пустынь была передана Православной Церкви. Здесь мы видим, что архимандрит Макарий был на виду у Бога, а не у людей, т.е. совершал богоугодные дела не на показ.

Позже, когда ему самому предлагали архиерейство, отец Макарий отвечал:

«Куда мне! Я уж лучше буду маленькой фиалкой, чем большим лопухом».

Через год, 17 октября 1988 года Святейший Патриарх Пимен благословил представить Православному миру мощи преподобного Амвросия Оптинского. В 1998 году были представлены мощи и других Оптинских старцев. Здесь не обошлось без некоторых споров о принадлежности мощей святых отцов.

За неприятные факты обличений отец Макарий стал  в возрождающейся Оптиной Пустыни неугоден. В конце 1989 года он вынужден был покинуть Оптину Пустынь.

Архимандрит Макарий Алтайский: житие и канонизация святого, молитвыОтец Макарий после этого поселился в селе Нижние Прыски. Многие паломники и духовные чада, пребывая у отца Макария, по настоянию его, обязательно посещали Оптинскую Пустынь, где могли приложиться к мощам святых  старцев

Макарий предвидел свою кончину и умер в 2001 году

Отец Макарий прожил трудную, но красивую, полную подвигов жизнь. На его долю выпало иметь прибитые гвоздями ноги, потерянные зубы после ударов рукояткой пистолета, выкрученные на допросах руки, ломанные сапогами ребра, несколько инсультов. Все это не могло не сказаться на состоянии его здоровья.

Еще за год он предвидел свою кончину. За год до кончины отец Макарий говорил своим духовным чадам:

Читайте также:  Можно ли крестить ребенка без крестных родителей: обязательные правила

«В мае я всех вас соберу на молитву, все ко мне в мае приедете».

То есть ему дано было знать время своего ухода из жизни.

Май 2001 года батюшка встречал в больнице. Но он чувствовал свою кончину и хотел вернуться домой. Перед кончиной отца Макария навестил его духовный отец  игумен Варлаам, из Киева.

26 мая 2001 года схиархимандрит Макарий скончался. По завещанию похоронили отца Макария под крестом и без надписи.

«Братия моя, не забывайте меня, но в молитвах святых поминайте всегда!»

Архимандрит Макарий Алтайский: житие и канонизация святого, молитвыСхиархимандрит похоронен на кладбище в Нижних Прысках близ могилы своей матери

Макарий алтайский молитва

Архимандрит Макарий Алтайский: житие и канонизация святого, молитвы

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых
Эта страничка относится к разделу

Преподобный Макарий Алтайский.

Михаил Глухарев родился 8 ноября 1792 года в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии. Преподобный проходил обучение в Вяземском духовном училище, Смоленской семинарии, а затем и Санкт-Петербургской духовной академии, где сделался верным учеником святителя Филарета (Дроздова), тогда ректора академии.

На 27 году жизни Михаил был пострижен в монашество, получив имя Макария. В 1821 г. отец Макарий был возведен в сан игумена, затем архимандрита и получил в управление Костромской Богоявленский монастырь. В конце 1825 г. был уволен на покой в Киевскую Лавру по состоянию здоровья. В 1826 г.

архимандрит Макарий переводится в Глинскую Богородицкую пустынь, что в Курской епархии, с целью обрести духовное руководство настоятеля пустыни игумена Филарета (Данилевского). О.

Макарий, блистательно окончивший Духовную академию, хорошо изучивший языки, бывший ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря, профессор богословия, архимандрит переходит в бедную глухую Глинскую пустынь, под руководство неученого, но опытного в духовной жизни отца Филарета.

Ученый архимандрит с молодости и до последнего времени постоянно был под руководством: сначала у своего благочестивого родного отца — священника, потом, в Санкт — Петербургской духовной академии у отца ректора архимандрита Филарета (Дроздова). В Екатеринославе, в должности инспектора духовной семинарии — под руководством старца Ливерия, «человека святой жизни, ученика знаменитого Паисия Величковского».

