МАРИИ-МАГДАЛИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ с. Никольское
 

НА ГЛАВНУЮ

   

Краткая история обители.

        Монастырь Марии  Магдалины  своим основанием всецело обязан дворянке Марии Арсентьевне Охотниковой, дочери героя наполеоновских войн генерал-майора Арсентия Ермолаевича Коровкина.

      Арсентий Ермолаевич  был дважды женат, и от второго брака на состоятельной дворянке Надежде Михайловне Н., владевшей значительными имениями в Орловской, Курской и Воронежской губерниях, имел дочь  Марию, которая и стала впоследствии основательницей монастыря святой  Марии  Магдалины. Мария Арсентьевна была женщиной благочестивой и прекрасно образованной. Ее любимой святой была Мария Магдалина. Она видела в ней образец чистоты, любви и преданности Господу.  Она знала, что придет время, когда  Мария Магдалина станет одной из самых почитаемых святых на Руси, ибо не могут не почитаться чистота, абсолютная преданность Богу и любовь к Нему безмерная. В пожилом возрасте Мария Арсентьевна Охотникова оставляет мирскую суету и целиком посвящает себя делам веры, делам духовным, богоугодным. Она приступает к осуществлению своей давней мечты: основанию женской обители во имя святой Марии Магдалины. Для этой цели и покупает в 1881 году имение в селе Никольском-Кудинове Ливенского уезда Орловской губернии у статского советника Нечаева-Мальцева.  За три года в имении собралась большая женская община. В своем усадебном доме Мария Охотникова устроила домовую церковь, освященную во имя Святой Живоначальной Троицы, а для насельниц частью выстроила, частью приспособила под кельи усадебные постройки. Но преобразование существовавшей в ее имении женской общины в монастырь при жизни ее так и не было осуществлено.

       В 1883 году М. А. Охотникова скончалась,  оставив завещание, в котором выражала желание, чтобы в ее имении был учрежден "женский общежительный монастырь во имя святой Марии Магдалины на сто душ монахинь", построена новая кирпичная соборная церковь во имя той же Святой "вместимостью на 200 человек"; и учреждена "богадельня для содержания в ней двенадцати престарелых лиц женского пола, желательно из бывших ея, Охотниковой, крестьян".

На строительство собора и содержание богадельни ею было выделено 112 тыс. рублей. Кроме того, она пожертвовала ещё около 100 тыс. руб. на постройку в монастыре 2х-этажной трапезной на 100 душ монахинь, "при оной кухня с очагом, хлебопекарня и прачечная"; школы для девочек-сирот, странноприимного дома, больницы и кирпичной монастырской ограды. При этом завещательница оговаривала ряд условий, главным из которых было особое почитание святой Марии Магдалины и вечное поминовение свое и своих близких.

27 марта 1884 года по указу Его Императорского Величества Александра Ш Святейший Правительственный Синод на своем заседании заслушал представление епископа Орловского и Севского Симеона об учреждении в епархии нового женского монастыря и принял постановление: "Учредить в селе Никольском Ливенского уезда первоклассный общежительный монастырь, во имя святой Марии Магдалины, с училищем для девочек и богадельнею, с таким числом монахинь и послушниц, какое может содержать на свои средства, без всякого отпуска на сей монастырь содержания от казны". Значительные денежные пожертвования Марии Охотниковой позволили не только обеспечить будущность обители, но и развернуть в ней обширное строительство. Прежде всего, был заложен огромный, "в византийском стиле", пятиглавый двухэтажный собор имени Марии Магдалины, строительство которого велось  по проекту известного архитектора А. А. Кюи. 

        Построенный собор имел шесть престолов; в нижнем, отапливаемом, этаже находились: центральный - во имя Тихвинской иконы Божией Матери, левый - святителя Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, правый - Дионисия Ареопагита и Климента - Папы Римского. В верхнем храме размещался главный престол во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и придельные - святого великомученика Георгия Победоносца и Всех Святых. Наиболее почитаемой иконой собора стал Тихвинский образ Богоматери в сребро-позлащенной ризе. "В храме Марии Магдалины была чудотворная икона, большая. Все к ней подходили. Многие исцелились", - рассказывали старожилы села.

