ИСТОРИЯ ЛИВЕНСКОЙ
ЕПАРХИИ
В церковном
отношении город Ливны и его уезд были неоднократно перемещаемы из одной
епархии в другую. Первоначально Ливенский край находился в области
Черниговской епархии, к которой относилось и все Рязанское княжество;
потому-то Черниговские архипастыри считали своим долгом посредствовать между
великим князем Владимирским и князьями, господствовавшими «на Рязани, на
Ливнах и на Воронеже». В конце 12-го века на Рязани образована была особая
епископская кафедра, и с тех пор обитатели Быстрой Сосны находились в
ведении Рязанских владык. Со времени же присоединения Соснинсого бассейна к
Московскому княжеству мы видим его находящимся в епархии Крутицкой; почему в
царствование Василия Шуйского и послан был сюда Крутицкий митрополит
Пафнутий для увещания жителей, передавшихся на сторону самозванца. В
царствование Алексея Михайловича был поднят вопрос об учреждении на Ливнах
епископской кафедры. Именно на Московском соборе 1667 года, бывшим под
председательством святейших патриархов: Александрийского Паисия,
Антиохиского Макария и Московского Иосафа II царь Алексей Михайлович
предлагал учредить в городе Ливнах особую епископию, и собор тогда же
постановил «открыть на Ливнах епископскую кафедру, с подчинением ее
Крутицкой митрополии, так чтобы Ливенский епископ, кроме священнослужения и
хиротонисания, ничего не делал без благословления и повеления Крутицкого
митрополита». Но постановление это, как и соборное определение 1681 года об
учреждении такой же кафедры в городе Болхов, не было приведено в исполнение
по недостатку на то материальных средств. Оставшийся по-прежнему в
непосредственном ведении Крутицких иерархов, Ливенский уезд испытывал
немалые затруднения в сношении с епархиальною кафедрою, которая отделялась
от него почти 500-верстным расстоянием. Вследствие этого многие из церквей
оставались «без пения». Так, например, в 1678 году из 25-ти сёл Ливенского
уезда в 6-ти не было ни попов, ни дьячков.
Русский
православный народ искони выражал свое благочестие в преданности к храмам
Божиим. Эту черту обнаруживают и обитатели Ливенскаго уезда в 17-м веке. Из
переписных книг этого времени видно, что где скоплялось несколько десятков
жилых дворов, там появлялся уже и погост с церковью или, по крайней мере,
часовнею. Ввиду бедности людской, между прихожанами и попами установлялась
крепкая связь и взаимная преданность. Если прихожане были не в состоянии на
свой счет постоит церковь, к ним приходил на помощь поп и на свои
собственные средства созидал церковь, которую потом или выкупали у него
прихожане, или обогащали внутреннее достояние ее своими «прикладами»,
состоявшими в образах, ризах, книгах, колоколах и т.п.
Уездные церкви были
вообще весьма бедны. Построенные клетцки, они совсем отличались от
обыкновенного жилого дома только приподнятою кровлею (на подобие клетки), а
внутри имели вид моленных домов. Весь иконостас их состоял иногда из двух
икон. Но при всей бедности населения, в некоторых церквях имелись иконы в
серебряных окладах. Напрестольные кресты были неокладные, следовательно,
деревянные. Таковы же, вероятно, были и священные сосуды; о сосудах же
Георгиевской церкви замечено, что они были оловянные. Кандеи или кадильницы
упоминаются медные. Священнические ризы были везде полотняные (т.е.
собственно: риза, стихарь, поручи и епитрахиль) и по одной паре; только
Никольской церкви было двое риз, из которых одни были собственностью попа, а
другие составляли «приклад» приходских людей. О колокольнях не встречается
упоминания; о числе же колоколов известно, что их было: при Никольской — 2,
Пятницкой — 4, Георгиевской — 3. При новостроившейся церкви села
Новосильского колоколов еще не было. Из часовен только одна Георгиевская
имела 2 колокола, которые, очевидно, были спасены при разорении находившейся
здесь церкви в приход Крымского храма.
В
целом, священство в районе было грамотное. Где обучались грамоте Ливенские
кандидаты на священство и дьячковство-неизвестно; но есть основание думать,
что рассадником духовного просвещения для г. Ливен и его уезда уже тогда
служил именно Сергиевский монастырь. Из переписных книг 17-го века мы знаем,
что некоторые бобыли, жившие на земле Сергиевского монастыря, умели читать и
писать, почему иногда поступали подьячими в Ливенскую съезжую избу.