Кроме подвигов монашеских, отец Макарий в Глинской пустыни, занимался переводами Священного Писания и святых отцев.

По благословению митрополита Московского Филарета, архимандрит Макарий испросил разрешение Св. Синода быть миссионером на Алтае, обращать в православие живущие там тюркские народы.

О. Макарий отправился на Алтай вместе с помощниками — воспитанниками духовной семинарии Алексеем Волковым и Василием Поповым. С общего согласия у них было образовано братство, один из пунктов которого гласил: «Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи, и сия мера да будет для нас удобной в стремлении к единодушию».

Сначала дикие инородцы не хотели иметь сношений в отцом Макарием, и избегали христианства. Но потом пригляделись, и о. Макарий начал знакомиться с улалинскими телеутами и приобретать членов Христовой Церкви из черновых татар и алтайских калмыков, поселяя их оседло в Майме и других деревнях.

Большая часть их, будучи проникнуты многократно слышимым от него словом истины, приняли св. крещение и предались ему, как дети отцу.

Удивительно, как страдающий телесными недугами отец Макарий переносил длительные переходы и переправы через горные реки, как он переносил лишения страннической жизни, исполняя свой пастырский долг: оглашая, крестя, навещая духовных чад. В это время он начинает думать об обучении грамоте коренных народов.

Ведь иначе они не могли вникнуть в смысл его проповедей, участвовать в богослужениях. Так была начата огромная исследовательская работа по созданию алтайской письменности и словаря (букваря).

Первый период миссионерской деятельности о. Макария был самым трудным, несмотря на это, были достигнуты и некоторые положительные результаты: обращено, хотя и небольшое количество язычников в православие, созданы первые поселения новокрещеных инородцев, открыты первые миссионерские школы.

Отец Макарий понимал, что в первые годы жизни новокрещеные нуждаются во всесторонней помощи и не могут быть предоставлены самим себе.

Он строил для новокрещеных дома, приобретал скот, земледельческие орудия труда, семена зерновых культур для посева, — словом все, что необходимо было для оседлого образа жизни.

При Улалинском стане была учреждена женская община, впоследствии преобразовавшаяся в женский монастырь.

Скончался преподобный 18 мая (по ст. стилю) 1847 года в Болховском монастыре Орловской епархии, где с 1844 г. состоял настоятелем после возвращения с Алтая. В 1983 году преподобный Макарий причислен к лику святых и его имя внесено в Собор Сибирских святых.

Память его празднуется 31 мая, 20 сентября нового стиля, а также в дни памяти Соборов Смоленского, Костромского и Сибирского.

Молитва преподобному Макарию (Глухареву) Алтайскому и Болховскому.

О предивный угодниче Христов, преподобне отче Макарие! Благодать Всевышняго направи тя, святче Божий, во страну горнюю, во язычестве погибающую. Непрестанно труды своя полагал еси, дабы исхитити из руки врага рода человеческаго души язычников неразумных.

Словом своим наставлял еси я, врачуя души и телеса младенствующих во Христе. Молися и о нас ныне, тьмою безбожия окруженных и нападения от язык приемлющих. Утверди наша словеса на проповедание Евангелия, укрепи наша стопы на хождение путем правды и несение той людем заблуждшим.

Ей, угодниче Божий! Молися о всех нас всех, ко святей иконе твоей припадающих. Помози нам устояти от искушений века сего. Испроси у Дароподателя Бога каждому по потребе его. Пастырем, несущим свет, — неустанность во трудех, ко службе великое усердие и пред Святыми Тайнами Благоговение.

Верным, молящимся тебе, — крепость в вере, неленость в молитве и почитание святынь Божиих. Новопросвещенным — в вере научение, к молитве великое тяготение, ко службе во храме неленостное хождение. Всем же нам, молящимся тебе, — телеснаго здравия, наипаче же душевнаго спасения.