Главный собор монастыря, храм Марии Магдалины, стал украшением Ливенского края.  Главы храма, омываемые солнечными лучами, торжественно сверкали в божественной голубизне небес. Величие храма, его внутренняя просветленность, таинство легкости и прозрачности производили неизгладимое впечатление на всех, посещавших его. В 1885 году на средства душеприказчика Марии Охотниковой И. Н.Васильева было построено училище для девочек-сирот. К началу 20 века монастырь стал многолюдной, процветающей обителью. Обширная территория  монастыря  была благоустроена и густо застроена. Здесь находились каменное здание трапезной, хлебопекарни и просфорни, 9 деревянных корпусов с келиями для монашествующих, сапожная мастерская, дровяной сарай, баня. Монастырь был огорожен высокой стеной из красного глянцевого кирпича. Стена, толщиной более полуметра, имела форму прямоугольника с двумя воротами.  Главные, Святые или "Красные" ворота, в западной ее стороне, поражали своей  возвышенностью и архитектурным великолепием. За монастырской стеной с восточной стороны находился хозяйственный двор,  с каретным и кормовым сараями, конный и скотный дворы, рига, гостиница для богомольцев и странноприимный дом, ветряная мельница.  Монастырю также принадлежали два хутора на его землях и подворье в Ливнах. Большую территорию занимал монастырский сад.  

 Разорение и годы запустения. 1917 - 1995 гг.

Жизнь обители протекала неспешно и размеренно, наполненная трудами и молитвами,  до осени 1917 года. После  октябрьского переворота, разрушившего все устои нравственности, настали скорбные дни для Церкви Христовой, для всего народа российского, в вере пребывающего. Не миновало лихолетье и обитель святой  Марии Магдалины. Монастырь стал подвергаться враждебным действиям: вырубался монастырский лес, воровались овощи с огорода, оскорблялись сестры монастыря. В ноябре 1917 года сельские комитетчики, явившись в монастырь, заявили игуменье Магдалине, что сами будут управлять монастырем, а сестрам предложили разойтись.

       9 декабря 1917 года поздно вечером крестьяне д. Андриановки, собравшись на монастырский двор, подвергли избиению охранявшую амбары рясофорную послушницу Екатерину Черных. Услышав шум и крики, монахини ударили в набат. На звон монастырского колокола ответила набатом церковь в соседнем селе Губанове - Никольском. Собравшийся из этого села народ заставил погромщиков разойтись. Но на другой день в трапезной монастыря Кудиновский волостной комитет вместе с другими сельскими комитетами устроил собрание, на котором было постановлено отобрать у монастыря ключи от всех амбаров. Комитетчики вели себя вызывающе: курили, сидели в шапках, сквернословили. 19 января 1918 года вооруженная толпа, окружив настоятельский корпус, грозилась убить игуменью Магдалину. Матушка вынуждена была покинуть монастырь. Переодевшись и воспользовавшись потайным ходом, она незамеченной вышла за территорию обители.  С Божьей помощью ей удалось добраться до Ливен.  И если хоть какая-то монастырская жизнь еще теплилась в обители, то после разгрома повстанцев она прекратилась окончательно.

Священники монастыря были расстреляны недалеко от г. Ливны. "Их было двое: батюшка Димитрий, старенький, и батюшка Михаил, молодой. Елена Франц, дожила до восстановления и смогла многое  рассказать о монастыре ее детства и юности. "Когда снимали иконы в верхнем храме, собралось много народу, и все плакали. Привели человека, столяра Трофима. Снять нужно было все очень аккуратно, ничего не повредить. Прошел слух, что иконы уже продали за границу. Крест был очень высоко, под куполом. Принесли  лестницу. Трофим подошел, посмотрел, встал перед крестом, положил три поклона и говорит: "Господи, я недостоин Крест снимать. Но если я дотронусь до Креста, разрази меня мигом оттуда". Все слышали, что он говорил. Потом он полез. Только за Крест взялся, так его  сразу оттуда и  столкнуло. И рухнул он прямо на деревянный пол.  Все перепугались, решили, что он разбился. Подошли к нему, чтобы поднять и вынести из храма, а он очнулся и говорит: "Отойдите от меня".  Встал и вышел. И после этого еще долго жил. Двоих других привели, и те, не помолившись даже, сразу полезли по лестнице. Крест сняли, опустили на веревках, и стали иконостас разбирать. Иконостас был  большой, красивый, все иконы под золото. До вечера разбирали. Комсомольцы иконы выносили. А  люди стояли, молились да слезы проливали". На другой день из нижнего храма  иконы стали выносить. А потом вскрыли склеп. Останки Марии Охотниковой и ее мужа перезахоронили, а гробы вместе с золотыми крестами перевезли в Знаменскую церковь. Гробы висели на толстых балках. Старожилы рассказывают, что ночью садились самолеты за церковью. После  этого и иконы и гробы исчезли. Храм был закрыт. Все было разбито.