Вероятнее всего предполагать, что своею грамотою, а через нее и карьерою,
обязаны они были какому-нибудь черному старцу Сергиевского монастыря,
поставившему для себя подвигом обучение детей чтению и письму, тем более,
что у монастыря была своя лавка в городе, где, как нужно думать, можно было
приобрести самые грамотки, бумагу и чернила. По крайней мере, на
просветительное значение Сергиевского монастыря для всего Ливенского уезда
ясно указывает то, что в первой половине 18-го века при Сергиевской обители
существовала уже правильно организованная школа для детей духовенства
Ливенского уезда, так называемая «Русская школа».
В дальнейшем,
центром образования местного духовенства стало Ливенское Духовное училище.
Здесь получили образование такие известные в церковном мире люди, как
святитель Феофан Затворник Вышенский, философ-публицист протоиерей Сергий
Булгаков, епископ Астраханский и Енотаевский Митрофан (Невский), схиигумен
Павел (Драчев), а также известный конструктор Николай Николаевич Поликарпов.
Также родом с
Ливенского уезда преподобные Иоанникий и Арсений Святогорские, преподобный
Севастьян Карагандинский, священномученик Иувеналий Рязанский. Родился в
Ливнах Тамбовский юродивый, известный под именем Илии Немого. В самих Ливнах
прославились своим юродством «Сережа» и «Петька-петушок».
Свято чтится память
первого игумена бывшего в городе мужского монастыря — игумена Харалампия с
почившей братией. На территории Свято-Сергиевского Кафедрального собора
находится главная святыня Ливенской епархии – усыпальница иноков —
«пещерка», самая почитаемая святыня города. Возле самого собора, справа от
алтаря, установлена сень над могильной плитой одного из наместников бывшего
монастыря — архимандрита Алексия (Щеглова, в схиме — Авраамия). Известен он
был своей тихостью и кротким нравом, так что многие из братии досаждали ему.
Под горкой, на которой расположился собор, находится источник святой воды
(т.н. «Харалампиевский источник») и купель возле него.
6 мая 1788
года была образована Орловская губерния, вслед за этим последовало создание
Орловской епархии, в состав которой вошёл город Ливны.
25 августа
1906 года в Орловской епархии было создано Елецкое викариатство, а 27 марта
1918 г. Священный Синод издал постановление о том, что викарный епископ
Орловской епархии должен иметь постоянное пребывание в Елецком Троицком
монастыре с правом управления Елецким и Ливенским уездами (Орловские
епархиальные ведомости. 1918. № 9. С. 240). Викарными Елецками с момента
управления ими Ливенским уездом были епископ Николай (Никольский), бывший
прежде псаломщиком Скорбященской церкви г. Ливен, имевший теснейшие
отношения с юным Иваном Крестьянкиным, епископ Лука (Войно-Ясенецкий),
знаменитый врач-хирург, епископ Василий (Беляев), священномученик
архиепископ Сергий (Зверев), архиеп. Серафим (Протопопов) и архиеп. Артемон
(Евстратов).
С 1954 года Елец входит в
Воронежскую и Липецкую епархию, а Ливенский уезд в церковном отношении
подчиняется Орловскому правящему архиерею.
В
Свято-Сергиевском соборе г. Ливен сохранилась икона преп. Серафима
Саровского, согласно преданию, написанная исповедником
XX
века митрополитом Серафимом (Чичаговым), бывшим Орловским.
В
XX
веке с 22 ноября 1934 г. по 9 февраля 1935 гг. существовало Ливенское
викариатство, епископом был назначен Сергий (Куминский), расстелянный 11
декабря 1937 г. в г. Ачинске Красноярского края, но в управление он так и не
вступил.
25 июля 2014 года на
заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в Патриаршей и
Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве был заслушан рапорт
архиепископа Орловского и Ливенского Антония с предложением образовать новую
епархию в Орловской области (журнал № 67).
Священный Синод постановил образовать
в административных границах Верховского, Глазуновского, Должанского,
Залегощенского, Колпнянского, Корсаковского, Краснозоренского, Ливенского,
Малоархангельского, Новодеревеньковского, Новосильского, Покровского и
Свердловского районов Орловской области Ливенскую епархию, выделив ее из
состава Орловской епархии.
Правящему архиерею
Орловской епархии Синод постановил иметь титул «Орловский и Болховский»,
правящему архиерею Ливенской епархии — «Ливенский и Малоархангельский».
Епископом Ливенским и Малоархангельским избран архимандрит Нектарий
(Селезнев), клирик Орловской епархии.
В пределах
Орловской области образована Орловская митрополия, включающая в себя
Орловскую и Ливенскую епархии. Главой митрополии назначен архиепископ
Орловский и Болховский Антоний.
|