Да и мы с тобою сподобимся во Царствии Небеснем воспевати песнь в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Тропарь, гл. 4

Читайте так же:  Православные молитвы на возврат денег должником

Христовою любовию подвизаемь, благовестити веру истинную пришел еси народом Алтайским, преподобне, отче наш Макарие, словом и житием тех наставляя, привел еси многих ко спасению,/ егоже сподоби и нас молитвами твоими. Кондак, гл. 3

Языческаго зловерия избегше, проповедию твоею Творца светов познахом. Ему же в Троице покланяющеся,/ молим тя, равноапостольне Макарие, сохраняй чада твоя в истинней вере Христовой предстательством твоим пред Богом.

Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Преподобный Макарий Алтайский – человек, который будит совесть

Преподобный Макарий (в крещении Михаил) родился в 1792 году. В детстве он отличался пытливым умом и склонностью к иностранным языкам. Мальчик рос очень благочестивым. Особое влияние на него произвела личность святителя Филарета (Дроздова), с которым он общался во время своей учебы в Санкт-Петербургской духовной академии.

Из академии Михаила направили учителем в духовную семинарию города Екатеринослава. Будучи руководим неким старцем, подвизавшемся в тех краях, молодой человек принимает монашеский постриг с именем Макарий.

Отказавшись от предложения руководить Костромской духовной семинарией (после нескольких лет работы там), он уходит в Киево-Печерский монастырь, где занимается переводом святоотеческих трудов.

Затем были Китаевская пустынь, Глинская пустынь… Вскоре по благословению святителя Филарета молодой монах принимает решение проповедовать среди языческого населения Сибири и Алтая.

В 1830 году Макарий устраивает в Томске Алтайскую духовную миссию и переводит Священное Писание на алтайский язык. Сотни людей крестятся под влиянием его проповеди. Миссионер строит десятки церквей, открывает приходские школы.

Архимандрит Макарий Алтайский: житие и канонизация святого, молитвы Святитель Филарет Московский (Дроздов).  iconexpo.ru

В 1839 году святой Макарий опубликовал трактат о «методах распространения христианской веры среди евреев и магометан Российской империи».

Также он предлагал основать в Казани при монастыре миссионерский центр для распространения Православия.

Желая сделать более понятным для современного человека Священное Писание, он составил записку Священному Синоду с предложением перевести Библию на русский язык.

К тому времени Макарий уже сделал такой перевод, и представил его императору Николаю I. У некоторых членов Священного Синода его действия вызвали острое раздражение. Ответ миссионеру был следующий: «назначить ему [Макарию] при доме томского преосвященного епитимию сроком от трёх до шести недель, по усмотрению преосвященного, чтобы молитвой с поклонами он очистил свою совесть».

Все привело к тому, что миссионер был удален из Алтайской миссии. Свою переводческую деятельность он продолжил в Свято-Троицком монастыре Орловской епархии, в который его назначили настоятелем.

Читайте также:  Молитвы на каждый день: какие надо читать обязательно для простого человека

Его последними словами были: «Свет Христов просвещает всех».

Макарий желал усовершенствовать свои знания еврейского языка, и для этого задумал съездить в Палестину. Однако накануне отъезда он серьезно заболел и вскоре отошел ко Господу (1847). Его последними словами были: «Свет Христов просвещает всех».

  • В 2000 году подвижник был официально канонизирован Русской Церковью «за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространение на Алтае веры Христовой».
  • ***
  • Преподобный Макарий – один из тех людей, которые будят нашу совесть.
  • У кото-то такая постановка вопроса может вызвать недоумение – при чем тут моя совесть к преподобному Макарию?

А при том, что Господь сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28,19). Кому сказал? Церкви, т.е. всем нам. Вопрос: каким образом мы выполняем эту заповедь Христову? Ответ: никаким.

Макарий вот взял, и вышел из своей тихой монашеской келлии, и пошел проповедовать язычникам. Он исполнил заповедь Божию о проповеди Евангелия. Мы – даже не прикасаемся к ней.