Разная участь постигла насельниц монастыря. Некоторые погибли в тюрьмах и ссылках. Большую часть монастырских сооружений со временем разобрали, некоторые были разрушены во время Великой Отечественной войны.   Храм тоже пытались разрушить, уже  после войны, разобрать на  кирпичи, но Господь не попустил.   Раствор оказался таким крепким, что разбивались сами кирпичи, а связка между ними сохранялась.  Но купол все же разрушили, в 1960 году. Обезглавили храм. Это было непристойное зрелище: главки падали, расплющивались. В храме  одно лето  детский дом размещался: и вверху и внизу кровати стояли.  В корпусах тогда ремонт делали. Так дети не могли спать: видения им были.  Каждую ночь слышались церковные песнопения,  раздавались гулкие звуки шагов.  Детдом был до самой войны. И долгое время слышалось, как в храме пели. Голоса были и батюшек, и матушек. В здании храма в разное время размещались: склады, столовая, библиотека, кинотеатр. Настоятельский корпус использовался как контора. Монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины, ее величественный прекрасный  храм, пытались стереть с лица земли русской, православной. Но то, что приходит от Господа, не может быть уничтожено. Святое не может не воскреснуть, не может не явить себя в прежней красоте и величии. Богом избранное есть Богом избранное. И потому оно вечно.

 Восстановление монастыря. 1995 - 2007 гг.

Возрождение обители началось в 1995 году по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия.

Восстановление монастыря начал протоиерей Николай Мальцев. Он организовал местных жителей и верующих г. Ливны, которые расчистили территорию монастыря, освободили храм от земляной насыпи, начали восстановительные работы. Большую помощь оказывали ливенцы: священство, женщины-штукатуры, строители, учащиеся Ливенского колледжа и многие другие. Окрестные колхозы давали коров и корма. Из местных жителей особенно помогали учителя Никольской школы. В сентябре 1995 года из Белгорода в монастырь приехала монахиня Киприана. Она была настоятельницей женского монастыря в с. Зимовеньки, куда не раз приезжал отец Николай. В очередной свой приезд, когда монастырь из Зимовенек  уже был переведен в Белгород,  отец Николай пригласил матушку Киприану в монастырь Марии Магдалины. В день приезда матушки был освящен нижний храм Тихвинской иконы Божией Матери. Матушку попросили зажечь первую свечу. Она была счастлива. Владыка Паисий благословил матушку Киприану на жительство в монастырь. На Архистратига Михаила в монастырь приехала сестра матушки, монахиня Иоанна, потом  -  Ирина из Донецка.  К тому времени в монастыре несли послушание инокини Паисия и София, помогала Раиса.  После зимы стали приезжать сестры из других монастырей. Матушка Киприана стала первой настоятельницей возрождающейся обители. Она была очень общительной и деятельной, собирала средства для восстановления монастыря, выкупала недвижимость, организовывала быт и монашескую жизнь в обители. Богослужения в храме были ежедневными. Сначала служил отец Николай (Мальцев), потом его перевели в г. Ливны, а его место занял протоиерей Мефодий из Ливенского Сергиевского храма, который служил по праздничным, субботним и воскресным дням. На недельные службы поочередно приезжали другие Ливенские священники.  Службы проходили в холодном храме. Матушка приехала в обитель с настоятельским крестом, но крест не носила. Однажды говорит: "Вот стою и думаю: крест есть. Матушка я или не матушка. Надену крест, поеду в Ливны, к народу обращусь, чтобы помогли". Приехали в Ливны. Встала она посреди площади, что перед храмом, встала на колени, простерла руки к людям: "Люди добрые, помогите монастырю! Такая святыня пропадает!". Все к ней кинулись: "Матушка! Что? Где?" Начали жертвовать. Стали ездить, помогать. Был восстановлен иконостас нижнего храма, привезены из Москвы иконы, куплена церковная утварь. Восстановили крышу и купола храма. Появилась сельскохозяйственная техника. Пришла в монастырь послушница Иулия, из Тулы. Она консерваторию закончила. Сама музыку писала. В миру на телевидении работала. Иулия стала и псаломщиком, и регентом. Организовала хор из учителей и учеников Никольской  школы.  Владыка Паисий, посетивший тогда монастырь, был приятно удивлен голосами певчих. В 1997 году прислали отца Герасима. Матушка с сестрами его "вымолили": читали акафисты, молились, чтобы Господь послал в монастырь иеромонаха. Отец Герасим был истинный монах, службу вел строго по уставу, все требы выполнял безотказно. Он был очень строгий молитвенник. Часто часов до 3-х ночи не ложился, молился. Иногда засыпал за молитвой.

Матушка Киприана рассказывала:  "Горькой была участь монахинь после закрытия монастыря. Почти всех их подвергли репрессиям. Около 20 имен, умерших в лагерях и ссылке монахинь, нам удалось отыскать. Их и пятерых покойных настоятельниц монастыря мы ежедневно поминаем на литии". В 1998 году во дворе храма на месте бывшего монастырского кладбища  установили крест и гробницу - символическую могилу в память всех сестер Марии Магдалинского монастыря, пострадавших за веру. Во время служения первой литии произошло удивительное событие: десятилетний мальчик-алтарник видел, как при первых же звуках молитвы вся территория вокруг монастыря стала заполняться людьми в монашеских одеяниях: монахи и монахини были в черной одежде, в апостольниках, в шапочках-камилавках, длинных мантиях; они стояли по другую сторону креста, напротив, отдельно от живых, и лица их были неясны, как бы затуманены,  весь монастырский двор был заполнен ими. На самом деле у символической могилки стояло несколько человек, а духовник монастыря иеромонах Герасим обходил с кадилом скромный холмик. "Это наши братья и сестры незримо для всех присутствовали на литии, - сказала тогда матушка Киприана, - а ребенок своими духовными очами увидел это".

Монастырь восстанавливался, как говорится, всем миром. Люди приезжали издалека, помогали во Славу Божию. Со временем благоустроились кельи для монашествующих, окрепло монастырское хозяйство. Большим ударом для монастыря была трагическая кончина (в автокатастрофе) настоятельницы монастыря матушки Киприаны, духовника обители иеромонаха Герасима и двух сестер 5 ноября 1998 года. Погребены монахини близ монастырского храма в с. Никольском, а иеромонах Герасим на территории женского Введенского монастыря г. Орла, где он начинал свое священническое служение.

Следующей настоятельницей стала монахиня Антония из Шамординского монастыря.  При ней продолжались восстановительные работы в обители. В январе 2003 года по благословению архиепископа Паисия настоятельницей монастыря назначена монахиня Иоанна (Боярская) из Свято-Никольского Черноостровского монастыря г. Малоярославца.

В 26 июля 2010 года по благословению архиепископа Пантелеимона настоятельницей монастыря назначена монахиня Марфа (Лоджанская) из женского монастыря  блаженной Ксении Петербургской Дмитровского района.

Сведения о современной жизни.

 

Дорогу осилит идущий…

В настоящее время в монастыре проживают Матушка Настоятельница и 13 сестер, находящихся под непосредственным руководством и окормлением Орловско-Ливенского архипастыря Высокопреосвященнейшего Владыки Пантелеимона.

В храме св. Марии Магдалины совершаются ежедневные Богослужения, читается Псалтирь, совершаются моления о недугующих пьянством, о болящих, читается Акафист Кресту Господню.

 

Престольные праздники.

         Свт. равноапостольная Мария Магдалина

         Тихвинская икона Божией Матери

         Свт. Тихона, еп.Воронежского,Задонского чудотворца

Георгий Победоносец

Святитель Митрофан Воронежский, чудотворец

Святитель Игнатий Брянчанинов

Архимандрит Паи́сий  Величковский

Всех Святых

Священномученик Дионисий Ареопагит

Священномученик Климент

Святыни монастыря: ковчег с частицами Киево-Печерскими святых (более 100); икона св. Марии Магдалины с частицей мощей; частица Животворящего Креста Господня; множество частиц мощей святых угодников. Невдалеке от монастыря расположен Святой источник, освященный в честь Покрова Божией Матери, где многие получили исцеление.

Также монастырь имеет скит в с Рождественское Должанского р/н, полуразрушенный храм Рождества Богородицы, на восстановление которого требуются большие средства.

Всемилостивейше просим Вас, дорогие братья и сестры, помочь во славу Божию для восстановления скита.

 

 

 

 на главную