Сегодня среди верующих УПЦ есть довольно много скрытых или явных сторонников автокефалии. Дескать, мы достойны быть самостоятельными, мы созрели до статуса автокефальной Церкви. Пусть РПЦ – сама по себе, а мы – сами по себе. Хорошо. Но тогда у меня вопрос: а где в нашей Церкви миссионеры, которые идут к язычникам и иноверцам и проповедуют слово Божие?

Макарий вот взял, и вышел из своей тихой монашеской келлии, и пошел проповедовать язычникам.

Если Церковь полна сил, и имеет все средства для отдельного существования – где же важнейшее служение, которое характеризует Церковь как таковую – миссионерство?

Вообще Церковь изначально рождается говорящей, благовествующей.

Самое первое действие только что сошедшего Духа Святого состояло в том, что доселе молчащие апостолы разомкнули уста, и возвестили миру о великих делах Божиих.

Получив Духа, апостолы не разбежались по домам «хранить благодать», но – вышли на проповедь. В первый же день существования Церкви под влиянием проповеди Петра крестились не менее трех тысяч человек!

Вспомним, что языки пламени сошли не только на 12 апостолов, но на все собрание, числом около 120 человек (именно так говорят наши святые толкователи). Это была вся христианская община на тот момент, вся Церковь.

И она заговорила, эта Церковь! Заговорила, потому что сердца наполнились Духом. «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф.12,34) – сказано в Писании.

Дух, сойдя в сердце каждого ученика, сделал всех их проповедниками слова Божьего.

Как красива эта Церковь! Церковь, исполненная Духа, изливающая любовь, благовествующая!

Почему же мы так мало благовествуем, почему замкнуты наши уста?

Но здесь возникает вопрос. А мы – имеем ли мы того же Духа? Да, имеем. Мы получили Его в крещении и миропомазании, и Его дыхание обновляет нас в таинствах Церкви. Но тогда рождается следующий вопрос.

Почему же мы так мало благовествуем, почему замкнуты наши уста? От какой болезни онемел наш язык, какая сила повесила железный замок на уста наши? Какая Снежная Королева заковала сердца наши в лед? Почему мы молчим о своей вере, молчим о Христе? Разве уже проповедано Евангелие во всех народах? Да что там другие народы – разве нашим людям по-настоящему проповедано Евангелие?

Неужели нам нечего сказать о Христе? Неужели нет у нас ни малейшего желания делиться главной радостью своей жизни с другими? Или Христос Воскресший перестал быть для нас такой радостью?

Наше молчание о Господе — это настоящая беда. Темная и тяжелая немота все более и более овладевает нами. Церковь наша уже заснула однажды — тяжелыми ранами гонений она была разбужена. Теперь мы засыпаем вновь. Разбудит ли нас Господь снова, или в этот раз мы уже уснем навеки?

Мы – члены каноничной Церкви: живой, проповедующей, растущей.

Господь пока еще дает нам возможность стать настоящими христианами – знающими и любящими свою веру, и свидетельствующими о ней.

Еще можно очнуться от спячки, отогнать сонную дремоту, и осознать себя не только последователями отечественной традиции Православия, но и носителями веры апостольской – веры миссионерствующей и благовествующей.

Для этого и наполняется Церковь Духом Святым – не только для нашего личного спасения, но и для продолжения нами евангельского благовествования.

Мы – члены каноничной Церкви: живой, проповедующей, растущей. Только такую Церковь не одолеют врата адские; такая Церковь есть святая, соборная, и апостольская; в такую Церковь мы веруем, и такой Церковью мы обязаны быть.

Преподобный Макарий, который в одиночку сделал работу за сотни и тысячи людей, да помолится о нас, чтобы мы выполнили то, чего Бог хочет от нас. А для начала просто поняли, что нам необходимо делать.

Святой дня. Аудио.. Прп. Макарий Алтайский / Православие.Ru

Память 18 / 31 мая

Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)

Преподобный Макарий Алтайский

Преподобный Макарий (Глухарев)[1] родился в 1792 году. В крещении он был наречен Михаилом. С детства святой отличался глубоким благочестием и замечательными способностями к учению, особенно преуспевая в постижении древних языков. Он учился в Санкт-Петербургской духовной академии, которой руководил в то время святитель Филарет (Дроздов), оказавший на него большое влияние.

По окончании академии (1820) Михаил был направлен учителем в духовную семинарию города Екатеринослава. Там под влиянием старца, подвизавшегося в тех краях, он принял монашеский постриг от епископа Иова (Потемкина) с именем Макарий.

Затем его пригласили руководить Костромской духовной семинарией.

Но административная работа его не очень привлекала, и он предпочел уйти в Киево-Печерский монастырь, где целиком посвятил себя созерцанию и переводу святоотеческих трудов[2].

Внимая мудрым наставлениям святителя Филарета, он вскоре понял, что его истинным призванием является проповедь Благой Вести среди языческого населения Сибири и Алтая.

В 1830 году вместе с несколькими семинаристами он основал в Томске Алтайскую духовную миссию и перевел Священное Писание на алтайский язык. Ему удалось привести множество душ к истинной вере не только пламенной проповедью, но и собственным примером праведной жизни.

Очень многие приняли от него святое крещение. Он построил десятки церквей, при которых были открыты приходские школы.

В 1839 году святой Макарий опубликовал трактат, где излагал свои предложения о «методах распространения христианской веры среди евреев и магометан Российской империи», который сохраняет актуальность и доныне. Он предложил также основать в Казани при монастыре миссионерский центр, который имел бы целью распространять православное учение и духовную жизнь среди мусульманского населения.

Его пастырское усердие не ограничивалось одной Азией.

Желая сделать более понятным Священное Писание, которое существовало только на церковнославянском языке, он составил записку для Священного Синода, предлагая перевести Библию на современный русский язык (1834).

Не ожидая ответа, святой Макарий сам сделал такой перевод и представил его императору Николаю I. Этот поступок вызвал неприятие у некоторых членов Священного Синода, которые призвали его к покаянию.

Вскоре святой Макарий был удален из Алтайской миссии и назначен настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Там он продолжил переводческую деятельность. Намереваясь предпринять паломничество в Святую Землю, чтобы усовершенствовать свои познания в Ветхом Завете, святой Макарий накануне отъезда заболел и вскоре отошел ко Господу (1847).

Святитель Макарий, митрополит Московский, Алтайский (Невский)

Святитель Макарий, митрополит Московский, Алтайский (Невский; + 1926)

ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 16 ФЕВРАЛЯ / 1 МАРТА;СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий) родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Владимирской губернии.

Отец его, Андрей Иванович, служил причетником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы.

С детства мать приучила маленького Михаила к молитве, а любимым его чтением были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

В 1854 году Михаил закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию — Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по своим успехам мог бы продолжить обучение в Академии.

Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев.

Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдаленные труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

В 1861 году Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукоположили в иеродиакона, а еще через день — в иеромонаха. С этого времени начинается самостоятельное миссионерское служение иеромонаха Макария — сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане.

Миссионерская проповедь могла достигать своей цели лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке.

Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. Многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани.

Читайте также:  Икона Божией Матери Козельщанская: значение и где находится, в чем помогает, молитвы

В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности владыка прослужил восемь лет.

За это время число крещеных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухареве) число крещеных составляло 675 душ), число приходских храмов — до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрел всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своей для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных обличение».

Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен.

За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против помазанника Его…

В подметных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков… Их желание — все перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими…».

Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

В мае 1906 года его возвели в сан архиепископа, а в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией».

Священномученик Арсений (Жадановский) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление.

Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об имени Божием (1912).

Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне — последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме).

И святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной конторе, которая определила учение имяславия православным, не содержащим ереси. Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгим монахом и аскетом.

В 1917 году после февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на святителя, который остался верен присяге государю и отказался присягнуть Временному правительству.

Его не допустили на Всероссийский Собор 1917-1918 годов и принуждали «как несоответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке.

Это было явное беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как Московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости.

Кроме того, 82-летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом которой он был, сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не теряя способности говорить. Больного владыку посещал Святейший Патриарх Тихон.

Последнее их свидание было в августе 1924 года, когда оба они испросили друг у друга прощение.

Священномученик митрополит Петр, став патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословение, и владыка с любовию подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся святитель-миссионер, апостол Алтая, сибирский столп Православия, живой Русский святой — так называли его современники — почил 16 февраля 1926 года в поселке Котельники Люберецкого района Московской области. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Всех Русских святых под Успенским Собором.

  • Святитель Макарий был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года.
  • Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас!
  • Тропарь, глас 4:
  • Днесь светло красуются благочестивых собори, / псаломски воспевающе проповедника Христова / и учителя благочестия блаженнаго Макария; / Церкви Христианской утверждение / и земли Алтайской похвалу и украшение, / роду же нашему всегдашнего предстателя, / / подающего мир и велию милость.
  • Кондак, глас 3:
  • Святителю Христу Богу возлюбленне, / правило веры и образ милосердия людем был еси, / проповедию своею и многими труды языки алтайские ко Христу привел еси, / сам же в подвезех пребывая, / от Бога нетлением на земли увенчался еси, / духом же Престолу Божию предстоя, / молися ныне ко Господеви, / да укрепит нас во Православии и благочестии / / и спасет души наша.

Преподобный отче наш макарие, моли бога о нас!

05:40 pm — Преподобный отче наш макарие, моли бога о нас!Сегодня совершается память святого Макария Алтайского.

Преподобный архимандрит Макарий (Глухарев) — одна из самых светлых личностей не только в истории нашего миссионерства, но и вообще в истории нашей Церкви…http://www.orthedu.ru/nbpi/nbpi/st-makarii/1.htm (никто не останется равнодушным)

молитвы, стихи и наставления святого Макария Алтайского:

«

О Владыко всесвятый, всемогущий, всеведущий и всем управляющий! Твоей всесвятейшей воле и благости благоугодно было поставить меня ничтожного на сие служение. Ты Сам кого избрал, тех » призвал из тьмы заблуждения в познании Тебя, единого истинного Бога во Святой Троице.

Ты привел их в святую Твою Церковь, искупленную честной кровью возлюбленного Сына Твоего Иисуса Христа, очистив водою крещения, посредством моего недостоинства. Если бы не Ты Сам помог мне благодатию Твоею, то что бы я мог совершить, я, тварь Твоя ничтожная, не могущая от себя ничего доброго сотворить, кроме греха.

О всесвятейший, всемогущий Боже! Соблюди, сохрани, покрой и спаси, их же просветил еси мною недостойным. Они еще младенцы, еще плотские, я питал их млеком и не крепкой пищей. При Твоей всесвятейшей помощи, сколько и что мог сделать, то все Тобою Самим.. Ты Сам мне дал их родить святой Купелью и опять оставляю их под всемогущий покров Твой святой».

Алтай золотой! Будь счастлив, родной! И мир — над тобой!  Будь ты исполин,  И свят, как Афон:  Господь твой — один.  Все мерзости вон. Алтай мой родной, Отныне Бог твой, Спаситель драгой!  Прощаюсь с тобой  На сердце с тоской, С слезой на глазах,  С молитвой в устах! Алтай мой родной! Отныне Бог твой — Спаситель драгой! Прости, мой родимый,  Прости, мой Алтай,  И Богом хранимый,  Завет поминай! Алтай золотой, Будь счастлив родной, И мир — над тобой! _________________Мой Бог, мой Царь — Отец! Спаситель дорогой! Пришел желанный день! Паду перед Тобой! Еще я на земле, Но дух Тобой трепещет! Зрю, Светит горний луч!

Заря безсмертъя блещет!

Тропарь преподобному Макарию, глас 4

Христовою любовию подвизаем благовестити веру истинную пришел еси народам алтайским, преподобне отче наш Макарие. Словом и житием тех наставляя, привел еси многих ко спасению, егоже сподоби и нас молитвами твоими.

Красоты Алтая на Яндекс.Фотках

Сотни интересных снимков 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector